Смысловое чтение. Стратегии работы с текстом.
презентация к уроку

Кеденова Марина Николаевна
Выпускник основной школы должен научиться: 
•ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; 
•находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); 
•решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenen.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смысловое чтение. Стратегии работы с текстом. Чтение и письмо открывают человеку новый мир Н. Карамзин.

Слайд 2

ФГОС и стратегия смыслового чтения В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом

Слайд 3

ФГОС: смысловое чтение и работа с текстом (требования) Выпускник основной школы должен научиться: • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

Слайд 4

• структурировать текст , используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текст ; • откликаться на содержание и форму текста : на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов; •в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию ; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Слайд 5

Исследования PISA Оценивается функциональная грамотность – способность применять полученные знания в различных (в том числе, внеучебных ) ситуациях = системно- деятельностный ( компетентностный ) подход По читательской, математической , естественнонаучной грамотности Россия – на 40-ых местах из 65 стран-участниц исследования Школьные реформы 2000-2010 гг. не изменили результатов российских школьников по исследованиям PISA 5

Слайд 6

Т есты PIZA Т ест PISA, измеряющий читательскую грамотность учащихся, сфокусирован на таких читательских умениях: - поиск, - выбор, - интерпретация - оценка информации из текстов

Слайд 7

ИЗ ЗАДАНИЙ PISA-2006 Легкое. " По числу скрипов сверчка можно достаточно точно определить температуру воздуха. Надо к числу скрипов, произведенных за 14 секунд, прибавить 42. Получится температура по Фаренгейту. Николай услышал 17 скрипов за 14 секунд. Какова была температура воздуха? Сколько скрипов он услышит за 1 минуту?"

Слайд 8

ИЗ ЗАДАНИЙ PISA-2006 Трудное. "Существуют две гипотезы, отчего 65 миллионов лет назад вымерли динозавры: от столкновения с землей гигантского астероида или от извержения вулканов. Проанализируйте три факта и скажите, какую из теорий они подтверждают". Факты приводились следующие : вблизи Мехико находится огромный кратер, образованный столкновением астероида с Землей ; в горных породах мелового периода обнаружено высокое содержание иридия - крайне редкого на Земле элемента, но часто встречающегося в астероидах ; - в породах обнаружены слои сажи, образовавшиеся 65 миллионов лет назад".

Слайд 9

Пример 1. Задание « Телекомьютинг » ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ Таким будет будущий мир Только представьте, как было бы замечательно использовать « телекомьютинг » – не выходя из дома, переноситься на работу по электронным каналам и выполнять все свои обязанности с помощью компьютера или телефона! Больше не пришлось бы толкаться в битком набитых автобусах или поездах или тратить бесконечные часы на дорогу с работы и на работу. Вы могли бы работать, где вам заблагорассудится – только представьте себе, какие это открывает возможности!

Слайд 10

Пример 1. Задание «Телекомьютинг» ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ Мир – на грани бедствия Сокращение времени на поездку до работы и обратно и уменьшение энергетических затрат – несомненно хорошая мысль. Но такая цель должна быть достигнута за счет улучшения общественного транспорта или за счет того, чтобы рабочие места были приближены к местам проживания людей. Смелая мысль о том, что телекомьютинг станет частью образа жизни для каждого, приведет к тому, что люди будут все более разобщены. Неужели мы действительно хотим совсем утратить чувство принадлежности к человеческому сообществу? ________________________

Слайд 11

Используйте текст « Телекомьютинг », представленный выше, для ответа на следующие вопросы. Вопрос 1: ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ Как соотносятся друг с другом эти тексты? («Таким будет будущий мир» и «Мир – на грани бедствия ») A. В них использованы разные аргументы для того, чтобы прийти к общему выводу. B. Они написаны в одном стиле, но посвящены совершенно разным темам. C. Они выражают одну и ту же общую точку зрения, но приходят к различным выводам. D. Они выражают противоположные взгляды на одну и ту же тему.

Слайд 12

PIRLS (проверяет качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы) PISA (способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни) В 2012 г. Россия заняла 34 место. В 2016г. средний результат вырос до 495 баллов, произошло сокращение (на 4%) количества учеников, показавших низкие результаты. Улучшение результатов напрямую связывают с введением ФГОС, в которых ведущее место занимают читательская и информационная грамотность. Читательская грамотность ( PIRLS , PISA)

Слайд 13

Грамотность чтения как компонент метапредметного результата http://author-club.org/files/auth-pages/gal-zuk/pisa-pirls_zuk/

Слайд 14

14 14 Скорость чтени я

Слайд 15

15 15 Скорость чтени я Попробуйте прочитать небольшой фрагмент текста , в котором расположение букв перепутано. Прочитайте его один раз сразу, не останавливаясь, и вы убедитесь в том, что даже в таком необычном варианте, вы понимаете смысл текста.

