Курсовая работа
материал

Анастасия Витальевна Эпп

Курсовая работа на тему: "Использование песенного материала уральских композиторов как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx65.26 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Жизнь в современном обществе предъявляет уже младшему школьнику ряд конкретных требований: уметь эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, быстро ориентироваться в потоках информации, быть эмоционально устойчивым. Это и заявлено во всех нормативных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании.

Современный подход к образованию не отрицает важность формирования субъекта ЗУН (знание, умение, навыки), который необходим, но недостаточен для успешного развития личности ребенка. Поэтому в наше время использование методов, которые формируют навыки для самостоятельного получения новых знаний, сбора необходимой информации, выдвижения гипотез, выводов, становится все более актуальным в учебном процессе.

Перед школой и учеником задача состоит не просто в изучении основ различных академических предметов, а в расширении и усложнении отдельных познавательных ресурсов в процессе овладения определенной дисциплиной. Самое главное - это способность интегрировать, обобщать, понимать новые знания, связывать их с жизненным опытом ребенка на основе формирования основного навыка - учиться.

Несмотря на широкий спектр методов, образовательных программ, огромного информационного поля, дети, похоже, потеряли способность изучать новые вещи. Научиться учиться - вот в чем проблема, в решении которой школа сегодня должна помочь. Учитель в современной школе становится квалифицированным проводником для детей в учебном процессе. Ученик, в свою очередь, учится устанавливать свои собственные цели обучения перед собой, проектировать различные способы реализации этих целей, оценивать и контролировать их не только своими достижениями, но и его одноклассниками. Каждый ученик должен сам стать проектировщиком своего образовательного процесса. Достижение этой цели станет возможным благодаря формированию универсальных учебных действий. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия формируют мотивацию для обучения и позволяют учащимся ориентироваться в разных предметных областях знаний.

Концепция развития универсальных учебных действий была разработана на основе системно-деятельностного подхода (Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и многие другие) группой авторов: А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Салмина и С.В. Молчанов, общее руководство осуществлял А.Г.Асмолов.

Предмет «Музыка» полностью обеспечивает формирование все видов универсальных учебных действий.

Д.Б.Кабалевский писал: «Только тогда музыка может выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети учатся действительно слышать и думать об этом…». В этой цитате, которая на самом деле раскрывает существенный смысл проблемы, специально подчеркиваются слова, специально связанные с мышлением о музыке, потому что именно эта составляющая музыкального восприятия, культура, слушания в целом, которой не хватает в широкой школьной практике.

Музыкальное образование способствует полному развитию интеллектуальных и социальных способностей, а также единому развитию детей таким образом, который не может быть достигнут никакими другими способами.

Изучение музыкальной культуры Южного Урала, в частности города Челябинска, знакомство с песенным творчеством уральских композиторов -всё это является одной из приоритетных задач музыкального образования. Нельзя любить свой край и не знать его талантливых представителей, их музыкальные произведения, основные направления и жанры их музыкальных сочинений.

Исходя из актуальности проблемы, тема исследования: «Использование песенного материала уральских композиторов как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках музыки»

Цель исследования: теоретически обосновать возможность формирования познавательных универсальных учебных действий через использование песенного материала уральских композиторов на уроках музыки.

Объект исследования: образовательный процесс на уроке музыки.

Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа педагогической, методической литературы раскрыть смысл концепции формирования универсальных учебных действий;
  2. Рассмотреть возможности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках музыки;
  3. Изучить историю музыкальной культуры на Урале и особенности песенного творчества уральских композиторов;
  4. Обобщить результаты исследования, определить перспективу дальнейшей работы.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, систематизация, классификация, обобщение и др.)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

  1. Понятие и виды универсальных учебных действий

Образование есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество, и в то же время – взаимодействия людей с предметным миром. Значит процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на формирование его сознания и его личности в целом.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [7].

На основе системно-деятельностного подхода была разработана концепция развития универсальных учебных действий, над ней работал коллектив авторов: А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Салмина и С.В. Молчанов, общее руководство осуществлял А.Г.Асмолов.

Под универсальными учебными действиями в концепции федеральных государственных стандартов общего образования понимается «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия можно рассматривать как умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию, саморазвитию через усвоение нового социального опыта.

         Одной из особенностей универсальных учебных действий является их универсальность. Под универсальностью понимаются:

  • Метапредметный, характер;

Понятие УУД не относят к какому-либо учебному предмету;

  • Формируют психологические способности обучающихся;
  • Они находятся в основе любой деятельности обучающегося.

В более узком значении УУД можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и знания, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик [1].

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

  • Создают условия для развития личности в полной мере;
  • Способствуют успешному формированию умений, знаний;
  • Обеспечивают возможности учащегося реализовать самостоятельно деятельность учения, планирования, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

         Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех элементов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора [1, с. 27].

У выпускников начального общего образования в результате изучения всех предметов необходимо сформировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основу умения учиться.

         Таким образом, особое внимание в образовании со знаний, навыков и умений переносится на способы учебных действий, которые в сочетании обеспечивают обучающимся умение учиться. В концепции развития универсальных учебных действий указывается, что потенциально все учебные предметы имеют возможность формирования универсальных учебных действий.

