Курсовая работа
проект

Гарипова Элина Азатовна

Курсовая работа "ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ ТЕМЫ ПАМЯТИ О ВОЙНЕ В ПЕСЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ КОНЦА XX –НАЧАЛА XXI ВВ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serukaeva_kursovaya.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Серукаева Элина Азатовна

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ ТЕМЫ ПАМЯТИ О ВОЙНЕ В ПЕСЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ КОНЦА XX –НАЧАЛА XXI ВВ.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа  защищена

Специальность: 53.02.01

с оценкой____________________

Музыкальное образование.

«   » _______________ 201__ года

Курс: 3, группа:30

Руководитель: Матюшкова.Т.М

Преподаватель МДК 03.01,

высшей квалификационной категории

Челябинск 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Общая характеристика понятия «патриотическое чувство» в современной психолого-педагогической литературе

7

1.2.Психолого-педагогические особенности формирования патриотических  чувств  у школьников

10

1.3. Тема памяти о войне как важный аспект формирования патриотических чувств

13

1.4. Роль песенно-хорового искусства в формировании патриотических чувств

16

Выводы по 1 главе

18

ГЛАВА 2. ТЕМА ПАМЯТИ О ВОЙНЕ В ПЕСЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВВ. КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Воплощение темы памяти о войне в песенном творчестве советских и российских композиторов

20

2.1.1. Идейно-художественная ценность песен о  войне

23

2.2. Возможности учителя музыки в организации работы по формированию патриотических чувств

25

Выводы по 2 главе

28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

31


ВВЕДЕНИЕ

«Забыть о войне нельзя не только потому, что этого требует память о тех, кто не вернулся с фронта и не только потому, что искренний разговор о войне – это всегда призыв к миру. Это еще и формирование чувств».

Юлия Друнина

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождения патриотических, гражданских взглядов и убеждений. Мы убеждены в том, что без чувства национального самосознания, без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребёнка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Патриотические чувства начинают складываться в школьном возрасте на основе осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний. Образовательные учреждения играют ведущую роль в воспитании подрастающего поколения, поэтому поиск новых подходов к осуществлению патриотического воспитания школьников приобретает в современных условиях особую актуальность. В связи с этим встает вопрос о  процессе формирования патриотических чувств у школьников в общеобразовательной школе.

В соответствии с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года» общеобразовательные школы в ближайшие десятилетия призваны обеспечивать:

- воспитание высоких духовно – нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;

- формирование патриотических чувств и сознания молодежи на основе культурно-исторических ценностей, славных трудовых и боевых традиций российского народа, почитания святынь и ценностей многонационального государства;

- изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе;

- формирование глубокого понимания конституционного гражданского и воинского долга, развитие высокой культуры и образованности.

Отметим, что на сегодняшний день  большое значение уделяется патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, что прослеживается на законодательном уровне – в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2016 – 2020 годы» [35].

Изучение философской, психолого-педагогической литературы показывает, что в России всегда большое внимание уделялось воспитанию молодого поколения в духе любви к Родине, бережного отношения к ценностям традиционной культуры (В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов, П.Ф.Каптерев, Н.М.Карамзин, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский , П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.П.Шацкий и др.).

Различные аспекты гражданско-патриотического воспитания являются предметом изучения в философии, истории, психологии, социологии, аксиологии и педагогике. Анализ научной литературы и имеющихся исследований по формированию патриотических качеств личности показывает, что обозначенная проблема рассматривается в следующих направлениях: теоретико-методологические аспекты патриотического воспитания современной молодежи (М.П. Бузский, А.К. Быков, В.А. Датский, В.В. Дьяченко, Т.А. Коновалов, C.B. Кривых, С.Е. Матушкин, В.Ф. Фролов); патриотическое воспитание школьников в учебной деятельности (И.Е. Белухин, A.M. Кутуков, Ю.В. Лазарев, А.Н. Любарский, Р.Л. Рожденственская, B.Н. Устякин); воспитание патриотических чувств и качеств личности школьников во внеучебной деятельности (И.А. Андрюшин, Д.К. Алиева, М.Л. Афанасьева, В.И. Бичевский, Г.Х. Валеева, Ю.А. Ерыгин, Е.А. Леванова, B.П. Лукьянова, В.И. Рыбакова, Ш.Ш. Хайрулин);

        Особая роль в патриотическом воспитании школьников отводится предмету «Музыка» и внеклассным формам музыкального обучения. В связи с тем, что музыка имеет чувственную основу и связана с развитием эмоциональной сферы личности, в частности песенный жанр, мы будем рассматривать  патриотическое воспитание как процесс  формирования патриотических чувств у школьников посредством восприятия темы памяти о войне в  песенном творчестве отечественных композиторов конца XX –  начала XXI вв.

По нашему мнению, Великая Отечественная война 1941-1945гг. была, есть и будет – одной из самых трагичных страниц в истории нашей страны. Наверное, нет в России семьи, которой бы не коснулась война. События прошедшей войны, остаются важнейшим местом памяти в самосознании населения Российской Федерации. Именно поэтому мы обращаемся к данной теме – теме памяти о войне, которая благодаря  песенному творчеству отечественных композиторов конца XX – начала XX вв., писавших  о войне может быть благодатной почвой для формирования патриотических чувств у школьников.

Поэтому темой нашего исследования мы выбрали: «Возможности  формирования патриотических чувств у школьников посредством восприятия темы памяти о войне в песенном творчестве отечественных композиторов конца XX –начала XXI вв.».

Цель исследования: теоретически обосновать возможности формирования патриотического чувства у школьников посредством восприятия темы памяти о войне в песенном творчестве отечественных композиторов конца XX-начала XXI вв.

Объект исследования:  процесс формирования патриотических чувств у школьников.

Предмет исследования: формирование патриотических чувств у школьников посредством восприятия темы памяти о войне в творчестве отечественных композиторов конца XX-начала XXI вв.

Задачи:

  • на основе анализа музыковедческой литературы раскрыть теоретические основы формирования патриотических чувств у школьников;
  • систематизировать изученный материал по выбранной теме;
  • обобщить результаты исследования для разработки внеклассного мероприятия по теме «Музыкальный венок памяти».

