«Формирование умения обучающихся применять знания в работе с учебником химии»
учебно-методический материал

цамалаидзе ирина викторовна

Работа может быть рекомендована и востребована другими педагогами, работающими на данном уровне образовательной системы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Профессиональный лицей №4»

Методическая разработка преподавателя химии

Цамалаидзе Ирины Викторовны

по теме:

«Формирование умения обучающихся применять знания в работе с учебником химии

»

Владикавказ

Формирование умения обучающихся применять знания в работе с учебником химии

        Овладение знаниями и умениями по предмету невозможно без самостоятельной работы обучающихся с книгой (учебником, задачником, дидактическими пособиями, справочником по химии и т.д.). Работа с учебной книгой обеспечивает развитие мышления обучающихся, воспитывает культуру речи. Умение работать с книгой важно не только для успешного обучения, оно потребуется обучающимся в будущей трудовой деятельности, неизбежно связанной необходимостью повышения квалификации путём самостоятельного приобретения знаний.

        Формирование умения обучающихся работать с литературой следует начинать с организации работы с учебником на уроке. Для успешной организации работы обучающихся с учебником учителю необходимо заранее хорошо изучить содержание, ознакомиться со структурой пособия. Его дидактическими особенностями.

        Учебник раскрывает содержание предмета в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программами и требованиями дидактики. Помогает учителю представить объём и конкретное содержание учебного материала, выявить его последовательность, установить взаимосвязи между понятиями курса химии, определить примерную дозировку учебного материала для изучения обучающимися на уроке и самостоятельно дома.

        Содержание учебника ориентирует учителя на достижение целей обучения, воспитания и развития. Образцы действий, приведённые в учебнике, служат примерами того, как следует формировать умение у обучающихся пользоваться химическим языком, проводить расчёты по формулам и уравнениям реакций. Выполнять химический эксперимент.

        Основное содержание учебника представлено в нём различными видами текстов и внетекстовым методическим аппаратом. К методическому аппарату учебников химии относятся: 1) аппарат усвоения, или различные виды заданий (вопросы, задачи. Упражнения), иллюстрации (рисунки, схемы, таблицы); 2) аппарат ориентировки в содержании учебника (введение, оглавление, предметный указатель, условные обозначения к заданиям, ответы к задачам); 3) аппарат организации учебной деятельности обучающихся (инструкции к практическим занятиям, лабораторным опытам, заданиям для выполнения домашнего химического эксперимента, самоконтроля, правила, памятки).

        Назначение методического аппарата учебника состоит в обеспечении понимания обучающимися содержания текста, овладении знаниями и умениями их применять в соответствии с требованиями к результатам обучения, определёнными в программах по химии.

        Обучающиеся должны знать особенности структуры и содержания учебника, однако в практике работы нередко наблюдается следующее. Учителя не знакомят обучающихся с содержанием учебника и его дидактическими особенностями, и поэтому обучающиеся плохо ориентируются даже в содержании учебника, затрудняются найти нужный текст по оглавлению, если не указаны параграф или страницы, не всегда обращают внимание на иллюстрации, пропускают пояснительный и дополнительный тексты, не выполняют домашние практические задания. Не пользуются справочными таблицами и предметным указателем.

        Учителя считают, что умение работать с книгой уже выработано, и не всегда обучают их работе с учебником на уроках химии. Самостоятельные работы проводятся чаще по дидактическим материалам, которые учителя тщательно подбирают и накапливают из года в год. Работа с учебником организуется значительно реже и проводится однотипно: прочитать самостоятельно о применении вещества, решить задачу, рассмотреть рисунок или таблицу, ответить на вопросы.

        В основном учебник рассматривается учителями как пособие для домашней работы после объяснения нового материала. Известны случаи, когда, не научив обучающихся ориентироваться и пользоваться учебником, учителя рекомендуют им самостоятельно подобрать материал по теме. На эту работу затрачивается много времени, сообщения по отобранному материалу не всегда бывают удачными.

        При обучении применению знаний в работе с учебником следует пользоваться общим методическим подходом к формированию умений: показать образец действия, закрепить эти знания путём их воспроизведения. Затем использовать эти действия неоднократно на последующих уроках и, наконец, создавать такие учебные ситуации, в которых предусматривается самостоятельное применение обучающимися знаний и действий.

        Для развития умений работать с учебной литературой, как и при развитии других учебных умений, следует предусматривать задания нарастающей трудности. На нескольких первых уроках учителю необходимо оказывать помощь обучающимся в выполнении заданий, руководить и контролировать их работу по учебнику. На последующих уроках самостоятельную работу легко организовать с помощью заданий в конце параграфа.

