Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
учебно-методический материал

План по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель Грищенко Екатерина Евгеньевна

   

2020 год

Тема самообразования:

«Развитие мелкой моторики рук у детей  младшего дошкольного возраста».

Цели: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики  пальцев  рук детей младшего дошкольного  возраста.

Задачи:

1. Подготовить методический материал по данной теме,  картотеку пальчиковых игр.

2.  Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

3.  Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность

4. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук

 5. Улучшить общую двигательную активность

 6. Содействовать нормализации речевой функции

7. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность

8. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми

9. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для                             развития мелкой моторики

10.  Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей  дошкольного  возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов

11. Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной и учебно-методической литературы

12. Разработать перспективный план работы с детьми

13. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

14. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика  и почему так  важно её развивать?»

15. Оформить папку-передвижку для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»

16.Подготовить презентацию - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей  младшего дошкольного возраста»

Прогнозируемый результат:

 

  1. Расположить к себе ребенка через тактильный (телесный) контакт и тем самым облегчить процесс адаптации.
  2. Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшить  память, внимание, терпеливость.
  3. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Этапы реализации проекта:

  1. Проведение первичного диагностического исследования.
  2. Проведение пальчиковых игр на занятиях и вне занятий.
  3. Беседы консультации с родителями.
  4. Проведение контрольного диагностического исследования.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел плана

Форма и содержание работы

Сроки

 

Работа с  детьми

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • биоэнергопластика -    соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук
  • пальчиковые игры в воде (являются частью закаливающих мероприятий)

Индивидуальная работа

с детьми:

  • Массаж кистей рук
  • лепка из пластилина

 с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки)

  • нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой

Свободная самостоятельная деятельность детей:

  • рисование по трафаретам
  • штриховка
  • дорисовка (по принципу симметрии)
  • лабиринты, работа по клеточкам
  • дидактические игры
  • шнуровка
  • игры с мелкими предметами (кубики, прищепки, палочки, конструктор)
  • пазлы, мозаика
  • аппликация

                   В

ТЕЧЕНИЕ

ГОДА

 

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей:

 «Как развита мелкая моторика

у вашего ребенка?»

2.Совместное оформление информационно-наглядного материала по  теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего   дошкольного возраста»

3. Индивидуальное консультирование  родителей  по вопросам развития мелкой моторики пальцев у детей  младшего дошкольного возраста через использование разнообразных приемов.

3.Консультации для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования»; «Пальчиковая гимнастика»; «Что представляет собой пальчиковая гимнастика»; «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»; «Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук»

5.Выступление на родительском собрании: «Отчёт о проделанной работе по плану самообразования за 2017 - 2018 учебный год» 

В

ТЕЧЕНИЕ

ГОДА

Работа с педагогами

1.Консультация для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика  и почему так  важно её развивать?»

2.Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»

3.Презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего  дошкольного возраста»

ДЕКАБРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАЙ

Самореализация

1.Изучить литературу по  теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей    младшего дошкольного возраста»

2.Внедрение в работу с детьми  дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики дошкольников

3.Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук

4.Консультация для воспитателей: «Что такое мелкая моторика  и почему так  важно её развивать?»

5.Составить картотеку упражнений  по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук

7.Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»

8.Выступление на педсовете: презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей  младшего дошкольного возраста»

В

ТЕЧЕНИЕ

ГОДА

Изучение методической литературы

Работа со следующей научной и учебно-методической литературой:

1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2010.

2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2009.

4.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2011.

5.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

6.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2012.

7.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 2013.

8.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2009.

9. Кольцова М.М «Развитие моторики». – М.: Эксмо, 2012.

10.Елена Данилова «Пальчиковые игры». – М.: Эксмо, 2011.

11.Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М.: Эксмо, 2011.

В

ТЕЧЕНИЕ

ГОДА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики кисти руки детей младшего школьного возраста с ЗПР во внеурочной деятельности средствами искусства

Данная статья посвящена проблемам развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР и способам их решения во время внеурочной деятельности....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Что такое мелкая моторика и как ее развивать у детей дошкольного возраста...

ВКР: Рисование руками как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Дорогие друзья!        Вашему вниманию представлена выпускная квалификационная работа (ВКР) на тему «Рисование руками как средство развития...

Развитие мелкой моторики для детей

На первый взгляд мелкая моторика рук- всего лишь ловкость пальцев и кистей , на самом же деле это физиологический процесс, который координирует работу, мышечной, нервной и зрительной систем организма....

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет". 04.04.2023 г.

Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головоного мозга поступают сигналы, которые активизируют к...

Памятка для родителей "Игры на развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста". 06.05.2023 г.

Чтобы стимулировать развитие речи у ребёнка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВКР

Важность развития речи у детей старшего дошкольного возраста связана с тем, что речь обеспечивает необходимое общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами по...