        В составе основных универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, создатели концепции выделяют четыре вида: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую направленность учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? И уметь на него отвечать;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимися организацию их учебной деятельности [1]. К ним относятся:

- планирование как постановка учебной задачи на основе сравнения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- прогнозирование – предвидение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным идеалом с целью обнаружения отклонений и отличий от идеала;

- корректировка – внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения идеала, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегулирование как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к определению препятствий.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; объединяться в группу сверстников и строить плодотворное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [1].

К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – энергичное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, распознавание проблемы, поиск и оценка других способов разрешения конфликта, принятие решения и его осуществление;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы [1].

  1. Характеристика познавательных универсальных учебных действий

        Охарактеризуем более подробно познавательные универсальные учебные действия.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации [1];

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- обобщение – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих частей;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, группировки объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [1].

В нижеприведенной таблице систематизированы виды УУД и дана краткая характеристика каждого из видов. (см. таблицу 1)

Таблица 1

Виды УУД в рамках ФГОС

Личностные УУД

- Проявление внутренней позиции на уровне положительного отношения к процессу обучения

- Определение потребностей в освоении учебной цели

- Осознание эмоционально – ценностного отношения к содержанию изучаемой темы

- Проявление позитивного отношения к чувствам других людей и проявление готовности к сотрудничеству

- Проявление интереса к учебной теме

- Проявление творчества при выполнении заданий

- Проявление уважения к другим людям

- Проявление желания к самооценке

- Осознание успешности собственной деятельности

Регулятивные УУД

- Принятие и сохранение учебного задания

- Определение личностно – значимой цели в рамках темы

- Оценка собственных возможностей для выполнения заданий

- Установление последовательности действий по выполнению заданий

- Адекватная оценка действия по выполнению заданий и внесение дополнений/корректировок в план и способы действия

- Планирование действий

- Преодоление трудностей

- Осуществление контроля выполнения результатов

- Соотношение способов действий

- Оценка результатов деятельности и планирование дальнейшего развития

Познавательные УУД

- Осуществление поиска информации в соответствии с учебным заданием

- Извлечение информации в соответствии с заданием

- Определение значения и смысла термина

- Оптимизация и структурирование информации

- Умение составлять план

- Установление причинно – следственных связей

- Построение рассуждений/доказательств

- Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию

- Перевод информации в разные формы проявления

- Умение формулировать вопросы и ответы, адекватные друг другу

- Создание творческих проектов

Коммуникативные УУД

- Умение адекватно отвечать на поставленные вопросы

- Умение адекватно работать в паре/группе

- Корректное взаимодействие с другими людьми

- Отстаивание собственного мнения и решение конфликтных ситуаций

- Выражение мысли с достаточной полнотой

- Владение монологической и диалогической формой речи

   Отметим, что формирование УУД начинается в младшем школьном возрасте, и имеет некоторые особенности.

1.3. Возрастные особенности формирования универсальных учебных действий у младших школьников

1.3.1. Возрастные особенности младших школьников

Приход ребенка в школу обозначает начало важного этапа возрастного развития человека. Как пишет В.В.Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы школы). [8] Данный возраст наиболее глубоко и обширно представлен в работах Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.К. Дусавицкого, А.К. Занкова, Е.Е. Кравцовой, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и др.

Ведущим видом деятельности для младшего школьника является учебная деятельность. В первую очередь, у ребенка в этом возрасте происходят изменения в познавательной сфере. Л.С. Выготский выделял главным новообразованием мышление, которое приобретает невидимый и обобщенный характер. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий, в этом процессе должна быть задействована не только память, от ребенка требуется развитие мыслительных операций. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение [6, с.112].

В данном возрасте также происходит становление воли, которая обусловливает дальнейшее развитие всех психических функций. В дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях, а в школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, т. к. всегда необходимо сознательно регулировать свое поведение и действия.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задачи.

В этом же возрасте появляются зачатки самосознания, что проявляется в развитии рефлексии, вследствие чего ребенок становится способным ощущать свои собственные изменения и изменения других людей.

Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Психологическая готовность рассматривается и с субъективной стороны. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организацией. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу, он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания [6].

С поступлением ребенка в школу весь уклад его жизни резко меняется, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьезный труд, требующий организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть. С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Требования, которые предъявляют к личности ребенка, постоянно противоречат наличному уровню психического развития. Требования все время возрастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню [3].

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой мотивации.

В младшем школьном возрасте намного лучше развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость (в основном это характеризует учеников 1 и 2 классов). Нестабильность внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается [21, с.56].

Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях – усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые сравнения, строить элементарные выводы. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться понятия, которые мы называем научными (в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения).

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

1.3.2. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

В настоящее время приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их выполнения, контролировать и оценивать свои успехи. Достижение данной цели возможно благодаря формированию универсальных учебных действий учащихся.

В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этическое направление определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе.

Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребенка. Сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), а также учебных и познавательных мотивов определяет мотивационную готовность первоклассника [24].

Основными характеристиками личностного развития учащихся начальной школы являются:

Самоопределение, которое подразумевает:

1. формирование основ гражданской идентичности личности:

– отношение к своей Родине, народу и истории, и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

– осознания этнической принадлежности и культурного единства на основе осознания «Я» как гражданина России.

