ПМ 03. ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
учебно-методический материал

Леонова Александра Владимировна
- отчет по производственной практике;
-реферат по дисциплине " Лечебная физическая культура и массаж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx33.25 КБ
Файл otchet.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное учреждение Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Педагогический колледж»

Реферат

По теме: «Лечебная физическая культура и массаж при пороках сердца»

Выполнен студенткой: Леоновой Александрой Владимировной

Курс: 4 Группа: 41-физ.

Основная профессиональная образовательная программа по специальности 49.02.01 «Физическая культура и спорт»

Форма обучения: очная

Руководитель: Шибилкина Наталья Владимировна

г. Черняховск, 2020г.


Оглавление

Характеристика заболевания………………………………………….3

Симптомы и течение болезни…………………………………………5

Причины заболевания………………………………………………….5

Методика массажа при пороках сердца………………………………6

Методика ЛФК при пороках сердца ………………………………….9

Комплекс упражнений при пороках сердца …………………………15

Список использованной литературы…………………………………17

Характеристика заболевания.

Порок сердца — патологическое изменение сердца, в ходе которого наблюдаются дефекты клапанного аппарата или его стенок, приводящие к сердечной недостаточности. Различают две большие группы пороков сердца: врождённые и приобретённые. Заболевания являются хроническими медленно прогрессирующими, терапия лишь облегчает их течение, но не устраняет причину их возникновения, полное восстановление возможно только при хирургическом вмешательстве. 

Врождённые пороки сердца — патологические состояния, при которых в ходе нарушений процесса эмбриогенеза в сердце и примыкающих к нему сосудах возникают дефекты. При врождённых пороках сердца поражаются преимущественно стенки миокарда крупных прилежащих к нему сосудов. Заболевание медленно прогрессирует, без своевременного хирургического вмешательства у ребёнка формируются необратимые морфологические изменения, в ряде случаев возможен летальный исход. При адекватном хирургическом лечении происходит полное восстановление функции сердца.

Приобретённые пороки сердца — патологические состояния сердца, при которых страдает клапанный аппарат сердца. Поражения клапанов представляют собой стеноз и/или недостаточность клапанов сердца. Заболевание медленно неуклонно прогрессирует, адекватная терапия только замедляет патологический процесс, хирургическое лечение заключается в протезировании сердечного клапана.

К врождённым порокам сердца относят также пороки развития магистральных сосудов - аорты, лёгочной артерии.

Приобретённые пороки сердца возникают чаще всего вследствие ревматизма, ревматоидных болезней, атеросклероза и ишемической болезни сердца, инфекционного эндокардита. Реже вследствие сифилитических и травматических поражений. Встречаются повреждения перегородок, возникающие вследствие внутрисердечных лечебных и диагностических манипуляций, так называемые иатрогенные.

Врождённые пороки сердца возникают в период его эмбрионального развития, на частоту их возникновения влияют многие недостаточно изученные факторы, а соотношение между различными формами оказывается достаточно постоянным. Самые частые - дефект межпредсердной перегородки, дефект межжелудочковой перегородки, открытый аортальный проток, стеноз перешейка аорты. Некоторые аномалии несовместимы с жизнью, другие тяжело проявляют себя в первые часы, дни или месяцы жизни, и судьба ребёнка зависит от возможной хирургической коррекции, с третьими человек может дожить до зрелого возраста и даже до старости (до 100 лет).

Частота приобретённых пороков сердца в нашей стране и других экономически развитых странах резко снизилась благодаря эффективной профилактике и лечению ревматизма. В странах, где распространена наркомания, повышена частота пороков клапанов, где оседает инфект в результате внутривенного введения нестерильных наркотических средств.

Формирование приобретённых пороков сердца обусловлено деформацией и кальцинозом поражённых створок клапанов, фиброзных колец, хорд.

Консервативное лечение как врождённых, так и приобретённых пороков сердца безуспешно, но хирургическая операция, как активное вмешательство, может проводиться только при наличии соответствующих показаний.

