«Программа организации индивидуального обучения «Батик».
рабочая программа

Пятаченко Дилара Асраровна

Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Программа "Батик" рассчитана на одаренных детей с особыми образовательными потребностями или учащихся закончивших обучение в школе искусств, но желающих продолжить обучение в области декоративно-прикладного искусства.Актуальность программы «Батик» заключается в том, что она дает ребенку возможность заняться тем направлением в области декоративного искусства, которое ему очень нравится и в чем бы он мог добиться более высоких результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Программа организации индивидуального обучения «Батик».

Выполнил: Пятаченко Дилара Асраровна

преподаватель изо и дпи

МБУ ДО «ДШИ» п. Талинка

Пояснительная записка. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.

 Программа рассчитана на одаренных детей с особыми образовательными потребностями или учащихся закончивших обучение в школе искусств, но желающих продолжить обучение в области декоративно-прикладного искусства.

Индивидуально-личностная основа деятельности «детской школы искусств» позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Актуальность программы «Батик» заключается в том, что она дает ребенку возможность заняться тем направлением в области декоративного искусства, которое ему очень нравится и в чем бы он мог добиться более высоких результатов. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, ребенок получает возможность удовлетворить потребность в созидании.  В учебной программе этому направлению отводится немного времени, что недостаточно для более профессиональной работы и раскрытия своих творческих потенциалов.

Именно в условиях детской школы искусств, где есть материальная база и большой, накопленный годами опыт работы в этой технике, ученику легче раскрыть и применить свои знания, умения и навыки.

Практические занятия в программе сопровождаются теорией, историей развития батика и современной его историей. Учащийся получит более глубокие знания в области декоративной композиции, стилизации животного и растительного мира, цветоведения.

Отличительной особенностью программы является применение нетрадиционных приемов изодеятельности, что очень привлекает детей.  Работа в технике «Батик» открывает большие возможности для выражения своих фантазий, желаний и самовыражения. Сам материал для работы: разная ткань по качеству, анилиновые или акриловые краски, резервы и контуры и т.д. дают возможность создания неповторимых произведений. В системе работы используются нетрадиционные техники и приемы такие как: холодный батик, горячий батик, солевая техника, свободная роспись и т.д.

Цель: Дать более глубокие теоретические и практические знания в области батика.

Создать условия для индивидуальной работы, для раскрытия творческого потенциала учащегося, для развития его фантазии и воображения.

Воспитывать умение применять свои знания в жизни, радоваться результатам своего труда.

Задачи:

Обучающая: формировать навыки мастерства в области росписи ткани. Формировать организационные умения и навыки, умение планировать и строить свою деятельность, реализовывать задуманное, анализировать.

Развивающая: развитие у учащихся образного видения, эстетического восприятия и освоения мира. Развитие памяти, внимательности и наблюдательности. Развитие цветового восприятия, художественного вкуса.

Воспитательная: Воспитание трудолюбия, терпения, воли, умение доводить начатое дело до конца. Воспитание веры в свои силы, в свои творческие способности

Возраст обучающихся: от 12 лет и старше.

Реализация программы: 1 год.

Организация образовательного процесса: 

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

Согласно нормативным требованиям длительность одного занятия 40 минут и 10 минут перемена.

Группа составляет от 3 до 8 человек.

Учебный год составляет 36 учебных недель, общее количество часов в год – 144 часа.

Тематическое планирование составлено с учетом возрастных особенностей и базовых знаний обучающихся. Реализации художественной деятельности способствуют знания и умения, полученные детьми ранее. Расширение и углубление содержания в программе позволяет детям совершенствовать базовые основы и достичь лучших результатов. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к более сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном техническом и творческом уровне.

Оценка результатов деятельности происходит на просмотрах, выставках, а так же при участии в различных конкурсах и их результатах.

Годовой учебно-тематический план формируется из следующих разделов:

История развития батика.   Материал и инструменты

Способы росписи тканей

Стилизация. Цветоведение.

Понятие композиции. Работа над эскизом.