2. формирование картины мира культуры как создание трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

– ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:

– формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Смыслообразование, которое включает:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

– развития познавательных интересов, учебных мотивов;

– формирования мотивов достижения и социального признания;

– мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация включает:

– формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

– ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

– выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

– формирование моральной самооценки;

– развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

– развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

– формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

– формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением [1]. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства [8]. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

– умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

– умение сохранять заданную цель;

– умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

– умение контролировать свою деятельность по результату;

– умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста [24]:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

– способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

– умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

– преодоление импульсивности, непроизвольности;

– умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

– умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

– умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

– умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

– целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

– готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания)  

– формирование основ оптимистического восприятия мира.

В учебной деятельности выделяют следующие уровни сформированности учебных действий:

1. Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности. Поведенческими индикаторами здесь являются выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и контроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения.

2. Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем. Ученику необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму [1].

3. Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач.

4. Адекватный перенос учебных действий в сотрудничестве с учителем.

Другими существенными показателями сформированности учебной деятельности в начальной школе являются:

– понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

– умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

– форма выполнения учебных действий – материальная/ материализованная; речевая, умственная;

– степень развернутости (в полном составе операций или свернуто);

– самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;

– различение способа и результата действий;

– умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

– умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

– адекватность и дифференцированность самооценки;

– умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Предложенная диагностическая система объединяет характеристики собственно учебной деятельности, личностных и регулятивных универсальных действий, и свойств действия, что позволяет рассматривать ее как основу разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий [24].

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

– знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область [1];

– умение структурировать знания;

– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

– синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

– выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

– подведение под понятия, выведение следствий;

– установление причинно-следственных связей;

– построение логической цепи рассуждений;

– доказательство;

– выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

– формулирование проблемы;

– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы или задачи [1]. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций –

умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию (усвоение последовательных взаимосвязей, упорядочивание различий), логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии.

Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:

– коммуникацией как взаимодействием;

– коммуникацией как сотрудничеством;

– коммуникацией как условием интериоризации (процесс, в результате которого ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности).

Рассмотрим каждую группу коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникация как взаимодействие. Первая группа – коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности. Детям доступна лишь одна точка зрения – та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям – будь то взрослые или сверстники

Коммуникация как кооперация. Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Основой этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.

Коммуникация как условие интериоризации. Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. Детская речь одновременно развивается как всё более точное средство отображения предметного содержания и самого процесса деятельности ребенка. [8] Так индивидуальное сознание и рефлексивность мышления ребенка зарождаются внутри взаимодействия и сотрудничества его с другими людьми.

Для успешного формирования универсальных учебных действий необходимо проводить мониторинг, который поможет увидеть реальную картину проблем и достижения ученика. Каждый ученик – индивидуальность, поэтому нужно определить сформированный уровень его умений действовать, чтобы составить для него индивидуальную учебную траекторию и программу педагогической помощи [1].

1.4. Пути формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках музыки

Перемены, произошедшие в России за последние годы, диктуют необходимость в новых подходах к образованию. Современное общество требует от человека постоянно учиться, развиваться и самосовершенствоваться. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность найти необходимую информацию, осмыслить и применить её. Вот почему сейчас приоритетным явление умение учиться, самостоятельно находить и осваивать новые знания.

«Предмет «Музыка», развивая умение учитьсякак и другие предметы, призван формировать у ребенка художественную картину мира» - отмечают авторы программы «Музыка», разработанной  Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, «…он способствует формированию духовно – нравственного, эмоционально – ценностного отношения учащихся к разнообразным явлениям музыкальной культуры…». В.А. Сухомлинский утверждал - «Музыка -  могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие» [20, с. 56].

Для формирования познавательных УУД на уроках музыки можно использовать разные задания.

1 задание: через знакомство с музыкальными жанрами рассмотреть особенности, разновидности, уметь различать и находить общие для них черты (на примере маршевой и танцевальной музыки).

Творческий «эксперимент» заключается в том, чтобы самим из «россыпи» звуков создать обобщенную ритмо - интонацию.

В данном случае формируются познавательные универсальные учебные действия, то есть – владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания; поиск и использование в практической деятельности нужной ритмо-интонации.

2 задание: воспринять и осознать образы музыкального произведения, соотнести это с жанром, в котором написано данное произведение, вспомнить состав симфонического оркестра и соотнести музыкальные образы со звучанием групп инструментов.  Для работы можно использовать классические музыкальные произведения (к примеру, «Квартет» А.Бородина). Для этого организовывается работа в группах.

1 группа получает задание поработать со словарем эстетических эмоций В. Ражникова и через слово дать характеристику музыке.

2 группа работает с цветовой палитрой, создает зримый образ музыки.

3 группа, опираясь на иллюстрацию с изображением инструментов симфонического оркестра, выявляет состав исполнителей. Возможно усложнение этого задания-можно представлять музыкальное произведение в исполнении различных симфонических оркестров.

  Каждая группа представляет результаты своей деятельности, проходит обсуждение – дискуссия, повторное слушание. В заключение им предлагаются определения нескольких музыкальных жанров, а дети выбирают нужное.

В процессе этой работы формируются такие познавательные универсальные учебные действия – усвоение терминов и понятий музыкального языка; стремление к приобретению музыкального опыта.

3 задание: перед слушанием музыкального произведения, учащимся ставится творческая проблема ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую на их взгляд, поведала им музыка.

Ответов множество и каждый отражает какие-то новые грани образа этого мощного произведения.