Необходимо своевременно определить объём и предельный характер допустимых нагрузок, а также формы тренирующего режима.


Причины:

  • инфекционного эндокардита;
  • сифилиса;
  • атеросклероза;
  • ревматизма;
  • травм различного характера.

Причины большей части случаев врожденных пороков сердца медики диагностируют не в полной мере. Эти заболевания могут быть вызваны воздействием радиации на организм беременной. Опасны вирусные и прочие инфекции, которые были перенесены женщиной в первом триместре беременности (гепатит B, краснуха, грипп). Прием во время беременности наркотиков, алкоголя и некоторых лекарственных средств также может быть причиной врожденных заболеваний.

Симптомы:

  • одышка;
  • слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • отеки конечностей;
  • нарушение сна;
  • «синюшность» или бледность;
  • беспокойство;
  • боли в сердце или между лопатками.

Последствия

Врожденное заболевание сердца может привести к серьезным нарушениям движения крови по сосудам (гемодинамики). Они связанны с прогрессированием болезни и декомпенсацией сердечной системы.

Приобретенная патология приводит к развитию сердечной недостаточности, нарушению ритма сердца, тромбоэмболическим осложнениям, инвалидности и даже летальному исходу.

Прогноз заболевания условно благоприятный, при своевременной хирургической помощи заболевание полностью устраняется, больной восстанавливает трудоспособность. Без оказания хирургической помощи болезнь медленно прогрессирует и приводит к летальному исходу от нарастающей сердечной недостаточности.


Методика массажа при пороках сердца.

Показания к массажу: 1. Неактивная стадия ревматизма в межприступном периоде заболевания. 2. Активная фаза ревматизма, но в период стихания остроты процесса. На этом этапе рекомендуется массаж ног, который следует выполнять только через день. 3. Недостаточность кровообращения I и II степеней. Задачи массажа: улучшить работу сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, общеукрепляюще воздействовать на организм и приспособить его к физическим нагрузкам.

Противопоказания: 1. Общие, исключающие применение массажа. 2. Период острого воспалительного процесса в миокарде, эндокарде, перикарде и клапанах сердца. 3. Недостаточность кровообращения III степени. 4. Почечная и печеночная недостаточность.

Методика массажа Массируемая область. Спина, грудная клетка (левая половина грудной клетки с акцентом на область сердца), нижние и верхние конечности. Методика лечебного массажа дифференцируется в зависимости от клинической картины заболевания. При отсутствии недостаточности кровообращения можно назначать массаж с области сердца и спины (особенно, левая лопаточная область), а при недостаточности кровообращения I и II степени - с массажа ног и рук. Массаж спины.

Положение больного сидя или лежа на правом боку. Следует отметить, что при любых заболеваниях сердца нельзя массировать больного в положении лежа на животе, так как может возникнуть боль в сердце.

Начинают массаж спины с продольного попеременного поглаживания, затем проводят продольное выжимание по обеим сторонам спины. Далее дифференцированно следует массировать широчайшие и трапециевидные мышцы, паравертебральные зоны грудных и шейных сегментов спинного мозга (от Ц - 1_12 до Д5 - Д2 и от С7 до С3), межреберные промежутки, нижний край левой лопатки. На широчайшей мышце проводят ординарное и двойное кольцевое разминание, чередуя с потряхиванием.

После этого переходят к растиранию межреберных промежутков по направлению от позвоночника к груди и, наоборот. На межреберных промежутках выполняют следующие разновидности растирания: лучевым краем кисти обеих рук, прямолинейное, спиралевидное и штрихообразное подушечками четырех пальцев. Растирание под углом лопатки выполняется, когда массажист стоит с левой стороны от больного, используя растирание ребром ладони по направлению сверху вниз на себя. На фасции трапециевидной мышцы (между позвоночником и лопаткой) применяют растирание: «пиление», прямолинейное и спиралевидное подушечкой большого пальца, подушечками четырех пальцев по направлению от нижнего угла лопатки до верхнего края лопатки, затем движение нужно продолжать к акромиальному отростку.

После этого проводят продольное попеременное поглаживание и продольное выжимание по всей спине, затем приступают к растиранию паравертебральных зон спины, используя растирание подушечкой большого пальца и подушечками четырех пальцев. Эти приемы можно выполнять прямолинейно, спиралевидно, кругообразно или штрихообразно.

Массаж грудной клетки (левая половина грудной клетки). Массаж области сердца проводится по методике, описанной выше при ИБС послебольничного периода лечения. Массаж нижних и верхних конечностей. Как было сказано выше, при недостаточности кровообращения I и II степени назначается и массаж конечностей. Массаж ног и рук целесообразно проводить по «отсасывающей» методике в положении больного лежа на спине. Массаж, в основном, включает такие приемы как поглаживание, выжимание, разминание (подушечками четырех пальцев, фалангами согнутых пальцев, ординарное и двойное ординарное). Разминание следует чередовать с потряхиванием. Выполняются также пассивно-активные движения в различных суставах конечностей. Нижние конечности массируют по 3-4 мин., верхние - по 2-3 мин.

Методические указания:

1. Продолжительность сеанса массажа 8-10 минут, если массируются спина и левая половина грудной клетки, а если включается массаж конечностей, продолжительность сеанса доходит до 20-24 минут. Курс массажа 10-12 сеансов, ежедневно или через день, при хорошем самочувствии можно и два раза в день.

2. При массаже спины на крупных мышцах можно проводить ударные приемы (легкое похлопывание и поколачивание).

3. После массажа спины и левой половины передней поверхности грудной клетки сеанс следует заканчивать сотрясением грудной клетки в сочетании с глубоким грудным дыханием и длительным выдохом.

4. При сопутствующем спондилезе без корешкового синдрома рекомендуется при массаже спины более тщательно воздействовать на межпозвонковые диски и весь позвоночник.


Методика ЛФК при пороках сердца.

При компенсированной недостаточности митрального клапана в специальном применении лечебной физической культуры нет необходимости. Больным рекомендуются занятия в группах здоровья. Учащиеся учебных заведений должны заниматься в специальных или подготовительных группах. Лицам молодого возраста, хорошо тренированным, могут быть разрешены (при строжайшем врачебном контроле, ограничении нагрузок и участия в соревнованиях) занятия некоторыми видами спорта. При других пороках сердца, в зависимости от их характера и компенсации, может быть назначена лечебная физическая культура или контролируемые занятия физической культурой (например, в специальных группах).

ЛФК назначается с момента формирования порока до развития, хорошо компенсированного состояния, а также в случаях появления сердечной недостаточности (декомпенсация порока сердца). Вначале в занятия включаются упражнения, улучшающие периферическое кровообращение и облегчающие работу сердца (упражнения для дистальных отделов конечностей, дыхательные упражнения), в исходном положении лежа с высоко приподнятым изголовьем. Однако при стенозе левого предсердно-желудочкового отверстия, сопровождающемся недостаточностью кровообращения II степени, исключаются упражнения с углублением дыхания, так как при этом возрастает прилив крови к сердцу и может увеличиться застой ее в легких. В дальнейшем начинают применять исходные положения, сидя и стоя; включают упражнения для всех групп мышц, постепенно увеличивая нагрузку, чем и достигается тренировка сердца. Но и в этом случае в занятия включают упражнения, улучшающие периферическое кровообращение: движения для крупных групп мышц чередуют с движениями для дистальных отделов конечностей, дыхательными упражнениями и упражнениями в расслаблении.

Частота приобретённых пороков сердца в нашей стране и других экономически развитых странах резко снизилась благодаря эффективной профилактике и лечению ревматизма. В странах, где распространена наркомания, повышена частота пороков клапанов, где оседает инфект в результате внутривенного введения нестерильных наркотических средств. Формирование приобретённых пороков сердца обусловлено деформацией и кальцинозом поражённых створок клапанов, фиброзных колец, хорд. Консервативное лечение как врождённых, так и приобретённых пороков сердца безуспешно, но хирургическая операция, как активное вмешательство, может проводиться только при наличии соответствующих показаний. Необходимо своевременно определить объём и предельный характер допустимых нагрузок, а также формы тренирующего режима. Лечебная физкультура применяется в послеоперационном периоде. В остром периоде (палатный или домашний режим) лечебная гимнастика выполняется лёжа, затем сидя. Постепенно двигательный режим расширяется: применяется ходьба.

В период выздоровления лечебная физкультура - эффективное средство реабилитации (восстановительного лечения). Цель поддерживающего периода - закрепление достигнутых результатов и восстановление физической способности пациента. Дозированная ходьба - основной вид физической активности, способствующий восстановлению функции сердца. Кроме того, ходьба, лечебная физкультура и другие умеренные являются эффективным средством вторичной профилактики заболеваний. Людям с заболеваниями сердечнососудистой системы необходимо продолжать занятия физкультурой, лучше циклическими видами - ходьбой, лыжами - всю жизнь.

Оздоровительные упражнения при пороках клапанов сердца. Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня (100% ДМПК и выше), называется оздоровительной, или физической, тренировкой (за рубежом -- кондиционная тренировка). Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье. Важнейшей целью тренировки для людей всех возрастов является профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основной причиной нетрудоспособности и смертности в современном обществе. Кроме того, необходимо учитывать возрастные физиологические изменения в организме в процессе инволюции. Все это обусловливает специфику занятий оздоровительной физической культурой и требует соответствующего подбора тренировочных нагрузок, методов и средств тренировки.

В оздоровительной тренировке (так же, как и в спортивной) различают следующие основные компоненты нагрузки, определяющие ее эффективность: тип нагрузки, величину нагрузки, продолжительность (объем) и интенсивность, периодичность занятий (количество раз в неделю), продолжительность интервалов отдыха между занятиями. Характер воздействия физической тренировки на организм зависит прежде всего от вида упражнений, структуры двигательного акта.

В оздоровительной тренировке различают три основных типа упражнений, обладающих различной избирательной направленностью: 1. тип -- циклические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости; 2. тип -- циклические упражнения смешанной аэробно- анаэробной направленности, развивающие общую и специальную (скоростную) выносливость; 3. тип -- ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость.

Однако оздоровительным и профилактическим эффектом в отношении атеросклероза и сердечнососудистых заболеваний обладают лишь упражнения, направленные на развитие аэробных возможностей и общей выносливости. (Это положение особо подчеркивается в рекомендациях Американского института спортивной медицины.) В связи с этим основу любой оздоровительной программы должны составлять циклические упражнения, аэробной направленности. Тренировка на выносливость в циклических видах возможна для людей, имеющих пороки сердца.

Лечение этих больных в современных клиниках немыслимо без физической реабилитации, основой которой, как говорилось выше, являются аэробные упражнения постепенно возрастающей продолжительности и интенсивности. Так, например, в реабилитационном центре Торонто (Канада) в течение 10 лет, интенсивной физической тренировкой, включающей быструю ходьбу и медленный бег, под наблюдением опытных кардиологов успешно занималось более 5000 больных. Некоторые из них настолько повысили свои функциональные возможности, что смогли принять участие в марафоне. Конечно, это уже не массовая физкультура, а сложная система реабилитационных мероприятий.