        Следует также обучать вычленению главного, существенного в тексте и краткому изображению его в виде схем и таблиц. Необходимо научить работать как по готовому конспекту урока, так и составлять планы и конспекты уроков, а также подбирать к ним иллюстративный материал, пользуясь не только учебником, но и дополнительной литературой.

        В конце года целесообразно провести повторение и обобщение изученного по главам учебника, обращая особое внимание на химические понятия и их взаимосвязь между собой.

Работа с книгой не самоцель; её следует организовывать в том случае, когда она помогает уяснить содержание, или готовит обучающихся к выполнению последующего задания. Или будет направлена на формирование умений различных типов, в частности умений вычленять существенное в изученном и кратко записывать это в форме плана или конспекта.

        Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что при изучении свойств веществ и явлений нередко приходится сравнивать их между собой. Сравнение – это приём мышления, при котором между изучаемыми объектами (веществами, явлениями, процессами…) устанавливается сходство или различие и на этой основе делаются соответствующие обобщения. В процессе применения приёма сравнения мыслительная деятельность обучающихся направляется на установление признаков, по которым в соответствии с заданием будет проведено сравнение (I этап деятельности); выявление признаков сходства и различия между изучаемыми объектами, или собственно сравнение

 (II этап деятельности), и обобщение на основе сравнения в форме вывода, в котором указываются общие или отличительные признаки сравниваемых объектов (III этап деятельности).

        Сравнение только по признакам сходства иначе называют сопоставлением; сравнение только по признакам различия называют противопоставлением. Если говорят: «сравните вещества или реакции», «сравните приборы» и т. п., то имеют ввиду полное сравнение, при котором устанавливают, как признаки сходства, так и различия. Если необходимо осуществить неполное сравнение, то говорят: «сопоставьте или противопоставьте вещества, или явления».

        Последовательные действия, которые приходится осуществлять в процессе сравнения. Обучающиеся легче запоминают и в дальнейшем применяют самостоятельно, если при первоначальном объяснении приёма им предложить план действий и записать его в форме таблицы.

План сравнения

Сравниваемые объекты

(вещества или явления)

Признаки сравнения

Выводы о сходстве или различии сравниваемых объектов

При неполном сравнении:

а) сопоставление: в чём сходство веществ (явлений)

б) противопоставление: в чём различие веществ (явлений)?

При полном сравнении: каковы признаки как сходства, так и различия веществ (явлений)?

        Отвечая в соответствии с пунктами плана сравнения, обучающиеся быстрее научатся давать полный и правильный ответ, делать необходимые обобщения. Особенно полезно пользоваться данной таблицей при сравнении чистых веществ и смесей, физических и химических явлений, типов химических реакций, свойств оксидов, кислот, оснований, солей.

        К методическому аппарату учебника относятся также таблицы. Умение читать таблицы и схемы следует совершенствовать до уровня самостоятельного составления таблиц, схем в процессе не только первоначального изучения учебного материала, но и его обобщения и систематизации.

        Таким образом, многоплановое использование учебника позволяет добиваться не только осмысления знаний обучающимися, но и формировать и развивать у них различные учебные умения: решать задачи, выполнять химический эксперимент, пользоваться учебной литературой, применять логические приёмы мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирования толерантности обучающихся как средство профилактики экстремизма, жестокости, агрессивности или формирование умения строить отношения с теми , кто не похож на тебя» Социальный проект

В среде обучающихся  проявилась невосприимчивость друг  друга, которая выражается через отрицание интересов партнера, неумение разрешать конфликтные ситуации мирным путем, доминировани...

Методические рекомендации по формированию у учащихся умений и навыков в процессе выполнения лабораторных и практических работ на уроках химии

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии  среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, является инстр...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для текущего контроля знаний, умений обучающихся ОП. 02.Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной кар...

Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике

В статье говорится о методах обучения, формирующих навыки общения с природой, о том как можно увеличить воздействие природы и какие существуют методы наблюдения и опыты....

«Развитие умения учащихся применять знания при решении химических задач»

Работа может быть рекомендована и востребована другими педагогами, работающими на данном уровне образовательной системы....

Методическая разработка На тему: «Формирование умений самостоятельной работы учащихся на уроках химии»

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии  среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, способствует ф...

Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия на уроке (из опыта работы учителя английского языка)

В данной статье учитель английского языка делится опытом формирования у младших школьников комплекса УУД на уроках английского языка....