Методы теоретического исследования:

  • изучение и анализ литературы по данной теме;
  • систематизация изученного материала;
  • обобщение материалов исследования;

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Общая характеристика понятия «патриотическое чувство» в современной психолого-педагогической литературе

В рамках нашего исследования мы рассмотрим понятие «патриотическое чувство», исходя из определения понятий «патриотизм» и «чувство». Определение сути понятия «патриотизм» имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Сущность понятия «патриотизм» (от греческого patris – родина) включает в себя любовь к Родине, земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа [18]. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшей ценности, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли,  Руссо, Фихте и других. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

В настоящее время не существует однозначности в определении такого широкого понятия как «патриотизм». Так, по мнению Е. Н. Вороновой, патриотизм есть синтез духовно-нравственных, гражданских мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли» [10, с. 99].  Ценны в аспекте нашего исследования слова К. Д. Ушинского, который считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовым наклонностями» [33, с. 12]. И.Е. Кравцов отмечает, что патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам «земле отцов», к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю [32].

Аналогично с приведенным определением звучат и слова И.Ф. Харламова: «патриотизм – это такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви к родине, преданности ее идеалам, осознании ее величия и славы и переживания своей духовной связи с ней, в потребности к стремлению в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость» [37, с. 352]. По мнению Л. П. Крившенко патриотизм есть «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [26, с. 112]. Вызывает  интерес определение   А.Н. Вырщикова где патриотизм является одной из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающейся   в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям, в осознании своего нравственного долга перед ним, в  готовности к защите его интересов [11].  Полищук  И.А. определила патриотизм  как интегративное качество личности, включающее патриотические знания, взгляды, убеждения, патриотические чувства, эмоционально-ценностное отношение к историческому прошлому Родины [27].  В результате анализа данного понятия можем определить «патриотизм» как эмоционально-нравственное качество личности, выражающееся в ценностных представлениях человека о Родине, отражающееся в его уважительном отношении к историческому прошлому Родины,  реализующееся в конкретной деятельности по отношению к Родине и Отечеству.

Рассмотрим определение  понятия «чувство», которое является  одним  из основных категорий психологии. Данная категория активно изучалась отечественными и зарубежными психологами (П.П. Блонский,  У. Джеймс, Б.И. Додонов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд,  П.М. Якобсон и другие). Ученые подчеркивают, что в индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль, выступают как значимый фактор в формировании личности. Так к области нравственных чувств относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к другим людям, к самому себе. Обратим внимание, что основными характеристиками чувств по мнению П. М. Якобсона являются их эмоциональная окрашенность (положительная или отрицательная), полярность (в отношении того или иного предмета), сила (характеристика качества переживания), глубина (характеристика значимости чувства для личности) [38]. Р.С. Немов также рассматривает чувства как устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер, которые выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам» [23, с. 35].

Таким образом, из множества определений данного понятия мы можем определить, что «чувство» - это относительно устойчивое свойство личности, представляющее собой форму отражения реальных отношений субъекта в связи с его потребностями и мотивами к значимым для него объектам реальной действительности; чувство проявляется как переживание. Учитывая приведенные определения понятия «чувства» и в контексте нашего исследования, мы можем выделить особый вид чувств — патриотические чувства.  Анализируя психолого-педагогическую литературу по определению данного понятия, мы обратили внимание, что  понятие «патриотические чувства» синонимично таким понятиям, как «патриотическое воспитание».

Исходя из вышеизложенных характеристик понятий «патриотизм» и «чувство», мы можем констатировать, что понятие «патриотическое чувство» в своем содержании сочетает личностно-психологический компонент и нравственно-патриотические чувства. Таким образом, патриотическое чувство будет рассматриваться нами как нравственное, эмоционально-чувственное  качество личности, относящееся к высшим духовным ценностям, основанное на любви к Родине, осознании своих прав и обязанностей по отношению к обществу, сопричастности к общественным и политическим делам своего народа, социально значимой деятельности во всех областях жизни общества.

1.2. Психолого-педагогические особенности формирования патриотических чувств у школьников

В большинстве сложившихся мнений педагогов заложена мысль о том, что основы формирования патриотических чувств у детей возможно и необходимо формировать в условиях: семьи (А. Ю. Гранкин, В. Н. Гуров, Н. З. Гасанов, С. В. Дармодехин, Н. Филонов и др.); детского дошкольного образовательного учреждения (С. А. Козлова и др.); общеобразовательного учреждения (И. В. Бестужев-Лада, Б. Т. Лихачев и др.). Из представленных условий наиболее благоприятными для целенаправленной организации процесса формирования патриотических чувств детей является школа.

По определению психологов школьный возраст – время интенсивного развития личности и именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.   На наш взгляд, формирование патриотических чувств у школьников должно строиться, учитывая их возрастные психологические особенности. По мнению ученых, в формировании патриотических чувств у школьников  важную роль играет дошкольный и младший школьный возраст, где на основе содержания осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний закладывается фундамент чувства патриотизма [4].

Следует учитывать, что проявление чувства патриотизма и его формирование на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. По мнению ученых, патриотические чувства начинают складываться в дошкольном и младшем школьном возрасте, которому присущи:   впечатлительность и эмоциональность ребёнка, его открытость и готовность к познанию нового; известная внушаемость детей, их доверчивость; склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуются учитель и родители. Кроме этого младший школьный возраст наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.  Нам представляется, что эти и другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых патриотических чувств, так как именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственно-патриотического воспитания детей. Уточним, что школьный возраст является  временем интенсивного развития личности, поэтому процесс формирования патриотических чувств у школьников должен строиться с учетом их возрастных психологических особенностей. Например, традиционно подростковый возраст рассматривается как переходный из детства во взрослую и самостоятельную жизнь. В этот период меняется характер отношений с окружающим миром. Обретение своего «Я», ощущение себя взрослым и самостоятельным опережают психофизические возможности подростка, порождает внутренние конфликты, желание изменить окружающий мир, появляется стремление управлять внешним миром, а не следовать его требованиям. Меняется и отношение внешнего мира к ребенку, ставшему подростком, уже невозможно воспринимать его как «беспомощное дитя», но еще не получается строить отношения как с взрослым человеком [6].