Однако после завершения больничного и санаторно-курортного этапов реабилитации в специализированных кардиологических учреждениях и перехода (примерно через 6-12 месяцев после выписки из стационара) к поддерживающему этапу, который должен продолжаться всю последующую жизнь, многие пациенты могут и должны заниматься оздоровительной тренировкой -- в зависимости от своего функционального состояния. Дозировка тренировочных нагрузок производится в соответствии с данными тестирования по тем же принципам, что и у всех сердечнососудистых больных: интенсивность должна быть несколько ниже пороговой, показанной в велоэргометрическом тесте. Так, если при тестировании боли в области сердца или гипоксические изменения на ЭКГ появились при пульсе 130 уд/мин, то нужно тренироваться, снизив величину ЧСС на 10--20 уд/мин на ранних этапах реабилитации (менее года после перенесенного инфаркта). За рубежом используются полностью контролируемые программы занятий в виде строго дозированной работы на велоэргометре или ходьбы на тредбане (бегущей дорожке) под наблюдением медицинского персонала (по 20--30 мин 3-- раза в неделю).

По мере роста тренированности и повышения функциональных возможностей системы кровообращения пациенты постепенно переводятся на частично контролируемые программы, когда 1 раз в неделю занятия проводятся под наблюдением врача, а 2 раза дома самостоятельно -- быстрая ходьба и бег, чередующийся с ходьбой, при заданной ЧСС. И наконец, на поддерживающем этапе реабилитации (через год и более) можно переходить к самостоятельным занятиям ходьбой и бегом, периодически контролируя свое состояние у врача. Такая целенаправленная долговременная программа дает весьма обнадеживающие результаты.


Комплекс упражнений при пороках сердца.

Комплекс упражнений для больных с полной компенсацией порока сердца (режим тренировочный):

1 - поднимание рук в стороны вверх - вдох, опустить руки - выдох;
2 - руки сжатые в кулаки к плечам, опустить вниз, 4-6 раз;
3 - отвести ногу в сторону, 4-6 раз;
4 - сгибание ноги в колене, полувыпад в сторону;
5 - наклоны туловища со скольжением рук вдоль тела при наклоне - вдох, выпрямление - выдох;
6 - выпрямление руки вперед и сгибание в локте; дыхание произвольное, 3-4 раза;
7 - поднимание ноги, согнутой в колене - вдох, опустить - выдох, 3-4 раза;
8 - наклон корпуса вперед - выдох при выпрямлении - вдох, 3-4 раза;
9 - отвести руки назад - вдох, расслабить руки - выдох, 3-4 раза;
10 - ходьба с высоким подниманием колена с постепенным замедлением ходьбы до обычной;
11 - ходьба на носочках, спокойное дыхание;
12 - поднимание рук вверх, мягко, вдох: расслабленно опустить вниз - выдох, 4-5 раз.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение трудового дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

А) лежа на спине:

1.Дугами вперед руки вверх— вдох, руки через стороны вниз — выдох.

2.Поднимание согнутых в коленях, ног — выдох, опускание прямых ног вдох.

3.Отведение и приведение поднятой ноги. Дыхание произвольное.

4.Имитация движений ног при езде на велосипеде. Дыхание произвольное.

5.Переход в положение сидя с помощью и без помощи рук.

6.Махи ногой вперед-назад. Дыхание произвольное.

7.Присед, руки вперед — выдох, и. п. — вдох.

8.Ходьба обычная на носках, с высоким подниманием колена.

9. Поднимите вверх правую руку, одновременно сгибая в колене левую ногу (стопа скользит по поверхности пола), и сделайте вдох носом. Вернитесь в исходное положение – выдох.

10. Потянитесь руками вверх – вдох, наклонитесь вперед, касаясь руками пола, – выдох.

Б) стоя:

1.Руки в замок ладонями вверх, ногу назад на носок, прогнуться — вдох, и. п. — выдох.

2.Руки в замок ладонями вверх, наклон туловища в сторону, одноименную ногу в сторону — вдох, и. п. — выдох.

3.Руки согнуты перед грудью, пружинистые отведения рук назад.

4.Руки на пояс, круговые движения туловищем.

5.Руки в стороны — вдох, наклон вперед, кисти рук касаются коленей — выдох.

6.Махи ногой вперед-назад. Дыхание произвольное.

7.Присед, руки вперед — выдох, и. п. — вдох.

8.Ходьба обычная на носках, с высоким подниманием колена.