Выполнение изделий в технике батик

Ожидаемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  1. Технику безопасности при работе.
  2. Умение использовать инструмент, ухаживать за ним.
  3. Различные способы росписи ткани.
  4. Принципы и этапы стилизации
  5. Особенности декоративной композиции

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

  1. Соблюдать все правила безопасности при работе.
  2. Самостоятельно составлять эскиз, применяя полученные знания в области стилизации, цветоведения, композиции.
  3. Самостоятельно создавать авторское произведение.
  4. Уметь подготовить ткань для работы, натягивать ее на подрамник.
  5. Умело пользоваться красками, различными дополнительными материалами.
  6. Уметь оформлять готовое произведение

Формы и методы занятий: Учитывая специфику занятий по росписи ткани, часто применяется исследовательский метод обучения, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. На уроках рекомендуется чаще использовать сюжетную игру, которая помогает снять избыточную информационную нагрузку. Занятия на сравнение, домысливание, фантазирование способствует развитию наблюдательности, зрительной памяти, воображения.

Содержание программы.

Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Содержание программного курса позволяет реализовать современные образовательные технологии, которые отражены в принципах индивидуального обучения, дифференцированного обучения, в принципах доступности, преемственности. Использовать на занятиях исследовательско-творческий метод, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы проведения занятий могут быть самые разнообразные: урок-лекция, урок – фантазия, практикум, диспут, организация участия в конкурсах, выставках. Просмотр, изучение, копирование произведений мастеров.

Критерии оценивания выполненных работ:

-Аргументированность выбора темы.

-Практическая направленность работы и значимость ее.

-Творческое начало в работе, ее индивидуальность.

-Цветовое и композиционное решение  работы.

-Полное выполнение работы.

Учебно – тематический план и содержание программы

темы

Часы

итого

теория

практика

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности. Инструктаж.

1

1

2

2

История развития батика. Материалы, инструменты и приспособления для росписи ткани.

1

1

2

3

Декоративная композиция. Упражнения

2

10

12

4

Стилизация форм. Упражнения.

2

10

12

5

Основы цветоведения. Упражнения

2

12

14

6

Виды росписи ткани. Упражнения

2

2

7

Основные способы росписи ткани. Холодный батик

2

18

20

8

Горячий батик

2

18

20

9

Прием кракле

2

18

20

10

Свободная роспись с применением масляных красок

2

16

18

11

Итоговая работа в любой технике на выбор.

2

20

22

ИТОГО:

20

124

144

Содержание программы:

Тема занятия. Содержание.

Теория

Прак

тика

итого

1.

Раздел 1.Вводное занятие. Правила техники безопасности. Инструктаж.

Правила пользования материалами и инструментами, общие требования во время занятий.

1

1

2

2.

Радел 2. История развития батика. Материалы, инструменты и приспособления для росписи ткани.

1

1

2

Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани нашли в китайских текстах 2500г.до н.э. Доподлинно не известно где именно зародился батик. Многие народы с древних времен занимались росписью ткани.

История развития батика в Индонезии, Китае, Японии, Индии, России.

Просмотр презентации о батике разных народов

Материалы: краски из набора «Хобби-батик» или краски на водной основе «Силк», «Явана», стеклянные трубочки для резерва, резерв, ткани хлопчатобумажные и шелковые, подрамник или рама, соль крупная, кнопки, кисти, мягкий карандаш, бумага для эскизов, палитра.

-зарисовки интересных композиций

1

1

2

3.

Раздел 3. Декоративная композиция. Упражнения. 

2

10

12

3.1

Особенности декоративной композиции – беседа. Взаимосвязь композиции и материала, формат и размер композиции, идея работы, ее цельность и лаконичность, статика и динамика

Упражнение 1. Создать композицию где какая-либо часть изображения может быть увеличена, как под лупой.

В значительной степени характер композиции определяется ритмом – одним из важнейших художественных средств создания произведения декоративно – прикладного искусства. Ритм – это закономерное чередование соизмеримых элементов рисунка, способствующее достижению ясности и выразительности композиции, четкости ее восприятия. Ритмическое построение в текстильном рисунке достигается различными приемами: повторением узора, симметричное построение рисунка, свободным распределением орнамента.

