Здоровье человека как одна из высших ценностей
консультация

Ондар Саглаш Анатольевна

На сегодняшний день приоритетным направлением в дошкольном образовании, является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ondar_s.a._15_sad.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Здоровье человека как одна из высших ценностей»

То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому, на сегодняшний день приоритетным направлением в дошкольном образовании, является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, о формировании привычек здорового образа жизни, относятся к этому, как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе. В результате многие старшие дошкольники плохо бегают, неправильно ходят, не могут залезть на лесенку, или гимнастическую стенку, не умеют ловить и бросать мяч. Серьёзной проблемой в последние годы становится малоподвижность детей. Они сидят не только дома у телевизоров и компьютеров, но и на занятиях в детском саду. Это плохо сказывается на физическом здоровье детей.

Необходимо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива ДОУ  и родителей. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуру здоровья. Культура  здоровья определяет, прежде  всего, умение жить, не вредя своему организму, а приносяему пользу.

    Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в нашем детском саду являются формирование, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через реализацию ряда педагогических мероприятий:

Совместные с родителями спортивные мероприятия - «День защитника отечества», веселые старты «Папа, мама, я -спортивная семья»

Индивидуальное консультирование родителей, «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей» по интересующим их вопросам. Стенгазеты, фотовыставки, конкурсы: самый лучший спортивный уголок…

  • 2). с педагогами проводим консультации, и дни здоровья, мастер-класс. «Игровая деятельность дошкольника»
  • «Подвижные игры в режиме дня»
  • «Создание условий для проведения игр и упражнений»
  • «Игровые упражнения»
  • «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания»
  • «Как исправить осанку ребенку»

А также широко применяем систему здоровье сберегающих технологий:

Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется мною через различные формы двигательной активности детей (Здоровье сберегающие технологии, используемые в нашей работе: ) Физкультурные занятия; Подвижные и спортивные игры; Утренняя гимнастика, Динамические паузы; Релаксация; Гимнастика для глаз; Пальчиковая гимнастика; Дыхательная гимнастика; Гимнастика пробуждения после сна; Ритмическая гимнастика; Бодрящая гимнастика, закаливание; Игровой самомассаж

Самомассаж – что это?

В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно – образовательного процесса уже в младшем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений и является самомассаж. Как лечебное средство оно было известно еще в древности.  При систематическом самомассаже усиливаются связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

Массаж позволяет синхронизировать и активизировать работу обоих полушарий мозга. Ведь еще В. А. Сухомлинский писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими. Когда дети большую часть времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа – для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно – эмоционального напряжения в забавной игровой форме. (Презентация №1).

Ведь целью самомассажа является в первую очередь нормализация мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, улучшение координации движений,  восстановление ослабленных мышц, снятия напряжения.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже. Под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков головного мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Он является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно – моторная комбинация, а также развитие речевой и творческих сфер.

Для того, чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запоминать стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться с детьми после утренней гимнастики, дневного сна, на релаксации. Самомассаж, может быть включен в непосредственно образовательную деятельность по коррекции речи.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, простота, доступность, возможность использования приемов массажа в различной обстановке и в любое время, способствуют переходу ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это - гарантия успеха и коррекционной, и развивающей работы. (Видео №1 самомассаж с детьми в игровой форме, видео №2 шишкопад, видео № 3 )

 Японская методика пальцевого массажа

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

- массаж большого пальца – повышает активность мозга;

- массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу;

- массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника;

- массаж безымянного пальца – стимулирует печень;

- массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:

• работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);

• предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);

• способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).

Совет взрослым:

• если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:

  1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками

«Лесенка»

  1. Я иду наверх (левую руку поставить перед собой в вертикальной плоскости, пальцы раздвинуть, указательным и большим пальцами правой руки массировать пальцы левой руки, начиная с мизинца, как бы поднимаясь по ступенькам)
  2. Я спускаюсь вниз (указательным и большим пальцами правой руки «спускаться вниз» массируя пальцы.) повторить тоже и с другой рукой.
  3. «Наш друг - огород»
  4. Вырос у нас чесночок, (указательный)
  5. Перец, томат, кабачок, (средний)
  6. Тыква, капуста, картошка, (безымянный)
  7. Лук и немножко горошка. (мизинец)
  8. Овощи мы собирали, (мизинец)
  9. Ими друзей угощали (безымянный)
  10. Квасили, ели, солили, (средний)
  11. С дачи домой увозили. (указательный)
  12. Прощай же на год, (большой палец левой руки)
  13. Наш друг - огород! (большой палец правой руки)

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно

• вертеть в руках;

• щелкать по ним пальцами;

• «стрелять»;

• направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.

Игра «Круг» стеклянными разноцветными шариками «марблс»

  1. Мелом или палочкой начертите окружность диаметром 3 м и по ее центру выложите  шарики.
  2. Проведите считалочку кто первый будет стрелять, второй, третий итд…
  3. Игроки могут стрелять с любой точки вне окружности, выбивая шарики, находящиеся в круге. Количество выстрелов зависит от выбитых шариков. Если выбиваемый шарик не вылетает за круг, ход передается противнику. Выигрывает тот, у кого большее количество шариков.
  4. Выбитые шарики не должны закатываться обратно в круг.

3. Массаж грецкими орехами:

• катать два ореха между ладонями;

• один орех прокатывать между пальцами;

• удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.

Можно использовать также шарик Су-Джок (шипы на поверхности, в соединении между половинками шарика рубцы, внутри шарика металлические колечки, которые можно примерять на все пальчики ребенка).

Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)

Взад-вперед его гоняю. (смена рук)

Им поглажу я ладошку, (соответственно)

Будто я сметаю крошку. (смена рук)

И сожму его немножко, (сжимаем мяч)

Как сжимает лапу кошка. (смена рук)

Каждым пальцем я прижму (соответственно)

4. Массаж шестигранными карандашами:

• пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;

• удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

  1. Массаж «четками» Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным (видео №4, подготовительная группа «Пчелки»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК» ОП.01.ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ по специальности 31.02.01. Лечебное дело (углубленная подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины Д.01.01. «Здоровый ребенок» является составной  частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31....

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше» на профессиональном конкурсе среди выпускников по специальности 31.0

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК  или конкурса «Дальше-дальше»...

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше» на профессиональном конкурсе среди выпускников по специальности 31.0

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК  или конкурса «Дальше-дальше»...

Рабочая программа учебной практики ПМ 01.Проведение профилактических мероприятий МДК 01.01.Здоровый человек и его окружение раздела МДК 01.01. Здоровый ребенок

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. Сестринское дело – б...

«Здоровье человека – это главная ценность в жизни»

Классный час о здоровье подрастающего поколения...

Здоровый человек и его окружение Лекция 3. Потребности человека в разные возрастные периоды

Лекция  3.  Потребности человека в разные возрастные периоды Общие понятия о возрастеВозрастные периоды (этапы жизни) человекаПонятие «потребность» человекаКлассификация пот...

Здоровый человек и его окружение Лекция. 4. Рост и развитие человека

Лекция  4.    Рост и развитие человекаПонятия: «рост»  и  «развитие».Основные закономерности роста и развитияКраткая характеристика стадий роста и...