ПМ 03. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
учебно-методический материал

Иванова Юлия Андреевна

- структуру своей выпускной квалификационной работы и описание этапов проведенных исследований;

- исследовательский проект по любой из изученных дисциплин или исследовательский проект, представленный в конкурсах или научно-исследовательских конференциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanieissledovaniya.docx13.55 КБ
Файл kursovaya_4_3.docx80.61 КБ

Предварительный просмотр:

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава I. Теоретические подходы к развитию скоростно-силовых

способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической

культурой через подвижные игры………………………………………….. 6

1.1. Основные понятия и характеристика скоростно-силовых способностей 6

1.2. Анатомо-физиологические и психические особенности обучающихся

младших классов………………………………………………………………. 12

1.3. Подвижные игры как средство развития скоростно-силовых

способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической

культурой ……………………………………………………………………… 16

Глава II. Практическая работа по изучению опыта работы педагога по

физической культуре и спорту, направленной на развитие скоростно-

силовых способностей у обучающихся младших классов на занятиях

физической культурой через подвижные игры ……………………………… 23

2.1. Организационный этап……………………………………………......... 23

2.2. Формирующий этап……………………………………………………… 23

Заключение……………………………………………………………………… 29

Список использованной литературы………………………………………… 32

Приложения…………………………………………………………………… 34

Цель: подбор контрольно-педагогических испытаний по проблеме опытно-практической работе.

Нами были подобраны следующие диагностики:

1. Тест «Бег 30 метров » (Комплексная программа физического воспитания В.И. Лях, А.А Зданевич) (Приложение 1).

Цель: определение уровня развития скоростных способностей

2. Тест «Прыжок в длину с места » (Комплексная программа физического воспитания В.И. Лях, А.А Зданевич) (Приложение 1).

Цель: определение уровня развития скоростно-силовых способностей

3. Тест «Подтягивание: на высокой перекладине из виса, количество раз (мальчики) на низкой перекладине из виса лежа, количество раз (девочки)» (Комплексная программа физического воспитания В.И. Лях, А.А Зданевич) (Приложение 1).

Цель: определение уровня развития силовых способностей



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по теме «Развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической культурой через подвижные игры»

(тема)

Выполнена обучающейся  Ивановой Юлией Андреевной 

(И.О.Фамилия)

Группы - 31- физ.

           (номер группы)

                        

Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности

44.02.01 Физическая культура

(шифр и наименование специальности/профессии)

Форма обучения: очная

Руководитель __Журавлева Н.В.______________ ______________

(ученая степень, должность, И.О.Фамилия)                 (подпись, дата)

Заведующий кафедрой

«Физической культурой и спортом» ________/ Толстошеева О.В./


г. Черняховск, 2019

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

3

Глава I. Теоретические подходы к развитию скоростно-силовых способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической культурой через подвижные игры…………………………………………..

6

1.1. Основные понятия и характеристика скоростно-силовых способностей

6

1.2. Анатомо-физиологические и психические особенности обучающихся младших классов……………………………………………………………….

12

1.3. Подвижные игры как средство развития скоростно-силовых способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической культурой ………………………………………………………………………

16

Глава II. Практическая работа по изучению опыта работы педагога по физической культуре и спорту, направленной на развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической культурой через подвижные игры ………………………………

23

2.1. Организационный этап…………………………………………….........

23

2.2. Формирующий этап………………………………………………………

23

Заключение………………………………………………………………………

29

Список использованной литературы…………………………………………

32

Приложения……………………………………………………………………

34

Введение

В настоящее время не все могут похвастаться своим здоровьем. Ведь здоровье - это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В современном обществе предъявляют высокие требования к работе, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка.

Одним из важнейших средств физического развития детей является подвижная игра. Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.

В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития всех способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на развитие физических качеств.

Скоростно-силовые способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на размер их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил [4].

Эффективным средством развития скоростно-силовых способностей у детей младших классов является именно подвижные игры. Они являются эффективным средством общей физической подготовки, развития физических качеств и обогащения двигательного опыта младших школьников.

Игра по очень распространенному мнению, есть отдых; она восстанавливает силы, развлекает человека, обновляет его эмоционально и физически. А. П. Нова, подчеркивала, что в игре ребенок не учится жить, а живет своей собственной жизнью, на своем опыте постигает, что такое хорошо и что такое плохо. Игры для детей ценны в педагогическом отношение, оказывают большое влияние на коррекцию психических процессов, характера, развития нравственных чувств, физические укрепляют ребенка. На огромное воспитательное значение подвижных игр указывали такие педагоги как  Е. А. Покровский, К.Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, А. П. Усова, Н.М. Жуков, Н.Д. Коротков и др.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм.

Среди огромного количества разнообразных средств физического развития широко используются подвижные игры, которые содействуют решению воспитательных и оздоровительных задач.

Объект: развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся младших классов.

Предмет: подвижные игры как  средство развития скоростно-силовых способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической культурой.

Цель: выявить средства и методы развития скоростно-силовых способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической культурой через подвижные игры.