Роль колорита в композиции

1

4

5

3.2

 Упражнение 2. Зарисовки на создание фактуры: ракушек, оперение птиц, шерсть животных и все это превратить в затейливый орнамент, подчеркивающий структуру объекта, избегая излишней дробности.

(материал на выбор).

1

4

5

3.3

Упражнение 3. Изобразить предметы будто прозрачными, места пересечения поверхностей выделить различной штриховкой и окраской, тем самым превращая реальное изображение в декоративное.

(материал на выбор).

2

2

4.

Стилизация форм. Упражнения.

2

10

12

4.1

Стилизация означает декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, не передавать объем, главное – подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали.

Упражнение 1. Просмотр орнаментов, зарисовки растений, птиц, животных. 

1

4

5

4.2

Упражнение2. Зарисовки с натуры растений и их стилизация.

1

6

7

5.

Основы цветоведения. Упражнения

2

12

14

5.1

Беседа по теме «Цветоведение». Основные, составные и дополнительные цвета, холодные и теплые цвета. Просмотр работ П. Пикассо (голубой и розовый периоды в его творчестве), локальный цвет, светлота, контраст. Учиться различать 12 цветов круга и их тоновые характеристики, не менее 12 для каждого цвета (рассмотреть цветовой круг из 24 и 36 цветов)

Упражнение 1. Выполнить акварелью холодный и теплый пейзаж, используя цветовую растяжку, вливание цвета. 

1

6

7

5.2

Упражнение 2. Выполнить простой натюрморт в ахроматической и в хроматической гамме акварелью. 

1

6

7

6

Виды росписи ткани.  

2

2

Беседа. Просмотр образцов работ разных видов батика. К ним относится:

-Холодный батик.

-Горячий батик

-Кракле

-Набивной батик или набойка

-Свободная роспись

-Узелковый батик

Просмотр презентации: «Виды батика» 

2

2

7

Основные способы росписи ткани. Холодный батик

2

18

20

Холодный батик представлен тремя техниками:

- «Классический» - создается методом наводки резервирующих линий, ограничивающих замкнутые полоски, в результате чего получается рисунок, напоминающий витраж, и расписывается в один слой;

- «Многослойный» - создается так же по витражному принципу, но при этом используется несколько наложений цветовых тонов друг на друга;

- «Незамкнутая графика» расписывается без использования замкнутых плоскостей, в этой технике резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой.

Задание: выполнить композицию в технике холодного батика на тему: «Декоративный натюрморт»

 1. Выполнить наброски (2-3 варианта) натюрморта – выбор наиболее удачного.

2. Выполнение эскиза в натуральную величину.

3. Проработка эскиза в цвете.

4. Подготовка ткани к работе (домашнее задание - простирать ткань в мыльной воде, можно с порошком, прогладить).

5. Натягивание ткани на подрамник.

6. Перенести рисунок на ткань простым мягким карандашом.

7. Работа резервом.  Проверить качество работы на просвет или с помощью воды. При необходимости пройти еще раз резервом.

8. Работа красками. Начинать лучше со светлых тонов. При желании использовать соль, которую насыпают на расписанную поверхность, когда она еще не высохла.

8

Основные способы росписи ткани. Горячий батик

2

18

20

Беседа по теме.  Мы рассмотрим два способа в технике горячий батик.

Простой батик (в одно перекрытие).  На ткань резервирующим составом наносят контур, а затем все изделие покрывается краской. В этом случае получается одноцветный рисунок или орнамент, который пересекают неокрашенные линии. После росписи резервирующий состав удаляют. Сложный батик (в два и более перекрытий) состоит из нескольких этапов, каждый из которых повторяет роспись способом простого батика. Работа идет от светлого тона к темному.

Задание: Выполнить изделие в технике горячего батика на тему: «Городской пейзаж»

  1. Варианты эскизов, выбор наиболее удачного.
  2. Работа над эскизом в цвете
  3. Натягивание ткани на раму.
  4. Перевод рисунка на ткань
  5. Если элементы композиции должны быть обведены черным контуром рисуют обе границы этой линии. Впоследствии, когда на ткань наносится самый темный цвет, краситель заполняет эти линии между ранее нанесенными плоскостями резерва и превращают в контур.
  6. Восковой массой покрыть те части рисунка, которые остаются светлыми или белыми.
  7. Затем ткань окрашивают в самый светлый из цветов композиции. После этого работу надо высушить.