На примере данного произведения также формируются познавательные универсальные учебные действия – усвоение терминов и понятий музыкального языка; познание приемов развития музыкального образа.

Выводы по I главе

В первой главе мы изучили концепцию формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках музыки.

В первом параграфе мы рассмотрели понятие и виды универсальных учебных действий. Концепция развития универсальных учебных действий была разработана на основе системно-деятельностного подхода. Основная идея заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Создатели концепции выделяют четыре вида универсальных учебных действий: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Все эти виды способствуют успешному формированию умений, знаний, создают условия для развития личности в полной мере, дают возможность реализовать самостоятельно деятельность учения, планирования, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Два следующих параграфа мы посвятили характеристике познавательных универсальных учебных действий, возрастным особенностям младших школьников и возможностям формирования УУД у школьников в соответствии с возрастом. Приход ребенка в школу обозначает начало важного этапа возрастного развития человека. Как пишет В.В.Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. Именно в школе ребенок должен овладеть системой научных понятий, от ребенка требуется развитие мыслительных операций. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. В процессе формирования УУД у младших школьников целью школьного образования является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать способы их выполнения, контролировать и оценивать свои успехи.

В последнем параграфе мы проанализировали пути формирования познавательных УУД на уроках музыки. Предмет «Музыка» призван формировать у ребенка художественную картину мира, развивать умение учиться. Также мы рассмотрели возможность формирования познавательных УУД на уроках музыки через использование различных заданий.

ГЛАВА II. ТВОРЧЕСТВО УРАЛЬСКИХ КОМПОЗИТОРОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Характеристика музыкальной культуры Урала

2.1.1. Из истории развития музыкальной культуры Урала

Музыкальная культура Южного Урала характеризуется многообразием национальных традиций и социокультурных форм проявления музыкальной деятельности. Музыкальная жизнь региона представлена музыкальной культурой русских, башкирских, удмуртских и других народов. В процессе колонизации Урала русскими XI-XII вв. здесь формировалась русская музыкальная культура, русский музыкальный фольклор, привносимый на Урал из различных регионов России, который обогащал этнически разнообразную картину местного народного музыкального творчества [10].

Наиболее старые очаги профессиональной русской музыкальной культуры Урала связаны со школами православного хорового пения. В храмах строгановских уральско-поморских и прикамских вотчин в XVI-XVII вв. сложилась певческая «усольская» школа, среди мастеров которой известны С.Голыш, И.Лукошков, Ф.Субботин. Распространявшееся в России через украинские и западно-русские храмы партесное многоголосие было поддержано и принято строгановской школой в конце XVII в. Мастерству многоголосного пения а’сарpеllа  будущие служители культа обучались в монастырях, храмах, позже в духовных училищах и семинариях.

История инструментальной русской музыки на Урале восходит к практике игры на народных инструментах. Становление профессионального музыкального искусства связано с инструментами европейского происхождения. Любительское сольное и ансамблевое исполнение на них получило распространение с ХVIII в. благодаря горным инженерам, юристам и другим специалистам, приезжавшим на Южный Урал из Европы и центральной России (в частности, уставом и учебной программой Петербургского горного кадетского корпуса предусматривалось обязательное обучение учащихся музыке).

Разнообразие в размеренную жизнь города внесла небольшая группа уездных чиновников во главе с основателем городской больницы Челябинска В.Г.Жуковским. В 30-х годах XIX века Жуковский у себя дома создал музыкальный салон, где собирались местные меломаны. Василий Григорьевич был человеком весьма эрудированным и являлся и страстным любителем музыки. По инициативе Василия Григорьевича часто проводились домашние музыкальные концерты.

С конца XIX века музыкальная культура Южного Урала стала активно развиваться. Особый интерес к музыке проявляли самые богатые южноуральцы, которые имели собственные небольшие оркестры и хоры, дававшие спектакли и открытые концерты. Одними из ярких представителей этого слоя общества были братья Покровские и управляющий винокуренным заводом М.Д.Кетов. Среди жителей Челябинска ходили такие разговоры: «Чтобы поступить к Покровским или Кетову на работу, надо непременно уметь петь или играть на каком-либо инструменте» [4, с.3].

Время от времени в Челябинске появлялись гастролирующие оперные труппы с оркестрами, отдельные исполнители. Возникла идея о создании собственного оркестра, позднее названного симфоническим оркестром общественного собрания. Для такой цели в 1903 году пригласили молодого дирижера Г.Моргулиса, внесшего в дальнейшем значительный вклад в развитие культуры Челябинска [5, с.9].

Южноуральская земля взрастила целую плеяду музыкантов, многие из которых внесли значительный вклад в развитие отечественной музыки -это В.Крылов (основоположник профессионального обучения игре на баяне), Н.Факторович (один из создателей симфонического оркестра филармонии), Е.Филиппова (многие годы являлась главным дирижером театра оперетты), И.Зак (заложил прочный фундамент в деятельность Челябинского театра оперы и балета имени М.И.Глинки), С.Г.Эйдинов — музыкант-легенда (создатель первой профессиональной хоровой капеллы), составляют гордость культуры Южного Урала [4].

Музыкальную культуру рассматривали как систему, включающую различные виды и жанры музыкального искусства, композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и музыкально-образовательные учреждения, музыкальные общества, клубы, кружки, а также ценности, накопленные во многих странах на протяжении длительного времени. В сложной ситуации рубежа XX-XXI вв. особая роль принадлежала тем явлениям, которые обеспечивали целостность, преемственность во времени и стабильность общественной системы, способствовали сохранению и развитию благоприятной культурной среды.

Конец 1980-х и 1990-е гг. изменили музыкальную жизнь южноуральцев. Ценители классической музыки получили возможность наслаждаться любимым жанром в Органном зале Челябинска, открывшемся в 1986 году. Для любителей народной музыки проводились ежегодные фестивали, успешно работал центр «Гармонь». По несколько тысяч человек, отдающих предпочтение бардовской песне, ежегодно собирал и продолжает собирать Ильменский фестиваль [9].

В 1990-е гг. в регионе действовала многоуровневая система музыкального образования и воспитания, в самодеятельных музыкальных коллективах клубных учреждений и домов детского и юношеского творчества занимались десятки тысяч взрослых и школьников. В изучаемый период происходило значительное расширение сети музыкальных учреждений и рост числа профессиональных музыкантов, подготовленных на Южном Урале. В этот период в регионе формируются новые высшие учебные заведения в сфере искусства: Магнитогорский государственный музыкально-педагогический институт им.М.И.Глинки (в 1996 году преобразован в Магнитогорскую государственную консерваторию им.М.И.Глинки), Челябинское высшее музыкальное училище   им. П.И.Чайковского (в 2010 году преобразовано в Южно-Уральский государственный институт искусств им.П.И.Чайковского)  и др.

Высокий уровень уральских музыкальных коллективов, солистов-исполнителей, композиторов и музыковедов позволял ставить и решать сложные творческие задачи.

2.1.2. Развитие композиторского творчества на Урале

Одним из первых композиторов-любителей Южного Урала являлся Иван Исидорович Шутов. Музыковед В.Вольфович так пишет о творчестве И.Шутова: «В его музыке, как в чистой реке, отразилось все, что составляет душу русского человека: его любовь, боль, история его жизни, дорогие сердцу места и даже то, над чем мы привыкли и любим смеяться, есть в его музыке» Композитором написано много произведений об Урале, воспевающих красоту, раздолье родной земли, трудолюбие, мужество ее сынов и дочерей [4, с.68].

Среди первых основателей, заложивших фундамент профессиональной композиторской деятельности в Челябинской области, выделяются фигуры Е.Гудкова и М.Смирнова, которые начали работать в 60-е годы. Но композиторское творчество на Урале начало активно развиваться гораздо раньше, еще в послевоенные годы. Но именно Е.Гудков и М.Смирнов написали первые страницы музыкальной летописи Челябинска. Это подтверждает музыковед С.Губницкая в статье «До новых Уральских зорь»: «Гудков и Смирнов — представители старшего поколения челябинских композиторов, с их именами связано становление композиторского творчества в нашей области. Их творчество — это всегда непосредственный отклик на важнейшие события наших дней, это отражение чувств и устремлений русского человека» [5].

При всей широте творческих интересов уральских композиторов чётко прослеживается одна тема, которая роднит всех авторов: это тема родного уральского края, воспевающая трудовые подвиги, духовную красоту и силу уральцев, неповторимую природу. Обращение композиторов к региональной поэзии и литературе позволило не только глубоко освоить историю, традиции, современные проблемы своего края, но и создать новые возможности их осмысления, соединить своеобразие и неповторимость звукового образа Урала с общими тенденциями и движениями современного музыкального языка, стилистическими особенностями творчества каждого композитора. Это, прежде всего, песни на стихи уральских поэтов Г.Суздалева, Б.Ручьёва, В.Тимофеева, Л.Татьяничевой и др. Среди наиболее ярких произведений можно назвать «В Урале Русь отражена» Е.Гудкова, «Урал — золотая земля», «Ильмень — озеро» М.Смирнова.

Органическое взаимодействие уральской литературы и музыки — это та плодотворная основа, которой рождены интересные музыкальные произведения различных жанров. Очень обширна и значительна часть творчества, которая представлена вокально-хоровыми, циклическими, кантатно-ораториальными жанрами — оратории и кантаты: М.Смирнов: «Имени железного наркома», «Седой Урал», «Славься наша держава», Ю.Гальперин: «Я по земле иду», «Победная весна», Е.Гудков: «Светлый день», хоровые циклы: «Времена года» Е.Гудкова, «Бабьи пески» Ю.Гальперина и другие [5].

Деятельность вышеуказанных композиторов — яркая интересная страница в музыкальной жизни области. Жанровый диапазон музыки южноуральцев  широк и  включает практически всё — от песни до симфонии.

Значительным фактором, способствующим развитию музыкальной культуры Южного Урала, явилась деятельность Союза композиторов, благодаря которой определялись новые творческие задачи и происходило включение культуры исследуемого региона в орбиту музыкальной жизни страны.

2.2. Особенности творчества уральских композиторов для детей

Весом вклад композиторов в создание музыки для детей и юношества, результативно работают в этой области Поплянова Е.М., Долганова Л.В., Семенова Л.А., Сергиенко П.Г., Веккер В.П., Кривошей А.Д., Шкербина Т.Ю.и другие [19].

Подробнее обратимся к творчеству уральских композиторов:

Елена Михайловна Поплянова  – композитор, творческая мысль которого работает активно и ярко, воплощаясь в сочинения различных жанров. Она работает в разных направлениях: сочиняет музыку, пишет и издает книги, ведет огромную педагогическую и исследовательскую работу. Есть нечто объединяющее все эти направления – дети. Е.Поплянова говорит: «Для меня сочинять детские песни – так же естественно, как дышать, как жить» [19, с. 235].