Задачи:

  1. Систематизация теоретических подходов и практического опыта по развитию скоростно-силовых способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической культурой через подвижные игры
  2. Охарактеризовать анатомо-физиологические и психологические особенности обучающихся младших классов
  3. Конкретизировать средства и методы развития скоростно-силовых способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической культурой через подвижные игры.
  4. Проанализировать опыт работы педагога по физической культуре и спорту по развитию скоростно-силовых способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической культурой через подвижные игры.

Глоссарий

Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами [11].

Физические качества – врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной активности [11].

Двигательные способности – устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает эффективность выполнения двигательного действия [15].

Координационные способности - это совокупность свойств организма человека, проявляющаяся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности в соответствии с уровнем построения движений и обусловливающая успешность управления двигательными действиями [2]. 

Младший школьный возраст – период жизни ребенка от 6-7до10лет,когда он проходит обучение в начальных классах(I-IVклассы) современной школе [4].

Урок – форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива [16].

Физическое развитие - динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства [1].


Глава I. Теоретические подходы к развитию скоростно-силовых способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической культурой через подвижные игры

  1. Основные понятия и характеристика скоростно-силовых способностей

Скоростно-силовые способности - проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. Чем значительнее внешнее отягощение, тем большую роль играет сила, и наоборот [2].

Внешне проявляемая в двигательных действиях сила и скорость связаны обратно пропорциональной зависимостью. Это означает, что максимальные параметры напряжения мышц достижимы при статических или медленных сокращениях, а максимальная скорость движений - лишь в условиях минимального отягощения.

При выполнение скоростно-силовых действий, чем значительнее внешнее отягощение (рывок штанги), тем большую роль играет силовой компонент, чем меньше отягощение (метание копья), тем большее значение приобретает скоростной компонент.

Скоростно-силовые способности проявляются в легкоатлетических прыжках, метаниях, в стартовых действиях, в спринте, в ударных действиях и т.п. К скоростно-силовым действиям относят: 1) быструю силу и 2) взрывную силу.

Быстрая сила – характеризуется способностью выполнять упражнения с большой, но не максимальной скоростью: разбег, поддержания высокой скорости в беге на короткие и средние дистанции.

Взрывная сила – это способность достигать, возможно больших показателей силы, в возможно меньшее время. Взрывная сила оценивается скоростно-силовым индексом, который вычисляется как отношение максимальной величины силы, проявляемой в данном движении ко времени достижения максимума.

Скоростно-силовые качества – это способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуда движений.

Эту способность называют также «взрывной силой».

Скоростно-силовые качества зависят:

  • от состояния нервно-мышечного аппарата
  • от абсолютной силы мышц
  • от способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения.

Абсолютная сила - оценивается по максимальному весу преодолеваемого предметного отягощения, а относительная- так же, но в пересчете на один килограмм веса собственного тела.  

Примером проявления абсолютной силы в динамическом режиме является подниманием штанги или приседания со штангой предельного веса. В статистическом режиме абсолютная сила может быть проявлена, например, когда максимальное усилие прилагается к неподвижному объекту.

Стартовая сила - способность мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент напряжения [2].

Ускоряющая сила - способность мышц к быстрому наращиванию рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения.

При развитии силовых способностей пользуются упражнениями с повышенным сопротивлением - силовыми упражнениями. В зависимости от природы сопротивления они подразделяются на три группы:

  1. Упражнения с внешним сопротивлением
  2. Упражнения с преодолением веса собственного тела.
  3. Изометрические упражнения.

К упражнениям с внешним сопротивлением относятся:

  1. Упражнения с тяжестями(гантелями, набивными мячами)
  2. Упражнения с сопротивлением упругих предметов (резиновых амортизаторов, жгутов)
  3. Упражнения в преодолении сопротивления внешней среды- бег в гору, бег по песку, снегу, воде.

Упражнения с преодолением веса собственного тела.

  1. Гимнастические силовые упражнения, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазанья по канату.
  2. Легкоатлетические прыжковые упражнения (однократные и многократные прыжки на одной или двух ногах, прыжки в « глубину» с возвышения с последующим отталкиванием вверх) [4].
  3. Упражнения с преодолении препятствий

Изометрические упражнения.

  1. Упражнения в пассивном напряжении мышц (удержания груза на плечах, спине)
  2. Упражнения в активном напряжении мышц в течении определенного времени и определенной позе ( выпрямление полусогнутых ног)

Методы развития силовых способностей

В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей.

В соответствии с указанными  способами стимулирования мышечных напряжений выделяют следующие методы развития силовых способностей:

  1. Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий. В работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений.
  2. Метод повторных непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5-6 до 100.
  3. Метод изометрических усилий.  В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80- 90% от максимума продолжительностью 4-6 сив 100% 1-2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60-80% от максимума продолжительностью 10-12 сек в каждом повторении.

При выполнении изометрических упражнений важное значение имеет выбор позы или величины суставных углов. Изометрические напряжения при углах суставов 90 градусов оказывает большое влияние на прирост динамической силы разгибателей туловища, чем при углах 120 и 150 градусов. На прирост динамической силы разгибателей бедра положительно влияют изометрические упражнения при углах в суставах 90 градусов.

  1. Метод изокиненитических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений. Количество повторений упражнения в одном подходе составляет 15-25 раз. Упражнения выполняются в несколько серий – 3-6 , с отдыхом между ними 5-8 мин. [11].
  2. Метод динамических усилий. Силовые упражнения в изокинетическом режиме, выполняемые современных тренажерах, позволяют варьировать скорость перемещения биозвеньев от 0 до 200 в 1 с. Поэтому этот метод используется для развития различных типов силовых способностей- « Медленной», «Быстрой», « Взрывной» силы. Силовые занятия, основанные на выполнении упражнений изокинетического характера, исключают возможность получения мышечносуставных травм, так как тренажер приспосабливается к возможностям индивида во всем диапазоне движения, а не наоборот.
  3. «Ударный» метод  предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45- 75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину). После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения.

Выполняя упражнения с отягощением «ударным» методом, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Применять их можно только после специальной разминке тренируемых мышц.
  2. Дозировка « ударных» движений не должна превышать 5-8 повторений в одной серии
  3. Величина «ударного» воздействия определяется весом груза величиной рабочей амплитуды.
  4. Исходная поза выбирается с учетом соответствия положению, при котором развивается рабочее усилие в тренируемом упражнении.

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) соревновательный метод;

3) игровой метод.

Методы строго регламентированного упражнения включают в себя [1]:

  • методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;
  • методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4-5 с) и движения с меньшей интенсивностью - вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы - Уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».

К основным средствам скоростно-силовым способностям можно отнести [2]:

1. упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи и т.д.

2. упражнения, отягощенные весом собственного тела: - упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);

  • упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);
  • упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;
  • ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгивание вверх).

3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция и др.).

4.  Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них.

5. статические упражнения в изомерическом режиме:

  • в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, подразделения, противодействия и т.п.)
  • в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении.

  1. Анатомо-физиологические и психические особенности младших классов

Дети 6-7 летнего возраста владеют всеми видами естественных движений (ходьбой, бегом, прыжками, метаниями), но в ходе игр эти движения совершенствуются, так как ещё слабо выражены координационные способности. Шестилетнем возрасте у большинства детей, по сравнению с их предшественниками, происходит заметная морфологическая и функциональная перестройка организма. К 6 годам происходит и перестройка в функциональной организации мозговых структур, определяющих важные психофизиологические функции, как восприятие и мышление, что и позволяет им начинать систематическую учебу в общеобразовательной школе [6].

Мускулатура у детей 6-7 лет ещё слаба развита, особенно мышцы спины и брюшного пресса, увеличивается темп роста нижних и верхних конечностей, меняется общая конфигурация туловища, особенно грудной клетки.

Активность у детей 6-7 лет проявляется в потребности к движениям, к играм, их двигательный аппарат приспособлен в основном к динамическим нагрузкам.

Дети 1-2-х классов очень устают от однородных длительных движений, эмоциональность у них снижается и делает их менее активными.

У шестилеток наблюдается большая податливость организма к различным влияниям окружающей среды и быстрая утомленность. Это связано с тем, что сердце, легкие и сосудистая система у детей 6-7 лет отстают в развитии, а мускулатура ещё слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса.

Шестилеткам нельзя давать игры на выносливость: так как аэробная и мышечная системы недостаточно развиты.

Педагогу необходим индивидуальный подход к учащимся.

При этом надо учесть, что развитие опорно-двигательного аппарата, суставно - связочного аппарат и скелетной мускулатуры у детей младшего школьного возраста далеко не завершено.

Многие кости у младших школьников ещё хрящевые. Благодаря этому у детей хорошая гибкость.

Двигательный аппарат у детей этого возраста приспособлен в основном к динамической нагрузке. Игры должны быть короткими по времени и сопровождаться частыми передышками.

Внимание детей в этом возрасте недостаточно устойчиво. Ребенок часто отвлекается, обращая внимание на то, что в данный момент ему кажется более интересным [8].

В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника – шейный, грудной и поясничный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается, отсюда – его большая гибкость и подвижность, открывающие как большие возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия (при отсутствии нормальных условий физического развития). Вот почему соразмерность мебели, за которой сидит младший школьник, правильная посадка за столом и партой – это важнейшие условия нормального физического развития ребенка, его осанки, дальнейшей работоспособности.

У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Окостенение фаланги пясти рук заканчивается к десяти-одиннадцати годам, а запястья – к десяти – двенадцати. Если учесть это обстоятельство, то становится понятным, почему младший школьник нередко с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно. Перегружать младших школьников, особенно учащихся I-II классов, письменными заданиями не следует. Встречающееся у детей желание переписать графически плохо сделанное задание чаще всего не улучшает результатов: рука ребенка быстро утомляется.

У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно крови, что является важным условием его работоспособности. Вес головного мозга заметно увеличивается после семи лет. Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической деятельности человека.

Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика. Отсюда непоседливость младших школьников [7]. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к семи годам их общий баланс соответствует новым школьным требованиям к дисциплине, предполагающим усидчивость и выдержку.

Каждый период психического развития ребенка характеризуется основным, ведущим типом деятельности. Так, для дошкольного детства ведущей является игровая деятельность. Хотя дети этого возраста, например в детских садах, уже посильно учатся и даже трудятся, все же подлинной стихией, определяющей весь их облик, служит ролевая игра во всем ее разнообразии. В игре проявляется стремление к общественной оценке, развиваются воображение и умение использовать символику. Все это является основными моментами, характеризующими готовность ребенка к школе.

Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования - окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция кори; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны [8].

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет [3].

  1. Подвижные игры как средство развития скоростно-силовых способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической культурой

На всех этапах развития человеческого общества игры использовались в воспитательных целях, служили важным источником передачи подрастающего поколению накопленных народом знаний и опыта.  В игровой деятельности человек находит «питательную среду» для проявления своих творческих, интеллектуальных способностей, что во многим предопределило его превосходство в природе [12].

Опираясь на обширный материал, дошедший до нас через века, приходится констатировать, что на первом, доисторическом, этапе возникновение подвижных игр.

Вместе с развитием первобытного общества усложняется игровая деятельность на втором этапе.

Третий этап характеризуется утверждением подвижных игр как средства разносторонней физической подготовки различных слоев населения. На этом этапе сформировались подвижные игры без предметов и с предметами, настольные игры, игры с борьбой и сопротивление.

На четвертом этапе своего развития, который охватывает весь период Средневековья, подвижные игры становятся главными источниками зарождения игровых видов спорта.

Пятый этап развития подвижных игр относится к эпохе Просвещения.

Шестой этап — это этап интенсивного применения подвижных игр в физическом воспитании, спорте и оздоровительной физической культуре.

Подвижные игры укрепляют и расширяют свои позиции в системе средств физического воспитания.

Подвижные игры продолжают оставаться главными источником зарождения новых видов спорта, таких, например, как пляжный волейбол, пляжный футбол и т.д.

Классификация подвижных игр может быть обусловлена регламентацией условий игровой деятельности.  В частности, игры подразделяются на три вида: творческие, организованные подвижные игры с обусловленными правилами и игры со строго регламентированными правилами [14].

  1. Творческие подвижные игры — это игры главным содержанием которых является подражание движениям животных, птиц.  Это игры не имеют определенных правил и в значительной мере зависят от окружающей обстановки.
  2. Организованные подвижные игры с обусловленными правилами — Это игры, требующие активной деятельности играющего и характеризующиеся точным и своевременным выполнением заданием.
  3. Простые некомандные подвижные игры — Это игры, в которых каждый участник, соблюдая правила, за одного себя
  4. Переходные к командным подвижным играм — Это игры, в которых участник игры отстаивает в первую очередь свой интерес, но иногда, по личному желанию, помогает другому участнику игры.
  5. Командные подвижные игры — Это игры, которые характеризуются совместной деятельности команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов всей команды.

Использование подвижных игр в учебном процессе не ограничивается только передачей знаний и формированием умений.

В младшем школьном возрасте закладываются основы игроков деятельности, направленные на совершенствование, прежде всего естественных движений.  Программный материал по подвижных играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения.

Одной из главных задач физического воспитания является развитие и совершенствование физических качеств занимающихся. Игры для развития физических качеств бывают [14]:

  1. Для развития ловкости.

Игры, на переключения от одного действия к другому;  требующие сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях бег, прыжки, действия с увертыванием.

  1. Для развития быстроты.

Игры, побуждающие своевременных ответов на зрительные, звуковые сигналы с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кратчайший срок; с бегом на скорости в изменяющихся условиях

  1. Для развития силы.

Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статистического характера

  1. Для развития выносливости

Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим

  1. Для развития гибкости.

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой, это упражнениями на растягивание: маховые или пружинные движения типа наклонов, висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером или на тренажерах

Содержательная направленность практического использования игрового материала на занятиях физической культуры заключается, в следующем:

- Если решается задача развития силы, то применяются игры вспомогательные и подводящие, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные притягивания, сталкивания, удержания, выталкивания и т.д. Эффективными для решения данной задачи оказываются двигательные операции с доступными для детей отягощениями, наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки.

- Если решается задача развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кротчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

- Если решается задача развития ловкости - необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой.

- Если решается задача развития выносливости надо находить игры, связанные с большой затратой сил и энергии, с частыми повторениями составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

Содержание подвижной игры составляют ее сюжет, тема, идея, правила и двигательные действия. Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих [12].

Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Подвижные игры рекомендуется проводить  во всех частях урока физического воспитания.

В подготовительную часть урока лучшему урока лучше включать игры с ритмичной ходьбой, кроткими перебежками, строевыми. В основной части урока используются игры, требующие большей подвижности- с бегом на скорость, выносливость. В заключительной части урока проводятся игры, способствующие активному отдыху и организации внимания учащихся, с простыми правилами.

В подготовительной части урока подвижные игры используют для:

  1. Концентрации внимания.
  2. Овладения строевыми и общеразвивающими упражнениями.
  3. Развития физических качеств.
  4. Совершенствования двигательных навыков и умений.

5. Для подготовки учащихся к выполнению основных задач урока.

Характерной особенностью таких является то, что они как правило непродолжительны, просты по содержанию, не требуют больших напряжений и носят разминочный характер. (Смена шеренг, Вызов номеров, Воробьи и вороны и др.)

