РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК» ОП.01.ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ по специальности 31.02.01. Лечебное дело (углубленная подготовка)
рабочая программа на тему

Рабочая программа учебной дисциплины Д.01.01. «Здоровый ребенок» является составной  частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.01. Лечебное дело. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Здоровый ребенок185 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное  образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

___________________________________________________________________________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»

ОП.01.ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ

по специальности 31.02.01. Лечебное дело

(углубленная подготовка)

Санкт-Петербург

2015 год


 

 СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»

5

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»

16

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»

17


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»

1.1. Область  применения  рабочей программы

      Рабочая программа учебной дисциплины Д.01.01. «Здоровый ребенок» является составной  частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.01. Лечебное дело.

1.2. Место учебной дисциплины  в программе подготовки специалистов среднего звена:

      Учебная дисциплина Д.01.01. «Здоровый ребенок»  из  общепрофессиональной дисциплины ОП.01 «Здоровый человек и его окружение» профессионального учебного цикла

1.3. Цели и задачи учебной дициплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины 

     В результате освоения учебной дисциплины  обучающийся должен

 уметь:

  • - оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды;
  • выявлять проблемы человека  в разные возрастные периоды, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья;
  • обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные  периоды и вопросам планирования семьи

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен

 знать:

  • содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»;
  • основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды;
  • периоды жизнедеятельности человека;
  • анатомо-физиологические  и психологические особенности человека;
  • основные закономерности и правила  оценки физического, нервно-психического и социального развития;
  • универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;
  • значение семьи в жизни человека.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: 

максимальной учебной нагрузки обучающегося- 81 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 54часов;

самостоятельной работы обучающегося -27 часов.

Итоговая аттестация в форме программированного комплексного экзамена

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

. ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

     практические занятия

34

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

27

в том числе:

Написание доклада, реферата по конкретной теме.

Домашняя работа (работа с учебником, учебно-методическим пособием, рабочей тетрадью, составление таблиц, схем, диаграмм логико-дидактических структур по теме занятия, составление алгоритмов действий по теме или разделу дисциплины, решение ситуационных задач, решение или составление кроссвордов, подготовка к практическим занятиям и др.).

Создание презентации, дидактического раздаточного материала по конкретной теме по заданию преподавателя, поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet.

Составление памяток, планов и рекомендаций для населения различных возрастных групп

Итоговая аттестация в форме (указать)   комплексный экзамен


2.2. Тематический план и содержание учебной дициплины  « Здоровый ребенок»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

П.00

Профессиональный учебный цикл

ОП 01. «Здоровый человек и его окружение»

 

Учебная дисциплина «Здоровый ребенок»

Т- 20

ПР-34

СР-27

Тема 1.  

Периоды детского возраста

Содержание учебного материала

Периоды детского возраста и их краткую характеристику. Универсальные потребности ребенка. Факторы, оказывающие воздействие на рост и развитие, возникновение заболеваний у детей. Особенности сбора информации о ребенке. Понятие о группах здоровья детей. Критерии здоровья. Особенности сбора информации  здорового  ребенка.   Схема расспроса матери при собирании анамнеза жизни и развития ребенка. Оценка условий жизни, наследственности.  

2

1

Тема 2.  

Антенатальный период

Содержание учебного материала

Основные задачи перинатологии.  Пренатальные факторы риска. Вредные факторы, влияющие на развитие плода исходящие от матери, из внешней среды и действующие на плод через мать (влияние алкоголя, никотина, наркотиков, лекарственных веществ, инфекционных заболеваний, физических факторов). Методы антенатальной охраны плода.

Периоды эмбрионального развития.  Плод в отдельные периоды внутриутробного развития.   Младенец в утробе матери (зрение, слух, жизнеобеспечение, мимика, движения, ритм сна, личность, сосание, глотание, дыхание, вкус). Критические периоды внутриутробного развития плода (предимплантационное развитие, имплантация, органогенез, плацентация,  фетальный период). 

