Литературная гостиная " Путешествия в мир А.С.Пушкина"
методическая разработка

Уткина Елена Николаевна

Костюмированное, театрализованное, внеклассное мероприятие  погружает в мир творчества великого поэта, его биографии.

Сценарий применим для учашихся среднего и старшего школьного возраста, учащихся средних профессиональных образовательных учереждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Путешествие в мир А.С. Пушкина43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

«Путешествие в мир А.С. Пушкина»

Цель: напомнить  о значимости творчества и личности А.С.Пушкина в истории

Задачи: - приобщать к  миру поэзии, творчеству А.С.Пушкина;

- воспитывать нравственно- эстетические, патриотические чувства;

- формировать познавательный процесс и любовь к прекрасному, вечному;

- развивать творческую активность учащихся.

Оформление: портрет А.С.Пушкина, книжная выставка, столик с атрибутами 19 в., костюмы для А.С.Пушкина, Натальи Гончаровой, 3 девушек, няни.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, фотоаппарат.

Объявление: Приглашаем в литературную гостиную «Историческое путешествие в 19 век».

Использованные образовательные технологии: проектная, информационно-коммуникативная, ролевые игры, сотрудничества, развивающая. 

Ход мероприятия:

(слайды старого Санкт-Петербурга листать)

Рассаживание, в последнюю минуту (музыка Свиридова» Метель», заставка)

I. Вступление

Ведущий: Дорогие друзья, здравствуйте.

10 февраля 1837 года, в 37лет, погиб великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, его называли « солнце русской поэзии».

(На экране стих А. Плещеева и портрет Пушкина)

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу.

Александр Сергеевич Пушкин. Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы, начало всех ее начал. Конечно, поэзия - его главный и  уникальный дар. Но он был талантливым и драматургом и прозаиком. Александр Сергеевич был художником-новатором, мыслителем, историком, публицистом, участником борьбы с самодержавием.

Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное историческое путешествие и окунуться в атмосферу 19в.

В  произведениях Александр Сергеевича Пушкина происходило много чудес и превращений.

 И сегодня, сейчас, тоже есть место волшебству! Александр Сергеевич Пушкин находится здесь!

Входит Пушкин в одежде 19в., раскланивается.

А.С. Пушкин: Добрый вечер господа. Я рад приветствовать вас в 21 веке!

II. Детство

Ведущий: Давайте пройдем дорогами жизни, творчества поэта. Родился он 6 июня 1799 года, в Москве.

А.С. Пушкин: Рос я в известной дворянской семье Пушкиных. У меня была старшая сестра  и младший брат (слайд А.С. в детстве и родители).

Был я неразговорчивым, малоподвижным ребенком и мой дядюшка говаривал: “Экой ленивец”.

Родители не уделяли много внимания детям. Гувернером у меня был француз, поэтому я слышал много французской речи. Я стал живым, шаловливым ребенком, поражавшим родителей своим пылким нравом.

Моими первыми учителями русского языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью, няня Арина Родионовна, сказочница и певунья - самый близкий для меня человек, дядька Никита Козлов, прошедший со мной весь жизненный путь. Благодаря им я выучился русской грамоте, усвоил дух и склад родной речи.

(слайд  Пушкин в отрочестве)

В нашей семье все увлекались литературой, поэзией. Я любил, когда собирались знакомые писатели и поэты, начинали спорить о книгах, читать стихи, и я тоже принимался сочинять озорные строки. А главное, я подружился на всю жизнь с книгами, которых в библиотеке было множество. В 8 лет я  написал первые стихи.

III. Лицей

В 12 лет меня отправили на учение в Лицей, так называлась школа для дворянских детей в Царском Селе под Петербургом.

(лицей, слайды)

Ведущий:

30 мальчиков - ровесников сдружились между собой, полюбили своих учителей, свою «лицейскую республику».

(слайд друзья А.С.Пушкина)

А.С. Пушкин: Моими друзьями были: Иван Пущин - прозвище «Большой Жано», Антон Дельвиг - «Тося», Вильгельм Кюхельбеккер - «Кюхля». Меня называли «француз» за прекрасное знание языка. Это были незабываемые дороги дружбы, поэзии, любви. С некоторыми дружба продолжалась всю жизнь. И где бы я не был, душа стремилась в Царское село.

(слайд Пушкин на экзамене)

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

IV. Народность в сказках

(слайд русская девушка)

Ведущий: А.С. воплотил в себе весь творческий характер русского народа: жизнерадостность, веселый быстрый ум, смелые дерзания и величайший талант владения русским языком. Пушкин показал всю прелесть, напевность, образность, простоту и неповторимое изящество родного языка. Ярче всего это выразилось в его сказках.