 По мнению ученых, для формирования патриотических чувств у современных подростков нужно знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как чувства патриотизма.

Г. Гурьева считает, что такими компонентами являются:

  • потребностно-мотивационный;
  • когнитивно-интеллектуальный;
  • эмоционально-чувственный;
  • поведенческий и волевой [12].

В аспекте нашего исследования наиболее значимым  в формировании патриотического чувства мы будем рассматривать эмоционально-чувственный компонент (выражение сопереживания героическому прошлому страны, культурному наследию), который способствует приобретению личностного смысла через эмоциональное переживание.

В школьном возрасте, как пишет Д.И. Фельдштейн, происходит бурное развитие  психических процессов, которое способствует жадному стремлению к познанию, пытливости ума, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Также в этот период происходит активное развитие волевых черт характера, таких как: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности [36].  

Отметим, что процесс формирования патриотических чувств у школьников базируется, по мнению Е.А. Аркина, на основе их личностно-ценностного отношения к малой и большой Родине. Как считает ученый, личностно-ориентированный подход позволяет осуществить становление духовности личности, позволяет ей реализовать свою природную, биологическую и социальную сущность. Как нам представляется, необходимо создать условия для удовлетворения потребности быть личностью духовно богатой, нравственно устойчивой.

Таким образом, патриотические чувства начинают складываться в школьном возрасте на основе содержания осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний, а также при систематическом знакомстве школьников с местом и ролью нашей страны в мире. Поэтому формирование патриотических чувств у школьников должно строиться, учитывая их возрастные психологические особенности. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребёнка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.

1.3. Тема памяти о войне как важный аспект формирования патриотических чувств

Что есть память для нас? Несложный, казалось бы, вопрос. Но не каждый сегодня способен на него ответить правильно. Хотя правильного ответа как такого здесь и нет, но всякий должен понимать, что память, о которой сейчас идёт речь, не то, с чем мы сталкиваемся, когда учим, допустим, стихотворение или конспект на завтрашний урок. Изучив различные словари, источники интернета, мы пришли к выводу, что память — это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления [33], следовательно,  память о войне в нашем понимании - это обязанность человека не забывать о прошедшей войне, о той цене, которой мы заплатили за сегодняшнюю нашу жизнь. Мы считаем, что память о войне – это также память о наших предках, их подвигах, героизме на фронте и в тылу, их любви и нравственности.

По определению Р.С. Немова, память – «это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве» [23, с. 163].

Т.И. Ерохина определяет память как пространственно-временную категорию, преимущественно ориентированной на прошлое, прошедшее, совершенное. Память неизбежно связана со смертью, поскольку вспоминаются события уже ушедшие в прошлое, в некотором смысле – умершие, и память – это один из способов их оживить [15]. По мнению ученых, память, прежде всего, является неотъемлемым и важнейшим атрибутом человеческого сознания, одним из инструментов познания, формирования самосознания и мировоззрения, представлений о прошлом и будущем. Существуют различные научные классификации типов памяти, одна из которых выделяет индивидуальную и коллективную память, социальную и историческую. Некоторые статьи, посвященные исторической социальной памяти, поднимают вопросы ценностной значимости данного феномена как актуальную проблему. Такова статья А.В. Ахметшиной [2]. В данной работе ставится вопрос о необходимости разработки государственной стратегии в формировании единой исторической памяти у молодежи. Подобную направленность имеют научные статьи А.В. Рачипа, И.А. Янкина и Т.Н. Ключниковой, посвященные воспитанию молодежи. В данных работах историческая память рассматривается как инструмент в воспитании ценностных и гражданских устоев [28].

Обратим внимание, что  тема памяти нередко коррелируется в исследованиях с темой войны. По мнению О.Н.  Каменчук,  Великая Отечественная война является важнейшим местом памяти в самосознании населения Российской Федерации [19]. К.М. Королев, говоря о месте памяти в самосознании населения России констатирует, что память опирается на «желание помнить», на интуитивное или артикулированное стремление социальной группы сохранить эмоциональную связь с тем или иным событием прошлого – и не только сохранить, но и репрезентировать эту связь снова и снова [9].

 В исследовании памяти о Великой Отечественной войне ученые зачастую освещают аксиологический аспект памяти.  Обращение ученых  к образам Великой Отечественной войны является важнейшим концептам формирования  исторической памяти. Обращение к теме памяти о войне в рамках нашего исследования  связано с аксиологическим и эмоциональным содержанием репрезентации прошлого благодаря песенному творчеству отечественных композиторов и современным техническим средствам.  

Рассмотрим память как феномен культуры. Согласно энциклопедическим данным историческая память содержит знание об исторических битвах, судьбоносных событиях, жизни и творческой деятельности выдающихся деятелей политики и науки, техники и искусства. Историческая память воспроизводит непрерывность и преемственность социального Бытия [13].

Исследованиями исторической памяти в России занимаются  И. М. Савельева, А. В. Полетаев, Л. П. Репина. «Память истории священна» — такова была жизненная позиция Д. С. Лихачева [20]. Она отразила возрастающий интерес в общественном сознании к различным формам исторической памяти, отношение к традициям и реальным событиям прошлого, истории искусства и науки, политики и религии, техники и повседневности, памятникам и биографиям, сохраненным письмам, дневникам, фотографиям, записным книжкам и любимым вещам.

По мнению ученых, процесс исторической памяти  отражает сложность, неоднозначность человеческих отношений, изменение духовных ценностей и личных позиций, влияние субъективных мнений. Каждый народ, проходя через различные этапы своей истории, формирует собственный образ патриотизма, опираясь как на уже имеющиеся достижения, так и на собственный образ будущего. Тема памяти о Великой Отечественной войне является фундаментальным основанием и служит ярким показательным примером проявления патриотизма наших соотечественников в годы войны. К. Симонов писал: « Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырех лет» [29, с. 177]. Итак, историческая память передается из поколения в поколение на основе духовных и культурных ценностей, созданных в прошлом, которые  становятся достоянием современного общества. В свете вышеизложенного мы пришли к выводу, что история обладает свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства людей, она активно участвует в гармоничном воспитании человека и, по нашему мнению, способствует формированию чувства патриотизма у школьников.

