Рабочая программа по материаловедению для специальности 23.02.07. (очно-заочная форма обучения)
рабочая программа

Голубина Марина Анатольевна

Рабочая программа по материаловедению для специальности 23.02.07. (очно-заочная форма обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_met-_tr-018.docx57.07 КБ

Предварительный просмотр:

ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ   23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (базовая подготовка)

ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

2019

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 190000 Транспортные средства от 22 апреля 2014 г. N 383.

ОДОБРЕНА

на заседании предметной (цикловой)

комиссии №__,

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель ______________ /____________/

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель ______________ /______________/

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель ______________ /______________/

УТВЕРЖДЕНА

Методическим Советом колледжа

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель ______________ /_____________/

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель _____________ /______________/

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель _____________ /______________/

Составитель: Голубина Марина Анатольевна, преподаватель Государственного автономного профессионального образовательного учреждения  Московской области «Профессиональный колледж «Московия».

Рецензент:


СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины

6

3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

12

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Материаловедение______________

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования специальности технического профиля 23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (базовая подготовка).

Данная рабочая программа разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта вышеназванной специальности, является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине и служит основой для разработки календарно-тематического плана.

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников по обеспечению организации технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина относится к обязательным общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:

- общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:

Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

 Организация деятельности коллектива исполнителей.

ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.

ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование общих и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

   - уметь:

- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;  

- выбирать способы соединения материалов;

- обрабатывать детали из основных материалов;

   - знать:

- строение и свойства машиностроительных материалов;

- методы оценки свойств машиностроительных материалов;

-  области применения материалов;

- классификацию и маркировку основных материалов;

- методы защиты от коррозии;

- способы обработки материалов.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 92 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 40 часов;

- в том числе практических занятий – 12 часов;

- самостоятельной работы обучающегося –52 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

92

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40        

в том числе:

практические занятия

12      

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

52

в том числе:

Составление планов-конспектов и проработка темы

20

подготовка и оформление рефератов

10

подготовка презентаций

12

подготовка устных сообщений

10

Итоговая аттестация:   контрольная работа, 5 семестр

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

4 семестр

Раздел 1. Закономерности формирования структуры материалов

32

Тема 1.1. Структура и свойства материалов

Содержание учебного материала

12

  1. Введение.

Атомно-кристаллическое строение металлов. Типы кристаллических решеток. Аллотропия. Анизотропия (полиморфизм Атомно-кристаллическое строение металлов. Типы кристаллических решеток.

2

2

  1. Свойства металлов.

2

1

  1. Практическое занятие №1. Строение и свойства металлов.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

СР №1. Составление планов-конспектов и проработка темы:

Дефекты кристаллических решеток: точечные, линейные, поверхностные, объемные.

Фазовый состав сплавов: жидкие растворы, твердые растворы, химические соединения, механические смеси. Структура сплавов: эвтектика, перетектика.

 Методы испытаний металлов и сплавов.

2

2

2

3

Тема 1.2.Формирование структуры литых материалов

Содержание учебного материала

2

  1.  Процесс кристаллизации металлов и сплавов: первичная и вторичная кристаллизация. Метод модифицирования. Дендритная кристаллизация.

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена

Тема 1.3. Диаграммы состояния металлов и сплавов

Содержание учебного материала

8

  1. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Влияние легирующих элементов на равновесную структуру сталей.

2

1

  1. Практическое занятие №2. Диаграмма состояния «железо – цементит».

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

СР №2. Составление планов-конспектов и проработка темы:

 Понятие о сплавах. Классификация и структура металлов и сплавов.

Диаграммы фазового равновесия двойных сплавов. Правило фаз. Равновесие в двухкомпонентных системах. Диаграмма состояния сплавов, образующих неограниченные твердые растворы.

2

2

3

Тема 1.4. Формирование структуры деформированных металлов и сплавов

Содержание учебного материала

4

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

СР №3. Составление планов-конспектов и проработка темы:

Пластическая (остаточная) деформация. Двойникование.  Диаграмма растяжения. Возврат и рекристаллизация

Обработка металлов и сплавов давлением.

2

2

3

Тема 1.5. Термическая обработка металлов и сплавов

Содержание учебного материала

6

  1. Термическая обработка сталей и сплавов. Термоциклическая обработка сталей.

Химико-термическая обработка металлов и сплавов. Диффузионная металлизация.

2

1

  1. Практическое занятие №3. Термическая обработка сталей.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

СР №4. Подготовка и оформление рефератов на темы: термохимическая обработка, термоциклическая обработка сталей;

-  подготовка к практическому занятию

2

3

Раздел 2. Промышленные стали и сплавы.

20

Тема 2.1. Конструкционные материалы

Содержание учебного материала

10

  1. Углеродистые стали: классификация, маркировка и применение. Влияние примесей на свойства сталей.

2

1

  1. Чугуны: классификация, маркировка и применение. Легированные чугуны.

2

1

  1. Практическое занятие №4. Стали и чугуны.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

СР №5. Составление планов-конспектов и проработка темы:

Классификация конструкционных материалов. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства сталей.

Легированные стали: классификация, маркировка и применение

2

2

3

Тема 2.2. Материалы с особыми технологическими свойствами

Содержание учебного материала

6

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

СР №5. Составление презентаций на темы:

Автоматные стали.

Мартенситно-стареющие стали. Твердые сплавы.

Медные сплавы: латуни, бронзы, медно-никелевые сплавы.

2

2

2

3

Тема 2.3. Износостойкие  материалы

Содержание учебного материала

4

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

СР №6. Подготовка и оформление рефератов на темы:

 Влияние химического состава на износостойкость стали

Антифрикционные материалы: назначение, состав, свойства, виды

2

2

3

Промежуточная аттестация

  1. Контрольная работа №1.

1

2

5 семестр

Раздел 2. Промышленные стали и сплавы (продолжение)

18

Тема 2.4. Материалы с малой плотностью

Содержание учебного материала

6

  1. Легкие сплавы на основе алюминия.  

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

СР .№7.  подготовка устных сообщений на темы: Спеченные алюминиевые порошки;

Легкие сплавы на основе титана

2

2

3

Тема 2.5. Материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды

Содержание учебного материала

4

  1. Коррозионностойкие сплавы.

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

СР №8.  Подготовка сообщений на темы: коррозия металлов, методы борьбы с ней;

 материалы для криогенной  техники,. Жаростойкие и жаропрочные сплавы.

2

3

Тема 2.6. Неметаллические материалы

Содержание учебного материала

8

  1. Пластические массы: состав их, преимущества и недостатки их по сравнению с металлическими конструкционными материалами. Классификация пластмасс в зависимости от наполнителя.

2

2

  1. Практическое занятие №5. Неметаллические конструкционные материалы

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

СР №9. Подготовка презентаций на темы:

Резины. Натуральный и синтетический каучуки. Получение и состав резиновых материалов.

Ситаллы (стеклокерамика).

2

2

3

Раздел 3. Материалы с особыми физическими свойствами

12

Тема 3.1. Материалы с особыми магнитными свойствами

Содержание учебного материала

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

СР №10. Подготовка сообщений на темы:

Основные характеристики магнитных сталей и сплавов. Классификация сплавов по магнитным характеристикам. Магнитотвердые и магнитомягкие стали и сплавы. Ферриты.

2

3

Тема 3.2. Материалы с особыми тепловыми и электрическими свойствами

Содержание учебного материала

10

  1. Материалы с особыми электрическими свойствами. Материалы высокой проводимости (проводники). Сравнительная характеристика меди и алюминия. Материалы для электрических контактов.

2

2

  1. Полупроводники; свойства, классификация, применение.  

2

2

  1. Диэлектрики. Основные виды электроизоляционных материалов.

2

2

  1. Практическое занятие №6. Материалы с особыми электрическими свойствами.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

СР №11. Подготовка сообщений на темы: Материалы с особыми тепловыми свойствами. Сплавы с высоким электросопротивлением: реостатные и окалиностойкие сплавы высокого электросопротивления. Сплавы с заданным коэффициентом теплового расширения: инвар, ковар.

2

3

Раздел 4. Инструментальные материалы

4

Тема 4.1. Инструментальные материалы

Содержание учебного материала

4

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

СР №12.  Подготовка и оформление рефератов на тему: Стали для режущих и измерительного инструментов.

Подготовка презентации на тему: Стали для инструментов холодной и горячей обработки давлением: (для штампов и пресс-форм).

2

2

3

Раздел 5. Порошковые и композиционные материалы

4

Тема 5.1. Порошковые материалы

Содержание учебного материала

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

СР №13.  Подготовка и оформление рефератов на темы:  Виды порошковых материалов  

2

3

Тема 5.2. Композиционные материалы

Содержание учебного материала

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

СР №14.  Составление тезисного плана конспекта лекции  на тему:

Композиционные материалы с металлической матрицей и   неметаллической матрицей.

2

3

Аттестация

  1. Контрольная работа №2.

1

2

ВСЕГО по дисциплине:

92

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия:

- учебного кабинета технологического оборудования отрасли;

3.1.1. Оборудование кабинета:

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • объемные модели металлической кристаллической решетки;
  • образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
  • образцы неметаллических материалов;
  • комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;

3.1.2. Технические средства обучения:

- ПК с наличием лицензионного ПО;

- мультимедийный комплекс,

- экран;

- графопроектор с комплектом фоллий по курсу учебной дисциплины.

3.1.3. Программное обеспечение:

- сертифицированная ОС Windows XP Professional;

- офисный пакет приложений Microsoft Office Professional Plus 2007;

- информационно-справочные системы «Консультант Плюс», «Гарант»

- антивирусная программа Kaspersky Open Space Security Media pack.