2

1

Тема 3.  

Неонатальный период

Содержание учебного материала

Характеристика периода новорожденного (неонатального). Оценка  состояния новорожденного  по шкале Апгар. Механизм первого вдоха новорожденного и причины его возникновения. Признаки доношенного и недоношенного новорожденного.  Определение степени зрелости.

Понятие о недоношенном ребенке. Причины преждевременного рождения. Понятие о гистационном возрасте. Гигиенические требования к условиям первичной обработки недоношенного ребенка, уход за ним. Способы поддержания температуры у недоношенных детей. Выхаживание недоношенных детей в кювезах. Правила кормления недоношенного.  АФО кожи, слизистых оболочек, подкожно-жирового слоя доношенного и недоношенного ребенка. Основные принципы оценки общего состояния и методика  обследования. Этапность выхаживания глубоко недоношенных детей (роддом – больница – дом). Критерии готовности к выписке из роддома

2

1

Практическое занятие  на тему: Период новорожденности

Работа в доклиническом кабинете, в паре «медсестра-пациент/родственник», «медсестра-санитарка», «медсестра-врач» (с использованием ролевых и деловых игр).

Выявление проблем, нарушенных потребностей пациента и родителей, определение и обоснование приоритетных проблем и пути их решения. Составление и обсуждение плана сестринского процесса по уходу за здоровым новорожденным совместно с родителями, его реализация. Организация ухода с учетом выявленных нарушенных потребностей (дыхательных расстройств, нарушение терморегуляции, затруднения при вскармливании). Соблюдение этики общения с родителями больного новорожденного и участниками профилактического  процесса. Моделирование патронажей к новорожденным. Заполнение медицинской документации, направлений на лабораторные исследования, консультации к специалистам.

Подготовка новорожденного к медицинским  вмешательствам. Объяснение родителям   новорожденного цели, сути, проведения манипуляций, получение информированного согласия родителей на проведение процедур. Обучение родителей при подготовке ребенка к диагностическим исследованиям (сбор мочи, испражнений для исследования). Подготовка к транспортировке и транспортировка   новорожденного на процедуры.

Работа на фантомах, с медицинским оборудованием, аппаратурой, инструментарием.

 Организация и оснащение рабочего места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Демонстрация кювеза, аппарата для оксигенотерапии, согревающей лампы. Ознакомление с правилами использования и техники безопасности при работе с ними, проведения их дезинфекции. Подготовка к работе аппаратуры и оборудования Уход за ребенком в кювезе и кроватке «Бебитерм». Критерии оценки состояния ребенка по шкале Апгар. Составление таблицы оценки состояния ребенка по шкале Апгар.

Осуществление сестринского ухода: проведение утреннего туалета, обработка естественных складок, туалет пупочной ранки, глаз, ушей, слизистой оболочки ротовой полости, подмывание, пеленание, кормление новорожденного из бутылочки. Проведение антропометрии, контрольного взвешивания, сбор мочи, испражнений новорожденного. Графическая фиксация данных.

Отработка алгоритма кормления недоношенного новорожденного через зонд. Соблюдение личной (использование индивидуальных средств защиты) и общественной инфекционной безопасности при работе с биологическим материалом, его транспортировке, обращении с медицинскими отходами. Приготовление дезинфицирующих растворов и проведение дезинфекции медицинских отходов, медицинского инструментария, оборудования. Обработка бутылочек, рожков, сосок.

 Обучение матери (родственников) уходу за здоровым новорожденным в домашних условиях. Проведение бесед с родителями новорожденных об особенностях применения лекарственных средств. Консультирование по уходу за ребенком, вскармливанию ребенка, проведению процедур, назначенных врачом для профилактического выполнения.

Проверка составленных студентами бесед, заданий в тестовой форме.

Составление планов обучения уходу за новорожденными. Решить в письменном виде  предлагаемую задачу по пограничным состояниям Решение и обсуждение составленных студентами ситуационных задач, заданий в тестовой форме, Заслушивание и обсуждение реферативных сообщений, проверка и обсуждение составленных студентами памяток, схем, таблиц, сетки питания по теме.

6

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить сравнительную  таблицу признаков зрелости доношенного и недоношенного ребенка

Составить опорный конспект  из учебника по теме: Пограничные состояния у новорожденных

Оформить план патронажа (дородового, новорожденного)

6

1

Тема 4.

Период грудного возраста

Содержание учебного материала

Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка грудного возраста.  Оценка нервно-психического развития ребенка грудного возраста. Основные универсальные потребности ребенка периода младенчества и способы их удовлетворения. Возможные проблемы. Факторы, создающие опасную окружающую среду

АФО костно-мышечной системы.  Закономерности физического развития. Факторы, влияющие на рост и развитие. Закономерности нарастания массы и роста. АФО нервной   системы  и органов чувств. Правила оценки физического, нервно-психического и социального развития. Значение физического воспитания для развития ребенка. Закономерности нервно-психического и социального развития и его оценка.

2

1

Практическое занятие

Работа в доклиническом кабинете, в паре «медсестра-пациент/родственник», «медсестра-санитарка», «медсестра-врач» (с использованием ролевых и деловых игр).

Выявление проблем, нарушенных потребностей пациента грудного возраста и родителей, определение и обоснование приоритетных проблем и пути их решения. Составление и обсуждение плана сестринского процесса по уходу за здоровым пациентом дошкольного возраста совместно с родителями, его реализация. Организация ухода с учетом выявленных нарушенных потребностей. Соблюдение этики общения с родителями и участниками профилактического  процесса. Заполнение медицинской документации, направлений на лабораторные исследования, консультации к специалистам.

Подготовка ребенка грудного возраста к медицинским  вмешательствам. Объяснение родителям ребенка грудного возраста цели, сути, проведения манипуляций, получение информированного согласия родителей на проведение процедур. Обучение родителей при подготовке ребенка к диагностическим исследованиям (сбор мочи, испражнений для исследования).

Работа на фантомах, с медицинским оборудованием, аппаратурой, инструментарием.

 Организация и оснащение рабочего места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Проведение бесед с родителями   об особенностях применения лекарственных средств. Консультирование по уходу за ребенком грудного возраста, питанию, проведению процедур, назначенных врачом для профилактического  выполнения.

Проведение антропометрических измерений и оценка полученных результатов. Оценка физического и нервно-психического развития.  Составление примерного меню, рекомендаций по режиму дня, выбору игрушек, игровых занятий для детей грудного возраста. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков, связанных дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья. Проверка составленных студентами бесед, заданий в тестовой форме.

   Обучение родителей ребенка и его окружение принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам и массажу, применяемым для детей грудного возраста. Обучение родителей и окружение ребенка принципам создания безопасной окружающей среды для детей грудного возраста. Решение и обсуждение составленных студентами ситуационных задач, заданий в тестовой форме, Заслушивание и обсуждение реферативных сообщений, проверка и обсуждение составленных студентами памяток, схем, таблиц, сетки питания по теме.

6

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить реферативное сообщение на тему: Нервно-психическое развитие детей 1 года жизни

Создать презентацию на тему: Нервно-психическое развитие детей 2года жизни

Определить нервно – психическое развитие ребенка, используя материал учебного пособия «Уход за здоровым ребенком». 

4

2

Тема 5

Вскармливание детей раннего возраста

Содержание учебного материала

Содержание рационального вскармливания для воспитания здорового ребенка. Виды  вскармливания. Естественное вскармливание. Питание, режим и гигиена кормящей матери. Методика кормления ребенка грудью, режим кормления новорожденных. Прикорм, блюда и продукты прикорма, сроки введения, правила введения. Гипогалактия , её причины и профилактика. Форма для расчета разового и  суточного количества пищи для детей первого года.  Составление примерного меню  для ребенка грудного возраста при разных видах вскармливания. Смешанное и искусственное вскармливание. Характеристика смесей. Понятие «докорм»,    правила его введения.  Противопоказания для кормления ребенка грудью, методика искусственного вскармливания.

2

1

Практическое занятие 3.

Работа в доклиническом кабинете, в паре «медсестра-пациент/родственник», «медсестра-санитарка», «медсестра-врач» (с использованием ролевых и деловых игр).

Выявление проблем, нарушенных потребностей детей раннего возраста и родителей, определение и обоснование приоритетных проблем и пути их решения. Составление и обсуждение плана сестринского процесса по вскармливанию за здоровым пациентом раннего возраста совместно с родителями, его реализация. Организация ухода с учетом выявленных нарушенных потребностей. Соблюдение этики общения с родителями и участниками профилактического процесса. Заполнение медицинской документации, направлений на лабораторные исследования, консультации к специалистам.

Подготовка ребенка дошкольного возраста к медицинским вмешательствам. Объяснение родителям ребенка дошкольного возраста цели, сути, проведения манипуляций, получение информированного согласия родителей на проведение процедур. Обучение родителей при подготовке ребенка к диагностическим исследованиям (сбор мочи, испражнений для исследования).

Работа на фантомах, с медицинским оборудованием, аппаратурой, инструментарием.

 Организация и оснащение рабочего места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Проведение антропометрических измерений и оценка полученных результатов. Оценка физического и нервно-психического развития.  Составление примерного меню, рекомендаций по режиму дня, выбору игрушек, игровых занятий для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков, связанных дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья. Проверка составленных студентами бесед, заданий в тестовой форме.

Составление рекомендаций по адаптации в детском дошкольном учреждении.  Обучение родителей ребенка и его окружение принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам и массажу, применяемым для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Обучение родителей и окружение ребенка принципам создания безопасной окружающей среды для детей преддошкольного и дошкольного возраста.

Решение и обсуждение составленных студентами ситуационных задач, заданий в тестовой форме, Заслушивание и обсуждение реферативных сообщений, проверка и обсуждение составленных студентами памяток, схем, таблиц, сетки питания по теме.

Оценка физического развития. Оценка нервно-психического и социального развития.

Подготовка ребенка и документации  к школе. Подготовка ребенка и документации к школе.

Функциональные обязанности м/с ДДУ. Особенности пищеварения у детей грудного возраста. Виды вскармливания (естественное, искусственное, смешанное). Преимущества грудного вскармливания. Гипогалактия, ее причины и профилактика. Режимы кормления детей раннего возраста. Докорм. Правила введения докорма.

Сроки введения прикорма. Критерии достаточности питания. Формулы для расчета разового и суточного количества пищи дл я детей 1 года жизни. Решение ситуационных задач, проведение ролевых игр.

6

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить план беседу по поддержке грудного вскармливания. Составление глоссария по терминам, применяемым при изучении темы

Подготовить презентацию  на тему: «Преимущества естественного вскармливания»

Конспектирование  учебного материала  по теме: Смешанное вскармливание

Составить схему кормления ребенка в зависимости от возраста и характера вскармливания.

4

2

Тема 6

Период  преддошкольного

возраста

Содержание учебного материала

 Характеристика преддошкольного и дошкольного возраста. Анатомо-физиологические особенности органов и систем в этих периодах, роста развития ребенка  преддошкольного и дошкольного возраста. Универсальные потребности ребенка этого возраста и способы их удовлетворения. Физическое, нервно-психическое и   социальное развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста.  Питание ребенка старше одного года. Социальная адаптация.  Подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение и в школу. Факторы риска. Профилактика детских инфекционных болезней у детей преддошкольного и дошкольного возраста.

2

1

Тема 7

Период  дошкольного

возраста

Содержание учебного материала

 Характеристика  дошкольного возраста. Анатомо-физиологические особенности органов и систем в этих периодах, роста развития ребенка   дошкольного возраста. Универсальные потребности ребенка этого возраста и способы их удовлетворения. Физическое, нервно-психическое и   социальное развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста.  Питание. Социальная адаптация.  Подготовка к поступлению в школу. Факторы риска. Профилактика детских инфекционных болезней у детей дошкольного возраста.

2

1

Содержание теоретического занятия на тему: Период преддошкольного и дошкольного возраста

Просмотр и обсуждение реферативных сообщений: Рекомендации по адаптации в детском дошкольном учреждении.  Обучение родителей ребенка и его окружение принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам и массажу, применяемым для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Обучение родителей и окружение ребенка принципам создания безопасной окружающей среды для детей преддошкольного и дошкольного возраста

2

2

Практическое занятие .

Работа в доклиническом кабинете, в паре «медсестра-пациент/родственник», «медсестра-санитарка», «медсестра-врач» (с использованием ролевых и деловых игр).

Работа на фантомах, с медицинским оборудованием, аппаратурой, инструментарием.

Организация и оснащение рабочего места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Демонстрация вертикального ростомера, вертикальных весов. Ознакомление с правилами использования и техники безопасности при работе с ними, проведения их дезинфекции. Подготовка к работе аппаратуры и оборудования. Критерии оценки физического развития по центильным таблицам. Составление таблицы оценки физического развития по центильным таблицам Проведение антропометрии. Графическая фиксация данных.

Составление рекомендаций по адаптации в детском дошкольном учреждении.  Обучение родителей ребенка и его окружение принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам и массажу, применяемым для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Обучение родителей и окружение ребенка принципам создания безопасной окружающей среды для детей преддошкольного и дошкольного возраста.

Решение и обсуждение составленных студентами ситуационных задач, заданий в тестовой форме, Заслушивание и обсуждение реферативных сообщений, проверка и обсуждение составленных студентами памяток, схем, таблиц, сетки питания по теме.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнить презентацию на тему: 1. «Подготовка детей к поступлению в ДДУ.»

Выполнить презентацию на тему:  2. «Подготовка детей к поступлению в школу»

Составить беседу с родителями на тему: «Особенности режима детей преддошкольного и дошкольного возраста»

Подготовить рекомендации по выбору игрушек и режиму дня

5

2

Тема 8.

 Период младшего школьного возраста

Содержание учебного материала

Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка младшего школьного возраста;

  Возможные психологические  проблемы. Характеристика  школьного возраста. АФО вегетативной нервной системы. Анатомо-физиологические  особенности  эндокринной и половой систем. АФО гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, тимуса, надпочечников, поджелудочной и половых желез. Гормоны отдельных эндокринных желез, их роль в росте и развитии ребенка.

Адаптация ребенка к школе. Значение физического воспитания для здоровья ребенка. Физическое, половое, нервно-психическое и социальное развитие.

2

1

Содержание теоретического занятия на тему: Период  младшего и старшего школьного возраста 

Просмотр и обсуждение реферативных сообщений: Рекомендации по адаптации в детском дошкольном учреждении.  Обучение родителей ребенка и его окружение принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам и массажу, применяемым для детей младшего и старшего школьного возраста. Обучение родителей и окружение ребенка принципам создания безопасной окружающей среды для детей младшего и старшего школьного возраста

2

2

Практическое занятие .

Работа в доклиническом кабинете, в паре «медсестра-пациент/родственник», «медсестра-санитарка», «медсестра-врач» (с использованием ролевых и деловых игр).

Работа на фантомах, с медицинским оборудованием, аппаратурой, инструментарием.

Организация и оснащение рабочего места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Демонстрация вертикального ростомера, вертикальных весов. Ознакомление с правилами использования и техники безопасности при работе с ними, проведения их дезинфекции. Подготовка к работе аппаратуры и оборудования. Критерии оценки физического развития по центильным таблицам. Составление таблицы оценки физического развития по центильным таблицам Проведение антропометрии. Графическая фиксация данных.

Решение и обсуждение составленных студентами ситуационных задач, заданий в тестовой форме, Заслушивание и обсуждение реферативных сообщений, проверка и обсуждение составленных студентами памяток, схем, таблиц, сетки питания по теме. Проведение антропометрических измерений. Оценка физического, нервно-психического и полового развития детей младшешкольного возраста. Обучение выявлению ситуаций повышенного риска и оказанию  поддержки при их развитии. Составление рекомендаций по адекватному и рациональному питанию, правильному режиму дня.  Составление рекомендаций по режиму дня для детей младшего школьного возраста. Составление рекомендаций по адаптации к школе. Обучение родителей ребенка и его окружения принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам

6

2

Самостоятельная работа обучающихся

Создать презентацию на тему: Профилактика травматизма на уроках физкультуры

Составить беседу по рациональному питанию детей младшего школьного возраста.  

Решить задачи по антропометрии детей младшего школьного возраста.

4

1

Тема 9.

Период старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный)

Содержание учебного материала

Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка старшего школьного возраста. Физическое, половое, нервно-психическое и социальное развитие. Универсальные потребности ребенка, способы их удовлетворения. Возможные проблемы. Значение физического воспитания для здоровья ребенка подросткового возраста. Факторы риска и безопасности. Психологические проблемы перехода от детской к взрослой жизни. Помощь подростку и его родителям в ситуациях повышенного риска (депрессивные состояния, суицидальные попытки, повышенная сексуальная активность, пристрастие к вредным привычкам, беременность).

2

1

Практическое занятие .

Проведение антропометрических измерений. Оценка физического, нервно-психического и полового развития детей  старшего школьного возраста. Обучение выявлению ситуаций повышенного риска и оказанию  поддержки при их развитии. Составление рекомендаций по адекватному и рациональному питанию, правильному режиму дня. Обучение девочек-подростков технике само обследования молочных желез, мальчиков-подростков - технике самообследования яичек. Обучение подростка и его окружения принципам создания безопасной окружающей среды. Обучение подростка принципам здорового образа жизни.

Работа на фантомах, с медицинским оборудованием, аппаратурой, инструментарием.

Организация и оснащение рабочего места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Демонстрация вертикального ростомера, вертикальных весов. Ознакомление с правилами использования и техники безопасности при работе с ними, проведения их дезинфекции. Подготовка к работе аппаратуры и оборудования. Критерии оценки физического развития по центильным таблицам. Составление таблицы оценки физического развития по центильным таблицам Проведение антропометрии. Графическая фиксация данных.

Решение и обсуждение составленных студентами ситуационных задач, заданий в тестовой форме, Заслушивание и обсуждение реферативных сообщений, проверка и обсуждение составленных студентами памяток, схем, таблиц, сетки питания по теме. Проведение антропометрических измерений. Оценка физического, нервно-психического и полового развития детей старшего школьного возраста. Обучение выявлению ситуаций повышенного риска и оказанию  поддержки при их развитии. Составление рекомендаций по адекватному и рациональному питанию, правильному режиму дня.  Составление рекомендаций по режиму дня для детей младшего школьного возраста. Составление рекомендаций по адаптации к школе. Обучение ребенка  старшего школьного возраста принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам

6

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить презентацию  на тему: Правила гигиены для детей старшего возраста  

Решить задачи по физическому развитию детей старшего школьного возраста.

Подготовить памятку о профилактике вредных привычек

4

1


3. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации рабочей программы учебной дисциплины Д.01.01. «Здоровый ребенок» оборудованы  доклинические учебные кабинеты для организации моделируемых условий по программе ППССЗ.

Оборудование учебных кабинетов для практических занятий:

Стационарное оборудование:

Телевизор, компьютер, классная доска, манипуляционные столики, процедурные столы,  шкаф стеклянный для хранения лекарственных препаратов, тележки для лекарств, весы электронные, ростометр горизонтальный и вертикальный, капельница-дозатор, столы пеленальные, кроватка для новорожденного, ширма, настольная лампа, медицинская кушетка, кювез, кроватка «Беби-терм», функциональная детская кровать, холодильник для хранения лекарственных препаратов, облучатель бактерицидный стационарный и передвижной, стол и стул для преподавателя.

Аппаратура, приборы, инструменты, предметы ухода за больными, необходимые для отработки манипуляций в соответствии с табелем:  

Тонометры с набором детских манжеток, стетоскопы,  небулайзер, кислородная палатка, кислородный колпак, ванны для новорожденного, зонды для кормления новорожденного, зажим Кохера, зажим и скобки Роговина, соски, браслетки, электронные термометры, зонд с узким диаметром из поливинилхлорида с закругленным концом, кислородная маска, орогастральный катетер, термометр водяной, одеяло байковое, памперсы, наборы белья для пеленания детей, одежда для смены белья (для детей грудного и старшего возраста), рожки, молочные лечебные смеси, аспиратор (электрический, механический), бутылочки градуированные, набор образцов детского питания, комплект столовой посуды для кормления тяжелобольного пациента, матрац противопролежневый, лекарственные препараты, предметы и средства индивидуальной защиты и гигиенического ухода медицинского персонала, медицинские принадлежности и предметы ухода за пациентом, дезинфицирующие средства, медицинский инструментарий и посуда.

Фантомы и тренажеры

Куклы для пеленания, куклы новорожденные, модели по уходу за ребенком женского и мужского пола нескольких видов, манекен ухода за младенцем, педиатрический тренажер с ЭКГ имитатором, тренажеры:  для постановки клизмы, внутримышечных, подкожных, внутривенных инъекций, сменные элементы для тренажеров. Манекен для обучения уходу за пациентом стоматологический для обучения гигиене полости рта.

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методический материал для организации проведения занятий.

Нормативно-правовые документы, медицинская документация,  учётно-отчётные формы.

Технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, видеомагнитофон, телевизор, видеофильмы, презентации учебных тем, DVD-плеер, мультимедийная установка (стационарная, переносная), устройства для прослушивания и визуализации учебного материала, ноутбуки, доска интерактивная.

Видеофильмы соответствующие тематике проводимых занятий.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение [Текст]: учебное пособие / Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса; под ред. Б. В. Кабарухина. - изд. 6-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 381 с.

Дополнительные источники:

  1. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии [Текст] / под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 523 с.
  2. Охрана здоровья детей и подростков [Текст]: учеб. пособие / под ред. З. Е Сопиной. - М. ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 215 с.
  3.  Калмыкова, А. С. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет [Текст] : учебное пособие / А. С. Калмыкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 335 с.
  4. Тульчинская, В. Д. Здоровый ребенок [Текст] : учебное пособие / В. Д. Тульчинская. – 4-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 347 с.
  5. Участковый педиатр: Справочное руководство [Текст] / под ред. М.Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. – 5-е издание. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 313 с.
  6. Соколова, Н. Г. Педиатрия для фельдшера [Текст] / Н. Г. Соколова, В. Д. Тульчинская. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2011. – 253 с.

Периодические издания:

  1. Справочник фельдшера и акушерки
  2. Педиатрия: журнал им. Г.Н. Сперанского
  3. Клиническая геронтология

Электронные ресурсы:

  1. http://allmedbook.ru - электронная медицинская библиотека. На сайте размещены учебные медицинские фильмы, медицинские книги и методические пособия.
  2. http://doctorspb.ru - информационно-справочный портал о медицине,

     здоровье. На сайте размещены учебные медицинские фильмы, медицинские   книги и методические пособия.

  1. http://libopen.ru  - медицинская библиотека libOPEN.ru содержит и регулярно пополняется профессиональными интернет-ресурсами для врачей, добавляются образовательные материалы  для  студентов.
  2. http://pediatr-russia.ru  - научная  библиотека, обучение, уход за малышом.
  3. www.chado.ru – подборки статей  по  педиатрии, ежедневные  новости

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»

Контроль и оценка результатов освоения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения          

оценивать параметры

физиологического развития

человека в разные возрастные

периоды

Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. Оценка письменного опроса. Оценка выполнения  заданий  в  тестовой  форме. Оценка результатов решения ситуационных задач. Оценка выполнения рекомендаций по профилактике патологических состояний.

Экспертная оценка на экзамене.

выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды,

связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области

укрепления здоровья

Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. Оценка письменного опроса. Оценка выполнения  заданий  в  тестовой  форме. Оценка результатов решения ситуационных задач. Оценка выполнения рекомендаций по профилактике патологических состояний.

Экспертная оценка на экзамене.

обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные  периоды и вопросам планирования семьи

Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. Оценка письменного опроса. Оценка выполнения  заданий  в  тестовой  форме. Оценка результатов решения ситуационных задач. Оценка выполнения рекомендаций по профилактике патологических состояний.

Экспертная оценка на экзамене.

Знания

содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы

риска болезни»

Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. Оценка письменного опроса. Оценка выполнения  заданий  в  тестовой  форме. Оценка результатов решения ситуационных задач. Оценка выполнения рекомендаций по профилактике патологических состояний.

Экспертная оценка на экзамене.

основные факторы риска развития болезней в разные возрастные

периоды

Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. Оценка письменного опроса. Оценка выполнения  заданий  в  тестовой  форме. Оценка результатов решения ситуационных задач. Оценка выполнения рекомендаций по профилактике патологических состояний.

Экспертная оценка на экзамене.

периоды развития ребенка

Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. Оценка письменного опроса. Оценка выполнения тестовых заданий. Экспертная оценка на экзамене.

анатомо-физиологические и

 психологические особенности

ребенка

Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. Оценка письменного опроса. Оценка выполнения тестовых заданий. Оценка результатов решения ситуационных задач. Оценка содержания реферативного сообщения. Экспертная оценка на экзамене.

основные закономерности и

правила  оценки физического, нервно-психического и

социального развития ребенка

Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. Оценка письменного опроса. Оценка выполнения тестовых заданий. Оценка результатов решения ситуационных задач. Оценка содержания реферативного сообщения. Экспертная оценка на экзамене

универсальные потребности

 ребенка в разные возрастные

периоды

Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. Оценка письменного опроса. Оценка выполнения тестовых заданий. Оценка результатов решения ситуационных задач. Оценка содержания реферативного сообщения. Экспертная оценка на экзамене

значение семьи в жизни ребенка

Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. Оценка письменного опроса. Оценка выполнения тестовых заданий. Оценка результатов решения ситуационных задач. Оценка содержания реферативного сообщения. Экспертная оценка на экзамене


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Иностранный язык"(английский) для начинающих специальность СПО 31.02.01 Лечебное дело, углубленная подготовка

Содержание рабочей программы соответствует ФГОС СПО для специальности31.02.01  Лечебное  дело, углубленная подготовка.Она предназначена для обучения студентов, начинающих изучать английский ...

2016 ОП 12 Рабочая программа год набора 2014 Банковское регулирование и надзор специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины Банковское регулирование и надзор является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 Банковско...

2016 ОП 12 КТП год набора 2014 Банковское регулирование и надзор специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)

Составлен на основании программы учебной дисциплины «Банковское регулирование и надзор»для специальности СПО 38.02.07 «Банковское дело» (углубленной подготовки)Преподаватель Бу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ Для специальности 31.02.01 Лечебное дело, углубленная подготовка

1.Рабочая программа ПМ 03 предназначена для подготовки по специальности 31.02.01 Лечебное дело и освоения вида профессиональной деятельности. Согласно рекомендациям Федерального государственного ...

Комплект контрольно-оценочных средств по МДК. 03.03. Реаниматология ПМ.03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе основной профессиональной образовательной программы по специальности Лечебное дело, углубленная подготовка

Комплект контрольно-оценочных средств по  МДК. 03.03. Реаниматология  ПМ.03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапеосновной профессиональной образовательной программы...