В основную часть включают игры, способствующие решению главных задач урока. Это может быть и развитие физических качеств и совершенствование двигательных навыков. Игры, в основном, проводятся в конце основной части урока. (Салки, Мяч капитану, Физкультура, Мышеловка и др.) [14]

В заключительной части урока игры выполняют роль средств восстановления, способствуют плавному снижению нагрузки, переключению активной двигательной деятельности на решение учебных задач других уроков. Это малоподвижные игры, проводимые в строю. (Запрещенное движение, Дружный хлопок, Плетень, Класс, смирно)

Уроки физического воспитания в начальных классов проводятся в спортивном зале или на школьном стадионе. Если занятие проводится на улице, то учитываются время года и состояние погоды. При проведения на местности руководитель должен заранее с ней ознакомиться и наметить условные границы ее проведения. Площадка для игры должна иметь ровную поверхность. При проведении подвижных игры особое значение имеет соблюдение техники безопасности. Спортивный зал должен быть оборудован средствами пожаротушение и аптечкой, укомплектованной необходимыми медикаментами  и перевязочным материалом  для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим. Помещение должно быть проветрено, а пространство для игры- свободно от предметов ( спортивного оборудования), мешающих движениям играющих [17].

Таким образом, с помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, например скорость мышления или ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные привычки. В особенности значительным становится развитие зрительной двигательной координаций и появление, скажем так «ручной умелости». Во время игровой деятельности сложные и разнообразные движения, как правило, задействуют все мышечные группы. Это оказывает содействие увесистому развитию опорно-двигательного аппарата.

Глава II. Практическая работа по изучению опыта работы педагога по физической культуре и спорту, направленной на развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической культурой через подвижные игры

  1.  Организационный этап

Для подтверждения теоретических положений о значимости развития скоростно-силовых способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической культурой через подвижные игры описанных в перовой главе нами был проанализирован опыта работы учитель физической культуры МОУ «Тимоновская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области Жилякова Евгения Петровича. А так же подобранны подвижные игры на развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической культурой (Приложение 1).

2.2. Формирующий этап

В первой главе своей статьи «Основополагающие принципы и педагогическое значение подвижных игр» Евгений Петрович описывает значение подвижных игр, три основные группы игр (творческие, подвижные и спортивные), место подвижной игры среди физических упражнений. Евгений Петрович пишет о том, что в младшем школьном возрасте игры по-прежнему занимают основное место среди физических упражнений. Особенно велик их удельный вес в 1-2 классах. С помощью игр преподаватели физического воспитания успешно обучают новым движениям и закрепляют изученные ранее.

В 3-4 классах игры значительно дополняются всевозможными обще развивающими упражнениями и специальными упражнениями из лёгкой атлетики, гимнастики, лыжного спорта и плавания. В подвижных играх изучаемые элементы закрепляются и совершенствуются.

Наряду с простыми некомандными играми в этот период начинают использоваться сложные командные игры. Многие из них служат подводящими к спортивным играм.

В физическом воспитании учащихся средней школы (5 – 11 классы) подвижные игры используются меньше. Здесь ведущее значение приобретает обучение другим физическим упражнениям. Игры применяются для развития двигательных качеств и совершенствования двигательных навыков, а также в качестве подготовительных при обучении технике и тактике спортивных игр, которые становятся особенно популярными именно в этот период.

Во второй главе «Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры» Евгений Петрович описывает особенности подвижных игр и предлагает практический материал.

Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят в активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности изменений условий деятельности.

Деятельность играющих подчинена правилам игры. Эти правила регламентируют поведение и отношение играющих. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой.

Взаимоотношения между играющими определяются, прежде всего, содержанием игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой промежуточных переходных игр.

Некомандные игры можно подразделить на игры с водящими и без водящих. Точно так же командные игры распадаются на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих; игры с поочерёдным участием (эстафеты).

Командные игры различаются и по форме единоборства играющих. Существуют игры без вступления в соприкосновение с « противником » и с вступлением с ним в борьбу. Более детальная классификация игр основывается на их делении по двигательным действиям. Различают игры: имитационные (с подражательными движениями); с перебежками; с преодолением препятствий; с мячом, палками и другими предметами; с сопротивлением; с ориентировкой (по слуховым и зрительным сигналам).

Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.

Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восполняются. Поэтому игры не должны быть слишком длительными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.

Учащимся 1-2 классов ещё недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера, с пробежками, увёртываниями от водящего, с прыжками, ловлей и бросанием мячей и разнообразных предметов. Действия в коллективе для них сложны, и поэтому с большим удовольствием они играют в некомандные игры.

Практический материал. Подвижные игры для учащихся 1 – 2 классов: « Мы весёлые ребята », « Волк во рву », « Два мороза », « Заяц без логова », « Птицы и клетка », « Угадай кто », « Эстафета зверей », « Эстафета с мячами », « Стой ».

У детей 9-10 лет (3-4 классы) заметно прибавляется сила, улучшаются координационные возможности, быстрота, ловкость и выносливость, приспособляемость организма к физическим нагрузкам, более совершенным становится управление своим телом. Детям этого возраста уже доступны игры, довольно сложные по содержанию.

В психике детей 9-10 лет также происходят изменения. Увеличение силы и подвижности нервных процессов влечёт за собой повышение устойчивости внимания и интересов детей. Развитие оперативного мышления позволяет решать более трудные тактические задачи. Это особенно важно, поскольку детей начинают интересовать игры с соревнованием между целыми игровыми коллективами.