9.Поднимитесь на носок правой ноги, как бы выталкивая себя вверх, при этом голову наклоняйте к левому плечу.

10. Поднимите ногу – вдох, подтяните колено к груди – выдох. Выполните то же другой ногой.

Список используемой литературы:

1.Минкин Р.Б. Болезни сердечно-сосудистой системы. СПб.: Акация, 1994.

2. Бадалян Л.О. Наследственные болезни у детей. М.: Медицина, 1971.

3. Крымский Л. Д. Патологическая анатомия врождённых пороков сердца и осложнений после их хирургического лечения. М.: Медицина, 1963.

4.Аббакумов С. А., Аллилуев И. Г., Маколкин В. И. Боли в области сердца. -М.: Медицина, 1985. - 191с.

5.Аббакумов С. А., Маколкин В. И., Сапожникова А. А. Нейро-циркуляторная дистония. -Чебоксары: Изд-во Чувашия, 1995. - 252с.



Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

по производственной практике  (по профилю специальности)

обучающейся 41физ. группы  

Леоновой Александры Владимировны

Практика проходила на базе МАОУ СОШ №6

Сроки практики: с7.10.2019г. по 19.10.2019г.

          План практики выполнен полностью. Отклонений от плана практики не было.

          Всего было проведено 5 занятий. Я провела уроки по легкой атлетике, баскетболу и гимнастике. Считаю, что занятия были проведены удачно. Затруднения не возникли. Так как, я уже работаю по специальности и уже освоилась, привыкла к детям и дети ко мне, с легкостью  нашла подход к ним.

В период практики решались такие дидактические задачи:

  • укрепление здоровья организма детей;
  • повысились навыки правильной работы с детьми;
  • формирование здорового образа жизни;
  • воспитание дисциплины и ответственности у детей;
  • воспитание личной ответственности за результаты своей деятельности.

Я получила удовольствие от данной работы. Детям понравились мои уроки.

Использовался передовой опыт методиста по практике Светланы Леонидовны, благодаря ее опыту работы она давала мне советы и рекомендовала различные упражнения, прислушиваясь к ее советам, было разработано 5 план- конспектов, где были подобраны различные упражнения, подвижные игры и тд.

Основной воспитательной задачей было умение прививать интерес обучающимся к занятиям физической культурой и спортом, воспитывать чувство ответственности, работы в команде. Использовался индивидуальный подход к обучающимся. Каждому ученику были указаны их ошибки при выполнении каких- либо заданий.

В процессе практики по специальности я приобрела навыки и умения: работать с различной возрастной категорией детей (10класс,6-ые классы, 7-ые классы, 11 класс), грамотно разрабатывать и заполнять план-конспект урока. Были затруднения в оформлении плана-конспекта урока, затруднений не возникло. В освоение общих и профессиональных компетенций возникли не большие затруднения с подготовкой документации.

Я освоила много навыков и умений, которые в дальнейшем будут использовать в работе. Работая с детьми разных возрастов, я поняла, как найти подход к каждому из них, как организовывать занятия, чтобы им было интересно.

Дата «19» октября  2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель организации (базы практики) ____________/Трохимович Л.П/

М.П.

                                                                                       

Руководитель практики от организации (базы практики)              /Михайлова Э.И/ 

Руководитель группы практикантов ____________/Коробицына С.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений....

ПМ 03. ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

- отчет по производственной практике;- реферат по дисциплине "Лечебная физическая культура и массаж"....

ПМ 03. ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

- отчет по производственной практике;- реферат по дисциплине "Лечебная физическая культура и массаж"....

ПМ 03. ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

отчет по производственной практике;- реферат по дисциплине "Лечебная физическая культура и массаж"....

ПМ 03. ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

отчет по производственной практике;- реферат по дисциплине "Лечебная физическая культура и массаж"....

ПМ 03. ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

- отчет по производственной практике;- реферат по любой из изученных дисциплин....

ПМ 03. ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

- отчет по производственной практике;- реферат по любой из изученных дисциплин....