ПМ 03. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
учебно-методический материал

- структуру своей выпускной квалификационной работы и описание этапов проведенных исследований;

- исследовательский проект по любой из изученных дисциплин или исследовательский проект, представленный в конкурсах или научно-исследовательских конференциях.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr.docx61.12 КБ
Файл dokument_microsoft_word.docx13.41 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное учреждение  

Калининградской области

профессиональная образовательная организация  

«Педагогический колледж»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема: «Развитие физических качеств у обучающихся младших классов через использование игр народов мира на уроках физической культуры»

(тема)

Основная образовательная программа

среднего профессионального образования-

программа подготовки специалистов  среднего звена  

по специальности 49.02.01 «Физическая культура»

Выполнено:

обучающийся отделения среднего профессионального образования

группы СПО-31 физ.

Прилипкин М.

Научный руководитель:

_________________Михайлов А.А

Оценка: _______________________

                                             г. Черняховск, 2019

Содержание

Введение ……………………………………………………...........................

3

Глава I. Теоретические подходы к развитию физических качеств у обучающихся младших классов через использование игр народов мира на уроках физкультуры…………………………………………………….....

6

  1. Сущность и характеристика физических качеств………………….....

6

  1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности младших школьников……………………………………….....

9

  1. Русские народные игры как средство формирования и развития физических качеств…………………………………………………………

12

Глава II. Практическая работа поопыта работы педагога по физической культуре и спорту в развитии физических качеств у обучающихся младших классов через использование игр народов мира на уроках физкультуры……………………………………………………………………

15

2.1. Организационный этап исследования ………………………………......

15

2.2. Формирующий этап исследования………………………………………

Заключение……………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………

Приложения……………………………………………………………………..

Введение

В свободном обществе малую популярность имеют русские народные подвижные игры, которые ранее были важнейшим средством развития физических качеств. Подвижные игры для детей - это прежде всего движения и действия. Самым подходящим средством для развития физических качеств в младшем школьном возрасте являются подвижные игры. Формирование разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство физического воспитания. При прочих методах обучения, подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Основные задачи игр это укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств.

Раскрытие творческого потенциала ребёнка  возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.

В современных условиях развития ребёнка окружённого компьютерной техникой, на первый план выходит проблема недостаточной двигательной активности и живого, а не виртуального общения детей. В данных условиях актуальным представляется выстраивание деятельности учащихся направленной на приобщение к народным подвижным играм. Выстраивание программы  такого курса должно соответствовать возрастным особенностям учащихся. Для младших школьников игры направленные на подвижность и выстраивание модели общения со сверстниками. Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.

Объект:  развитие физических качеств у обучающихся младших классов.

Предмет:  развитие физических качеств у обучающихся младших классов через использование игр народов мира на уроках физкультуры.

Цель исследования: изучение теоретических и практических подходов к развитию физических качеств у обучающихся младших классов через использование игр народов мира на уроках физкультуры

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по теме работы.

2.        Изучить анатомо-физиологические и психологические особенности обучающихся младших классов

3.        Выявить  формы и методы развития физических качеств у обучающихся младших классов через использование игр народов мира на уроках физкультуры

4.        Проанализировать опыт работы педагога по физической культуре и спорту по развитию физических качеств у обучающихся младших классов через использование игр народов мира на уроках физкультуры

Глоссарий

Физические качества – качества, характеризующие физич. развитие человека и его способности к двигательной деятельности

Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой.

Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Быстрота – способность выполнять двигательное действие с максимальной скоростью.

Сила – это способность человека преодолевать внешние сопротивления или противостоять ему за счёт мышечных усилий.

Ловкость – способность человека быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки.

Урок – физической культуры – это основная форма организации процесса обучения.

Подвижная игра – это упражнения, посредством которых ребенок готовится к жизни.

Глава I. Теоретические подходы к развитию физических качеств у обучающихся младших классов через использование игр народов мира на уроках физкультуры

  1. Сущность и характеристика физических качеств

Существует множество понятий и немало различных определений и толкований, но суть везде одна, под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. Развитие способностей зависит от анатомо-физиологических задатков.

В теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость. У каждого физического качества своя характеристика и мы сейчас её рассмотрим.

Быстрота - способность выполнять двигательное действие с максимальной скоростью (за наименьший промежуток времени). (В.С.Кузнецов)

Различают 2 виды быстроты:

1.Быстрота движений

2. Быстрота реакции

Быстрота движений  человека проявляется в способности выполнить их за возможно короткий отрезок времени. Она участвует, например, в спринтерском беге или при нанесении удара в боксе.  Быстрота движений измеряется скоростью отдельного движения и частотой движений в единицу времени. Различают элементарные и комплексные формы быстроты. Элементарные формы быстроты проявляются в одиночных движениях и характеризуются следующими показателями: временем двигательной реакции (время от подачи сигнала до начала движения), временем движения и частотой (темпом) движений в единицу времени. Комплексные формы движений, кроме этих показателей, характеризуются и другими. Например, в беге на 100 м быстрота зависит от длины шагов, которые, в свою очередь, зависят от силы отталкивания, длины ног. Наиболее благоприятный период для развития быстроты движения является возраст с 7 до 11 лет. С 11-14 лет продолжается, но с замедлением.

Под быстротой двигательной реакции понимают латентное время реагирования.Все двигательные реакции совершаемые человеком делятся на 2 группы: простые и сложные.

 Простая реакция — это ответ заранее известным движением на заранее известный (внезапно появляющийся) сигнал. Примером может служить старт в беге, скоростная стрельба из пистолета по силуэтам и т. п.

Сложная реакция встречается в видах спорта, которые характеризуются постоянной и внезапной сменой ситуации и действий.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); силы мышц; способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; энергетических запасов в мышце (АТФ и КТФ); амплитуды движений; биологического ритма жизнедеятельности организма; возраста и пола и от скорости природных способностей.

Сила - это способность человека преодолевать внешние сопротивления или противостоять ему за счёт  мышечных усилий [23].

Силовые способности-комплекс различных проявлений человека в определённой двигательной деятельности в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются через силу действия, развиваемую человеком посредством мышечных напряжений. На проявление силовых способностей оказывают влияние следующие факторы:

1.Собственно-мышечные (сократительные свойствам мышц, которые зависят от соотношения белых относительно быстро сокращающихся красных)

2.Центрально-нервные

3.Личностно-психические (зависит в проявлении мышечных усилий)

4.Биомеханические (физиологические особенности функционирования переферического и центрального кровообращения)

5.Условия внешней среды

Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная - отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.

Чаще всего сила проявляется в движении, т. е. в так называемом динамическом режиме («динамическая сила»). Иногда же усилия спортсмена движением не сопровождаются. В этом случае говорят о статическом  (или изометрическом) режиме работы мышц («статическая сила»).

Выносливость-это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время. Различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе.

Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача; по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача; по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи.

Ловкость – способность человека быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки. Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах).

Средствами развития ловкости служат упражнения, которые представляют определенную координационную сложность для занимающихся, содержат элементы новизны, отличаются многообразием форм выполнения, включают задания по регулированию и самооценке различных параметров движений.

5. Гибкость-это способность выполнять движения с большой амплитудой.

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную. При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая — в позах. Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная гибкость — амплитудой движений.

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15-17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной – 10-14 лет. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет. У детей и подростков 9—14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

 Таким образом, все физические качества тесно связаны между собой. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физический качеств.

  1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности младших школьников

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-7 до 11 лет (I-IV классы)

Психолого-педагогические особенности в младшем школьном возрасте следующие.

  1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

Переход ребёнка в школу связан с перестройкой всей системы отношений ребёнка с действительностью. Возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми.Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка. Он переходит от свободного, от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно значимой деятельности: он обязан учиться. Ребёнок, ставший школьником, занимает новое место в обществе, имеет новые обязанности, становиться более ответственным, умеет действовать сознательно и организованно, развиваются важнейшие волевые качества. Он может претендовать на серьёзное отношение к своему учебному труду.