Между играми мальчиков и девочек 9-10 лет нет существенной разницы. Но всё же мальчики более склонны к играм с элементами единоборства, взаимовыручки, борьбы за мяч. Девочки предпочитают спокойные игры с ритмичными движениями и точными действиями (с предметами, с мячом).

Особой любовью детей этого возраста пользуются игры с мячом, с бегом, прыжками через препятствия и метанием различных, мелких предметов, а так же военизированные игры на местности.

Длительность игр и интенсивность нагрузки в играх с детьми 9-10 лет несколько увеличиваются. Более строгим становится судейство, чаще используются полюбившиеся игры. В играх ярче выражен элемент соревнования.

Практический материал. Подвижные игры для учащихся 3 – 4 классов: «День и ночь », «Вызов », «Караси и щука», «Гонка мячей по кругу», «Перестрелка», «Защита укрепления», «Не давай мяч водящему», «Бой петухов», «Класс, смирно!».

Игры учащихся 5-8 классов заметно отличаются от игр младших школьников. Сокращаясь по количеству, они в то же время значительно усложняются по содержанию. Эти изменения объясняются особенностями возрастного развития.

В связи с глубокими перестройками в организме подростка несколько замедляется непрерывное совершенствование его двигательных функций. Расстройство координации часто сопровождается некоторыми ухудшениями деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма. Наблюдавшееся в ряде случаев повышение возбудимости центральной нервной системы происходит вместе с увеличением силы тормозных процессов и функциональным созреванием головного мозга. Это отражается на психике подростков, поведение которых отличается неустойчивостью, резкими сменами настроения, внезапностью решений. В этом возрасте проявляется зрелость и самостоятельность мышления, объясняющаяся усилием роли второй сигнальной системы, подросткам становится доступной сложная тактика командных игр.

В их игровой деятельности ещё много элементов, характерных для предшествующего возрастного периода (приверженность к сюжетным играм, конфликтность в коллективе, острота реагирования на результат игры), но гораздо больше новых качественных изменений. Подростков интересуют игры со сложными сюжетами, отражающие дух героической романтики и открывающие возможности для самостоятельной творческой деятельности в игре. Их захватывает процесс сложного тактического единоборства. Постоянное стремление к соревнованию объясняет то предпочтение, которое подростки отдают спортивным играм и играм, близким к ним по содержанию. Их интересуют так же сложные эстафеты с преодолением препятствий, игры типа « задания » (где способ действия выбирают сами участники), игры с борьбой и сопротивлением, выручкой и взаимопомощью.

Интенсивность и продолжительность игр у подростков гораздо больше, чем у младших школьников. Поэтому в играх, требующих большого нервного и физического напряжения, нужно особенно тщательно следить за реакцией играющих, не допускать их перевозбуждения и усталости.

Хотя в этом возрасте мальчики и девочки по-прежнему часто играют совместно, но в их игровой деятельности резко обозначаются свои отличия. Девочек больше привлекают игры, требующие ловкости и точности движений, особенно игры с ритмикой, танцами, хороводами.

Практический материал. Подвижные игры для учащихся 5 - 8 классов: «Борьба в квадратах», «Встречная эстафета с преодолением препятствий», «Челнок», «Город за городом», «Переправа», «Эстафета с элементами баскетбола», «Борьба за мяч».

Юноши и девушки 9-11 классов достигают высокого уровня физического развития и обладают большим двигательным и игровым опытом. Здесь на первый план выдвигается спортивная подготовка. Использование подвижных игр помогает решению этой главной задачи.

Играя, юноши и девушки главное внимание сосредоточивают на тактике и результатах своих действий. В выборе тактики и путей достижения победы они проявляют большую самостоятельность. Многие из них с удовольствием берут на себя роль руководителя, капитана команды.

Юношей больше интересуют игры, в которых можно проявить силу и ловкость. Всевозможные эстафеты, игры с сопротивлением, со сложными заданиями на координацию, ловкость и быстроту действий пользуются среди них особой популярностью.

При проведении игр с юношами и девушками следует помнить, что процессы формирования их организма ещё не закончены. Поэтому важно правильно подбирать игры и регулировать нагрузку. Несмотря на то, что интенсивность игровой деятельности можно значительно увеличить, она всё же не может быть такой, как для взрослого человека.

Практический материал. Подвижные игры для учащихся 9 - 11 классов: «Круговая эстафета», «Преследователи», «Перетягивание каната», «Лапта волейболистов », « Прыгуны », «Зашита ворот», «Эстафета лыжников», «Снайперы».

Заключение

Одним из важнейших средств физического развития детей является подвижная игра. Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.

Скоростно-силовые способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на размер их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

Эффективным средством развития скоростно-силовых способностей у детей младших классов является именно подвижные игры. Они являются эффективным средством общей физической подготовки, развития физических качеств и обогащения двигательного опыта младших школьников.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм.

Среди огромного количества разнообразных средств физического развития широко используются подвижные игры, которые содействуют решению воспитательных и оздоровительных задач.

В ходе работы были решены следующие задачи.

Первой задачей была систематизация теоретических подходов и практического опыта по развитию скоростно-силовых способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической культурой через подвижные игры.

