Эссе на тему: "Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения".
материал
"Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Парпиева С. А.
Эссе на тему:
«Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения».
Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции...
Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
Василий Александрович Сухомлинский.
Мы живём в век высоких информационных технологий и электронной культуры, где без внедрения инноваций сложно представить любую область деятельности человека, будь то наука, промышленность, медицина, искусство или образование.
В сфере образования инновационные подходы играют очень важную роль. И поэтому современному учителю необходимо владеть новыми педагогическими технологиями и методиками, чтобы успешно применять их в процессе обучения и соответствовать высоким требованиям образовательных стандартов.
В области предмета «Музыка» инновационные подходы преподавания тоже заняли свою особую нишу.
Современный учитель музыки должен не просто передавать накопленные знания, а именно:
• раскрывать потенциальные возможности учащихся;
• увлекать музыкой, прививать интерес и любовь к ней, учить ценить ее красоту;
• развивать музыкально-образное мышление, учить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки, размышлять о ней;
• закладывать основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и её пластического интонирования.
В процессе реализации данных задач происходит самореализация личности и учителя, и ученика.
Думаю, что учитель музыки – это человек, который не только учит, но и непрерывно учится, совершенствует своё мастерство, творит сам и вдохновляет на творчество (причем не только музыкальное) других.
Именно такими были в жизни мои вдохновители в профессии музыкального педагога – Дмитрий Борисович Кабалевский, Георгий Александрович Струве, Болеслав Леопольдович Яворский. В их богатой и интереснейшей практике я нашла для себя то, что близко и мне:
• чёткое тематическое выстраивание линии уроков;
• теорию музыкального мышления («Не учить, а научить мыслить») и творческую деятельность в основе музыкального воспитания;
• эмоциональную драматургию урока.
Помимо этого, на своих уроках я стараюсь сочетать как можно больше новых интересных методов и форм работы. Часто задаю себе вопрос: как сделать уроки более эмоциональными, живыми, запоминающимися? Поэтому постоянно нахожусь в поиске, пытаюсь совершенствоваться и развиваться.
Мои методы включают как активные, так и интерактивные формы работы, применяющиеся в обучении.
Активные предусматривают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть дети выступают как равные участники и создатели урока. Применяю следующие формы работы:
– подготовка проектов;
– творческие работы;
– создание и защита презентаций, сообщений;
– создание проблемных ситуаций;
– баскет-метод (имитация ситуации, где учащийся может выступить в роли гида или лектора).
Интерактивные методы позволяют усваивать знания во взаимодействии с другими учащимися. Здесь наиболее часто использую:
– уроки-спектакли;
– уроки-экскурсии;
– хоровые баттлы;
– музыкальные квизы;
– мини-концерты с инсценировкой песен;
– «мозговые штурмы», игра «шумовой оркестр» и другие.
Таким образом, пытаюсь обучить детей как индивидуальной, так и дружной работе в команде. Кроме того, привлекаю их к самостоятельному оцениванию своей работы и исполнительства, а также к справедливой критике себя и соперника.
Одной из самых важных задач своей работы считаю развитие творческого потенциала учеников.
Профессия учителя музыки сама по себе подразумевает процесс постоянного творчества и включает в себя функции музыканта, дирижера, организатора, педагога, режиссера, художественного руководителя и многие другие. Именно он в школе выступает носителем и проводником музыкальной культуры.
В своей педагогической, пусть пока небольшой, практике, я придерживаюсь пути, намеченного В. А. Сухомлинским: «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».
Самый короткий путь к счастью – делать счастливыми других. Это то убеждение, с которым я твёрдо иду по жизни. Творить счастье детей, помогая им заниматься любимым делом – вокальным искусством, видя, как день ото дня их талант становится ярче и интереснее, – это и есть смысл моей профессии.
Работа с творчески одарёнными детьми – это самый большой подарок, который подарила мне судьба. Эти дети – действительно цветы, которые украшают жизнь школы и постоянно вдохновляют других на активную творческую деятельность. Считаю, что детей без таланта не существует. И моя задача – вовремя направить ребёнка в творческое русло, пока он не утратил интерес и желание заниматься этим прекрасным видом искусства.
В нашей школьной студии «Золотые голоса» занимается много детей. Все они любят петь и всегда спешат на репетиции. Стараюсь уделять внимание каждому ребёнку, включать его в концертную и организаторскую деятельность, вне зависимости от того, насколько на данном этапе развиты его способности. Делаю это для мотивации к дальнейшей работе, чтобы у ребёнка не перегорело желание творить, и он чувствовал себя нужным и важным для коллектива. Пусть это будут даже самые простые организационные задачи во время проведения мероприятия (создание фотографий, проведение концерта в роли ведущего, наблюдение за дисциплиной за кулисами и в зрительном зале, отслеживание порядка номеров по сценарию и предупреждение артистов о выходе на сцену, подготовка декораций) – ребёнок чувствует, что именно сейчас он ответственен за конкретный вид деятельности и старается максимально помочь и показать, что ему доверили это дело не зря.
Самым первым достижением моей педагогической деятельности во время работы в школе стали первые уроки, где проходило моё знакомство с детьми. Очень переживала, что дети меня не так примут, что будет сложно их заинтересовать, завлечь, учитывая тот фактор, что я только начала свой педагогический путь и ещё не имела опыта и навыков. И было очень приятно, когда дети, которых я видела впервые, подходили в конце урока со словами благодарности за полученные знания и интересно проведённое время.
Ещё одним открытием стали для меня уроки музыки, на которых мы с ребятами изучали произведения патриотического характера с историческим сюжетом (Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский», опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»). Дети были настолько впечатлены музыкой, что почти каждый, не боясь и не стесняясь, высказывал мнение о том, какими в моменты прослушивания музыки он видел образы русских героев, как сильно переживал за Отечество в эпизодах сражений и как гордился, когда наши бойцы одерживали победу над иноземными захватчиками. Я была покорена тем, насколько дети патриотично настроены, как они сильно любят Родину и чтят историю.
Затем последовал концерт ко Дню учителя, к которому мы с учащимися вокальной студии готовили номера для выступлений. Многие дети выходили на сцену впервые, поэтому очень сильно волновались. Здесь я поняла, что моя задача – поддерживать и подбадривать их, чтобы они перестали чувствовать страх и во время выступления были уверены в себе, ощущали себя настоящими артистами.
Сама же я тоже переживала за детей, ход мероприятия в целом, музыкальное оформление, работу техники и прочего, так как это было первое в моей жизни событие такого плана, когда я несла ответственность не только за себя, но и за своих юных певцов, особенно за их эмоциональное состояние и комфорт. Это связано с тем, что процесс пения, а именно работа голосовых связок, как раз-таки и зависит от уровня эмоциональной стабильности исполнителя. И такие факторы, как страх, тревога, волнение, дискомфорт могут очень негативно повлиять на качество исполнения песни. А, следовательно, даже хорошо отрепетированный номер может оказаться под угрозой срыва, а у ребенка в связи с неудачным выступлением может пропасть желание заниматься творчеством. Но, к счастью, концерт прошёл замечательно, и все певцы справились на отлично.
Пение, особенно хоровое, является русской национальной традицией, и очень важно ее сохранить как часть духовной культуры нашего народа.
Работая с детьми над вокальными произведениями, часто задаю им вопрос: «Для кого ты выйдешь на сцену и будешь петь? Что ты подаришь своей песней слушателю? Какие эмоции хочешь затронуть?»
Песня не должна быть пустой, даже если она технически безошибочно исполнена. Самая главная задача исполнителя – излить душу, затронуть слушателя за живое, заставить публику переживать её вместе с тобой. Поэтому в произведении стоит работать не только над интонацией, ритмом, звуковедением, но и над образом, глубиной, эмоциями. Это я и объясняю ребятам.
Думаю, что одна из самых важных функций педагога музыки на уроках – учить слушать и слышать, смотреть и видеть, воспитывать трепетное отношение к произведениям искусства. Мне кажется, плодотворность и результативность уроков музыки зависит не только от программы и методики, но и от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и мастерства.
По моему мнению, учитель музыки – это яркий, активный, позитивный, эмоциональный человек с выразительными мимикой и жестами, который умеет определять словами то, что нужно услышать, распознать и осмыслить в произведении искусства – его красоту, тончайшее кружево его образов.
Абсолютно невозможно представить урок музыки без тесной связи с другими видами искусства. Синтез музыки, поэзии, изобразительного искусства даёт возможность сделать занятие максимально увлекательным и интересным. И это не только метапредметные связи или интеграция в подаче материала, а именно единение, когда музыка, пение, поэзия, танец, театр изучаются во взаимодействии. Ведь сочетание всех этих видов деятельности – и есть искусство. Именно на это особо стараюсь обращать внимание детей. Анализируем, какие виды искусства присутствуют в том или ином жанре, определяем их значимость, детально изучаем музыкальные средства выразительности и то, как они взаимодействуют с литературным текстом, размышляем над глубиной смысла и особенностями эпохи, в которой творил композитор, выбором инструментов, подачей и интерпретацией образа исполнителем. А затем выполняем творческие работы, которые активизируют мышление и фантазию учащихся. Например, было очень интересно, когда учащиеся 5 класса при прохождении темы «Романса трепетные звуки» подбирали любимые стихотворения, которые могли бы соответствовать образам, воспеваемым в романсе. Декламировали их и анализировали, какая музыка может звучать в сопровождении по мелодике, темпу, динамике, ладовой окраске и всё это, исходя из смысла литературного текста. Также обсуждали, какой инструмент они бы хотели слышать в музыкальном сопровождении и почему именно его, и какой певческий голос мог бы исполнить вокальную партию, чтобы максимально передать глубину замысла. Таким образом, учащиеся в творческой деятельности осознали взаимосвязь музыки и литературы. Подобные работы выполняем и с другими музыкальными жанрами.
Но самым большим своим достижением на данном этапе жизни считаю благодарность и любовь учеников, их горящие на уроках глаза, открытые сердца и непреодолимое желание снова и снова прикасаться к этому прекрасному виду искусства – Музыке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в преподавании английского зыка: внутренний контроль.
Компетентностный подход в преподавании английского зыка: внутренний контроль....

Технологии системно-деятельностного подхода в преподавании дисциплины «иностранный язык
"Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность" Б.ШоуИзучая данную тему, я обнаружила, что эта тема не только актуальна, но и является предметом споров, дискуссий, конференций, как среди сред...

Синтетический подход в преподавании математики в образовательных учреждениях СПО и НПО
Статья. Синтетический подход в преподавании математики в образовательных учреждениях СПО и НПО...

Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения
Инновационные подходы в преподавании.Мои маленькие достижения...

Доклад на РМО Тема: Инновационный подход воспитания в ИСТ
При обобщении опыта по данному направлению на базе интерната был создан инновационный проект многофункциональный Центр, который объединил работу воспитателей по этнокультурному направлению....

Статья на тему: "ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ МАТЕМАТИКИ"
Качественная подготовка квалифицированных рабочих требует творческого подхода преподавателей и мастеров производственного обучения среднего профессионального образования (СПО) к выбору содержания, фор...