Эссе на тему: "Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения".
материал

Шемякина София Алишеровна

"Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Парпиева С. А.

Эссе на тему:

«Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения».

Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции...

Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.

Василий Александрович Сухомлинский.

Мы живём в век высоких информационных технологий и электронной культуры, где без внедрения инноваций сложно представить любую область деятельности человека, будь то наука, промышленность, медицина, искусство или образование.

В сфере образования инновационные подходы играют очень важную роль. И поэтому современному учителю необходимо владеть новыми педагогическими технологиями и методиками, чтобы успешно применять их в процессе обучения и соответствовать высоким требованиям образовательных стандартов.

В области предмета «Музыка» инновационные подходы преподавания тоже заняли свою особую нишу.

Современный учитель музыки должен не просто передавать накопленные знания, а именно:

• раскрывать потенциальные возможности учащихся;

• увлекать музыкой, прививать интерес и любовь к ней, учить ценить ее красоту;

• развивать музыкально-образное мышление, учить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки, размышлять о ней;

• закладывать основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и её пластического интонирования.

В процессе реализации данных задач происходит самореализация личности и учителя, и ученика.

Думаю, что учитель музыки – это человек, который не только учит, но и непрерывно учится, совершенствует своё мастерство, творит сам и вдохновляет на творчество (причем не только музыкальное) других.

Именно такими были в жизни мои вдохновители в профессии музыкального педагога – Дмитрий Борисович Кабалевский, Георгий Александрович Струве, Болеслав Леопольдович Яворский. В их богатой и интереснейшей практике я нашла для себя то, что близко и мне:

•        чёткое тематическое выстраивание линии уроков;

•        теорию музыкального мышления («Не учить, а научить мыслить») и творческую деятельность в основе музыкального воспитания;

•        эмоциональную драматургию урока.

Помимо этого, на своих уроках я стараюсь сочетать как можно больше новых интересных методов и форм работы. Часто задаю себе вопрос: как сделать уроки более эмоциональными, живыми, запоминающимися? Поэтому постоянно нахожусь в поиске, пытаюсь совершенствоваться и развиваться.

Мои методы включают как активные, так и интерактивные формы работы, применяющиеся в обучении.

Активные предусматривают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть дети выступают как равные участники и создатели урока. Применяю следующие формы работы:

– подготовка проектов;

– творческие работы;

– создание и защита презентаций, сообщений;

– создание проблемных ситуаций;

– баскет-метод (имитация ситуации, где учащийся может выступить в роли гида или лектора).

Интерактивные методы позволяют усваивать знания во взаимодействии с другими учащимися. Здесь наиболее часто использую:

– уроки-спектакли;

– уроки-экскурсии;

– хоровые баттлы;

– музыкальные квизы;

– мини-концерты с инсценировкой песен;

– «мозговые штурмы», игра «шумовой оркестр» и другие.

Таким образом, пытаюсь обучить детей как индивидуальной, так и дружной работе в команде. Кроме того, привлекаю их к самостоятельному оцениванию своей работы и исполнительства, а также к справедливой критике себя и соперника.

Одной из самых важных задач своей работы считаю развитие творческого потенциала учеников.

Профессия учителя музыки сама по себе подразумевает процесс постоянного творчества и включает в себя функции музыканта, дирижера, организатора, педагога, режиссера, художественного руководителя и многие другие. Именно он в школе выступает носителем и проводником музыкальной культуры.

В своей педагогической, пусть пока небольшой, практике, я придерживаюсь пути, намеченного В. А. Сухомлинским: «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».

Самый короткий путь к счастью – делать счастливыми других. Это то убеждение, с которым я твёрдо иду по жизни. Творить счастье детей, помогая им заниматься любимым делом – вокальным искусством, видя, как день ото дня их талант становится ярче и интереснее, – это и есть смысл моей профессии.

Работа с творчески одарёнными детьми – это самый большой подарок, который подарила мне судьба. Эти дети – действительно цветы, которые украшают жизнь школы и постоянно вдохновляют других на активную творческую деятельность. Считаю, что детей без таланта не существует. И моя задача – вовремя направить ребёнка в творческое русло, пока он не утратил интерес и желание заниматься этим прекрасным видом искусства.

В нашей школьной студии «Золотые голоса» занимается много детей. Все они любят петь и всегда спешат на репетиции. Стараюсь уделять внимание каждому ребёнку, включать его в концертную и организаторскую деятельность, вне зависимости от того, насколько на данном этапе развиты его способности. Делаю это для мотивации к дальнейшей работе, чтобы у ребёнка не перегорело желание творить, и он чувствовал себя нужным и важным для коллектива. Пусть это будут даже самые простые организационные задачи во время проведения мероприятия (создание фотографий, проведение концерта в роли ведущего, наблюдение за дисциплиной за кулисами и в зрительном зале, отслеживание порядка номеров по сценарию и предупреждение артистов о выходе на сцену, подготовка декораций) – ребёнок чувствует, что именно сейчас он ответственен за конкретный вид деятельности и старается максимально помочь и показать, что ему доверили это дело не зря.

Самым первым достижением моей педагогической деятельности во время работы в школе стали первые уроки, где проходило моё знакомство с детьми. Очень переживала, что дети меня не так примут, что будет сложно их заинтересовать, завлечь, учитывая тот фактор, что я только начала свой педагогический путь и ещё не имела опыта и навыков. И было очень приятно, когда дети, которых я видела впервые, подходили в конце урока со словами благодарности за полученные знания и интересно проведённое время.