Перу Е.Попляновой принадлежат музыкально-сценические сочинения: «Шагал один Чудак» (1976,2001) – опера-сказка для детей на стихи Л.Кузьмина; «Карусель» (1995, 1998) – музыкальная шутка для флейты, свистка и камерного оркестра; на стихи А.Пушкина – «Песня Мери».

Самое главное, что есть сегодня в творческой жизни Е.Попляновой – это ее востребованность. Ее музыка звучит в разных городах на фестивалях, авторских концертах, конкурсах; ее книги, музыкальные произведения издаются в России и за рубежом.

«Молодая, необычайно привлекательная, прежде всего, доброжелательностью и открытостью, своей жизнью и своей музыкой, она зовет нас к красоте, любви, доброте, деятельной осмысленной жизни» - так о ней пишет музыковед Т.М.Синецкая, и трудно с ней не согласиться [19, c.271].

Лариса Валерьевна Долганова – автор музыкально-сценических произведений: детских опер «Девочка-волшебница» (1983), «Чучело-мяучело» (1994), «Сказка про интервалы», «Сказка о родном доме» (1999); симфонических сочинений: «Фуга и пассакалия» для фортепиано и симфонического оркестра (1989), «Каприччио» (1990) и др.

Л.В.Долганова - в творчестве акцентирует внимание на поисках оригинальных тонально-гармонических средств выразительности; очевидно стремление овладеть разными приемами и техниками композиторского письма (приемами авангарда в Октете для деревянных духовых, Фуге и пассакалье; стилистическими особенностями джаза в обработках популярных джазовых тем и др.).

Ее музыка отличается естественностью, теплотой, своеобразием интонационного наполнения. Два важнейших составляющих мастерства: школа, знания, основы ремесла, полученные в период обучения; и собственно личностные качества: дарование, работоспособность, увлеченность профессией – находятся у Ларисы Долгановой в органическом сочетании [19].

Людмила Алексеевна Семенова - автор-исполнитель, композитор.  Работает в жанре авторской песни, эстрадной песни, городского романса. Пишет музыку для детей: песни, музыкальные сказки, мюзиклы, пьесы для фортепиано. Организовала детскую хоровую студию «Радость» и хоровую школу «Музыка» в г.Челябинске, на базе которой был открыт Уральский филиал Академии детского хорового искусства Г.А.Струве.

Вышло в свет 4 диска CD и 4 песенных нотных сборника: «Будет все хорошо!» (для школьников с 1 по 11 кл), «Песенки-загадки» (для школьников и младших школьников), «Я танцую на лужайке» (для младших и средних классов), «Мир спасет Красота» (для среднего и старшего возраста).

Одной из главных тем творчества Людмилы Семеновой остается любовь к родному краю. Песни о Челябинске и уральских красотах – Аркаиме, Тургояке, Таганае часто исполняют школьные творческие коллективы. На ее творчество откликается публика самых разных возрастов – ведь в основу ее песен закладываются высокие нравственно – этические понятия, такие, как любовь, добро, благородство, верность, целомудрие, красота, гармония.

Полина Геннадьевна Сергиенко – автор произведений на стихи С.Есенина, Детская опера на сл. А.С.Пушкина «Сказка о Попе и работнике его Балде», Концерт для скрипки с оркестром и др.

Владимир Павлович Веккер – его творчество одна из самобытных страниц отечественной музыкальной культуры. Многочисленными нитями его композиторская, педагогическая и исполнительская деятельность связана с Уралом. Основные направления его творческой деятельности – это симфоническая, камерно-инструментальная, народно-инструментальная музыка, вокальный жанр, представленный многочисленными песнями и романсами [19, с. 108].

Необычайно разнообразна камерная музыка В.Веккера: композитор очень свободен в выборе инструментов и камерных составов: 3 сонаты, 3 сонатины, около 100 миниатюр для фортепиано; 6 миниатюр для струнного квартета, «Детская сюита» для балалайки и фортепиано и др.

Осенью 1994 года В.Веккер с семьей переехал на жительство в Германию, оставшись членом Челябинского отделения СК России. Но важным является тот факт, что уральский композитор, органично войдя в музыкальный мир другой страны, остается представителем нашей, российской культуры, осуществляет благотворительные акции взаимодействия двух государств в сфере музыкального искусства [19, с. 145].

Анатолий Давидович Кривошей 

Творческая деятельность этого композитора вписана в музыкальную культуру Урала несколькими крупными направлениями: как композитора, известного в России педагога по классу композиции, театрального деятеля.

Для А.Кривошея – композитора характерно последовательное освоение уральской темы, фольклорных истоков региона, особенно, его южных районов.

Перу композитора принадлежит разнообразная камерная музыка – для ансамблей, отдельных инструментов, голоса и фортепиано. Известность приобрели такие сочинение, как «Прощание с Тбилиси» (1993) и «Прогулка с Моцартом по Праге» (1995) – музыка для струнного квартета, романсы на ст. А.Пушкина, А.Исаакяна, Е.Бартынского, многочисленные песни.

Многочисленны и востребованы сочинения А.Кривошея для детей и юношества. В постановке 45 спектаклей челябинских театров драмы и ТЮЗа А.Д.Кривошей принял участие как автор музыки и музыкальный оформитель.

Особое внимание А.Д.Кривошей уделяет произведениям для детского хора: «Мама, школа, Родина, Москва» (сл. В.Приходько), «Карусельные кони» (сл. В.Орлова), «Автомобиль» (сл. Мирослава Валека), «Песенка о болезнях» (сл. Боро Павловича) и другие.

Татьяна Юрьевна Шкербина – один из ярких и перспективных композиторов. Её пером движет любовь. Не всегда это чувство ответное, но важно, чтобы оно было. Татьяна Юрьевна говорит: «Творчеству всегда предшествует любовь. Когда же наступают критические ситуации и приходит боль, идет колоссальный выплеск творческой энергии. Я выражаю это в музыке. А когда все в жизни замечательно, творчество спит. Я не могу писать про цветочки и ягодки. Я всегда пишу, когда мне больно. Больно может быть по-разному за все, что происходит вокруг. Как ни странно, но от боли в душе могут рождаться самые светлые темы» [19, с. 208].

Сочинения Т. Шкербиной отличаются яркой образностью. Присущие многим из них драматизм и психологическая глубина, эмоциональное наполнение, разнообразная композиторская техника свидетельствуют о больших творческих возможностях композитора.

Большим событием в творческой жизни Т. Шкербиной, в музыкальной культуре Челябинска стало создание по заказу руководства челябинского концертного объединения двух произведений:

1. Балет «Аркаим» (либретто К. Рубинского, реж.- постановщик – С. Цирюк, хореографы-постановщики – С. Лукина и А. Разин, художник С. Александров, художник по свету Г. Приклонская).

2. Опера «Дюймовочка» (либретто К. Рубинского, реж.-постановщик – С. Цирюк, хореографы-постановщики – С. Лукина и А. Разин, художник Т. Королева) [18].

Не так известны широкой публике имена композиторов, которые   посвятили свою жизнь музыкальному воспитанию детей в отдаленных районах Челябинской области, а именно в поселке Лазурном Красноармейского района, и я хотела бы обратить внимание на творчество моих земляков.

Виктор Анатольевич Курбатов - челябинский композитор и аранжировщик (1948-2010). Композитор, который всю свою трудовую деятельность посвятил культуре. Учитель музыки, руководитель вокально-инструментального ансамбля, преподаватель школы искусств, хормейстер народного хора. Музыка Виктора Курбатова известна далеко за пределами Лазурного, где он жил. Его песни поют в Миасском и Бродокалмаке, в Копейске и Кыштыме, в Верхнем Уфалее и Долгодеревенском, его творчество известно и взрослым, и детям. Наиболее известны его песни: «Песня о школьном звонке», «Чтобы солнышко светило», «Если все вокруг подружатся».

Кириллов Игорь Юрьевич, окончил фортепианное отделение Челябинского музыкального училища, а затем получив специальность руководителя народного хора в Челябинском институте культуры стал работать учителем музыки в одной из общеобразовательных школ г.Челябинска. Позже в течение трех лет работал с детьми в школе станции Муслюмово, приобщая их к миру прекрасного, обучая игре на фортепиано. В начале 2000-х по воле судьбы он переезжает с семьей в поселок Лазурный, где и продолжает работать по сегодняшний день.

Более 25 лет Игорь Юрьевич трудится на селе, приобщая к музыке все возрастные группы населения. Работал музыкальным руководителем в детском саду, преподает по классу фортепиано и хора в детской музыкальной школе искусств, является руководителем созданного им народного вокального ансамбля «Вереница» и хормейстером народного хора русской песни «Лазуринка» в ДК,

И.Ю.Кириллов – победитель районного конкурса «Педагог года в дошкольном образовании – 2010», участник областного конкурса «Педагог в дошкольном образовании», он награжден грамотой Законодательного собрания Челябинской области в 2010 году.

Проявил себя и в композиторском творчестве, пишет песни для детей. Опубликованные сборники «Помогают нам дети душой не стареть» имеют лицензию на авторское право. Получили широкую признательность и еще семь сборников, где более 90 песен. Наиболее известны песни «Защитникам Отечества», «Возвращение скворца», «Песенка дорожных знаков».

Выводы по II главе

Во второй главе нами была рассмотрена характеристика творчества уральских композиторов для детей.

В первом параграфе нашего исследования мы изучили этапы развития музыкальной культуры Урала, начиная с XI по XXI вв. Музыкальная культура Урала отличается многообразием национальных традиций, она представлена русскими, башкирскими, удмуртскими и другими народами. Южноуральская земля взрастила огромное количество музыкантов, таких как В.Крылов (основоположник профессионального обучения игре на баяне), С.Г.Эйдинов – музыкант-легенда (создатель первой профессиональной хоровой капеллы) и др. Многие из них внесли значительный вклад в развитие отечественной музыки.

Второй параграф посвящен развитию композиторского творчества на Южном Урале. Творчество композиторов-любителей начинает активно развиваться в послевоенные годы. Четко прослеживается одна тема, которая роднит всех композиторов: это тема родного уральского края, воспевающая трудовые подвиги, духовную красоту и силу уральцев, неповторимую природу.

В третьем параграфе мы познакомились с особенностями творчества уральских композиторов для детей и пришли к выводу, что они внесли значительный вклад в создание музыки для детей и их творчество- яркая страница в музыкальной жизни региона и страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что наша тема актуальна и современна. Обратившись к ней, мы поняли, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий. Основу универсальных учебных действий составляет системно-деятельностный подход.

Неслучаен выбор темы исследования, ведь в наше время музыкальные произведения для детей очень актуальны и имеют важное воспитательное, общественное и профессиональное значение. Они помогают развитию фантазии, образному мышлению и становлению личности.

 В результате формирования познавательных универсальных учебных действий через использование песенного материала уральских композиторов и прикосновение к музыкальной культуре своего края у учащихся формируются духовность, патриотизм, воспитывается любовь к родному краю, учащиеся учатся воспринимать и анализировать сообщения, использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования.

Цель исследования достигнута, задачи выполнены.

В дипломной работе мы планируем создать сборник по творчеству уральских композиторов или разработать проект по этой теме, апробировать  в ходе преддипломной практики и сделать вывод о необходимости данного исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Асмолов, А.Г. Пособие для учителей «Как проектировать УУД в начальной школе»

2. Беляев, С.Е. Деятели музыкальной культуры Урала XV-XVII вв.: Библиографический справочник / С.Е. Беляев. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. – 67 с.

3. Божович, Л. И. Вопросы психологии личности школьника: пособие для учителей / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2012. – 306 с.

4. Вольфович, В.А. Музыканты Южного Урала / В.А. Вольфович. – Челябинск: Челябинский рабочий, 1991. – 198 с.

5. Вольфович, В.А. Челябинск музыкальный / В.А.Вольфович. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1989. – 176 с.

6.  Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука : пособие для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности / П. Я. Гальперин. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 2012. – 480 с.

7. Гордеева, М.Е. Системно-деятельностный подход в обучении / М.Е. Гордеева // Социальная сеть работников образования – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/03/14/sistemno-deyatelnostnyy-podkhod-v-obuchenii.htm (дата обращения 20.12.2018)

8. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения: пособие для специалистов в области педагогики и психологии / В. В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 2014. – 544 с.

9. Деев, К. Творческий портрет уральского композитора Владимира Сидорова / К. Деев // Сайт композитора Владимира Сидорова – URL: http://sidorov-slav.narod.ru/Review/Deev.htm (дата обращения 15.10.2018).

10. Иванова, А.Г. Развитие музыкальной культуры Урала в 1990-е годы: основные тенденции / А.Г. Иванова // RadNews – URL: http://www.radnews.ru/развитие-музыкальной-культуры-урала (дата обращения 17.10.2018)

11. Казиник, М.С. Тайны гениев – 2 или Волновые пути к музыке / М.С. Казиник. – М.: Динатон, 2010. – 150 с.

12. Критская, Е.Д., Сергеева, Г.П., Шмагина, Т.С. Уроки музыки. Поурочные разработки 1-4 классы 3-е издание / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.

13. Культура в Челябинской области (1970—2004): стат. сб. / Территориальный орган Федеральной государственной статистики по Челябинской области. Челябинск, 2005. -56 с.

14. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2014 – 174 с.

15. Музыкальный энциклопедический словарь / ред. Г.В. Келдыш. – Москва: Советская энциклопедия, 1990. – 670 с.

16. Перкин, В.П. Врата Рифея (сер. «Вся Россия»): Сборник. Эссе, документы, справочная информация, воспоминания, хроника, рассказы, стихи. – М.: Московский писатель, 1996. – 488 с.

17. Салмина, М.С. История Южного Урала XX – начало XXI века / М.С. Салмина. – Издательский центр «Взгляд», 2004. – 249 с.

18. Синецкая, Т.М. Каталог произведений композиторов Южного Урала / Т.М. Синецкая. – Челябинск: Челяб. орг. Союза композиторов России, 1996. – 55с.

19. Синецкая, Т.М. Композиторы Южного Урала: монография / Т.М. Синецкая. – Челябинск: Дом печати, 2003. – 352 с.

20. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев, Радянська школа, 1969

21. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков  и их педагогов : учебное пособие / Г. А. Цукерман. – М.: Инетрпракс, 2013. – 288 с.

22. Челябинской области — 70. /юбилейный сборник статей. – Челябинск: Челябоблкомстат, 2004. – 575 с.

23. Ширяева, О.Ф. Визуальное начало и предметная образность в музыке композиторов Южного Урала / О.Ф. Ширяева // Судьба России: образование, наука, культура. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос.ун-та, 2000. – С.247-249.

24. Эльконин, Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников : пособие для учителя / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2012. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа, Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции...

Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

Курсовая работа  студентки  Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы...

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему-  особенности социальной работы за рубежом, ее отличие о...

Рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы, курсовой работы, нормоконтроль ГАУ АО АМК

Рекомендации помогают студентам планировать работу по выполнению ВКР и КР, оформить результаты работы согласно требованиям СПО...

Тематика курсовых работ по ПМ.02 Организация работы органов СЗ, ПФ РФ

Приблизительная тематика курсовых работ по ПМ.02....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению курсовой работы по ПМ 04 Организация работы структурного подразделения. по специальности СПО 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов

В пособии предоставлены  методических рекомендация по оформлению курсовой работы по ПМ 04 Организация работы структурного подразделения по специальности СПО 260203 «Технология мяса и мясных проду...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ/ПРОЕКТА ПМ.05 Выполнение работ по профессии Пожарный

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы/проекта являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по ПМ.Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а такж...