Слайд 16

16 16 По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета , в не иеемт занчнеия , в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве . Галвоне , чотбы преавя и псолоендяя бкувы блыи на мсете . Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке , все рвано ткест чтаитсея без побрелм . Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотся , а все солво цликеом .

Слайд 17

Недостатки традиционных методов чтения 1 . Регрессия - непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста. 2. Артикуляция - движение губ и языка при чтении, которые внешне затормаживаются, но находятся в постоянном скрытом движении. 3. Малое поле зрения - участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. 4. С канирование - непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой, как это происходит при телевизионной развертке изображения. 17

Слайд 18

18 18 Т ехнологии и стратегии развития чтения  Технология развития критического мышления средствами чтения и письма ( И.О.Загашев , С.И.Заир -Бек);  Система филологических задач по пониманию текста ( Л.Г.Борисова );  Методика развития информационной грамотности ( О.Н.Мяэотс , О.Громова );  Стратегии чтения ( Н.Н.Сметанникова );  Технология скорочтения ( М.А.Зиганов );  Методика структурно-логического анализа текста ( Н.И.Козлов )  Методика «Быстрое чтение» ( О.А.Андреев )  Методика развивающего чтения ( И.И.Тихомирова );  Методика обучения младших школьников пониманию текста ( О.Соболева , Г.Г.Граник )

Слайд 19

Типы текста Несплошные тексты: Формы (налоговые, визовые, анкеты и т.д.) Информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги ит.д .) Расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции) Сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты) Призывы и объявления (приглашения, повестки идр .) Таблицы и графики Диаграммы Таблицы и матрицы Списки Карты Сплошные тексты: Описание (художественное и техническое) Повествование (рассказ, отчет, репортаж) Объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация) Аргументация (научный комментарий, обоснование) Инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы)

Слайд 21

Задание. Рассмотрите билет с двух сторон. Составьте вопросы и задания.

Слайд 22

Какой музей-выставку ты можешь посетить по этому билету ? Где находится музей-выставка ? Где находится вход в музей? Что ты ожидаешь увидеть в экспозиции музея? Твой младший брат пяти лет хочет пойти с тобой в музей. Можешь ли ты взять его с собой ? Придѐтся ли тебе платить дополнительно за услуги экскурсовода? Почему? Ты хочешь написать заметку в школьную газету о посещении музея и берѐшь с собой фотоаппарат. Какие снимки ты сможешь сделать? Начало экскурсии в 15 часов. Мама хочет тебя встретить. Во сколько ей надо подойти к музею?

Слайд 23

Создание комиксов Для того чтобы ученики работали над созданием комикса осмысленно, предложите им вопросы-подсказки : Какова тема комикса? (О чем он?) Кто будет героями комикса ? Как они выглядят? Где происходит действие ? Каковы реплики героев? Как развиваются события?

Слайд 25

25 Способы чтения В зависимости от поставленной цели используют различные способы чтения: Изучающее Ознакомительное Выборочное Поисковое Углубленное Панорамное быстрое

Слайд 26

Приёмы изучающего чтения - чтение статьи, определение слов и суждений с непонятным или неясным значением, уточнение их значения по словарю; - деление текста на смысловые части, называние их, составление выводов на основе прочитанного; - деление текста на части в соответствии с пунктами плана, сжатое или подробное изложение основного содержания; - составление плана статьи, таблицы, схемы по тексту; 26

Слайд 27

Приёмы ознакомительного и просмотрового чтения 27 - чтение и определение главной информации в соответствии с заголовком статьи; - выписки основной информации в разных формах информационной обработки текста: тезисы, план, таблица, схема и др.; - перечисление фактов, явлений, которые необходимо запомнить; - формулирование вопросов к основной информации и ответов на них; - поиск наиболее интересной информации, содержащейся в тексте; - нахождение абзацев, фрагментов, посвящённых указанной теме; нахождение ответов на вопросы, самостоятельное формулирование вопросов к тексту.