2.Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность.  Учебная деятельность-это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. (Л.Ф.Обухова)  В процессе учебной деятельности ребёнок усваивает знания и умения, выработанные человечество.

Как указывал Д.Б. Эльконин, учебная деятельность имеет следующую структуру:1)учебные задачи; 2) учебные действия; 3)действие контроля; 4)действие оценки. Эта деятельность прежде всего связана с усвоением младшими школьниками теоретических знаний. Л.И. Божович писал, что в младшем школьном возрасте ребёнок впервые становится членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребёнка сложных социальных чувств и к практическому овладению важнейшими нормами и правилами общественному поведению.

3.Познавательное развитие младшего школьника

Младший школьный возраст-возраст интенсивного интеллектуального развития. Основным интеллектуальным новообразованием возраста становиться произвольность и осознанность всех психических процессов. Центральным моментом становится формирование отвлечённого словесно-логического и рассуждающего мышления. Так память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие-думающим. Что же касается самого интеллекта, то в этом возрасте, по словам В.С. Выготского, мы имеем дело с развитием интеллекта, который не знает самого себя. Воображение в этом возрасте является репродуктивным, т.е. воображения, в основе которого лежат уже известные схемы, детали, символические, логические и образные конструкции сознания. Память протекает по линии произвольности и осмыслённости. младшие школьники уже могут целенаправленно произвольно запоминать неинтересный, но нужный материал, и с каждым годом эта произвольная память становится лучше. В этом возрасте произвольное внимание развито слабо, постепенно младший школьник начинает направлять и сохранять внимание на нужных предметах. Большое значение в формировании произвольного внимания имеет чёткая внешняя организация действий ребёнка.

4.Развитие личности младшего школьника

В возрасте 7-11 лет ребёнок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Младший школьник знает, что он отличается от других и переживает свою уникальность, стремясь утвердить себя среди сверстников и взрослых. В этот период заново перестраивается мотивационно- потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. Стремление к самоутверждению стимулирует ребёнка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство. Ребёнок в младшем школьном возрасте овладевает своим поведение. Всё это связано с тем, что младший школьник более точно, дифференцировано постигает нормы поведения, выработанные обществом. Ребёнок узнаёт, что можно говорить окружающим, а что недопустимо, какие действия дома, в общественный местах, в отношениях с товарищами являются дозволенными или недозволенными. Происходит узнавание норм поведения. В этом возрасте развиваются социальные чувства. Особую роль играет формирование моральных чувств: чувства товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих и негодование при несправедливости. При этом они формируются под влиянием конкретных воздействий, например увиденного примера. Однако в младшем школьном возрасте появляется неустойчивость, «зыбкость» нравственного облика, выражающаяся в непостоянстве его нравственных переживаний, непостоянным отношением к одним и тем же событиям. Это характеризуется тем, что младший школьник не всегда достаточно отчётливо осознаёт и понимает нравственный принцип.

  1. Русские народные игры как средство формирования и развития физических качества

Физическое качество - это совокупность биологических и психических свойств личности человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные действия. В подвижных играх развиваются различные физические качества, в какой-то игре развивается быстрота, ловкость и выносливость,  а в другой больше гибкость.

Одно из средств развития физических качеств является  подвижная игра. Подвижные игры – важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей в их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели.

Велико значение подвижных игр в развитии физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга, а также являются средством и методом воспитания ребёнка. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.При отборе игр, способствующих развитию физических качеств детей дошкольного возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.

Существует несколько классификаций подвижных игр. Принято деление игр по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой степени подвижности. Большая подвижность - участвует вся группа (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки») средней подвижности - активно участвует вся группа,  но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов) малой подвижности - движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «морская фигура», «Найди и промолчи»).

Игры, бытующие у того или иного народа в течении столетий и ставшие частью его национальной культуры, называются народными .Национальная форма подвижной игры выражается в том, что она по своему происхождению и развитию является характерной для конкретной нации, определяется её общественно-историческим развитием, жизненным укладом, своеобразием быта, традиций, особенностями психического склада, мировоззрения, степенью культурного развития, межнациональных культурных связей .