  1. Далее воском с помощью кисти покрывают пространство, которое должно быть более темным.
  2. Затем еще более темным цветом снова покрывают ткань и высушивают.

10.После удалить воск с рисунка с помощью утюга и газет, поместив между ними ткани. После снятия воска ткань приобретает первоначальные пластичные свойства. 

9

Прием кракле.

2

18

20

Беседа.

К горячему батику также относится техника «Кракле». Ткань расписанная красочным слоем или чистая, покрывается воском в несколько слоев, затем она снимается с рамы и ломается, создавая на восковой поверхности разнообразные трещины. Затем ткань снова натягивается на раму, обезжиривается спиртом, а далее любым темным цветом краски заливаются образовавшиеся трещины. Ждем до полного высыхания. Горячим утюгом с множеством газет или бумаги снимаем воск с поверхности ткани. На стыке поверхности цветных и белых пятен образуется причудливая фактура.

Задание: создать панно, используя прием «кракле»на тему: «Улитка»

10

Свободная роспись с применением масляных красок.

2

16

18

Задание: создать изделие на тему «Фрукты».

Для работы в этой технике необходимо

приготовить краски: берем масляную краску и выдавливаем ее на газетную бумагу, оставляем примерно на два часа. За это время бумага вытянет масло. Краска станет более сухой.

 Аккуратно снимаем ножом краску с бумаги и тщательно размешиваем с таким же количеством растворителя для масляных красок. Здесь растворитель играет ту же роль, как и вода в акварели.

 Роспись по ткани выполняется колонковыми и щетинными кистями разных размеров.

Ткань можно использовать любую.

 Чтобы мазок не растекался, надо после каждого смачивания отжимать кисть о край посуды и дополнительно промокнуть кисть на бумагу. Краску наносят мелкими свободными мазками, направление которых повторяет форму рисунка. Цветовой насыщенности можно добиваться многократным перекрытием ткани после высыхания каждого покрытия. После тщательной просушки в течении четырех - пяти дней в теплом, сухом помещении изделие можно прогладить. Можно стирать в теплом мыльном растворе.

11.

Итоговая работа в любой технике батика на выбор.

2

20

22

Беседа по теме.

Задание: создать авторскую работу в технике «батик»

  1. Создать эскиз для итоговой работы, учитывая особенности той техники, в которой будет создаваться работа.
  2. Подготовить ткань и весь необходимый материал к работе. Повторить правила техники безопасности при работе.
  3. Натянуть ткань на раму, перевести рисунок на ткань.
  4. Работа с резервом.
  5. Работа в цвете
  6. Просмотр готовой работы.

Итого:

20

124

144

Список литературы;

Арманд Т. Руководство по росписи ткани. М., 1992.

Герасимов В. Страна по имени текстиль. Ярославль, 1984.

Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. М., 2003.

Кожохина С.К. Батик. Ярославль,  2000.

Сараева Ю.С. Роспись по ткани. Ростов-на-Дону., 2000.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. М., 1999.

C:\Users\Ирина\Desktop\Изображение.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 6 класс индивидуальное обучение 8 вид

Рабочие программы 6 класс : письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математика....

Статья по теме: "Индивидуальный образовательный маршрут, как способ организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями "

Инклюзивное образование (фр.Inclusif- включающий в себя лат. Include-  заключаю ,включаю). -  процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех....

Организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения

Одним из направлений развития современной школы является отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Таким образом, учителю придется решать проблему оказани...

Рабочая программа по ИЗО 6 класс по программе 8 вида (индивидуальное обучение)

Данная программа в помощь педагогам ,составляющим индивидуальные рабочие программы по программе 8 вида....

Рабочая программа индивидуального обучения на дому.

Программа для обучающегося на дому по алгебре 7 класс....

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («швейное дело») индивидуальное обучение на дому Иванова Вячеслава, 8а класс

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с у...