Рабочая программа коррекционной работы по логопедии для обучающейся с ЗПР «Профилактика и коррекция нарушений письменной и устной речи»
рабочая программа
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_s_zpr.docx | 39.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоусманского района Воронежской области
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» зам.директора по УВР ______________________2019 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________________Фурсова М.Г. ____________________20 19 г. |
Рабочая программа коррекционной работы по логопедии
для обучающейся с ЗПР
«Профилактика и коррекция
нарушений письменной и устной речи»
6 класс
Разработчик программы:
Меркулова Анастасия Александровна
учитель-логопед
Пояснительная записка
На основании заключения территориальной ПМПК ребёнку рекомендовано обучение по АООП НОО для детей с ЗПР и коррекционная работа. Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.
У ребёнка наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме.
Таким образом, нарушения речи у данного ребенка носят характер системного недоразвития, т.е. наблюдается общее недоразвитие речи (ОНР), для которого характерно:
-нарушение произношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза;
-нарушение слоговой структуры слова;
- бедность, ограниченность словарного запаса;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушение словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи;
- нарушение чтения;
- нарушение письма.
Цель программы: создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
Обучающие
∙ формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
∙ формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;
∙ совершенствовать навык грамотного письма;
Развивающие
∙ развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);
∙ развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
∙ развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;
Воспитательные
∙ совершенствовать основные учебные навыки;
∙ воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
∙ воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю; воспитывать интерес к родному языку.
Основными направлениями логопедической работы является:
-диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение представлений об окружающей действительности;
-развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов)
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год с периодичностью занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи, уровнем психического развития, возрастным критерием.
Основные методы работы на занятии:
-игровые,
-наглядно - демонстрационные,
-словесные.
Принципы логопедической работы:
-наглядность,
-доступность,
-системность,
-комплексность,
-принцип развития.
Основные требования к уровню подготовки учащихся .
Личностные результаты:
- повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
- Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учиться работать по предложенному учителем плану
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя
, героя и т.д).
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
∙ Предметными результатами прохождения данной программы является восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи
Планируемые результаты освоения курса
Обучающиеся должны знать:
∙ морфологические признаки частей речи;
∙ состав и названия частей слова;
∙ признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;
∙ правописание Ь, Ъ в различных частях речи;
∙ синтаксические единицы, знаки препинания при них;
∙ структуру текста.
Обучающиеся должны уметь:
∙ различать морфологические и грамматические признаки частей речи;
∙ проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.); ∙ доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;
∙ дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;
∙ проводить анализ текста, составлять план;
∙ устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.
В результате обучения по данной программе обучащийся По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:
Планируемые результаты строятся с учётом необходимости определения положительной динамики развития речи обучающегося на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы-зоны ближайшего развития ребёнка и основана на дифференциации требований к усвоению курса обучающихся с ЗПР, имеющих речевые дефекты.
Тематическое планирование.
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Диагностика устной и письменной речи. | 1 |
2 | Звуки и буквы. | 3 |
3 | Правописание Ь в различных частях речи | 4 |
4 | Слово. Слова – синонимы. Антонимы. Фразеологические обороты | 23 |
5 | Самостоятельные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение | 27 |
6 | Служебные части речи. | 1 |
7 | Диагностика устной и письменной речи. | 1 |
Итого | 60 |
Содержание тем учебной программы.
- Диагностика. Тестирование
Обследование неречевых психических функций. Обследование умения концентрировать произвольное слухоречевое и зрительное внимание и память. Обследование состояния устной и письменной речи.
- Звуки и буквы.
Формирование активного самостоятельного мышления учащихся путем выполнения заданий, предусматривающих необходимость анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Активизация письменной, устной, опосредованной речи, умение использования знаний о свойствах букв и звуков
- Мягкий знак
Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Мягкий знак после шипящих. Разделительные «Ь» и «Ъ» знаки.
- Слово
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Омофоны. Синонимы. Антонимы.
- Самостоятельные части речи.
Имя существительное как часть речи. Изменение существительных по падежам и числам. Склонение существительных. Глагол как часть речи. Изменение глагола по лицам и числам. Времена глагола. Спряжения глаголов. Имя прилагательное как часть речи. Изменение прилагательных по родам и числам. Согласование прилагательных с существительными. Местоимение как часть речи. Изменение местоимений по лицам и числам. Согласование местоимений с существительными и глаголами.
- Служебные части речи.
Предлог. Союз.
- Повторение. Проверочные работы.
Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. Анализ и комментирование орфограмм глагола. Анализ и комментирование орфограмм местоимения.
Литература для учителя
- Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006.
- Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова– М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. Шкатова Л. А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение, 1989.
- ЕфименковаО.В.Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: пособие для логопеда. М.,1991.
- Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.
- Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999г.