У древних славян существовала целая система средств по развитию физических способностей, воинского искусства и духовного совершенствования, в которую входили игры и упражнения.

Характерные черты русских игр: простота, общедоступность, широкая распространённость, любовь к веселью и удальству. Игра являлась способом жизни, от которого получали удовольствие и радость, ощущали гармонию жизни, общение с миром людей и богов [3].

Природно климатические и хозяйственные условия жизни и быта наложили отпечаток на игры народов мира. Народы, основным типом ведения хозяйства которых является скотоводство, сохранили игры с обработанными костями животных. Народы, которые занимались сельским хозяйством с преобладание кочевого и полукочевого животноводства сохранили игры с камнями, деревьями, костями животных и много другое.  Русские народные игры могут проходить с различными предметами, такими как обруч, мяч, и много другое. Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

В процессе игры формируется общее представление о деятельности руководителя, характеризуются профессионально педагогические задачи разных классов: познавательные, планирующие, организующие ,контролирующие- а также способы их решения .

Подвижные игры используются на уроках физической культуры для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствие с требованиями школьной программы. Уроки физкультуры в младшем школьном возрасте  могут включать одну или несколько игр, или полностью состоять из подвижных игр.

Подвижные игры можно включать во все части  урока. Так комплекс общеразвивающих упражнений в подготовительной части можно провести в процессе подвижной игры «Смена мест». В заключительной части можно использовать игру «Группа смирно». В основной части игры большой подвижности должны чередоваться с играми малой подвижности. Младшие школьники учатся играть, изучая правила и содержание довольно простых и преимущественно некомандных, сюжетных игр. Для решения образовательных и воспитательных задач используют широкий круг подвижных игр с бегом, прыжками, равновесием, ползанием, ритмичной ходьбой.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что подвижные игры в младшем школьном возрасте являются одним из важных средств формирования у детей и подростков высоких нравственных и физических качеств.

Глава II. Практическая работа поопыта работы педагога по физической культуре и спорту в развитии физических качеств у обучающихся младших классов через использование игр народов мира на уроках физкультуры

2.1. Организационный этап

Нами была проанализирована программа физической культуры для 1 класса. Данная программа разработана учителем: Панасюк Людмилы Афанасьевны

Структура программы:

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи

3. Методы и формы обучения

4. Материально-техническое обеспечение занятий

5. Учебно-тематический план

6. Список литературы

В пояснительной записке планирование урока составлено на основе требований федерального компонента государственного стандарта общего образования. В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, игра обеспечивает гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния, она физически и нравственно воспитывает детей.

Цель программы: укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовки, создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Основными задачами программы являются:

Образовательные: расширять объем знаний детей об окружающем мире, о себе и своих возможностях через русские народные подвижные игры; формировать устойчивый интерес детей к наследию, познанию подвижных игр русского народа.

Развивающие: формировать двигательные навыки и умения, развивать психофизические качества (быстрота, ловкость, гибкость, силу, выносливость и др.), прививать организаторские способности, развивать творческую составляющую личности ребенка, обогатить его двигательный опыт, развивать нравственные качества: честность, правдивость, выдержку, дисциплину, товарищество и эстетические чувства ребенка через беседы, художественное слово и совместную игровую деятельность.

Воспитательные: воспитать активную творческую личность; воспитать нравственные и эстетические чувства ребенка; прививать уважительное, внимательное отношение к  близким людям; способствовать нравственному, умственному, эстетическому воспитанию.

Основным условием успешного внедрения народных и подвижных игр в учебный процесс младших школьников всегда было и остается свободное владение обширным игровым репертуаром, также методикой педагогического руководства. Учитель физической культуры, творчески используя игру, как средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры учитель привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, соответствие правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает эмоционально-положительное настроение, добиваться поставленной цели. Одним словом, задача учителя заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

В учебно-тематическом планировании представлены темы:

  1. Игры на внимание
  2. Бессюжетные игры
  3. Игры-забавы
  4. Народные игры
  5. Любимые игры детей

В конце программы предоставлен список литературы, на основе которого и была разработана данная программа.

