Беседа. 190-лет "Сказка о попе и его работнике Балде".А.С.Пушкин.
классный час

Умение  делать выводы, определять черты характеров главных героев произведения с опорой на текст и пословицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа. 190-лет «Сказка о попе и его работнике Балде».А.С. Пушкин.

Цель :   Прочитать сказку. Формировать оценочную деятельность обучающих поступков и характеров главных героев сказки, умение выделять основную мысль художественного произведения с опорой на текст и пословицы.  

  Задачи:                                                                                                                                                  Образовательные:

- совершенствование навыков выборочного чтения .                                              Коррекционные: умение делать выводы, определять черты характеров главных героев произведения с опорой на текст, опорные слова, давать определения понятиям.

- Воспитательные:

-воспитание ценностных суждений о поступках героев в соответствии с их действиями и нравственными параметрами;

-воспитание негативного отношения к жадности, расчётливости.

« Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.».

беседа с целью осознания особенности образов главных героев сказки.

- Назовите действующих лиц этой сказки?

(Поп, Балда, Попадья, Бес, Бесёнок)

- Кто является главными героями сказки?

(Поп, Балда).

- С каким настроением отправился поп на базар?

(Спокойный , но озабоченный,).

Опишите внешность Попа по иллюстрации в учебнике на стр.49.

- Кто ему был нужен? (работник)

-Какую плату за свой труд попросил Балда?

( В год по 3 щелчка по лбу).

- На что надеялся поп, когда брал Балду на работу?

( На русский авось).

- Каким вы себе представляете Балду?

Опишите внешность Балды по иллюстрации из учебника.

  1. Выборочное чтение.

Выявления особенностей характера Балды. Как вы понимаете значение имени Балда (нарицательное слово «балда»)?

(несерьезный, неответственный, дурашливый, глупый)

- Найдите в тексте отрывок в котором автор описывает. Как работает Балда?

(«Ест за четверых, работает за семерых»)

- Найдите в тексте какую работу выполнял Балда в поповом доме?

(повар, конюх, плотник, истопник, нянька, землепашец).

-Скажите какими качествами обладает Балда, судя по его работе?

(неприхотливый, расторопный, работящий, мастер на все руки).

Ответы на вопросы.

- Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты? ( Попадья)

- Какое? (собрать оброк)

- Как можно сказать о попадье? Какая она?

( Хитрая, коварная)

-За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? ( За три года).

-Сколько и какие условия были поставлены перед Балдой?

(обежать вокруг моря, бросить палку на большое расстояние.)

-О каких особенностях ума Балды говорит то, что последнее условие выдвинул сам Балда, опередив чертёнка?

(находчивость, сообразительность, хитрость, смекалка)

Чтение по ролям и выборочное чтение.

Найдите в тексте описание третьего состязания Балды и Чертёнка. Прочитайте по ролям, постарайтесь передать характер действующих лиц при чтении.

( Нет, говорит Балда, теперь моя череда….)

-Собрал оброк с чертей?

- Как показал Пушкин, что оброк, собранный Балдой с чертей, был велик? Прочитайте.

( Делать нечего - собрали полный оброк

Да на Балду взвалили мешок.

Идёт балда, покрякивает.)

-А что же такое оброк?

Оброк-слово, используемое в старину для обозначения налога, долга, который нужно было своевременно платить.

-Выполнил ли Балда поручение попа?

-Как рассчитывался Балда с попом? Прочитайте.

( С первого щелчка – подпрыгнул до потолка;

Со второго – лишился языка;

С третьего – ума).

- А.С. Пушкин заставляет Попа пережить разные чувства. Его душевное состояние проявляются через действия, жесты. У одного из вас написаны слова, обозначающие чувства попа, его эмоциональное состояние. У другого – описание внешних проявлений этого состояния. Нужно соотнести состояние героя и его внешние проявления этого состояния

Сомнение «Призадумался поп, стал почёсывать лоб»

Тревога – «Не ест, не пьёт, ночи не спит. Лоб у него заранее трещит».

Надежда – «Стало на душе попа веселее, начал он глядеть на Балду смелее»

Страх – «А поп завидя Балду, вскакивает, за попадью прячется со страху корчится»

Подведение итога.

-Какие черты характера Попа осуждаются А. С. Пушкиным?

( Жадность, глупость, полагание на авось).

-Какова главная мысль сказки?                                                                                                    (Жадность до добра не доведёт)

-Какова главная мысль сказки?

(быть честным , порядочным даже в малом, держать свое слово. Не надо быть жадным и обманщиком.)

- Найдите в тексте слова Балды, обращенные к попу, которые можно использовать как поговорку?

(не гонялся бы ты поп за дешевизной)

- Возвращаемся к эпиграфу нашего урока.

- Почему сказка –ложь? (вымысел)

-Что А.С. Пушкин помогает нам усвоить с помощью «Сказки о попе и его работке Балде»?

( сказка-вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы- расплата настигает того, кого, кто жадничает, хитрит, пытается укрытся от долгов).

-Чему учит нас сказка?

(они учат нас не быть жадными и лживыми, понимать чужую беду, помогать слабым, ценить дружбу).

- А закончим беседу стихами:

«Если очень захотеть,

В сказке можно очутиться.

У героев старых сказок

Можем мы всю жизнь учиться:

Как прекрасно добрым быть,

Как со злом бороться надо,

Как в житейском море плыть,

Чтоб в конце ждала награда!

Читайте Пушкина, ребята!

Читайте сказки! Не ленитесь!

И будет ваша жизнь полна теплом и лаской!

Читайте Пушкина всегда,-

Вот вам моя подсказка,

И пронесите сквозь года вы радость сказки»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное краеведение "Здесь все моё" (Дмитрий Попов: жизнь, судьба, творчество)

 Цели работы: познакомиться с биографией и творчеством поэта-земляка Дмитрия Попова; выявить основные темы и мотивы поэтических произведений поэта.    Дмитрий Попов - и...

Разработка ОД проектным методом на основе сказки"Как Братец Кролик попал в беду" для работы с детьми дошкольного возраста

Любое прочтение произведения можно превратить в увлекательное образовательное путешествие с интеграцией образовательных областей...

Эпоха путей сообщения: традиции, современность, перспективы: международ. науч.-методич. конф. 21 октября 2021 г. Самара-Оренбург / редкол.: А.Н. Попов [и др.]. – Самара–Оренбург: СамГУПС, ОрИПС, 2021

Завьялова С.В., Завьялова А.А. Формирование духовно-нравственых ценностей у обучающихся через изучение истории Нижегородского края  С. 147...

Презентация по теме Попов

Попов - изобретатель радио...

Экскурсия в музей А.С.Пушкина Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина

 Экскурсия в музей А.С.ПушкинаМемориальный музей-квартира А. С. ПушкинаВ этом доме, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин с семьей поселился в сентябре 1836 г., и эта квартира стала пос...

Экскурсия в музей А.С.Пушкина Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина

 Экскурсия в музей А.С.ПушкинаМемориальный музей-квартира А. С. ПушкинаВ этом доме, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин с семьей поселился в сентябре 1836 г., и эта квартира стала пос...