(слайд книги)

А.С. Пушкин: Сказочный мир завораживал меня с детства. Когда мать наказывала меня, только няня Арина Родионовна прижимала к себе: Пойдемте, Александр Сергеевич, я вам сказку скажу, добрую, легкую. Она укладывала меня, своего любимца, принималась сказывать… и в комнате, словно бы появлялись и Кот Баюн, и Серый Волк, и Иван Царевич.

(слайд чтение)

Может быть, вы знаете мои сказки, назовете их?

  • Песнь о Вещем Олеге
  • Сказка о золотом петушке
  • Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
  • Сказка о попе и о работнике его Балде
  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
  • У лукоморья дуб зеленый.

Я польщен! Благодарю вас!

Ведущий: Много произведений.

Давайте удивим нашего героя, вряд ли в те времена он мог видеть свои произведения со стороны.

(фрагмент мультфильма «Сказка о царе Салтане) Пушкин садится.

А.С. Пушкин: Удивительно! В мои годы умели только недвижимую картинку выводить на экран. Я поражен!

V. Няня

Конечно, красочный мир народной фантазии я впитал в детстве из сказок дорогого мне человека - няни - Арины Родионовны.

( слайд с фото няни)

Мамушка, так я ее называл, знала много народных поверий, пословиц, поговорок

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло.

Не чувствуя ни ног, ни головы.

(слайд няня с Пушкиным)

Няня: Я была простой русской крепостной женщиной. Я нежно любила воспитанника, поддерживала его в особо трудные минуты. Пока Саше не исполнилось 7 лет, мы с ним были неразлучны. Очень близки мы были и во время его ссылки. А.С. отвечал мне такой же глубокой привязанностью. И обращался ко мне так:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя,

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный, отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь...

Ведущий: интерес к сказкам Пушкина был, есть и остается, потому что они очень народны. В них отражены эпизоды из жизни простых крестьян и бедноты. Сказки народны также и потому, что А. С. Пушкин использует в них слова и обороты, свойственные большинству людей в России того времени:

- "И пустили в Окиян"

- "Девицу в живых оставил"

- "Чародея подстрелил"

- "Лебедь тешится моя"

Понятна любому человеку, а значит, народна и пушкинская поэзия о неповторимой прелести родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском "пустынном уголке", приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика...

VI. Музы

Ведущий: Закончив лицей поэт воспользовался своей молодостью и независимостью. Двадцатилетний поэт был завсегдатаем высшего общества, а это значит и балов. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения.

(слайды бала, вальс Свиридова)

А.С. Пушкин:  Проговаривает стихи, идя по направлению к музам.

Бывало, когда гремел мазурки гром, 
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,

Мазурка – это середина бала.

(звучит  мазурка) Пушкин поочередно танцует с 3 музами и усаживает их на стулья), а в это время

Ведущий:

Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье.
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы.
Людьми пестреющие хоры.
Невест обширный полукруг.
Все чувства поражает вдруг.

Люблю я бешенную младость

И тесноту, и блеск, и радость

И дам обдуманный наряд.

( музыка тише)

Ведущий: Несомненно, одной из причин создания ярких, живых стихов была глубокая эмоциональность поэта, способность переживать пылкие, сильные чувства. Он обладал даром увлекать, очаровывать людей, которые к нему приближались. Любовь сопровождает поэта всю его жизнь и творчество. Пушкин был весьма влюбчивым  мужчиной.

(слайд в центре Пушкин А.С.,  музыка продолжается)

А.С. Пушкин: Каждое новое увлечение я воспринимал за настоящую любовь, боготворил свою избранницу, горел, страдал, посвящал ей стихи, но часто бывало, что и мгновенно погасал.

(слайд к портрету поэта добавляются портреты муз)
Мария Волконская (в руках веер): Во время свой ссылки поэт влюбляется в дочь генерала Раевского, Марию, будущую княгиню Волконскую.

(портрет Волконской) Пушкин встает, проводит девушку до скамьи, целует руку.

Свои чувства он описал так:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
А.С. Пушкин: Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

 Анна Керн (девушка встает и поворачивается к залу).

Увлечение девятнадцатилетней Анной Керн было мимолетным. Александр Сергеевич запечатлел свои чувства ко мне в следующих строках:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты

Пушкин прокручивает в танце, сажает.

Анна Оленина: (выходит к залу) В Петербурге его фантазией завладела Анна Алексеевна Оленина, дочь президента  Академии художеств.

(слайд с Олениной) Пушкин сватался к Анне Алексеевне, но получил отказ, так как та не считала поэта "большой партией". Но гений Пушкина щедр, и поэт написал ей позже прощальные стихи:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
(
вместе с поэтом) Как дай вам бог любимой быть другим.


VII. Наталья Гончарова

Ведущий: И вот поэту идет уже тридцатый год. Жажда личного, семейного счастья, стремление любить и быть любимым – вот какие чувства владели им в эти годы.

(слайд бал) Звучит вальс, поэт вводит в зал Н. Гончарову, вальсируют.

На одном из балов Пушкин встретил 16-летнюю красавицу Наташу Гончарову

( портрет Н. Гончаровой) Реверанс, усаживает.

А.С. Пушкин: Когда я увидел её в первый раз, красоту ее начали замечать в обществе. Я полюбил её, голова моя закружилась: я просил ее руки.

Я влюблен, я очарован,

Я совсем оганчарован.

С утра до вечера за нею я стремлюсь,

И встреч нечаянных и жажду, и боюсь.

Ведущий: Поэт получил уклончивый ответ. Потом он снова сделал предложение, и на этот раз оно было принято.

( слайд венчание)

Поэт был счастлив, введя в свой дом молодую красавицу жену. Вскоре после свадьбы Пушкин писал другу: “Я женат – и счастлив, желание мое, чтоб в жизни ничего не изменилось – лучшего не дождусь”.

А.С. Пушкин (на колени перед Натальей)

« Исполнились мои желания.
Творец тебя мне ниспослал,

тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец».

(встает, к залу и к Наталье)

«Все в ней гармония,

Все диво.

Все выше мира и страстей.

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей».

Н. Гончарова: (слайды семья) Александр Сергеевич питал ко мне  чувство глубокой любви и нежности и сохранил на протяжении всей нашей совместной жизни. Я старалась быть не только светской красавицей, но и дать Пушкину простое человеческое счастье, о котором он так мечтал.

Какие замечательные письма он мне писал. За 6 лет, которые мы прожили вместе, у нас появилось четверо детей. Пушкин и я были счастливы в семейной жизни.

VIII. Дуэль

Ведущий: Пушкина часто можно было увидеть на балах. Он обязан был там бывать по долгу службы, по долгу своего шутовского звания камер-юнкера, он должен был вывозить в свет красавицу-жену, которой благоволил сам император. Но столичный высший свет так никогда не смог признать его своим. И Пушкин вновь стал объектом сплетен.

( портрет поэта)

Ему довелось испытать не только обычные человеческие невзгоды, но и мучительно переживать обиду и трагедию гения. Великий среди малых, естественный среди притворных, он должен был отстаивать каждый полет своего духа. Тяжелые гири чужой глупости и злобы ложились на его крылья.

Он не умел не выделяться из толпы! Он не желал скрывать свой блистательный, колкий, беспощадный ум. Свое дерзкое вольномыслие. ОБЩЕСТВО НЕ ПРОЩАЛО ЭТОГО НИКОМУ. Не простило оно и Пушкину!

В январе 1837 года Пушкину передают письмо, в котором оскорблен он и его жена, Наталья Николаевна. Прочитав его, он вызывает Дантеса на дуэль. Провокация сработала, он не мог не встать на защиту чести и достоинства любимой жены.

Дуэль состоялась на Черной речке, где русский поэт был ранен.

Ведущий: 29 января перестало биться сердце поэта. 37 лет, 8 месяцев, 3 дня и …БЕССМЕРТИЕ!  (пауза, Пушкин встает и выходит)

IX. Заключение

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался

И кто берег ревниво светоч свой,

Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё еще горит нам светоч тот,

Всё гений твой пути нам освещает;

Чтоб духом мы не пали средь невзгод,

О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить

Отчизне ты зовешь нас из могилы;

В продажный век, век лжи и грубой силы

Зовешь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный;

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по сказкам Пушкина 3 класс

Дети в игровой форме повторяют сказки Пушкина. Викторина проходит в виде соревнования между командами....

Литературная игра по сказкамА.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"(5 класс)

данный материал публикуется в виде презентации,поэтому может быть испольщзован как обобщающий урок по теме "Сказки А.С.Пушкина"...

Открытый урок по литературному чтению "Обобщение по разделу "Стихи и сказки А.С.Пушкина"" (2 класс) конспект

Проведен открытый урок по литературному чтению для 2 класса на тему "Обобщение раздела "Сказки и стихи А.С.Пушкина"". Тип урока- обобщение и систематизация знаний, урок-виктор...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...

Экскурсия в музей А.С.Пушкина Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина

 Экскурсия в музей А.С.ПушкинаМемориальный музей-квартира А. С. ПушкинаВ этом доме, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин с семьей поселился в сентябре 1836 г., и эта квартира стала пос...

Урок по литературному чтению 2 класс, тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Обобщающий урок чтения. Тема: "«Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки А.С. Пушкина". 2-й классПодготовила и провела: учитель начальных классов Абдурахманова Асият Абдулхаликов...

Пушкин – создатель современного русского литературного языка

Цель: познакомить студентов с деятельностью  А.С. Пушкина по созданию нового литературного языка ,воспитывать чувство уважения к русскому языку и богатой духовной культуре русского народа.За...