В заключении хочется обратиться к словам академика  Д.С. Лихачева: «Память противостоит уничтожающей силе времени. Память — преодоление времени, преодоление пространства. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками» [20, с. 15]. Мы убеждены, что современному  человеку, а тем более будущим гражданам нашей страны – школьникам,  необходимо ощущать себя в истории российского государства, понимать свое значение в современной жизни, оставить о себе добрую память  потомкам.

1.4. Значение песенно-хорового искусства в  формировании патриотических чувств

Благоприятной основой  для формирования патриотических чувств у школьников может быть  эмоционально-ценностное отношение к песенно-хоровому искусству, потому что формирование патриотических чувств во многом зависит от развития эмоциональной сферы учащихся, а песенно-хоровое  искусство априори связано с эмоциональной сферой личности. Мы считаем, что  песенно-хоровое искусство, являясь частью музыкального искусства, выполняет большие воспитательные и познавательные задачи.  Именно в вокальных произведениях, как ни в каком другом произведении литературы и искусства, органично сочетаются эмоциональные переживания, навеваемые музыкой, осмысление нравственных понятий, вызываемое содержанием поэтического текста.  Богатов В.В. считает, что если  у музыки есть такие ценные для искусства качества как правдивость, глубина  содержания и выразительность форм, то её идея дойдет не только до исполнителей, но и до слушателя. Таким образом,  воспитательное значение музыки проявится в полной мере [7]. Воспитание сегодня – это содержательное, разностороннее, общественное явление. Поэтому музыкальное воспитание, из-за специфически эмоционального содержания музыки, играет важную роль в деле воспитания подрастающего поколения. Творчество русских композиторов (М.И. Глинка, А.П. Бородин, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович) внесли неоценимый вклад в процесс патриотического воспитания школьников. Изучение их произведений на уроке музыки прививает ценностное отношение к истории, традициям, искусству, музыке своей Родины, своей страны. В ходе общения детей с их произведениями, представляющих подлинную духовную сокровищницу идей и мыслей о Родине, Отечестве, образах героических защитников нашей страны, постепенно трансформируется в глубокие, нравственные, внутренние убеждения.

К вопросу о значении песенно-хорового искусства в воспитании духовно богатой личности обращались многие выдающиеся педагоги, музыканты, учёные (Д. Локшин, В. Соколов, А. Свешников и др.) [30].  Б.В. Асафьев писал, что музыкальное воспитание из-за специфически эмоционального содержания музыки, играет важную роль в деле воспитания молодёжи. Ученый отмечал, что хоровое пение – наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания [1].

Мы согласны с такой точкой зрения, так как  песенно-хоровое искусство имеет огромное значение для развития эмоционально-чувственной сферы личности ребенка. А тема памяти о войне в песенном творчестве композиторов-песенников опирается на эмоциональное восприятие событий, тем самым способствует формированию патриотических чувств у учащихся. По нашему мнению, знакомство  школьников с репертуаром, посвященному  теме памяти о войне позволит:

- усилить внимание детей к истории своей страны, национальной культуре;

- воспитать в себе такие качества и чувства, как любовь и интерес к жизни Родины, родного края;

- выработать умения и навыки вокального исполнительства, а также восприятия и художественного анализа исполняемых песен;

- развить творческие способности, накопить музыкальные впечатления и обогатить исторические  знания о прошедшей войне.

На наш взгляд, участвуя в процессе вокального исполнительства передавая образ песни, её содержание, детей захватывает возможность коллективно выразить чувства и настроения песни, её основную идею, то есть дети становятся как бы со-творцами музыкального произведения. Успех формирования патриотических чувств у школьников в  песенно-хоровом исполнительстве и его восприятия, во много зависит от того, какие репертуарные произведения  поют школьники. По музыке можно глубоко и всесторонне изучать живую историю Великой Отечественной войны, летопись духа народного. По нашему мнению, песенно-хоровой репертуар является определённым фактором в практике формирования патриотических чувств у школьников.

Таким образом, песенно-хоровое искусство, по мнению музыкантов,  является наиболее эффективной, доступной  и действенной формой музыкального воспитания, которое играет важную роль в деле воспитания подрастающего поколения. Песенно-хоровое искусство, эмоциональное по своему содержанию, имеющее в своем арсенале песни, посвященные теме памяти о войне, способствует становлению духовной личности школьников и служит средством формирования  патриотических чувств.

Выводы по 1 главе

В результате анализа психолого-педагогической, музыковедческой и методической литературе по данной главе мы пришли к следующим выводам:

1. Исходя из вышеизложенных характеристик понятий «патриотизм» и «чувство», мы можем констатировать, что понятие «патриотическое чувство» в своем содержании сочетает личностно-психологический компонент и нравственно-патриотические чувства. Таким образом, патриотическое чувство будет рассматриваться нами как нравственное, эмоционально-чувственное  качество личности, относящееся к высшим духовным ценностям, основанное на любви к Родине, осознании своих прав и обязанностей по отношению к обществу, сопричастности к общественным и политическим делам своего народа, социально значимой деятельности во всех областях жизни общества.

2. Патриотические чувства начинают складываться в школьном возрасте на основе содержания осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний, а также при систематическом знакомстве школьников с местом и ролью нашей страны в мире. Поэтому формирование патриотических чувств у школьников должно строиться, учитывая их возрастные психологические особенности. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребёнка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.

3.  Д. С. Лихачев: «Память противостоит уничтожающей силе времени. Память — преодоление времени, преодоление пространства. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». Великая Отечественная война является важнейшим местом памяти в самосознании населения Российской Федерации, тема памяти о войне обладает свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства людей, она активно участвует в духовно-нравственном воспитании человека и, по нашему мнению, способствует формированию чувства патриотизма у школьников.

4. Песенно-хоровое искусство, по мнению музыкантов,  является наиболее эффективной, доступной  и действенной формой музыкального воспитания, которое играет важную роль в деле воспитания подрастающего поколения. Песенно-хоровое искусство, эмоциональное по своему содержанию, имеющее в своем арсенале песни, посвященные теме памяти о войне, способствует становлению духовной личности школьников и служит средством формирования  патриотических чувств.