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Диагностика устной и письменной речи. | 1 | 18.09 |
2 | Звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. | 1 | 20.09 |
3 | Звуки и буквы. Дифференциация согласных по звонкости-глухости. | 1 | 25.09 |
4 | Звуки и буквы. Дифференциация согласных по твердости-мягкости. | 1 | 27.09 |
5 | Употребление «ь» для обозначения мягкости согласных. | 1 | 02.10 |
6 | Мягкий знак. Употребление «ь» для обозначения мягкости согласных. | 1 | 04.10 |
7 | Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих. | 1 | 09.10 |
8 | Дифференциация гласных I и II ряда для обозначения мягкости согласных. | 1 | 11.10 |
9 | Развитие речи. Изложение. | 1 | 16.10 |
10 | Значимая часть слова: корень. | 1 | 18.10 |
11 | Значимая часть слова: приставка. | 1 | 23.10 |
12 | Значимая часть слова: суффикс. | 1 | 25.10 |
13 | Грамматическая роль окончаний в словах. | 1 | 06.11 |
14 | Грамматическая роль окончаний в словосочетаниях. | 1 | 08.11 |
15 | Слово и его лексическое значение. | 1 | 13.11 |
16 | Работа по активизации словарного запаса. Нахождение и установление свойственного слову значения. Толковый словарь. | 1 | 15.11 |
17 | Распознавание многозначных и однозначных слов в тексте; их употребление Работа по активизации словарного запаса. | 1 | 20.11 |
18 | Установление прямого и переносного значения слов. | 1 | 22.11 |
19 | Слова-«близнецы».Семантическая дифференциация слов, одинаковых по звучанию и написанию, но разных по значению. | 1 | 27.11 |
20 | Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от значения. | 1 | 29.11 |
21 | «Слова-приятели» Слова – «приятели». Построение синонимических рядов и выделение в них стержневых слов. | 1 | 04.12 |
22 | «Слова-неприятели» Слова – «неприятели». Выделение в тексте и подбор антонимов. | 1 | 06.12 |
23 | Развитие речи. Сочинение описание. | 1 | 11.12 |
24 | Слово и его лексическое значение. | 1 | 13.12 |
25 | Чередующиеся гласные о и а в корнях –лож- - | 1 | 18.12 |
26 | Чередующиеся гласные о и а в корнях –гор- - | 1 | 20.12 |
27 | Чередующиеся гласные о и а в корнях -рос- - | 1 | 25.12 |
28 | Приставка. Дифференциация предлогов и приставок. | 1 | 27.12 |
29 | Приставка. Дифференциация приставок пре-; при-. | 1 | 15.01 |
30 | Приставка. Дифференциация приставок, оканчивающихся на согласные буквы з ис. | 1 | 17.01 |
31 | Проверочная контрольная работа по итогам темы. | 1 | 22.01 |
32 | Глагол. | 1 | 24.01 |
33 | Времена глагола. | 1 | 29.01 |
34 | Изменение глагола по лицам и числам. | 1 | 31.01 |
35 | Спряжения глаголов. | 1 | 05.02 |
36 | Гласные е, и в корнях глагола. | 1 | 07.02 |
37 | Закрепление темы «Глагол». | 1 | 12.02 |
38 | Развитие речи. | 1 | 14.02 |
39 | Имя существительное. | 1 | 19.02 |
40 | Изменение существительных по числам. | 1 | 21.02 |
41 | Три склонения имен существительных. | 1 | 26.02 |
42 | Развитие речи. Сочинение. | 1 | 28.02 |
43 | Закрепление темы «Имя существительное». | 1 | 04.03 |
44 | Имя прилагательное. Изменение имени прилагательного по родам и числам. | 1 | 06.03 |
45 | Образование относительных прилагательных. | 1 | 11.03 |
46 | Образование притяжательных прилагательных. | 1 | 13.03 |
47 | Развитие речи. | 1 | 18.03 |
48 | Закрепление темы «Имя прилагательное» | 1 | 20.03 |
49 | Местоимение как часть речи. | 1 | 01.04 |
50 | Изменение местоимений по лицам и числам. | 1 | 03.04 |
51 | Изменение местоимений по лицам и числам. | 1 | 08.04 |
52 | Закрепление темы «Местоимение». | 1 | 10.04 |
53 | Служебные части речи. | 1 | 15.04 |
54 | Числительные как часть речи. | 1 | 17.04 |
55 | Согласование имен существительных с количественными числительными. | 1 | 22.04 |
56 | Согласование порядковых числительных с именами существительными. | 1 | 24.04 |
57 | Развитие речи. Употребление времен глагола. | 1 | 29.04 |
58 | Закрепление темы «Морфология». | 1 | 06.05 |
59 | Итоговая проверочная работы. | 1 | 08.05 |
60 | Работа над ошибками. | 1 | 13.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи с фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся ( ФФНР)
Важность данного курса в системе обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедев...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ «Психокоррекция»
Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федеральн...
Рабочая программа коррекционной работы по логопедии для обучающейся с ЗПР (вариант 7.1.) «Профилактика и коррекция нарушений письменной и устной речи»
Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающейся....
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда: «Коррекция лексико-грамматического строя речи» 5 класс
Пояснительная запискаРабочая программа «Коррекция лексико-грамматичекого строя речи» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:Федеральным Законом &laq...
Мастер-класс: «STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»
В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников характеризуется как неудовлетворительный, эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...
«STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»
В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников характеризуется как неудовлетворительный, эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...
«STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»
В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников характеризуется как неудовлетворительный, эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...