2.2. Формирующий этап исследования

Цель: разработать план-конспект урока физической культуры для1 класса по теме «Русские народные игры»

Тема: «Русские народные игры»

Тип урока: комбинирующий

Раздел: Подвижные игры

Цель урока: овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся.

Задачи:

Образовательная: разучить подвижные народные игры

Воспитательная: прививать интерес к занятиям физической культурой и спортом; воспитывать чувство патриотизма, сплочённости. Развивать быстроту, силу.

Оздоровительная: способствовать всестороннему развитию организма; укрепить дыхательную систему, опорно двигательный аппарат.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать правила русских народных подвижных игр, уметь в них играть.

Метапредметные:

- Познавательные: использовать общие приёмы решения познавательных задач, определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, русскими народными подвижными играми.

-регулярные: планировать свои действия и соответствовать с поставленной задачей и условиями её реализации;

-коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: ориентироваться на самоанализ и контроль результата.

Основные понятия:

  1. Метапредметные связи: окружающий мир
  2. Формы работы: индивидуальная, групповая.
  3. Ресурсы: методическая и специальная литература по теме урока

Часть урока

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания.

Вводная

1.Построение

2.Сообщение задач урока

3.Ходьба и её разновидности:

а ) строевым шагом

б ) на носках

в ) на пятках

г) обычная ходьба

4. Беговые упражнения:

- приставными шагами

- с высоким подниманием бедра

- с захлёстом голени

-  с выпрыгиванием на каждый шаг

-обычный бег

5. Ходьба с восстановлением дыхания

6. Перестроение

7.ОРУ на месте

1.Наклоны головой

И.П. руки на пояс

1.наклон вперёд

2.наклон назад

3.наклон вправо

4.наклон влево

2.Отведение рук назад

И.П. правая рука вверху левая внизу ,ноги на ширине плеч

1-2 рывки правой рукой

3-4 рывки левой рукой

3.Махи руками

И.П. руки вдоль туловища , ноги на ширине плеч

На 4 счёта махи руками вперёд

На 4 счёта махи руками назад

4.Наклоны туловищем

И.П.  –руки на пояс ,ноги на ширине плеч

1.наклон вперёд

2.наклон назад

3.наклон вправо

4.наклон влево

5.Круговые движения туловищем

И.П. руки на поясе ноги ноги на ширине плеч

На 4 счёта выполняем в правую сторону

На 4 счёта выполняем влевую сторону

6.Наклон к ногам

И.П.  руки на пояс ,ноги на ширине плеч

1-3 наклон к ногам

4 вернуться в и.п.

7.Прыжки на двух ногах

И.П. руки вдоль туловища

1.правую руку на пояс

2.левую руку на пояс

3.правую руку на плечо

4.левую руку на плечо

5.правую руку вверх

6.левую руку вверх

7.2 хлопка над головой

1

1

30

30

30

30

20

20

20

20

1

30

20

4 повтор.

4 повтор.

4 повтор.

4 повтор.

4 повтор.

4 повтор.

2 повтор.

-Ровняйсь! Смирно

-Подравнялись по линии, пятки вместе, носки врозь спина прямая.

Здравствуйте, меня зовут Злата Викторовна и сегодня урок физической культуры у вас проведу я. Сегодня мы с вами познакомимся с русскими народными играми.

На месте с левой ноги шагом, Марш!

-Левой, левой 1 2 3

-Налево в обход по залу шагом Марш!

-Левой, левой 1 2 3

-Руки на пояс, на носках Марш!  Спина прямая, локти отведены назад, ноги в коленях не сгибать.

-Руки за голову, на пятках Марш! Спина прямая, локти отведены назад, ноги в коленях не сгибать.

- Без задания Марш! Строй держим ровный, смотрим друг другу в затылок. Расстояние на вытянутые руки .