ГЛАВА 2. ТЕМА ПАМЯТИ О ВОЙНЕ В ПЕСЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВВ.  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Воплощение темы памяти о войне в творчестве советских и российских композиторов.

 Великая Отечественная война была, есть и будет – одной из самых ярких и трагичных страниц в истории нашей страны. Война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества. Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем ценнее становятся художественные произведения, в которых война  отражена  глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях.

Тема памяти о войне в творчестве отечественных композиторов второй половины XX века имеет большое значение для воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения, так как вызывают у слушателей глубокие патриотические чувства,  затрагивающие «струны»  сердца, потому что нет в России семьи, которая не потеряла бы в этой страшной войне родных и близких. Память о войне вдохновляла композиторов на создание прекрасных песен,  таких как: «День Победы» Д. Тухманова, «Обращение» А. Петрова, песни из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» М.Таривердиева.  Всенародной любовью пользуются песни, посвященные памяти о войне Булата Окуджавы: «Мы за ценой не постоим» из кинофильма «Белорусский вокзал» (1971) , «Бери шинель, пошли домой» из кинофильма «От зари до зари» (1975). Поэт и композитор всегда говорил, что свои стихи и песни о войне он посвящает прежде всего рядовым участникам, незаметным и негероическим внешне, но сохранившим доброту, милосердие, любовь. Поэт отмечает, что ценит в их сердцах «скрытую теплоту патриотизма» [3].

К мальчикам и девочкам, «повзрослевшим до поры», обращает поэт свою просьбу-призыв: «До свидания, мальчики! Мальчики. Постарайтесь вернуться назад!» Свой лирический дар сам поэт связывает с чудесным спасением на войне и предназначением судьбы спеть за тех, кто погиб.

Основной темой в творчестве Владимира Высоцкого была тема памяти о войне, о которой он слышал с самого детства, слушая рассказы фронтовиков, вернувшихся с войны. Война в творчестве  Высоцкого показана с самых неожиданных сторон: через переживания отдельных людей, находящихся в окопах или идущих в атаку, через их боль и надежды. В творчестве Михаила Ивановича Ножкина тема войны занимает большое место и это тоже не случайно, так как его военное детство, ранение и немецкий плен отца не могли не оставить глубокий след в душе поэта. На сегодняшний день, М.И.Ножкин активно участвует в общественной и политической жизни, ездит по стране с концертами, встречается со зрителями. Является президентом межрегионального кинофестиваля военно-патриотического кино «Форпост», а также Лауреатом литературных премий имени Твардовского и Есенина [22].

Композитор Марк Фрадкин «стучится в сердца», обращается к подрастающей смене, взывает к памяти, находит все новые краски, с помощью которых оживают герои прошлых лет, новые страстные интонации, захватывающие всех, до кого доходит его голос, потому что был убежден, что молодежь должна чувствовать свою ответственность за судьбы мира, проникаться гордостью «за того парня», что ценой своей жизни заплатил за их счастье. «Тема и образы Великой Отечественной войны не должны, не могут уйти из нашей песни, как не уходят они из литературы, из изобразительного искусства, из фильмов,— пишет Фрадкин на страницах газеты «Советская культура» [31].         Прошедший испытания войной композитор Вано  Мурадели  в своем творчестве также обращался к теме  войны, события которой навсегда остались в его воспоминаниях. Так, песня «Бухенвальдский набат» является наиболее показательным  воплощением темы памяти о войне в творчестве композитора [16].

Более позднее послевоенное поколение отечественных композиторов  силой своих чувств, наполненных общечеловеческими ценностями, создали глубоко проникновенные песни, которые  по праву можно назвать песнями памяти о войне, и представляющих своего рода музыкальный венок памяти: Владимир Мигуля ( «Песня о солдате»), Евгений  Мартынов («Баллада о матери») , Юрий Антонов («Маки», «Снегири»), Александр Колкер («А мы войны не знали»), Марк Минков («Если б не было войны»). На наш взгляд,  песни советских композиторов, посвященные теме памяти о войне, о которых шла речь ранее  являются наиболее значимыми в их творчестве, по праву завоевавшие всенародную любовь способствуют формированию патриотических чувств у подрастающего поколения (см. Приложение 1)

Многие считают, что в наше время не пишут песен о Великой Отечественной войне, но мы хотели бы доказать обратное. Современным российским композиторам, работающим в песенном жанре, как и композиторам конца прошлого века, также близка тема Великой Отечественной Войны, тема подвига российского народа. Поиски в социальных сетях показали, что многие российские музыканты пишут песни на военную тематику, хотя и не являются членами Союза композиторов. Мы можем констатировать тот факт, что современные музыканты-композиторы являются прямыми потомками  тех,  кто перенес все тяготы войны и остался жив, кто погиб защищая Родину, кто ковал победу в тылу; всех тех, кто отстоял свободу и независимость нашей страны. Хочется обратить внимание, что создаваемые ими песни звучат с экранов телевизоров, на многочисленных концертных площадках, фестивалях, конкурсах патриотической песни, посвященных памяти Великой Отечественной войне:  Григорий Кропивский ( «Это просто война»), Владимир Паршута («Месяц май»), Ольга Юдахина («Дети войны»), Виктор Цой(«Кукушка»), Тамара Гвардцетели («Баллда о войне») и другие (см. Приложение 2).

Современные песни о войне, собственно, как и современные эстрадные песни в целом, имеют свою специфику, которая проявляется не только в гармоническом стиле изложения песенной фактуры, но и в написании литературного текста.  При этом смысловая нагрузка и музыкальная аранжировка песни доступна и понятна современному слушателю, который не остается равнодушным к тому, о чем поется в песне.

При ближайшем рассмотрении современных песен о Великой отечественной  войне (созданных на рубеже XX-XXI веков) мы  пришли к выводу, что  в отличие от песен, созданных во время войны и в послевоенный период:

- это песни о памяти к героям войны, песни-молитвы, песни-исповеди;

- в мелодическом плане песни сложные, написанные под определенных исполнителей, почти не исполняются хоровыми коллективами;

- не несут смысловой нагрузки – как песни призывы, поднимающие народ на борьбу; песни рассказы о боевых действиях.

Итак, тема памяти о войне имеет большое значение для формирования патриотических чувств у подрастающего поколения и, благодаря отечественным композиторам второй половины XX – начала XXI вв.,  нашла  воплощение в их песенном творчестве, которое призвано вызывать у слушателей глубокие патриотические чувства.

2.1.1. Идейно-художественная ценность песен, посвященных памяти  о  войне

К. М. Королев в научной статье пишет о неожиданном всплеске интереса российских писателей-фантастов, кинорежиссеров, к Великой Отечественной войне. В контексте нашего исследования мы можем констатировать, что такой же всплеск произошел в музыкальной среде, так как музыканты  активизировали внимание  массового слушателя к исторической, прежде всего  военной тематике. По мнению К.М. Королева, такой всплеск вызван следующими  факторами:

  • сохранением войны как важнейшего места памяти в коллективном самосознании населения России;
  • приходом в литературу, музыкально-песенный жанр новой генерации авторов «эпохи Интернета», «форумных» авторов, «выращенных» целевой читательской аудиторией и ее ожиданиями [9].

Если говорить о современных песнях о войне и их авторах,  можем заключить, что имена многих композиторов не получили известности в Союзе композиторов России. Современные авторы  песен  сумели правдиво выразить чувства и мысли людей, которые помнят о тех, кто  стойко и мужественно боролись с фашизмом, проявляя беззаветную преданность Родине. Благородные герои и их поступки, описанные в текстах песен, оставят свой след в детских душах. Образы людей, совершивших подвиги, по-настоящему героические поступки, так ярки и убедительны, что могут стать положительным примером, а впоследствии – рождением нового поколения героев.

Анализируя песенное творчество о войне современных российских композиторов, мы пришли к выводу, что независимо от жанровой специфики и сюжетной линии, каждая песня призвана  показать образ героического подвига советского человека, подчеркнуть значимость победы, консолидировать современное российское общество, смоделировать систему ценностей, в которой патриотизм и культурная идентичность становятся базовыми компонентами.

Обратим внимание, что сюжетный уровень позволяет классифицировать песни о войне следующим образом: песни, непосредственно посвященные военным действиям, песни посвященные памяти о событиях прошедшей войны, о милосердии и патриотизме людей в годы войны. В каждой песне появляются проблемы нравственного выбора, темы дружбы, любви. Жанровые характеристики песен о войне не отличаются разнообразием, что обусловлено сюжетом и аксиологическим аспектом репрезентации прошлого. Практически все песни мы можем обозначить как лирико-драматические.

На наш взгляд, песни, посвященные теме памяти о войне,  выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способны вызвать эмоциональный отклик и воздействовать на эстетическую сторону души, таким образом, могут быть средством формирования патриотических чувств у школьников. Следовательно, подбор полноценного идейно-художественного репертуара, состоящего из песен памяти о войне, является чрезвычайно важным делом, так как в значительной степени обеспечивает эффективность процесса формирования чувства патриотизма.

2.2. Возможности учителя музыки в организации работы по формированию патриотических чувств

Для полного и целенаправленного проведения уроков музыки и  внеурочных мероприятий по формированию патриотических чувств у школьников учителю музыки общеобразовательной школы необходимо хорошо знать сущность понятий «патриотизм», «патриотическое» воспитание, «патриотические чувства». При выработке патриотического компонента в содержании процесса формирования чувства патриотизма у школьников средствами их ознакомления с музыкальными произведениями учитель музыки должен ориентироваться на:

  • современные требования к учителю;
  • требования к уровню сформированности чувства патриотизма учащихся, заложенные в нормативных и законодательных документах, учебных программах по предмету;
  • существующие инновационные технологии в патриотическом воспитании школьников;
  • социальные особенности жизни конкретных детей, их семейные условия;
  • возрастные и индивидуальные особенности школьников;
  • уровень сформированности чувства патриотизма  школьников;
  • создание эмоционального комфорта для каждого ребенка [21].

 По мнению педагогов-музыкантов, музыка, как предмет школьной программы, способствует формированию патриотических чувств, так как программа по музыке включает  произведения,  содержание которых наполнено героико-патриотическим смыслом [17].

Важной гранью формирования и развития личности на уроках музыки и внеурочных мероприятиях в школе является формирование патриотизма через эмоционально-чувственное восприятие. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства и литературы, отношения к ним ребенка является основой приобретения таких ценностных качеств как благородство, порядочность, доброта, любовь, уважение к старшим. Цель урока музыки и внеурочных мероприятий заключается в том, чтобы заложить основы музыкальной культуры школьника как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитания у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни. Для реализации поставленной цели на уроках музыки важно отметить, что значение музыки в формировании ценностных качеств  обучающихся  велико.

На сегодняшний день учитель музыки имеет возможность выбирать определенные  способы репрезентации (и презентации ) песен, посвященных памяти о войне. Благодаря использованию на уроках музыки и во внеурочных мероприятиях современных технических эффектов (компьютерная графика, IMAX 3D звук и др.) при восприятии сюжетной линии песни достигается эмоциональный эффект «присутствия» и переживания  военных событий. Все это, на наш взгляд содействует повышению интереса школьников к военному прошлому страны и способствует формированию патриотических чувств.

В контексте темы нашего исследования, нам представляется, что  процесс формирования патриотических чувств у школьников, может быть успешным, если во внеурочных мероприятиях использовать песенно-хоровой репертуар, состоящий из произведений отечественных композиторов, посвященных теме памяти о войне. Выяснив и изучив сущность содержания понятия «патриотизм» мы можем четко определить круг песенно-хоровых произведений отечественных композиторов конца XX-начала XXI вв., исполнение и восприятие которых, по нашему мнению, может способствовать формированию у школьников такого благородного чувства как чувство патриотизма, так как их педагогическая ценность огромна.  

Следует учитывать, что  такого плана песенный репертуар  должен быть идейно-содержательным и ценным в художественном отношении и отвечать требованиям  мероприятий,  посвященных теме памяти о войне. Важно здесь учителю помнить, выражаясь словами В. К. Белобородовой, «что музыка каждым школьником воспринимается по-своему, в зависимости от его жизненного опыта, запаса впечатлений, определенной ситуации и многих других факторов» [5, с. 23]. Поэтому при общении с одним и тем же произведением у разных детей могут возникать индивидуальные образы, впечатления и, следовательно, результаты от воздействия музыкального сочинения.

Ученые отмечают, что процесс формирования чувства патриотизма у  школьников должен быть системным, поэтому  учителю музыки необходимо выделить и реализовывать основные направления работы патриотического воспитания в целом, которые, по мнению А. Г. Вороненко, воплощаются в следующем:

  • в задачах и содержании патриотического аспекта воспитания;
  • в методиках, средствах, приемах, технологиях осуществляемого педагогического процесса;
  • в формах и способах организации урока музыки;
  • в организации педагогической деятельности и во взаимодействии с родителями и учителями школы [9].

Резюмируя вышеизложенное, можем констатировать, что учитель музыки в процессе организационной работы по формированию патриотических чувств должен учитывать:

- возрастные и индивидуальные особенности  школьников, их личностные возможности, интересы и склонности;

-  уровень сформированности чувства патриотизма индивидов;

- социальную и психологическую готовность детей к восприятию предлагаемых песен памяти о войне в творчестве отечественных композиторов конца XX – начала XXI вв.

Выводы по 2 главе

Песенное творчество отечественных композиторов конца XX – начала XXI вв., посвященное теме памяти о войне, способно вызвать эмоциональный отклик и  глубокие патриотические  чувства у школьников, воздействовать на эстетическую сторону детской души и служить средством формирования патриотических чувств у школьников. Эффективность процесса формирования чувства патриотизма зависит от полноценного идейно-художественного репертуара, состоящего из песен памяти о войне.

Роль учителя музыки в организации работы по  формированию патриотических чувств у школьников велика, при которой  учитель музыки должен учитывать:

- возрастные и индивидуальные особенности  школьников, их личностные возможности, интересы и склонности;

- уровень сформированности чувства патриотизма индивидов;

- социальную и психологическую готовность детей к восприятию предлагаемых песен памяти о войне в творчестве отечественных композиторов конца XX – начала XXI вв.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении отметим, что патриотические чувства начинают складываться в школьном возрасте на основе содержания осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний, а также при систематическом знакомстве школьников с местом и ролью нашей страны в мире. Поэтому формирование патриотических чувств у школьников должно строиться, учитывая их возрастные психологические особенности. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребёнка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.

 По нашему мнению, тема нашего исследования  интересна и актуальна, так как тема возможности формирования патриотических чувств у школьников посредством восприятия темы памяти о войне в песенном творчестве отечественных композиторов конца XX – начала XXI вв. имеет огромное значение для сохранения исторической памяти народа, способствующей, по мнению ученых, формированию гражданской идентичности молодежи.  В рамках нашего исследования мы рассматривали  песенные произведения отечественных композиторов второй половины XX – начала XXI века, разные по жанрам, содержанию, но глубочайшие по замыслу, удивительно проникновенные, волнующие песни военных и послевоенных лет.

На наш взгляд, тема памяти в песенном творчестве отечественных композиторов поднята на недосягаемую высоту и могут служить  средством формирования патриотических чувств у подрастающего поколения, что на сегодняшний день является одной из приоритетных задач государства.  

Цель нашего исследования достигнута, все поставленные задачи выполнены.

В перспективе дипломной работы мы планируем разработать внеклассное мероприятие «Музыкальный венок памяти» для учащихся среднего звена общеобразовательной школы, посвященных  теме памяти о войне (1941-1945гг.), в основе которых будет песенное творчестве отечественных композиторов второй половины XX-начала XXI века.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. А мы с тобой брат из пехоты. Фронтовая юность Булата Окуджавы [Электронный ресурс] / URL: https://www.liveinternet.ru/users/fray_tatiana/post219274478/(дата обращения: 11.01.2019)
  2. Аронов А. Воспитываем патриотизм .Дошкольное воспитание. – 1988. – №2. – С. 10-13
  3. Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве[Текст]: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. — Ленинград: Музыка, 1980. — 216 с.
  4. Ахметшина, А.В. Понятие «историческая память» и ее значение в современном российском обществе [Текст] // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 38 – 2014 – С. 11-15.
  5. Белобородова, В. К. Музыкальное восприятие: к теории вопроса. Музыкальное восприятие школьников [Текст] / В. К. Белобородова // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 23–24.
  6. Бернс, Р. П. Развитие Я-концепции в воспитании[Текст]/ Р. П. Бернс. –  Москва: Изд. Центр «Академия», 2009. – 120с.
  7. Богатов, В. В. Патриотическое воспитание школьников посредством песенно-хорового искусства [Электронный ресурс] / URL https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/01010714_0.html (дата обращения 11.11.2018)
  8. Васильев, А. Культурная память / забвение и национальная идентичность: теоретические основания анализа [Текст] / А. Васильев // Культурная память в контексте формирования национальной идентичности России в XXI веке : коллективная монография, 2 издание. – Москва : Совпадение, 2015. – С. 29–57.
  9. Вороненко, А. Г. Модель школьной системы патриотического воспитания учащихся [Текст] / А. Г. Вороненко. – Тюмень: ТГПУ, 2005. – 135 с.
  10.  Воронова, Е. Н. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры: метод. пособие [Текст] / Е. Н. Воронова. – Москва: Гардарики, 2008. – 153с.
  11.  Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект [Текст] / А.Н. Вырщиков. – Волгоград, 2001. – 112 с.
  12.  Гурьева, Г. Куда подевался романтический образ защитника Отечества? [Текст] / Г. Гурьева. – Омск: Библиотека. – 2010. – № 7. – С. 21–24.
  13.  Даниярова,А. Е., Кашина, П. В., Мерсиянцев, А. В. Патриотическое сознание как духовная ценность современности // [Электронный ресурс] Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 949-951. — URL https://moluch.ru/archive/90/18596/ (дата обращения: 22.10.2018).
  14.  Евгеньева,А.П. Словарь русского языка [Текст] А.П. Евгеньева.— Москва: Русский язык, 1985–1988. — С.16.
  15.  Екимова,Т. Друг Сталина и музыки Вано Мурадо(ели) [Электронный ресурс] / URL: http://diletant.media/articles/35098800/(дата обращения: 20.01.2019).
  16.  Ерохина, Т. Е. Феномен памяти в массовой культуре: контрпамять постпамять в отечественном кинематографе [Электоронный ресурс] /URL: https://cyberleninka.ru/article/v/fenomen-pamyati-v-massovoy-kulture-kontrpamyat-i-postpamyat-v-otechestvennom-kinematografe (дата обращения: 05.10.2018)
  17.  Жавинина, О. Музыкальное воспитание: поиски и находки / О. Жавинина. – Москва: Искусство в школе. – 2008. – № 5. – С. 49–53.
  18.  Каменчук, О. Н., Федоров, В. В. Война, ставшая Великой и Отечественной: о восприятии Второй мировой войны в российском обществе [Текст]/ Вестн. МГИМО. 2009. 311–318 с.
  19.  Карпенко, Л. А.  Энциклопедический словарь в шести томах  / [Текст] Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
  20.  Лихачев, Д. С. Память истории священна [Текст]/ Д. С. Лихачев. –  Москва: Правда,  1986. – 64с.
  21.  Матушкин, С. Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: в помощь учителю [Текст] / С. Е. Матушкин. – Челябинск: Издательство ЧГПУ,  2000. – 152 с.
  22.  Михаил Ножкин, песни о России [Электронный ресурс]/ URL: https://www.liveinternet.ru/community/5643488/post350578876/(дата обращения: 15.12.2018)
  23.  Немов, Р. С. Общие основы психологии, книга 1.[Текст]/ Р. С. Немов. – Москва: Просвещение , 1994. – 185 с.
  24.  О явлении присвоения и механизмах символического присваивания см.: Левада Ю. А. Координаты человека // Проблема человека. М.: Изд. В. Е. Карпов, 2011.С. 275–301; Малахов Р. Г. Общественный процесс присвоения // Проблемы соврем. экономики. 2010. № 3. С. 61–65.
  25.  Павлишина,  Д. С. Гражданская идентичность современной российской молодежи: факторы и проблемы формирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 826–830. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970492.htm. (дата обращения: 11.10.2018)
  26.  Педагогика : учебник для вузов / под ред. Л. П. Крившенко. – М. : ТК Велби, Проспект, 2005. – 432 с.
  27.  Полищук, И.А. Психолого-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания школьников в музейно-образовательной среде. Теория и практика общественного развития (электронный журнал). - 2013. - № 4. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=18977860 (дата обращения: 26.11.2018).
  28.  Рачипа,  А.В.,  Историческая память: динамика ценностных ориентаций и оценок молодого поколения // Социально-гуманитарные знания. № 7 – 2014 – С.210-215
  29.  Свешников, А.В. Хоровое пение – искусство истинно народное[Текст]/ А. В. Свешников. –  Москва: Мол.гвардия, 1962. С. 3–7
  30.  Симонов,  К.  М. Живые и мертвые: военная литература[Текст]/  К. М. Симонов. — Москва: Художественная литература,  1989. — 350 с.
  31.  Советская культура с 1960-х по конец 1980-Х гг. [Элетронный ресурс]./ URL:https://studref.com/315909/kulturologiya/sovetskaya_kultura_1960_konets_1980 (дата обращения: 24.01.2019)
  32.  Старостин, В П., Эверстов, С И., Васильева, Г. С. Теоретические психолого-педагогические основы системы образования [Электронный ресурс] / URL: https://www.monographies.ru/ru/book/view?id=277 (дата обращения 23.11.2018)
  33.  Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999
  34.  Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании [Текст] / К. Д. Ушинский // Собрание соч. : в 6 т. Т. 1. – Москва : Педагогика, 2000. – 160с.
  35.  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]/URL https://duma.consultant.ru/documents/1646176?items=1&page=2 (дата обращения: 05.10.2018)
  36.  Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / под ред. Дубровиной И.В. – М.: Варгус, 2007. – 356 с
  37.  Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие [Текст] / И. Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 2005. – 520 с.
  38.  Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации [Текст] / П. М. Якобсон. – Воронеж: МОДЭК; Москва: Институт практической психологии, 1998. – 304 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Песни советских композиторов, посвященных теме памяти о войне

Булат Окуджава

«До свидания мальчики»

Ян Френкель

«Журавли»

Владимир Высоцкий

«Письмо перед боем»,

«Сыновья уходят в бой»,

«Он не вернулся из боя»,

«Братские могилы»».

Михаил Ножкин

«Последний бой»

Марк Фрадкин

«У деревни Крюково»,

«За того парня»

Владимир Мигуля

«Песня о солдате»

Юрий Антонов

«Снегири», «Маки»

Евгений Мартынов

«Баллада о матери»

Александр Колкер

«А мы войны не знали»

Марк Минков

«Если б не было войны»

Приложение 2

Песни российских композиторов, посвященные теме памяти о войне

Григорий Кропивский

«Это просто война»

Владимир Паршута

«Месяц май»

Ольга Юдахина

«Дети войны»

Виктор Цой

«Кукушка»

Тамара Гвардцители

«Баллада о войне»

Елена Плотникова

«О той войне»

Константин Дерр

«А под небом России»

Борис Васильев

«Ветеранам минувшей войны»

Ильяс Аутов

«Песня о войне»

Тамара Мурина

«Я не знаю что такое война»

Людмила Остапенко

«Ты помни»

Инна Постникова

«Слава героям страны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа, Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции...

Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

Курсовая работа  студентки  Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы...

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему-  особенности социальной работы за рубежом, ее отличие о...

Рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы, курсовой работы, нормоконтроль ГАУ АО АМК

Рекомендации помогают студентам планировать работу по выполнению ВКР и КР, оформить результаты работы согласно требованиям СПО...

Тематика курсовых работ по ПМ.02 Организация работы органов СЗ, ПФ РФ

Приблизительная тематика курсовых работ по ПМ.02....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению курсовой работы по ПМ 04 Организация работы структурного подразделения. по специальности СПО 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов

В пособии предоставлены  методических рекомендация по оформлению курсовой работы по ПМ 04 Организация работы структурного подразделения по специальности СПО 260203 «Технология мяса и мясных проду...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ/ПРОЕКТА ПМ.05 Выполнение работ по профессии Пожарный

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы/проекта являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по ПМ.Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а такж...