3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам

3.2.1. Нормативный компонент:

  • извлечение из ФГОС СПО по специальности;
  • рабочая программа учебной дисциплины;
  • календарно-тематический план.

3.2.2. Общеметодический компонент:

Методические рекомендации:

  • по выполнению практических заданий;
  • по выполнению самостоятельной работы;

          Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов.

3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:

  • план-конспект учебного занятия;
  • задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);
  • домашние задания;
  • руководство по подготовке и проведению практических занятий;
  • основная и дополнительная литература для изучения темы;
  • перечень тем рефератов, устных сообщений.

3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студентов:

- варианты тестов по курсу;

- перечень вопросов и варианты контрольной работы;

3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

3.3.1. Основная литература

  1. Солнцев Ю.П., Вологжанина С.А., Иголкин А.Ф. Материаловедение, М., ИЦ «Академия», 2016
  2. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.: ИЦ Академия, 2014
  3. Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3. Никифоров В.М. Технология металлов и конструкционные материалы», Л.: «Политехника», 2003 год

4. Кузьмин Б.А. и др. Металлургия, материаловедение и конструкционные материалы», М.: Высшая школа, 1997.

3.3.2. Дополнительная литература

  1. Арзамасов Б.Н. Конструкционные материалы», М.: Машиностроение,1990.
  2. Лахтин Ю.Н. Материаловедение и термическая обработка металлов, М.6 Металлургия, 1994.

3.3.3. Интернет – источники:

  1. Кристаллизация металлов. -  Режим доступа: http://window.edu.ru;
  2. Металлургия, металлообработка. - Режим доступа: http://fcior.edu.ru;
  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – Режим доступа: http://fcior.edu.ru 
  4. Естественнонаучный образовательный портал. - Режим доступа: http://en.edu.ru ;

5. Национальный портал "Российский общеобразовательный портал». - Режим доступа: http://www.school.edu.ru .


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных, проверочных и контрольных работ.

Оценка качества освоения учебной программы включает:

Текущий контроль – после изучения тем – устный опрос, контрольные работы, проверочные тесты (тематические), выполнение практических заданий.

Формами текущего контроля являются так же участие студентов в проектной деятельности, тестировании, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем, оценка результатов самостоятельной работы.

Итоговый контроль – контрольная работа.

Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для собеседования, рубежного контроля, примерной тематики и содержания контрольных работ, тестовых заданий, рефератов, вопросов к экзамену отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

умения:

- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения

ОК 1-5

ПК 1.1 – 1.3,

ПК 2.2, 2.3

Текущий контроль:

- устный опрос

- проверочные тесты

- подготовка мультимедийной

  презентации

- выполнение практических  

  заданий

- оценка результатов самостоятельной работы

Рубежный контроль:

- контрольное тестирование

- контрольная работа

- выбирать способы соединения материалов

ОК 1-5

ПК 1.1 – 1.3,

ПК 2.2, 2.3

- обрабатывать детали из основных материалов

ОК 1-5

ПК 1.1 – 1.3,

ПК 2.2, 2.3

знания:

- строение и свойства машиностроительных материалов

ОК 1-5

ПК 1.1 – 1.3,

ПК 2.2, 2.3

Текущий контроль:

- устный опрос

- проверочные тесты

- подготовка мультимедийной презентации

- выполнение практических заданий

Рубежный контроль:

- контрольное тестирование

- контрольная работа

Итоговый контроль: контрольная работа,

 5 семестр

- методы оценки свойств машиностроительных материалов

ОК 1-5

ПК 1.1 – 1.3,

ПК 2.2, 2.3

- области применения материалов

ОК 1-5

ПК 1.1 – 1.3,

ПК 2.2, 2.3

- классификацию и маркировку основных материалов

ОК 1-5

ПК 1.1 – 1.2

- методы защиты от коррозии

ОК 1-5

ПК 1.3, 2.3

- способы обработки материалов

ОК 1-5

ПК 1.1 – 1.3,

ПК 2.2, 2.3

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии универсальной шкалой (критериальная шкала)

Процент результативности

(правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

85 -100

5

отлично

65-84

4

хорошо

50-64

3

удовлетворительно

Менее 49

2

неудовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации  в форме дифференцированного контроля по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы материаловедения" по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (...

Рабочая программа дисциплины "Материаловедение" для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО  23.02.03  «Техническое обслуживание и ремонт а...

КТП по материаловедению для специальности 23.02.07 (очно-заочная форма обучения)

Календарно-тематический план  по материаловедению для специальности 23.02.07 (очно-заочная форма обучения)...

Рабочая программа "Русский язык и культура речи" для обучающися по заочной форме обучения

Рабочая программа "Русский язык и культура речи" Заочная форма обученияКоличество часов: 68...


 

Комментарии

Михальченко Марина Валерьевна

Укрупненная группа специальностей 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта должна быть, а у Вас 190000