Ещё одним открытием стали для меня уроки музыки, на которых мы с ребятами изучали произведения патриотического характера с историческим сюжетом (Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский», опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»). Дети были настолько впечатлены музыкой, что почти каждый, не боясь и не стесняясь, высказывал мнение о том, какими в моменты прослушивания музыки он видел образы русских героев, как сильно переживал за Отечество в эпизодах сражений и как гордился, когда наши бойцы одерживали победу над иноземными захватчиками. Я была покорена тем, насколько дети патриотично настроены, как они сильно любят Родину и чтят историю.

Затем последовал концерт ко Дню учителя, к которому мы с учащимися вокальной студии готовили номера для выступлений. Многие дети выходили на сцену впервые, поэтому очень сильно волновались. Здесь я поняла, что моя задача – поддерживать и подбадривать их, чтобы они перестали чувствовать страх и во время выступления были уверены в себе, ощущали себя настоящими артистами.

Сама же я тоже переживала за детей, ход мероприятия в целом, музыкальное оформление, работу техники и прочего, так как это было первое в моей жизни событие такого плана, когда я несла ответственность не только за себя, но и за своих юных певцов, особенно за их эмоциональное состояние и комфорт. Это связано с тем, что процесс пения, а именно работа голосовых связок, как раз-таки и зависит от уровня эмоциональной стабильности исполнителя. И такие факторы, как страх, тревога, волнение, дискомфорт могут очень негативно повлиять на качество исполнения песни. А, следовательно, даже хорошо отрепетированный номер может оказаться под угрозой срыва, а у ребенка в связи с неудачным выступлением может пропасть желание заниматься творчеством. Но, к счастью, концерт прошёл замечательно, и все певцы справились на отлично.

Пение, особенно хоровое, является русской национальной традицией, и очень важно ее сохранить как часть духовной культуры нашего народа.

Работая с детьми над вокальными произведениями, часто задаю им вопрос: «Для кого ты выйдешь на сцену и будешь петь? Что ты подаришь своей песней слушателю? Какие эмоции хочешь затронуть?»

Песня не должна быть пустой, даже если она технически безошибочно исполнена. Самая главная задача исполнителя – излить душу, затронуть слушателя за живое, заставить публику переживать её вместе с тобой. Поэтому в произведении стоит работать не только над интонацией, ритмом, звуковедением, но и над образом, глубиной, эмоциями. Это я и объясняю ребятам.

Думаю, что одна из самых важных функций педагога музыки на уроках – учить слушать и слышать, смотреть и видеть, воспитывать трепетное отношение к произведениям искусства. Мне кажется, плодотворность и результативность уроков музыки зависит не только от программы и методики, но и от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и мастерства.

По моему мнению, учитель музыки – это яркий, активный, позитивный, эмоциональный человек с выразительными мимикой и жестами, который умеет определять словами то, что нужно услышать, распознать и осмыслить в произведении искусства – его красоту, тончайшее кружево его образов.

Абсолютно невозможно представить урок музыки без тесной связи с другими видами искусства. Синтез музыки, поэзии, изобразительного искусства даёт возможность сделать занятие максимально увлекательным и интересным. И это не только метапредметные связи или интеграция в подаче материала, а именно единение, когда музыка, пение, поэзия, танец, театр изучаются во взаимодействии. Ведь сочетание всех этих видов деятельности – и есть искусство. Именно на это особо стараюсь обращать внимание детей. Анализируем, какие виды искусства присутствуют в том или ином жанре, определяем их значимость, детально изучаем музыкальные средства выразительности и то, как они взаимодействуют с литературным текстом, размышляем над глубиной смысла и особенностями эпохи, в которой творил композитор, выбором инструментов, подачей и интерпретацией образа исполнителем. А затем выполняем творческие работы, которые активизируют мышление и фантазию учащихся. Например, было очень интересно, когда учащиеся 5 класса при прохождении темы «Романса трепетные звуки» подбирали любимые стихотворения, которые могли бы соответствовать образам, воспеваемым в романсе. Декламировали их и анализировали, какая музыка может звучать в сопровождении по мелодике, темпу, динамике, ладовой окраске и всё это, исходя из смысла литературного текста. Также обсуждали, какой инструмент они бы хотели слышать в музыкальном сопровождении и почему именно его, и какой певческий голос мог бы исполнить вокальную партию, чтобы максимально передать глубину замысла. Таким образом, учащиеся в творческой деятельности осознали взаимосвязь музыки и литературы. Подобные работы выполняем и с другими музыкальными жанрами.

Но самым большим своим достижением на данном этапе жизни считаю благодарность и любовь учеников, их горящие на уроках глаза, открытые сердца и непреодолимое желание снова и снова прикасаться к этому прекрасному виду искусства – Музыке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в преподавании английского зыка: внутренний контроль.

Компетентностный подход в преподавании английского зыка: внутренний контроль....

Технологии системно-деятельностного подхода в преподавании дисциплины «иностранный язык

"Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность" Б.ШоуИзучая данную тему, я обнаружила, что эта тема не только актуальна, но и является предметом споров, дискуссий, конференций, как среди сред...

Синтетический подход в преподавании математики в образовательных учреждениях СПО и НПО

Статья. Синтетический подход в преподавании математики в образовательных учреждениях СПО и НПО...

"TBL" и "PBL" Два новых подхода к преподаванию анлгийского языка

Task based learning(TBL) и Project based learning(PBL) краткое описание этих двух методик...

Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения

Инновационные подходы в преподавании.Мои маленькие достижения...

Доклад на РМО Тема: Инновационный подход воспитания в ИСТ

При обобщении опыта по данному направлению на  базе интерната был создан инновационный проект многофункциональный Центр, который объединил работу воспитателей по этнокультурному направлению....

Эссе на тему "Мои маленькие достижения"

Эссе на тему "Мои маленькие достижения"...