-руки на пояс, спина прямая.

-руки вдоль туловища , спина прямая , колени поднимаем выше , выполняем чаще.

-руки за спину ,спина прямая , пятками касаемся ладоней.

- руки вдоль туловища ,спина прямая, прыгаем выше, помогаем руками.

-без задания бегом Марш ! Держим строй.

-Шагом , Марш ! Руки вверх вдох через нос , руки вниз- выдох через рот .  Дистанция вытянутой руки .

Через середину зала в колонну по 3 .Марш !

Делаем плавно ,без резких движений

спина прямая,руки в локтях не сгибать

Руки прямые ,выполняем с полной амплитудой рук.

Спина прямая, ноги в коленях не сгибать , наклон делать больше .

Спина прямая, делаем плавно и тщательно.

Спина прямая, ноги в коленях не сгибать.

Запоминаем движения , прыгаем выше, выполняем вместе со мной

2. Основная часть

1. Построение

2.Сообщение заданий

3. Игра «Пчёлки и ласточки»

4.Игра «Бабка-ёжка»

30

7 м

-Класс в одну шеренгу становись !Подравнялись

Сейчас мы с вами разучим подвижные игры .

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю.Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой         древности и внешне напоминают   игры животных.  Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки      по деревьям», детская борьба-возня и др.).

     Вместе с тем эти игры служили выражением человеческих взаимоотношений.  Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники»)

Играющие дети — цветочки — сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на полянке и поют: 

Пчелки летают, медок собирают! 
Зум, зум, зум, зум, зум, зум! 

Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой. 

Правила: Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении.

Рисуют круг, в середине ставится один из играющих — Баба-Яга. В руках у нее ветка — «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят: 

Бабка-Ежка костяная ножка. 
С печки упала, ножку сломала, 
А потом и говорит: «У меня нога болит». 
Пошла она на улицу — раздавила курицу, 
Пошла на базар — раздавила самовар. 
Пошла на лужайку — испугала зайку. 

Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого запятнает — тот замирает

1.Построение

2.Рефлексия «Земля-вода-воздух»

3.Организованный выход из зала

В одну шеренгу стано-Вись! Ровняйся ! Смирно !Сегодня мы с вами разучили русские народные игры . Поощрение сильных и поддержка слабых.

Игроки образуют круг. Водящий начинает идти перед игроками и дотрагиваться до каждого рукой по очереди. При этом он говорит: «Вода», «земля», «воздух» (в любом порядке). Перед каким-то игроком он останавливается.

Если водящий остановился на слове «Воздух», то игрок должен назвать птицу или летающего зверя. Если остановился на слове «Земля», то нужно назвать животное-земного обитателя. Если «Вода» — то рыбу или живущее в воде животное. Конечно же, названия не должны повторяться. Если игрок не назвал слово до счёта «три», или если такое слово уже называлось, то он становится водящим.

За направляющим выход из зала шагом марш .

Заключение

Младший школьный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.  Это период совершенствования,  развития личностных новообразований, которые за период младшего школьного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Младший школьный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 7-11 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.


