Нравственное воспитание на уроках трудового обучения
методическая разработка

Масленников Юрий Семенович

Тема "Нравственное воспитание старшеклассников  в  труде" актуальна в условиях рыночных отношений. Очень  важно  развивать  у  молодых людей духовную потребность в труде, умение реодолевать  трудности,  чувство ответственности, долга, заинтересованности в их будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_na_urokah_truda.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное  воспитание на уроках трудового  обучения

I. Введение.

    На современном этапе развития педагогической науки возросло внимание  к

проблематике  нравственного  воспитания   старшеклассников   в   труде   как

важнейшему средству формирования научного мировоззрения личности.

    Воспитание  детей  и  молодежи  в   современном   российском   обществе

реализуется в условиях  экономического  и  политического  реформирования,  в

силу которого существенно  изменилась  социокультурная  жизнь  подрастающего

поколения. Поэтому тема "Нравственное воспитание старшеклассников  в  труде"

актуальна в условиях рыночных отношений. Очень  важно  развивать  у  молодых

людей духовную потребность в труде, умение преодолевать  трудности,  чувство

ответственности, долга, заинтересованности в их будущем.

1. Цель и задачи нравственного воспитания в труде.

    В условиях научно-технического прогресса и  перехода  экономики  нашего

государства  на  рыночные  отношения  выбор  сферы   трудовой   деятельности

становится  особенно  проблематичным.  С   появлением   рыночных   отношений

возникает и рынок рабочей силы.  Хозрасчетные  государственные  предприятия,

колхозы и совхозы,  кооператоры  и  арендаторы  будут  принимать  на  работу

наиболее квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций.

    Тем не менее многие учителя, родители, да и сами учащиеся считают,  что

свобода выбора сферы труда и профессии в демократическом  обществе  позволит

выпускникам  школы самим определить место в жизни.

    Формирование у учащихся готовности к труду – составная часть целостного

педагогического процесса.

    Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках  школы

Российской  Федерации,   является   вооружение   у   учащихся   совокупности

определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических  знаний,

умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде,  а  также

воспитания трудолюбия как нравственной черты.

    Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе  поэтапно,  с

учетом  возраста,  на  основе   принципов   целостности,   непрерывности   и

направлены на решение основной цели: "сформировать устойчивые ориентации  на

трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практическую  и

нравственно-психологическую  готовность  к  творческому   труду;   воспитать

нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности, развить  творческие

способности,  интеллектуальные,  психиатрические   и   физические   качества

личности.  (Концепция    трудовой   подготовки   в    системе   непрерывного

образования. – "Школа и производство", 1990, № 1 с.62).

    Трудовая подготовка осуществляется на всех этапах школьного обучения  и

строится   с   учетом   психического   развития   и   социального    статуса

старшеклассников. Она направлена на решение следующих задач,  вытекающих  из

основной цели:

 . Воспитания трудолюбия как черты общечеловеческой морали.

    Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное  отношение  к

труду, проявляющееся в трудовой активности  стараний  и  усердия  работника.

Одно из средств самоутверждения личности.

     .  Формирование  нравственных   черт   старшеклассников,   таких   как

       справедливость, совестливость, коллективизм, честность,  скромность,

       гражданственность.

    Что же в себе содержат эти нравственные качества?

    Справедливость – объективная сторона личностно-деловых качеств

людей  и  их  деятельности,  признание  их  индивидуальности,  открытость  к

общению, самокритичность.

    Коллективизм  –  это  такая  организация  труда,  посредством   которой

соединяются   индивидуальные,    групповые    и    общественные    интересы,

ориентирующие  работника  на  достижение  конечных   общественных   полезных

результатов,  способствует   заинтересованности   в   труде,   придает   ему

положительный  социально-нравственный смысл.

    Умение работать в коллективе предполагает стремление  работать  сообща,

готовность  прийти  на  помощь  товарищам,   дисциплинированность,   чувство

ответственности за общее дело,  высокую  требовательность  к  себе,  чувство

личной ответственности за результаты своего труда перед коллективом.

    Честность – моральное качество, отражающее одно из важнейших требований

нравственности, самоотдачи в  работе,  умение  говорить  правду  "в  глаза",

требовательность к себе и к другим.

    Скромность – исполнительность, критическое отношение к своим заслугам и

недостаткам.

    Гражданственность – личная ответственность перед обществом, людьми.

     . Воспитание культуры труда во всех ее проявлениях  (профессиональной,

       эстетической, экологической, правовой и др.)

      Трудовая  культура  требует  выработки  следующих  основных   навыков:

правильно содержать рабочее место и инструменты, умело  планировать  работу,

правильно  использовать  различную  техническую   документацию,   добиваться

высокого качества работы, экономить время, беречь материалы и инструменты.

      . Формирование осознанного, творческого отношения к труду, стремления

        и   умения   постоянно   совершенствовать   свое   профессиональное

        мастерство.

      .   Воспитание   самостоятельности,   инициативности,    формирование

        готовности творчески различать проблемные ситуации,  старательно  и

        активно участвовать в управлении производством.

    Все эти задачи выступают важным фактором воспитания  нравственных  черт

старшеклассника  к   труду,   потребность   к   трудовой   деятельности,   в

необходимости развития способностей,  в  выборе  сферы  труда  и  профессии.

Понимание его высокого экономического и нравственного значения  способствует

овладению трудовыми умениями и  навыками,  закаляет  волю,  что  в  конечном

итоге  и  формирует  трудолюбие,  а  также  бережливость  как   нравственные

качества, помогает жизненному самоопределению старшеклассника.

    Задача воспитания трудолюбия – одна из важнейших в системе формирования

личности.  Именно  в  этом  заключается  воспитательная  сила   труда,   его

нравственная  сущность,  что  всегда  подчеркивали   К.Д.   Ушинский,   А.С.

Макаренко, В.А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи игры

. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся  развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, ак...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...

Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.

Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье  подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...