Слайд 28

Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. «За деревьями слов читатель не видит леса смысла» Понимание текста связано с раскрытием его смысла и значения. 28

Слайд 29

29 Понимание прочитанного Скорость чтения связана с пониманием (осмыслением прочитанного). Коэффициент понимания определяется ответом на 10 вопросов по содержанию прочитанного . При правильном ответе на все 10 вопросов коэффициент равен 1, на 8 вопросов - 0,8 и т. д.

Слайд 30

Чаще всего используют три основных приема: выделение смысловых опорных пунктов, антиципацию (предвосхищение), реципацию (мысленный возврат к прочитанному) 30

Слайд 31

Выделение смысловых опорных пунктов (деление текста на части, смысловая группировка). Понимание текста сводится к тому, чтобы попытаться схватить в тексте основные идеи, значимые слова, фразы, которые предопределяют текст в последующем, а из них создать единую логическую цепь идей - вот сущность понимания текста. 31

Слайд 32

32 32 Именной смысловой ряд обеспечивает функцию номинации, т. е. он дает наименование определенному объекту. Такой ряд - это пара слов, свернутая логическая конструкция, состоящая из существительного и прилагательного. Предикативный (свойство, отношение) смысловой ряд показывает, что делает предмет или что делается с предметом. Такой ряд - это глагольная конструкция, отображающая действие, он бывает одноместным, двухместным и трехместным. Фактографический смысловой ряд дает количественные (размерные, весовые и т.д.) характеристики и параметры объектов, процессов и явлений.

Слайд 33

Прием выделения смысловых опорных пунктов представляет собой процесс фильтрации и сжатия текста без потери основы. 33

Слайд 34

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ ( 1) Этажи заботы. (2) Забота скрепляет отношения между людьми. (3) Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны. (4) Проследите жизнь человека. (5) Человек рождается, и первая забота о нем – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» – к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем). 34

Слайд 35

( 6) Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. (7) Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. (8) Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. (9) Ягоды, грибы любят собирать и девочки. (10) И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. (11) Несут домой, заготавливают на зиму. (12) Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране... 35

Слайд 36

Стратегии работы с текстом

Слайд 37

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Слайд 38

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Слайд 39

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Слайд 40

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Слайд 41

Методика работы с текстом 1.Предтекстовый этап. 2.Текстовый этап. 3. Послетекстовый этап. 41

Слайд 42

Предтекстовый этап (перед чтением формулирование задачи) - Для чего я буду читать этот текст? - Какую конкретно информацию я хочу почерпнуть из него? - Какой способ чтения выберу? Определение коммуникативного намерения автора учебника, учителя и ученика 42

Слайд 43

Текстовый этап (работа со структурой текста) -анализ графического оформления текста; -выделение главной и второстепенной информации (метод ключевых слов); - постановка к тексту вопросов (на каждом этапе); активность использования этого приёма на этапе актуализации); -комментирование иллюстративного материала в учебно-научном тексте (подведение под определение) и приведение собственного примера, вскрывающего сущность явления; -анализ внетекстовых элементов подачи информации: рисунок, схема; -анализ логико-смысловой структуры учебно-научного текста, графическая трансформация; 43

Слайд 44

Послетекстовый этап - представление учебно-научного текста в форме плана, схемы, таблицы; - создание вторичного текста; - рефлексия собственной деятельности 44

Слайд 45

Понимание и интерпретация информации основана на ее анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это в плане, в схеме, в таблице и т.д. 45

Слайд 46

Виды работы с текстом на метапредметном уровне: Выделение главной мысли Подбор названия Деление на основной и дополнительный текст Компрессия текста Подбор эпиграфа Составление плана Составление тезисов Составление конспекта Перевод в схемы, таблицы, диаграммы, графики Иллюстрирование Поиск примеров Написание выводов Аннотирование

Слайд 47

Дайте рекомендации обучающимся по составлению плана 47

Слайд 48

Рекомендации по организации самостоятельной деятельности учащихся по составлению плана: Внимательно прочитай текст. Выдели главные мысли текста. Проверь , как они соотносятся друг с другом. Сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели его на смысловые части ). По количеству главных мыслей определи количество пунктов плана. Сформулируй главные мысли кратко ( запиши их в виде пунктов плана ). Прочитай текст повторно, проверь, не пропустил ли что-то. 48

