Исследовательский проект " Исследование загрязненности снега в п. Восяхово"
проект

Мария Константиновна Шуппе

Ещё в древности считали, что снеговая вода самая чистая, её употребляли для

мытья, поливки и даже в пищу. Сегодня качество воды в большинстве районов Земли

оставляет желать лучшего. Расточительное расходование пресной воды и повсеместное её

загрязнение является главной опасностью для населения.

Индикатором загрязнения воды служит и снег. Вредные вещества, выбрасываемые промышленными предприятиями, автомобильные выхлопы и даже сажа из печных труб домов накапливаются в снегу и с талыми водами поступают в открытые и подземные водоёмы, загрязняя их. Проблему накопления токсичных веществ в снеге и влияния талых вод на развитие растений мы выбрали темой своего исследования.

В России снежный покров устанавливается практически на всей территории страны. В Шурышкарском районе первый снег обычно выпадает в начале октября, снежный покров устанавливается в первой половине ноября, а сходит полностью в мае-

Снеговой покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу.

Антропогенными источниками загрязнения среды в поселке являются транспорт, электростанция, котельная. Вредные вещества, выбрасываемые промышленными предприятиями, автомобильные выхлопы накапливаются в снегу и с талыми водами поступают в открытые и подземные водоемы, загрязняя их. Изменяется состав снега. В связи с этим снег можно рассматривать как своеобразный индикатор загрязнения окружающей среды. Каждый из нас вдыхает огромное количество воздуха, с которым, в организм попадают и вредные вещества. Мы давно привыкли очищать или кипятить воду, которую пьем, но, к сожалению, не всегда задумываемся о воздухе, которым постоянно дышим. С точки зрения здоровья человека в этом плане совершенно особую роль играет атмосфера. За день человек в среднем вдыхает более 9 кг воздуха, выпивает около 2 л воды, съедает немногим более 1 кг пищи. Какое-то время человек может жить без воды и пищи, но без воздуха он может существовать не более 5 минут. Именно поэтому контакты человека с загрязнителями среды через воздух происходит в среднем чаще, чем через воду, растения и другие ее компоненты. Среди веществ, вызывающих химическое загрязнение воздуха, наиболее распространены и опасны оксиды азота, серы, угарный газ, углеводороды, тяжелые металлы, сажа – продукт неполного сгорания топлива.

Я живу в деревне. Всем известно, что сельская местность, по сравнению с  городом самое чистое место. Я тоже так думала, пока однажды не заметил на снегу чёрный налёт. Снег является эффективным накопителем, позволяющий судить о загрязненности окружающей среды. Зимой это загрязнение больше, так как на полную мощность работают котельные, дым из их труб виден издалека. При этом загрязнение распространяется на очень большое расстояние от источника загрязнения, в зависимости от направления ветра. При таянии снега все эти вещества попадают в окружающую среду.

Всем известно, маленькие дети любят попробовать на вкус только что выпавший снег, считая его чистым. Но никто не подозревает, что на самом деле снег является накопителем атмосферного загрязнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_zagryaznennosti_snega.docx832.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОСЯХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

Исследовательский проект

« Исследование степени загрязненности снега в п. Восяхово

Выполнила ученица 8 класса: Севли Наталья

Руководитель: Шуппе Мария Константиновна

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………2

Теоретическая часть        

  1. Что такое снег?......................................................................................4
  2. Шесть интересных фактов о снеге……………………………………..4

Практическая часть

2.1 Исследование степени загрязненности снега………………………..5

Заключение………………………………………………………………...6

Список использованной литературы…………………………………….7

Приложение……………………………………………………………….8

Введение.

Ещё в древности считали, что снеговая вода самая чистая, её употребляли для

мытья, поливки и даже в пищу. Сегодня качество воды в большинстве районов Земли

оставляет желать лучшего. Расточительное расходование пресной воды и повсеместное её

загрязнение является главной опасностью для населения.

Индикатором загрязнения воды служит и снег. Вредные вещества, выбрасываемые промышленными предприятиями, автомобильные выхлопы и даже сажа из печных труб домов накапливаются в снегу и с талыми водами поступают в открытые и подземные водоёмы, загрязняя их. Проблему накопления токсичных веществ в снеге и влияния талых вод на развитие растений мы выбрали темой своего исследования.

В России снежный покров устанавливается практически на всей территории страны. В Шурышкарском районе первый снег обычно выпадает в начале октября, снежный покров устанавливается в первой половине ноября, а сходит полностью в мае-

Снеговой покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу.

Антропогенными источниками загрязнения среды в поселке являются транспорт, электростанция, котельная. Вредные вещества, выбрасываемые промышленными предприятиями, автомобильные выхлопы накапливаются в снегу и с талыми водами поступают в открытые и подземные водоемы, загрязняя их. Изменяется состав снега. В связи с этим снег можно рассматривать как своеобразный индикатор загрязнения окружающей среды. Каждый из нас вдыхает огромное количество воздуха, с которым, в организм попадают и вредные вещества. Мы давно привыкли очищать или кипятить воду, которую пьем, но, к сожалению, не всегда задумываемся о воздухе, которым постоянно дышим. С точки зрения здоровья человека в этом плане совершенно особую роль играет атмосфера. За день человек в среднем вдыхает более 9 кг воздуха, выпивает около 2 л воды, съедает немногим более 1 кг пищи. Какое-то время человек может жить без воды и пищи, но без воздуха он может существовать не более 5 минут. Именно поэтому контакты человека с загрязнителями среды через воздух происходит в среднем чаще, чем через воду, растения и другие ее компоненты. Среди веществ, вызывающих химическое загрязнение воздуха, наиболее распространены и опасны оксиды азота, серы, угарный газ, углеводороды, тяжелые металлы, сажа – продукт неполного сгорания топлива.

Я живу в деревне. Всем известно, что сельская местность, по сравнению с  городом самое чистое место. Я тоже так думала, пока однажды не заметил на снегу чёрный налёт. Снег является эффективным накопителем, позволяющий судить о загрязненности окружающей среды. Зимой это загрязнение больше, так как на полную мощность работают котельные, дым из их труб виден издалека. При этом загрязнение распространяется на очень большое расстояние от источника загрязнения, в зависимости от направления ветра. При таянии снега все эти вещества попадают в окружающую среду.

Всем известно, маленькие дети любят попробовать на вкус только что выпавший снег, считая его чистым. Но никто не подозревает, что на самом деле снег является накопителем атмосферного загрязнения.

Мы исследовал загрязнённость снега в разных местах поселка Восяхово (прозрачность и чистоту воды, полученной при таянии снега).

Цель:  Выявление степени загрязненности снега в поселке Восяхово.
Задачи работы:

  1. Проанализировать степень загрязнения атмосферного воздуха зимой.
  2. Посмотреть на какой территории снежный покров чище.

Объект моего исследования: снежный покров в разных местах п. Восяхово.
Предмет данного изучения: Снег.

Методы: Наблюдение, опыт, сравнение, анализ.

Гипотеза:  Не все, что белое – чистое.

Теоретическая часть.

1.1Что такое снег?

 Снег -  великое чудо природы. Легенда о самом первом снеге рассказывает, ангелы взбунтовались против бога и были  низвергнуты с небес. Они летели на землю и при падении теряли свои прекрасные крылья, которые превращались в первый снег. Так появился снег, и наступила первая зима.

Что же такое снег? На самом деле снег – это много - много снежинок. Снежинка – это тоненькая льдинка, в ней много воздуха, поэтому она очень легкая и падает очень медленно. Бывают снежинки самой разнообразной формы. Они по величине примерно 5 мм. Самая большая снежинка в мире была обнаружена во время снегопада в 1887 году в США диаметром 38 см, толщиной 20 см. Как же образуются снежинки? Снежинки – лёгкие ледяные кристаллы, образующиеся из водяного пара, который с земли поднимается высоко вверх и быстро там охлаждается. Почти 27 миллионов долларов американские ученые потратили на выяснение этого факта. Лучи света отражаются от снежинки и рассеиваются. Поэтому снег белый.  Иногда снег бывает другого цвета. Например, в Антарктиде и высоких горах встречается снег розового, фиолетового, красного цвета из-за живущих в снеге микроорганизмов.

Снежинки в солнечный морозный день красиво блестят. Это лучи солнца отражаются от них и дают такой блеск. Когда в морозную погоду мы идём по снегу, то слышим под ногами хруст. Почему снег хрустит? Оказывается, тонкие твёрдые снежинки трутся друг о друга или ломаются под тяжестью со звуком, а их ломается так много, что звук становится громким.

Снег приносит большую пользу растениям. Он, как шубой, укрывает землю, согревая её. Под снегом не вымерзают травы, кустарники, мелкие зверюшки согреваются в своих норках. Снег очищает воздух городов от пыли и сажи. Поэтому весной снег грязный. Весной снег в виде талой воды питает проснувшиеся от спячки растения

1.2 Пять интересных фактов о снеге.

1.Более половины населения земного шара никогда не видели снега, разве что только на фото

2.В 1944 году в Москве выпал самый странный снег. Размер снежинок был в человеческую ладонь, а по форме они напоминали страусинный перья.

3.Считается, что двух снежинок с одинаковой формой не существует. Как уверяет физик  Джон Нельсон, вариантов геометрических форм снежинок больше, чем атомов в наблюдаемой Вселенной

4. Когда снежинка падает в воду, она издает высокочастотный звук, который не улавливается человеком, но, по словам ученных, очень не нравится рыбе

5. В некоторых высокогорных районах, летом можно увидеть арбузный снег. Он розового цвета и обладает запахом и вкуса арбуза. Этот феномен обусловлен присутствием в снеге водорослей.

Практическая часть.

Исследование  степени загрязненности снега.

Для проведения исследования выбираются места для отбора проб снега с разной степенью загрязнённости. Снег складывается в пакеты, затем при комнатной температуре его растаивают и снеговую воду сливают в банки.

Изучение физических свойств снеговой воды:

1.  ЦветЭто один из показателей состояния воды, для определения цвета воды берётся стеклянная банка и лист белой бумаги. В банку наливается исследуемая вода и на белом фоне определяется цвет воды (голубоватый, отсутствие цвета, серый, коричневый и т. д.). в норме воды должна быть бесцветной, наличие цвета показывает, что вода загрязнена какими-либо примесями.

2.  Прозрачность. Для определения прозрачности проба талой воды наливается в стеклянный цилиндр, диаметром 3 см и высотой 25 см и через этот цилиндр просматривается печатный шрифт на листе бумаги. Регулируя высоту воды в цилиндре, определяется, через какой слой воды хорошо виден шрифт. Исследуемая вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. Перед исследованием воду необходимо взболтать. Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц в воде и определяется высотой столба воды в цилиндре в сантиметрах, через которую начинают читаться буквы.

3.  Запах. Для определения запаха талая вода наливается в коническую колбу, вода встряхивается, затем  быстро определяется характер запаха. Интенсивность запаха оценивается по пятибалльной системе: 0 – нет запаха; 1 – очень слабый; 2 – слабый; 3 – заметный; 4 – отчётливый; 5 – очень сильный.

4.  Осадок. Наличие осадка определяется часовым отстаиванием воды, если осадок образуется, то он может быть хлопьевидным, плотным, в виде песка, глинистым, похожим на землю, кристаллическим и т. д.

Выполнение работы и ее результаты

Для исследования снега я отобрала четыре пробы из мест с разной степенью загрязнённости снегового покрова:

  1. Проба №1 Котельная
  2. Проба №2 Звероферма
  3. Проба №3 Зимник
  4. Проба №4 Школа

Таблица. Результаты определения физических свойств талой воды.

Участок

Цвет

Запах

Прозрачность

Осадок

 Проба №1 Котельная

Темно-серый

4-отчетливый

5см

сильно мутная

Значительный осадок с частицами сажи, грязи

 Проба №2 Звероферма

Бесцветный

0-нет запаха

25см прозрачная

Мелкие частицы пыли и сажи, практически нет

Проба№3

Зимник

коричневый

3-заметный

9 см

мутная

Глинистый осадок

Проба № 4

Школа

Светло-серый

1-очень слабый

16.5см

Мелкие частицы пыли и сажи

Анализ результатов работы:

Проведение исследования снеговой воды в разных местах п. Восяхово   позволило  провести сравнительный анализ загрязненности окружающей среды. Анализ свойств воды показал, что в пробах № 1(котельная), № 3(Зимник), № 4(школа) цвет варьирует от светло-серого до тёмно-серого, запах явно ощущается только в пробе № 1( котельная) и пробе №3(зимник). В этих пробах заметен осадок, который отстаивается на дне банки. Самой загрязненной оказалась проба № 1(котельная). Проба №2(звероферма) по сравнению с другими пробами относительно хорошая по своим показателям. По данным результатам заметно,  накопление загрязняющих веществ в снегу, что подтверждают проведённые исследования.

Наиболее чистой и благополучной оказалась проба № 2 (звероферма), вероятнее всего из-за удалённости этого места от села.

Как мы видим, степень загрязнения в разных окрестностях отличается.

С пробы возле котельной,  банка с оттаявшим снегом покрыта толстым грязным налетом. Вода очень грязная, почти черная. Осадок в банке тёмных частиц составил около одного сантиметра. Возле школы вода после оттаявшего снега мутная и  светло - серая, так как школа находится вблизи котельной. Также наблюдаются песчинки и осадок на дне банки. В банке обозначился контур на уровне воды в виде темной сажи.

Вода после оттаявшего снега со зверофермы практически прозрачная, с небольшим осадком. Банка практически осталась чистой.

Мой эксперимент наглядно демонстрирует загрязнение окружающей среды. Это влияет на поля, на леса, на воздух, который мы вдыхаем. Травы, которые скашиваются и идут на корм животным, в конечном счёте тоже попадают человеку на стол.

Люди страдают от болезней, вызванных загрязнением окружающей среды.

Выводы по результатам работы.

1.  Степень загрязнения снежного покрова зависит от места взятия пробы. У котельной она оказывалась значительно выше, чем на звероферме. На зимнике  основным источником загрязнения является автотранспорт.

2. За деревней загрязнение окружающей среды на самом низком уровне. Поток автотранспорта ниже и котельная находится на расстоянии.

3.  По результатам исследования было подтверждено, что наибольшую часть загрязнения снега дают котельные и автотранспорт. Самыми неблагополучными оказались пробы, взятые на зимнике и рядом с котельной.

4.  Чем больше загрязнение снега, тем хуже физические свойства снеговой воды, и тем больше грязи в ней содержится.

Практическое значение работы.

В разных окрестностях поселка Восяхово  зимой мы наблюдаем снежный покров и визуально можем определить степень его загрязнения. Грязный снег всем бросается в глаза, особенно вдоль зимних дорог и около котельной. Данная работа позволяет достаточно точно определить путём опытов степень загрязнённости проб снега. Использование этой методики возможно в разные промежутки времени, что позволяет сравнить все показатели по мере их изменения по месяцам и даже провести мониторинг по разным зимним сезонам. Весной снег растает, попадёт в почву, в грунтовые воды, в водоёмы. Загрязняющие вещества будут действовать на живые организмы, на здоровье населения.

Заключение.

Мои опыты наглядно демонстрирует загрязнение окружающей среды. Это влияет на леса, почву, землю, на воздух, который мы вдыхаем. Травы, которые скашиваются и идут на корм животным, в конечном счёте тоже попадают человеку на стол.

Люди страдают от болезней, вызванных загрязнением окружающей среды.

Давайте беречь природу нашего поселка от загрязнений!

Список используемой литературы

1.Казначеев В.П. Проблемы экологии города и экологии человека // Урбоэкология. М., 1990.

2.Ахметов Л.А, Корнев Е. В. Автомобильный транспорт и охрана окружающей среды. – Ташкент:Мехнат,1990.
3.Посыпайко В.И. и Экологическая химия. Под редакцией Ф. Корте М.: Мир 1996.др. Химические методы анализа.- М.: Высш.шк., 1989.

3.Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля». «Издательство Росэн-Пресс», А.Ю. Бирюкова, 2001.- 657с.

4. Интернет ресурсы

C:\Users\user\Desktop\исследовательский проект. Исследование снега\20190408_153418.jpgC:\Users\user\Desktop\O7ne5ZpeMvo.jpgC:\Users\user\Desktop\исследовательский проект. Исследование снега\20190408_221017.jpg

C:\Users\user\Desktop\исследовательский проект. Исследование снега\20190408_221326.jpgC:\Users\user\Desktop\исследовательский проект. Исследование снега\20190408_221644.jpgC:\Users\user\Desktop\исследовательский проект. Исследование снега\20190408_221635.jpg

C:\Users\user\Desktop\исследовательский проект. Исследование снега\20190408_220807.jpgC:\Users\user\Desktop\исследовательский проект. Исследование снега\20190408_221957.jpgC:\Users\user\Desktop\исследовательский проект. Исследование снега\20190408_222042.jpg

C:\Users\user\Desktop\исследовательский проект. Исследование снега\20190408_221938.jpgC:\Users\user\Desktop\исследовательский проект. Исследование снега\20190408_222112.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЧВЫ ОПЫТНОГО УЧАСТКА ШАРЬИНСКОГО АГРАРНОГО ТЕХНИКУМА"

Исследовательская работа студентки 2 курса "ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЧВЫ ОПЫТНОГО УЧАСТКА ШАРЬИНСКОГО АГРАРНОГО ТЕХНИКУМА", занявшая 1 место в региональном этапе Соэвездия...

реферативно-исследовательская работа "Исследование различных сортов яблок на содержание полезных и вредных компонентов"

Студенты под руководством Мельник Н.В. провели и проанализировали исследователскую работу....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Проблема загрязнения водных источников соединениями железа»

laquo;Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь»Антуан  де Сент-ЭкзюпериОсновная масса  рек нашего края относится к малым. Они играют важную хозяйственную,  к...

Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"

Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"...

Исследовательская работа "Исследование закона сохранения импульса"

Исследовательская работа доказывающая экспериментальным путем закон сохранения импульса проведена учеником 9-го класса Денисовым Вадимом под руководством преподавателя Репенко Д.В. с применением обору...

Исследовательская проект в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»

Исследовательская проект в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»...