Исходя из этого, мы узнали, внешне проявляемая в двигательных действиях сила и скорость связаны обратно пропорциональной зависимостью. Это означает, что максимальные параметры напряжения мышц достижимы при статических или медленных сокращениях, а максимальная скорость движений - лишь в условиях минимального отягощения.

При выполнение скоростно-силовых действий, чем значительнее внешнее отягощение (рывок штанги), тем большую роль играет силовой компонент, чем меньше отягощение (метание копья), тем большее значение приобретает скоростной компонент.

В ходе решения второй задачи мы         охарактеризовали анатомо-физиологические и психологические особенности обучающихся младших классов что педагог по физической культуре и спорту при работе с занимающимися должен знать их анатомо-физиологические и психические особенности. Так как каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.

Третьей задачей были конкретизировать средства и методы развития скоростно-силовых способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической культурой через подвижные игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

В ходе решения четвёртой задачи мы проанализировали  опыт работы педагога по физической культуре и спорту по развитию скоростно-силовых способностей у обучающихся младших классов на занятиях физической культурой через подвижные игры.

В физическом воспитании учащихся средней школы (5 – 11 классы) подвижные игры используются меньше. Здесь ведущее значение приобретает обучение другим физическим упражнениям. Игры применяются для развития двигательных качеств и совершенствования двигательных навыков, а также в качестве подготовительных при обучении технике и тактике спортивных игр, которые становятся особенно популярными именно в этот период. Деятельность играющих подчинена правилам игры. Эти правила регламентируют поведение и отношение играющих. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой.

Взаимоотношения между играющими определяются, прежде всего, содержанием игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой промежуточных переходных игр.

Список используемой литературы

1. Алхасов Д.С. Теория и история физической культуры : учебник и практикум для академического бакалавриата / Д.С Алхасов. –М. :Издательство Юрайт,2017. – 191с. – (Серия : Бакалавр. Академический курс). 

2. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры/  Ю.Ф Курамшина.- М. :Издательство Советский спорт, 2010.- 465 с.

3. Вайнек Юрген Спортивная анатомия : учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / Юрген Вайнек; [пер. с нем. В.А. Куземиной; науч. ред. А.В. Чоговадзе]. –М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с. 

4.  Курамшин Ю.П., В. И. Попова Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.П. Курамшина, В. И. Попова. - СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, - 1999. - 374 с. 

5. Марцинковская Т.Д. Психология : учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / Т.Д. Марцинковская. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с. – (Сер. Бакалавриат). 

6. Никитюка Б.А., Гладышевой А.А., Судзиловского Ф.В. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии) : Учебник для институтов физической культуры. – Изд. 13-е. / Под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. – М. : Спорт, 2016. – 624 с.,ил. 

7. Психология: учебник и практикум для СПО / Е.Г. Белякова ; Тюменский государственный университет. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 263 с. – Серия : Профессиональное образование. 

8. Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студентов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 608с.

9. Теория и методика физического воспитания и спорта : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. –480 с. 

10. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия».Ростов н/Д:Феникс,2002.-384с. 

11.  Холодов Ж. К., Кузнецов B.C. Х73 Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., иенр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -480 с 

12. И. М. Коротков. , Л.В. Былеева. , Р.В. Климкова. , Е.В. Кузьмичева. , М.С. Бриль. , Е.М. Геллер. , М. Протасова. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов ВУЗов/ И.М. Коротков. - М. :Издательство ТВТ Дивизион, 2009.-216 с.

13. А. Б. Муллер., Н. С. Дядичкина., Ю.А. Богащенко., А. Ю. Близневский., С. К. Рябинина., -Физическая культура: учебник и практикум для прикладного бакалавриата  М. :Издательство Юрайт, 2016.-424 с. – (Серия: Бакалавр, Прикладной курс )

14. Макаров Ю.М., Луткова Н.В., Минина Л.Н., - Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учебник для студ.учреждений высш.проф. М. :Издательство « Академия», 2013. – 272 с. – ( Серия Бакалавриат)

15. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по специи. 03.03 «Физ. культура» Б.А. Ашмарин. Ю.А. Виноградом, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвящение, 1990. – 287 с.

16. Саввина О.А., Марушкина И.А. Урок математики в дореволюционной средней школе. М.: Инфра-М, 2013. – 80с.

17. М.Ж. Жуков  Учебник для студентов пед. вузов. — М.: ИЦ Академия, 2000. — 160 с.

Приложение 1

Игры развивающие скоростно-силовые способности:

  1. Метко в цель

Подготовка. Посередине площадки проводится черта, вдоль которой ставятся 10 городков (булав). Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впередистоящей шеренги получают по маленькому мячу. Перед шеренгой проводится линия старта.

Содержание игры. По установленному сигналу руководителя играющие первой шеренги бросают мячи в городки (булавы), стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Ребята, бросавшие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам следующей команды, а сами становятся в шеренгу сзади них. По команде руководителя играющие второй шеренги (команды) также бросают мячи в городки. Опять подсчитываются сбитые городки. Так играют 2-4 раза.

Выигрывает команда, сумевшая за несколько раз сбить большее количество городков.

Правила игры: 1. Бросать мячи можно только по сигналу руководителя. 2. При броске заходить за стартовую черту нельзя. Бросок зашедшего за черту не засчитывается.