Список использованной литературы

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
    15. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта /Борис Романович Голощапов. – Москва: Academia, 2001. - 312с. - (Высшее образование) УДК 96 ББК 75.3я73 Кх-4
  2. Габриелян К.Г., Ермолаев Б.В. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура». – М.: Физкультура и Спорт, 2006. – 122 с. 
  3. Гаськов А.В., Мендот Э.Э.О., Жамц С. Педагогический потенциал народных подвижных игр в сельских дошкольных образовательных учреждениях // Вестник Бурятского государственного университета.  2012.  № 13.  С. 135-138.
  4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
  5. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта : учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. Р.Голощапов. - М. : Издательский центр «Академия», 2004.-312с.
  6. Д. И. Фельдштейна Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное
    пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк.
    Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 2-е, дополненное. М
    .: Институт практической психологии,
    1996
    .—304 с.
  7. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения.— 2-е изд.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.— 376 с. (Серия «Библиотека психолога»).
  8. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте /Юрий Дмитриевич Железняк, Павел Карпович Петров. – Москва: Академия, 2005. - 272с. - (Высшее профессиональное образование) УДК 796 ББК 75.1 Кх-2
  9. Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник. М.: Академия. 2002.
  10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000.
  11. Зимняя И. А.  Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
  12. Конеевой Е. В. Детские подвижные игры / под ред.. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  13. Короткое И. М. Подвижные игры: учебное пособие / [и др.]. М.: СпортАкадемПресс, 2002.
  14. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов /, В. И. Григорьев, Н. Е. Латышева [и др.] ; под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт , 2004. - 463 с.
  15. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя детского сада / М. Ф. Литвинова; под ред. Л. В. Руссковой.  М.: Просвещение, 1986.
  16. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний /Виктор Павлович Лукьяненко. – Москва: Совет.спорт, 2003. - 224с. УДК 796 ББК 75 Кх-5
  17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П.Матвеев. - М.: ФиС, 1991. – 347 с. 
  18. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет /Лев Павлович Матвеев. - Санкт-Петербург: Лань, 2004. - 160с. УДК 796 ББК 75.1 Кх-3
  19. Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Предмет педагогической психологии: психология обучения и/или психология воспитания? // Вопросы психологии. 2008. №5. С.126-129.
  20. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Издательский центр / Академия, 2001.
  21. Степанова М.А. Педагогическая психология и образовательная практика: заметки о предмете педагогической психологии // Вопр. психол. 2008. № 1. С.111—122.
  22. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент "Академия", 2000. - 480 с.
  23. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для вузов. – 3-е изд. – М: Академия, 2004. – 48 с. 
  24. Чокотов Е.Н., Фадеев О.В. Использование подвижных игр как средство развития двигательной активности // Молодой ученый.  2012.  № 12.  С. 607-609.
  25. Шевцов В.В. Общие основы теории и методики физической культуры в вопросах и ответах. – Тюмень: ИПК ПК, 1996. – 78 с.



Предварительный просмотр:

Содержание

Введение………………………………………….…………......................................3

Глава I. Теоретические подходы к развитию физических качеств у младших школьников с помощью русских народных подвижных игр в условиях обще-образовательной школы……………………………………………………………6

1.1. Сущность и характеристика физических качеств……………….…..............6

1.2. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности младших школьников……………………………………………………………..10

1.3. Русские народные подвижные игры как средство развития физических качеств………………………………………………………………………………14

Выводы по I главе………………………………………………………................19

Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенностей развитию фи-зических качеств у младших школьников с помощью русских народных по-движных игр в условиях общеобразовательной школы ………………………..20

2.1. Организационный этап исследования ……………………………….........20

2.2. Интерпретация полученных результатов……………………………….....23

2.3. Формирующий этап исследования…………………………………………..30

2.4. Оценочный этап исследования……………………………………………….33

Выводы по II главе………………………………………………………….……44

Заключение…………………………………………………………………………45

Список используемой литературы………………………………………..………46

Приложения…………………………………………………………….….………..49

Тест №1. Бег 30 м с высокого старта

Цель: определение уровня развития скоростных способностей испытуемых

Тест №2. Челночный бег 3х10

Цель: определение координационных способностей.

Тест №3. Прыжок в длину с места

Цель: определение уровня развития скоростно-силовых качеств

Тест №4. Наклон вперёд из положения сидя

Цель: определение гибкости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования....

ПМ 03. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

- исследовательский проект- структура своей выпускной квалификационной работы и описание этапов проведенных исследований...

ПМ 03. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

- исследовательский проект, представленный в конкурсе.- структуру своей выпускной квалификационной работы и описание этапов проведенных исследований...

ПМ 03. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

структуру выпускной квалификационной работы и описание этапов проведенных исследований;исследовательский проект...

ПМ 03. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

- структуру своей выпускной квалификационной работы и описание этапов проведенных исследований;- исследовательский проект по любой из изученных дисциплин или исследовательский проект, представленный в...

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

В данном разделе размещены работы исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей...