«Развитие умения учащихся применять знания при решении химических задач»
методическая разработка

цамалаидзе ирина викторовна

Работа может быть рекомендована и востребована другими педагогами, работающими на данном уровне образовательной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Профессиональный лицей №4»

Методическая разработка преподавателя химии

Цамалаидзе Ирины Викторовны

по теме:

«Развитие умения учащихся применять знания при решении химических задач»

Владикавказ

Развитие умения учащихся применять знания при решении химических задач

Решение задач: анализ их условия; выполнение необходимых действий, если возможно, несколькими способами; выбор рационального хода решения и доказательство целесообразности сделанного выбора; проверка решения иным способом; составление вариантов задач, аналогичных заданным, - всё это способствует обучению учащихся применению как теоретических знаний, так и знаний способов действий, служит средством контроля за качеством сформированности умения применять знания.

Главным признаком химической задачи является её химическое содержание, а не расчёты. При решении задачи обязательно предусматривается применение знаний в новых связях, то есть всегда осуществляется продуктивная деятельность учащихся.

Задачи не следует отождествлять с другими заданиями: вопросами и упражнениями. В вопросах предполагается повторение, или деятельность воспроизводящего (репродуктивного) характера, например: дать определение понятия, формулировку закона, перечислить основные части прибора, которые были продемонстрированы учителем, и т.п.

Упражнения обычно составляются из вопросов или задач, или могут быть смешанными. Основное назначение упражнений – организовать повторную деятельность с целью овладения знаниями или умениями, а также их совершенствование.

Основными видами заданий, выполнение которых способствует формированию умений применять знания, являются упражнения, составляющие из аналогичных тренировочных задач и заданий нарастающей трудности.

По форме выполнения любое задание (вопрос, задача, упражнение) может быть выполнено устно, письменно или экспериментально. Устное выполнение одной и той же задачи менее трудоёмко, чем письменное и тем более экспериментальное. Это важно учитывать в процессе развития умений учащихся применять знания.

Все химические задачи классифицируются на две группы: расчётные и качественные – в зависимости от того, необходимы ли для их решения расчёты.

Задачи, в условии которых предусмотрены лишь математические действия, без применения химических знаний, не следует считать удачными в курсе химии. Такие задачи решают на уроках математики, например: «Для обеззараживания воды добавляется 0,2мг хлора на 1литр воды. Сколько мг хлора потребуется для хлорирования 1000л воды?» Для решения этой задачи нужны не химические знания. А умение производить простейшие математические действия.

Приведённая выше задача приобретает химическое содержание, если её основной вопрос будет сформулирован иначе, например, так: «Определите объём хлора (н.у.), который потребуется для хлорирования 1000л воды». Для решения этой задачи учащиеся должны применять знания закона Авогадро, понятия «количества вещества», «молярный объём».

В зависимости от числа элементов знаний, которые приходится использовать при решении, различают задачи простые, сложные и комбинированные (при решении которых элементы знаний и способы действий сочетаются в различных связях). Подобные задачи следует включать в задания нарастающей трудности.

В зависимости от того, что является условием задачи и что требуется определить, различают задачи прямые и обратные. Каждая из них может быть разной степени сложности и относится к простой, сложной и комбинированной.

Формирование умения решать задачи определённого типа обычно осуществляется следующим образом. Учитель разбирает 1-2 задачи для объяснения способов действий при решении задач данного типа; учащиеся решают 4-6 задач на последующих уроках и столько же примерно дома, а затем систематически решают сложные задачи и комбинированные задачи при изучении последующих тем.

Иногда учитель подбирает слишком много аналогичных задач и неоднократно разъясняет каждую из них, и вместо положительного результата наблюдается «угасание» интереса учащихся к решению задач.

В некоторых случаях учитель, не закрепив в памяти учащихся знания способов действий, переходит к рассмотрению комбинированных задач, с которыми большая часть учащихся ещё не может справиться. Особенно вредна замена комбинированных задач по программе решением на уроке сверхтрудных или олимпиадных, которые вообще могут решить лишь отдельные учащиеся.

Анализ умений учащихся решать химические задачи позволяет отметить следующие типичные недостатки.

  1. Решение задач учащиеся не доводят до конца, допускают математические ошибки, не всегда правильно используют наименования и обозначения физических величин и их единиц, условие и решение записывают небрежно, ответ не выписывают.
  2. При получении правильного числового ответа учащиеся делают иногда неверный вывод или пояснение к нему.
  3. Выполнив решение прямой задачи, учащиеся затрудняются составить к ней обратную, отказываются подумать над решением задачи другим способом, самостоятельно не выбирают рациональный способ решения.

Для формирования и совершенствования умения учащихся решать задачи необходимо производить отбор задач не только в количественном, но и качественном отношении. Следует сочетать решение расчётных и качественных задач, не разобщая их во времени, и проводить расчёты по уравнениям и формулам, которые в данное время изучаются.

При совершенствовании умения решать задачи целесообразно разнообразить аналогичные действия учащихся составлением обратных задач, использованием нескольких способов решений и обсуждением выбора наиболее рационального из них.

Комбинированные задачи должны содержать разные элементы знаний и способов действий, которые обозначены в программе по химии.

Необходимо осуществлять дедуктивный подход при обучении решению задач. Это значит не просто решать с учащимися конкретные задачи, а раскрывать перед ними способы действий, которые они будут применять при решении и самостоятельном составлении вариантов задач.

Для предупреждения логических ошибок следует требовать объяснения условия задачи и её решения, сопровождать решение поясняющими записями. Этому также способствует устное повторение условия задачи и повторение решения по выполненным записям, воспроизведение решений сложных задач по образцу, упражнения в составлении учащимися вариантов задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интеллектуальных умений у учащихся 3 – 4 классов в процессе обучения решению текстовых задач.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребёнок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в ср...

Демонстрация приемов организации деятельности учащихся по решению простых задач.

Презентация предназначена  для работы на уроках методики преподавания начального курса математики....

«Формирование умения обучающихся применять знания в работе с учебником химии»

Работа может быть рекомендована и востребована другими педагогами, работающими на данном уровне образовательной системы....

Материалы для проведения мониторинга знаний и умений учащихся по образовательной (развивающей) программе "Компьютерные технологии в фототворчестве", 1 год обучения

Данные методические материалы могут быть  использованы  для проверки знаний по программе Adobe Photoshop педагогами и обучающимися...

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В образовательном процессе особое внимание следует уделять контролю знаний. Ведь важнейшим критерием деятельности преподавателя является именно качество знаний обучающихся. В педагогическом ...

Химический состав клетки Урок повторения и обобщения знаний, развития умений биология 6 класс

Химический состав, органические вещества, неорганические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты....

Элективный курс «Практикум по решению физических задач» предназначен для учащихся 10-11 классов.

Программа элективного курса отличается от общеобразовательной программы по физике тем, что дает возможность учащимся, обучающимся в образовательных классах  хорошо овладеть навыками решения задач...