  1. Мяч «Ловцу» (Капитану)

Подготовка. Игра проводится на площадке или в зале размером не менее 6х12 м (лучше в баскетбольном зале или на площадке). Игрокам выдаются баскетбольный мяч и повязки или жилеты - из расчёта половины играющих. В зале (на площадке) очерчиваются для противоположных угла и проводится линия, образующая коридор - нейтральную зону. Посередине площадки чертится круг для начала игры. Играющие делятся на две равные команды; в каждой выбирают капитана и ловца. Одна команда отличается от другой повязками. Ловцы команд становятся в углах зала. Игроки размещаются по площадке парами (из разных команд). У центрального круга становятся капитаны.

Содержание игры. Руководитель, выйдя на середину площадки, бросает мяч вверх между капитанами. Каждый из них старается отбить мяч своим игрокам. Завладев мячом, игроки каждой команды стремятся путём передач подвести мяч как можно ближе к своему ловцу и бросить ему мяч так, чтобы он поймал его на лету. Противники стараются перехватить мяч и, в свою очередь, подвести его и бросить своему ловцу. Играющие мешают ловцу поймать мяч. При этом в нейтральную зону не имеют права заходить ни играющие, ни ловец. Игроки каждой команды примерно поровну распределяются на защитников и нападающих. Те и другие могут передвигаться по всему полю. Когда ловец одной из команд поймает мяч на лету, игра начинается снова с центра площадки, а за ловлю мяча ловцом команда получает очко. Игра продолжается установленное время (10-15 мин), после чего команды меняются сторонами площадки и играют вторую половину игры. Выигрывает команда, получившая больше очков.

Правила игры: 1. Бегать с мячом не разрешается. Игрок может сделать не более 2 шагов, а на 3-м передать мяч. В противном случае противники выбрасывают мяч сбоку, напротив места, где допущена ошибка. 2. Мяч считается пойманным, если ловец поймал его с воздуха или после отскока от противника. 3. Мяч, отскочивший от земли или стены, ловцу не засчитывается. 4. Мяч, вылетевший за границу площадки, вбрасывает игрок-противник с того места, где мяч пролетел границу. 5. Если игрок-защитник зайдёт в нейтральную зону, мяч вбрасывается противником сбоку. 6. Если ловец при попытке завладеть мячом выскочит в нейтральную зону, ловля не засчитывается. 7. После того как ловец поймает мяч, игру начинают с середины или противник вбрасывает мяч с лицевой стороны около угла площадки (по договорённости). 8. Нельзя толкать друг друга и вырывать мяч. За нарушение этого правила даётся штрафной бросок: пострадавший игрок становится в 5-6 м от своего ловца и бросает ему мяч, который может отбивать только один из защитников команды противника. Все остальные находятся за штрафной линией. Штрафная линия чертится в 5-6 м от нейтральной зоны. 9. Если два игрока одновременно схватят мяч, даётся спорный бросок.

  1. Перестрелка

Подготовка. Игру можно проводить на волейбольной площадке. В этом случае имеются средняя или лицевые границы площадки. Отступив на 1-1,5 м от лицевой линии внутрь зала, проводят параллельно ей другую линию, чтобы образовался коридор ("плен"). Дополнительная линия проводится и на другой стороне.

Содержание игры. Играющие делятся на две равные команды, каждая из которых произвольно располагается в своём городе на одной половине площадки (от средней линии до коридора). В ходе игры нельзя заходить на половину противника. Руководитель подбрасывает волейбольный мяч в центре, между капитанами, и те стараются отбить его своим игрокам. Задача каждой команды - получив мяч, попасть им в противника, не заходя за среднюю черту. Противник увёртывается от мяча и, в свою очередь, пытается осалить мячом игрока противоположной команды. Осаленные мячом идут за линию плена на противоположную сторону (в коридор). Пленный находится там до тех пор, пока его не выручат свои игроки (перебросив мяч без касания стены или земли). Поймав мяч, пленный перебрасывает его в свою команду, а сам перебегает из коридора на свою половину поля.

Побеждает команда, у которой после 10-15 мин игры в зоне пленных окажется больше выбитых игроков. Игра заканчивается досрочно, если все игроки одной из команд оказались в плену.

Правила игры: 1. Салить мячом можно в любую часть туловища, кроме головы. 2. Ловить мяч рукам можно, но если игрок выронил мяч, то но считается осаленным и идёт в плен. 3. Не разрешается бегать с мячом в руках по площадке, но можно вести его. 4. Мяч, вышедший за границы площадки, отдаётся команде, из-за линии которой он выкатился. 5. За допущенные нарушения мяч передаётся противнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования....

ПМ 03. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

- исследовательский проект- структура своей выпускной квалификационной работы и описание этапов проведенных исследований...

ПМ 03. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

- исследовательский проект, представленный в конкурсе.- структуру своей выпускной квалификационной работы и описание этапов проведенных исследований...

ПМ 03. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

структуру выпускной квалификационной работы и описание этапов проведенных исследований;исследовательский проект...

ПМ 03. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

- структуру своей выпускной квалификационной работы и описание этапов проведенных исследований;- исследовательский проект по любой из изученных дисциплин или исследовательский проект, представленный в...

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

В данном разделе размещены работы исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей...