Звуки "П, Пь. Буква П"
план-конспект занятия

ФОМИЧЁВА Евгения Александровна

Методическая разработка по обучению грамоте "Звуки П, Пь. Буква П".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_p_p._bukva_p.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  познакомить детей со звуками [п],[п] и буквой П.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Уточнить произношение звуков [п], [пь]; дать характеристики звуков,  уточнить понятие «глухой звук», учить различать звуки по твердости-мягкости;  учить звуко-буквенному анализу;

Коррекционно – развивающие:

Развивать фонематические процессы: фонематический слух - выделять звуки из состава слова, фонематическое восприятие - определение положения звука в слове; фонематические представления – подбирать слова с заданным звуком. Развивать  артикуляционную моторику, мелкую моторику рук;  логическое мышление, зрительное восприятие, внимание.

Коррекционно – воспитательные:

 Прививать навыки учебной деятельности: воспитывать  умение контролировать собственную речь; умение слушать собеседника; уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: мяч,  предметные картинки, изображения мальчика и девочки (Петя и Поля) синий и зелёный домики; наборы  для звукового анализа; тетради с заданиями, карандаши; карточка с изображением буквы П.

Активизация и обогащение словаря: звук, слог, гласный, согласный (звук), глухой, твёрдый, мягкий.

Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.

Ход НОД

I. Организационный момент.

 Звенит колокольчик. Дети собираются в круг. Приветствие:

Здравствуй, правая рука.

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный Круг.

Ребята, скажите, с какими звуками мы познакомились на прошлой неделе? (ответы детей)

- Что вы знаете о этих звуках, какие они?

- Какой буквой обозначаются эти звуки?

- Чем звуки отличаются от букв?

- Какие слова с этими звуками вы знаете, назовите? (мяч пускаю по кругу).

Обращаю внимание на изображения мальчика и девочки (Поли и Пети).

 - Сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв,  узнаем много нового и интересного. И вместе с нами отправятся Поля и Петя.

II. Основная часть.

Отвечать мы будем внятно,

Чтобы было всем понятно.

А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язык.

1. Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка» - «Трубочка», «Часики»,  «Чистим зубки»,  «Конфетка», «Лошадка».

2.  Знакомство с новой темой.

- У нас сегодня в гостях дети Петя и Поля.

- С какого звука начинается имя Поля? А Петя?

- Правильно ребята, это звуки [п, пь] . Сегодня мы с вами будем знакомиться с этими звуками. Подумайте и скажите, что вы можете рассказать об этих звуках.

3.  Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.

При произнесении звука [П] – губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.

П – не поётся, значит согласный, твердый,  глухой.

При произнесении звука [Пۥ] - губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.

Пь -согласный, мягкий, глухой.

 - В каком домике будет жить звук [П]? Почему? А звук [Пь] в каком? Почему?

4. Игра «Будь внимателен» - дети внимательно слушают логопеда и услышав звук П – стучат по столу кулачком, а услышав звук Пь – гладят по столу ладонью.

Выделение звуков на слух: пу, оп, пи, пы, пе, ап, пя, по, пэ, пю, па; парк, путь, пингвин, пень, портфель, пижама, петли, паром, пони, пудель, пистолет, песок, платье.

5. Игра «Подарки для Пети и Поли».

Дети выбирают картинки — бабочка, паук,  поросёнок, почтальон, белка, петух, пылесос, бегемот, подушка, бант, пирог, письмо, пальто, ботинки, помидор, пять, пушка, бинокль, пуговица…

Дети по очереди выходят к доске – определяют звук ( П – твёрдый, или Пь – мягкий), его местоположение в слове (начало, середина или конец) и дарят картинку Пете - если звук мягкий (зелёный домик) или Поле – если звук твёрдый  (синий домик).

- Молодцы, ребята. Поля и Петя довольны вашей работой и приглашают вас немного отдохнуть.

6. Физминутка.

КРД «Переменка» + Кинезиология.

7. Звуковой анализ слов.        

- Петя и Поля приготовили для вас еще одно задание. (Достаю картинки из конверта). Они хотят, чтобы вы помогли им выложить слова с помощью цветных кружков.

Первое слово ПУМА. Что означает это слово? (Ответы детей). Пума – это дикое животное из семейства кошачьих. Обитает в Северной и Южной Америке. (Совместный разбор)

—   П-пума. Какой первый звук? (Звук [п])

—   Он какой? (Согласный, твёрдый)

—   Каким цветом обозначим? (синим)

—   П-у-у-ума. Какой следующий звук? (Звук [у])

—   Он гласный или согласный? (Гласный)

—   Каким цветом обозначим ? (Красным)

—   Пу-м-м-ма. Какой следующий звук?(Звук [м] )

—   Он какой? (Согласный, твердый)

—   Каким цветом обозначим? (Синим).

- Пума-а-а. Какой следующий звук? (Звук [a])

—   Сколько всего звуков в слове ПУМА? ( Всего 4 звука)

—   Сколько гласных звуков? (2)

- Назовите их: ([у], [a])

- Сколько согласных? (2)

—  Назовите их: ([п, м])

- Молодцы! Ребята, надо выложили цветными кружочками еще одно слово ПИМЫ. Что означает это слово? (Ответы детей)  Пимы  — национальная обувь финно-угорских народов и коренных народов Крайнего Севера (коми, ненцы, ханты, манси и др.) Представляют собой сапоги из шкуры с ног северного оленя (реже — из шкуры со лба оленя).

(Дети выполняют самостоятельно, затем совместная проверка).

—   П-пимы. Какой первый звук? (Звук [пь])

—   Он какой? (Согласный, мягкий)

—   Каким цветом обозначим? (зелёным)

—   П-и-и-имы. Какой следующий звук? (Звук [и])

—   Он гласный или согласный? (Гласный)

—   Каким цветом обозначим ? (Красным)

—   Пи-м-м-мы. Какой следующий звук?(Звук [м] )

—   Он какой? (Согласный, твердый)

—   Каким цветом обозначим? (Синим).

- Пимы-ы-ы. Какой следующий звук? (Звук [ы])

—   Сколько всего звуков в слове ПИМЫ? ( Всего 4 звука)

—   Сколько гласных звуков? (2)

- Назовите их: ([и], [ы])

- Сколько согласных? (2)

—  Назовите их: ([пь, м])

- Кому отдадим ПИМЫ, Поле или Пете? Почему? А кому ПУМУ?

8.  Знакомство с буквой П.

Соотнесение звука [п] с буквой.

- Ребята, а вы знаете, что звуки [п] и [пь] обозначаются одной буквой? Кто скажет, что это за буква? А вы знаете, как выглядит буква «П». (вешаю на доску букву П).

- На что похожа буква П? (Ответы детей).

На хоккее, на футболе,

Буква П – ворота в поле.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,-

Подойди и подтянись.

- Ребята, из скольких элементов состоит буква П?

Дети: Буква П состоит из 3 палочек.

- Какие палочки по размеру?

Дети: Две длинные и одна короткая.

- Посмотрите как пишется буква П. (Даю образец написания).

- Давайте напишем букву П в воздухе. И ещё раз.

- Чем буквы отличаются от звуков?

Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

9. Работа в тетрадях.

- Допишите букву П в тетрадях.

- Обведите все буквы П. Сколько букв вы обвели?

V. Итог занятия.

 Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п]  и буквой П.

- Ребята, чтобы наши друзья —  Петя и Поля не забыли,  какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.

Дети:  Петя — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.

Поля — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Моя буква"

Рисунки выполнены детьми детского объединения "Роспись" ...

конспект занятия Звуки К, Кь, буква Ка.

Конспект занятия по теме "Звуки [к], [к\'].Буква К "Тип урока: фронтальное занятие.Цель занятия:Учить дифференцировать звуки [к], [к‘] по твёрдости-мягкости, Познакомить с буквой  К.  За...

Гласные буквы Ю, ю. С. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

Урок по программе "Школа России" 1 класс период обучения грамоте, чтение....

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква О"

Обучение грамоте в подготовительной группе,знакомство со звуком и буквой "О"...

Презентация "Буква я, звук йа"

презентация для 1 класса "буква я,звук йа"...

Сценарий выступления на конкурсе Страна русского языка. Тема: "Звуки и буквы"

Краткое представление  темы в игровой форме. Очень понятно  и интересно детям  будет и на уроке....

Тема Звук и буква Зз. Слоги и слова со звуком и буквой з.

Тема Звук и буква  Зз. Слоги и слова со звуком и буквой з.Тип урока:  Урок изучения нового материала.Образовательные задачи:Познакомить с чтением  слогов и слов с буквой Зз. Чтение пред...