Слайд 49

Приёмы работы с текстом Прием «РАФТ» Приём «Создай паспорт» Приём "Телеграмма" Приём «Рюкзак» Приём «Шпаргалки» Приём «Концентрация» Приём «Письмо по кругу» Интеллект-карты Бортовой журнал Система разметки Двухчастные (трёхчастные) дневника

Слайд 50

Прием РАФТ Р( оль ) А(аудитория) Ф( орма ) Т( ема ) Пишущий выбирает для себя некую роль, т. е. пишет текст не от своего лица. Определяет аудиторию , т.е.для кого предназначен текст (для родителей, учеников других классов, администрации). Форма текста (письмо, заметка в газету, жалоба начальству) Выбирает тему . 50

Слайд 51

Прием «Концептуальная таблица» 51 Линия сравнения Москва Петербург Архитектура Характер жителей Мода Центр культуры

Слайд 52

Работа с текстом как основа деятельности на любом уроке - Прочитай текст, определи, к какому стилю речи он может быть отнесен - Есть ли в тексте незнакомые понятия, можешь ли ты объяснить их своими словами - Изучи текст по абзацам. Найди в абзацах ключевые слова - Можешь ли ты дать тексту другое название? - Можно ли считать последнее предложение текста выводом ко всему тексту? - Подготовьте небольшое сообщение по теме… - Сократите объем текста до … - Передайте содержание текста одним предложением

Слайд 53

Задание «Ознакомьтесь с предложенным текстом» Какие задания (согласно разным уровням пирамиды Блума ) вы можете предложить ?

Слайд 54

На муравьиной тропе Муравьи все вместе живут в муравейнике. Когда один муравей находит пищу, он прокладывает к ней дорожку для всех остальных. Чтобы в этом убедиться, надо провести эксперимент. Для этого надо найти муравейник. Тебе также будут необходимы следующие материалы: лист бумаги, маленький кусочек яблока, горсть земли . 1.Положи кусочек яблока на бумагу и придвинь бумагу к входу в муравейник. Дождись, когда несколько муравьѐв обнаружат яблоко. Они все будут двигаться по одной дорожке . 2.Передвинь яблоко. Последуют ли муравьи за ним ? 3.Теперь насыпь на бумагу землю, чтобы накрыть дорожку. Муравьи некоторое время будут суетиться вокруг. Прокладывают ли они новую дорожку?

Слайд 55

Что происходит? Даже после того, как пища была передвинута, муравьи всѐ ещѐ бегают по старой дорожке до тех пор, пока не будет проложена новая дорожка.

Слайд 56

Почему? Как только муравей находит какую-либо пищу , он выделяет специальные химические вещества, которые оставляют след с запахом. Другие муравьи из муравейника чувствуют этот запах при помощи своих усиков-антенн .

Слайд 57

Задания (с использованием пирамиды Блума ) Уровень Задания знание понимание применение анализ синтез оценка

Слайд 58

Задания (с использованием пирамиды Блума ) Уровень Задания Знание Где живут муравьи? Как живут муравьи? Перечисли необходимые предметы для проведения эксперимента? понимание Верное/неверное утверждение: 1.Муравьи выделяют специальные химические вещества. 2. Муравьи не чувствуют запахов. 3. Усики нужны муравьям для слуха. применение Даем рисунки насекомых. Отметь усики-антенны у муравья. анализ Для чего в данном эксперименте необходимо яблоко? 2. Зачем на бумагу насыпают землю? 3. Для чего муравьи выделяют специальные химические вещества?

Слайд 59

Задания (с использованием пирамиды Блума ) Уровень Задания синтез 1.Заполни пропуски в предложении подходящими по смыслу словами. 2.Почему муравьи начали суетиться, когда на бумагу насыпали землю? оценка 1. Как будут вести себя муравьи, если им положить кусочек банана? 2. Что в поведении муравьев удивило тебя больше всего?

Слайд 60

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов »

Курс внеурочной деятельности "Смысловое чтение на основе текстов учебника и исторических документов" конкретизирует требования ФГОС ООО к личностным, предметным и метапредметным результатам ...

мастер-класс по смысловому чтению

мастер-класс по смысловому чтению...

Публикация в печатном сборнике "Лучшие материалы "Инфоурок 2020-IV" статьи "Смысловое чтение на уроках английского языка".

Общеобразовательная дисциплина. "Учебный матeриал в разделе "Основная школа. Предмет "Английскй язык"....

Смысловое чтение

Подготовка к чтению...