Метод пооперационного контроля или критерий выставления оценки на лабораторно-практических занятиях по технологии.
методическая разработка

Меньшикова Нина Владимировна

Разработка методики пооперационного контроля для образовательной области "Технология" при выполнении лабораторно-практических занятий, где практические умения и навыки занимают ведущее место. Происходит полнота охвата пройденного материала, охват всех учащихся и оперативность получения результата. В технологическом процессе изготовления какого-либо изделия выделяются наболее важные элементы, определяющие соответствие заданной технологии и качества готового ихделия. Оценка каждой операции осуществляется по заранее заданным критериям, которые могут быть однозначно определены или измерены.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод пооперационного контроля или критерий выставления оценки на лабораторно-практических занятиях по технологии.

В современном мире, когда ребенок нацелен на изучение только интересных для него предметов, большая проблема встает в доказательной базе оценки по предметам, по которым ученик не привык учиться в полную силу. И тут на помощь учителю приходит конкретная методика оценивания знаний, навыков и умений. Система оценивания занимает особенное место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программы. Основой оценочной деятельности является комплексная оценка личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Оценивание самого процесса познания, его результатов призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые поощряли бы учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Систему оценивания нужно выстраивать таким образом, чтобы с ее помощью можно было бы:

-устанавливать, что знают и понимают учащиеся;

-давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ;

-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Для образовательной области «Технология» характерно большое количество лабораторно-практических занятий, поэтому вопросы контроля практических умений и навыков занимают ведущее место. Выбор метода контроля выполнения практических работ в технологическом образовании осложняется большим многообразием видов деятельности и проверяемых параметров, невозможностью проверки правильности выполнения некоторых промежуточных этапов практической работы после ее завершения, а также противоречивостью характеристик и методов проверки, содержащих в ряде случаев взаимоисключающие требования: полноту охвата пройденного материала, охват всех учащихся и оперативность получения результата.

Одним из способов оперативной и объективной оценки практических работ учащихся является метод пооперационного контроля, при котором в технологическом процессе изготовления какого-либо изделия выделяются наиболее важные элементы, определяющие соответствие заданной технологии и качество готового изделия. Оценка каждой операции осуществляется по заранее заданным критериям, которые могут быть однозначно определены или скорректированы.

Для удобства оценки успешности усвоения учебного материала в картах пооперационного контроля, так же, как и в карточках контроля теоретических знаний, применена пятибалльная система. Полная оценка в 5 баллов разбивается по технологическим операциям в зависимости от их важности в технологическом процессе. Наиболее важные операции — обозначение долевой нити, сгибов ткани, величины припусков на швы и т. п. — оцениваются 0,5—1,0 балла, менее существенные операции — 0,25—0,5 балла. Итоговая суммарная оценка в каждой карте пооперационного контроля должна составлять ровно 5 баллов.

Рассмотрим пример карты пооперационного контроля, предназначенной для проверки уровня практических умений учащихся по теме «Обработка вытачки».

Технология обработки вытачки в швейном изделии контролируется по следующим операциям: точность наметки, ровность строчки, выполнение закрепки шва обратным ходом, плавность перехода конца вытачки, наличие влажно-тепловой обработки. За правильное выполнение каждого элемента ставится 1 балл, за невыполнение или неправильное выполнение — 0 баллов. Для наметки ручным швом в качестве критерия положительной оценки может быть выбрано требование отклонения шва от намеченной линии не более чем на 2 мм, а для ровности машинной строчки — отклонение не более чем на 1 мм. По остальным параметрам ставится 1 балл, если операция выполнена, и ноль баллов, если нет.

При определении технологических допусков на ровность строчки, ширину шва, длину стежка и т. п. учитель должен руководствоваться ГОСТом «Изделия швейные. Методы контроля качества», а также уровнем подготовки учащихся. В младших классах допуски на технологическую обработку можно увеличить, а затем, по мере совершенствования трудовых умений учащихся, повышать требования к точности.

Технологические операции: критерии оценки

Баллы

 1. Точность наметки по намеченной линии +2 мм

1/0

 2. Выполнение закрепки обратным ходом: есть/нет

1/0

 3. Ровность строчки + 1 мм

1/0

 4. Плавность окончания вытачки: есть/нет

1/0

 5. Влажно-тепловая обработка: есть/нет

1/0

Проверяемые параметры и критерии их оценок должны быть доведены до сведения учащихся в начале занятия, прежде чем они приступят к выполнению практической работы. Это заставит их сосредоточить свое внимание на основных технологических операциях и выполнять их с максимальной точностью и аккуратностью, а учителю поможет конкретизировать свои требования при проведении инструктажа. Параметры, по которым будет проводиться контроль, желательно выписать на классной доске, чтобы они могли служить учащимся ориентиром и средством самоконтроля. Контролируемые параметры в картах пооперационного контроля должны соответствовать параметрам технологических операций в инструкционных картах по изготовлению данного изделия.

В конце урока учитель проверяет работы учащихся по указанным параметрам и заполняет соответствующую карту пооперационного контроля. Это позволяет быстро и детально проанализировать результаты выполнения практической работы и получить информацию об умениях учащихся при выполнении каждой конкретной операции. Сумма баллов за все операции служит основой для оценки деятельности ученика на уроке, но ее не следует отождествлять с оценкой в классном журнале, которую учитель вправе поставить по своему усмотрению, учитывая индивидуальные особенности учащегося. При этом большое воспитательное значение имеет объективная мотивировка выставленной оценки.

В приведенной карте пооперационного контроля «Обработка вытачки» каждая технологическая операция оценивается в один балл. При правильном выполнении всех операций учащийся набирает 5 баллов, а при невыполнении какой-либо операции оценка соответственно снижается.

Вторая карта пооперационного контроля «Подготовка выкройки юбки к раскрою» предусматривает девять параметров, наиболее важными из которых являются обозначение сгиба ткани и направления долевой нити.

Подготовка выкройки к раскрою

Фамилия и имя учащегося

Обозначения на выкройке

Припуски на швы

Название деталей выкройки: есть/нет

Верхний срез: есть/нет

Боковой срез: есть/нет

Нижний срез: есть/нет

Сгиб ткани: есть/нет

Направ-ление долевой нити: есть/нет

Верхний срез: 15 мм

Боковой срез: 15 мм

Нижний срез: 30-40 мм

Сумма баллов

Количество баллов

0,25

0,25

0,25

0,25

1,5

1

0,5

0,5

0,5

5

1.

"+"

"+"

"-"

"+"

"-"

"-"

"+"

"+"

"+"

3,25

2.

"-"

"+"

"+"

"-"

"-"

"+"

"-"

"+"

"-"

2

3.

"+"

"+"

"+"

"+"

"+"

"+"

"+"

"-"

"+"

4,5

4.

"-"

"+"

"+"

"-"

"+"

"-"

"+"

"-"

"+"

3

5.

"+"

"-"

"+"

"+"

"-"

"+"

"+"

"+"

"+"

3,25

Отсутствие этих обозначений на выкройке может привести к неисправимому браку во время раскроя ткани, поэтому эти параметры оцениваются соответственно в 1,5 и 1,0 балла. Следующими по важности являются величины припусков на швы, каждый из которых составляет 0,5 балла, а остальные — 0,25 балла. Суммарная оценка и в этом случае составляет ровно 5,0 баллов.

Подобные карты удобно использовать на каждом практическом занятии, а при завершении узловых тем их применение просто необходимо. Анализ результатов по горизонтальным рядам таблицы дает пооперационную и суммарную характеристику обученности каждого ученика. По ним можно судить как об общей сформированности трудовых умений, так и о трудностях и ошибках, допускаемых учеником при выполнении отдельных операций. Анализ результатов контроля по вертикальным столбцам таблицы показывает степень освоения всем классом конкретной операции. Так, если больше 50% учащихся не указали на выкройке направление долевой нити, то, значит, учитель недостаточно хорошо объяснил значение последней при раскладке выкройки на ткани и в будущем ему следует более подробно остановиться на этом вопросе, подготовить дополнительные наглядные пособия. Следовательно, используя результаты контроля, учитель имеет возможность скорректировать свою деятельность на следующее занятие с учетом пробелов в знаниях учащихся.

Метод пооперационного контроля с успехом применялся на районных, городских и всероссийских олимпиадах по технологии. При составлении карт в этих целях технологический процесс разбивается на более мелкие операции (до 15 параметров), а вместо фамилий в первой колонке ставятся номера участников или их девизы. Применение таких карт облегчает работу жюри, сокращая время, затрачиваемое на проверку работ, и обеспечивает высокую объективность судейства, так как за каждое нарушение технологии снимается определенное количество баллов, одинаковое для каждого участника. Поскольку оценки на олимпиадах не выставляют, применять здесь пятибалльную систему не обязательно. Обычно каждую технологическую операцию оценивают одним баллом, а победителя определяют по максимальному количеству набранных баллов.

Таким образом, метод пооперационного контроля с использованием специально разработанных для него карт позволяет в рамках существующих организационных форм занятий получать оперативную и объективную информацию об уровне обученности и практических умений учащихся. С помощью данных карт всегда можно аргументированно показать ученику и его родителю критерий выставления оценки, что позволит исключить необъективности оценки в отношении ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю ПМ.04 МДК 04.01 Технология приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий

Методические указания для выполнения лабораторных и практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения профессионального модуля ПМ.04 Организация процесса приготовления и...

лабораторно-практическое занятие «Определение временной жесткости воды методом кислотно-основного титрования»

Изучая титриметрический метод анализа, а именно кислотно-основное титрование целесообразно продолжить знакомство с понятием «жесткость воды» и путем практического исследования научиться применят...

Методическая разработка на тему" Критерии оценивания лабораторно - практических работ по предмету : Кулинария"

Работа содержит образцы оценочных листов по лабораторно-практическим работам по предмету " Кулинария" по разделам  МДК 01.01.- МДК 07.01.В работе отражены критерии оценивания лабораторных ра...

ВИЗУАЛЬНЫЙ И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ. Методические указания к лабораторно – практической работе

Настоящие указания составлены в соответствии с ФГОС для студентов очной формы обучения специальности “Сварочное производство” и могут быть использованы при изучении профессионального модуля “Контроль ...

инновация в выставлении оценок

инновации в лёгкой атлетике...

Лабораторно- практическая работа по теме: «Выполнение технологии укладки волос при помощи фена методами бомбаж»

Данные лабораторно – практические работы предназначены для изучения программы профессионального модуля ПМ 04 « Оформление прически».С целью овладения указанным видом профессиональной...