Рабочая программа коррекционной работы по логопедии для обучающейся с ЗПР «Профилактика и коррекция нарушений письменной и устной речи»
рабочая программа

Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_s_zpr.docx39.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского района Воронежской области

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

зам.директора по УВР

 ______________________2019 г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________________Фурсова М.Г.

____________________20 19 г.

Рабочая программа коррекционной работы по логопедии

для обучающейся с ЗПР

«Профилактика и коррекция

нарушений письменной и устной речи»

6 класс

Разработчик  программы:

Меркулова Анастасия Александровна

учитель-логопед

Пояснительная записка

     На основании заключения территориальной ПМПК ребёнку рекомендовано обучение по АООП НОО для детей с ЗПР и коррекционная работа. Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.

 У ребёнка наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме.

      Таким образом, нарушения речи у данного ребенка носят характер системного недоразвития, т.е. наблюдается общее недоразвитие речи (ОНР), для которого характерно:

 -нарушение произношения;

 - недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза;

-нарушение слоговой структуры слова;

- бедность, ограниченность словарного запаса;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

 - нарушение словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи;

 - нарушение чтения;

- нарушение письма.

Цель программы: создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

Обучающие

 ∙ формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;

 ∙ формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;

∙ совершенствовать навык грамотного письма;

 Развивающие

 ∙ развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);

∙ развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;

 ∙ развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;

Воспитательные

∙ совершенствовать основные учебные навыки;

∙ воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;

∙ воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю; воспитывать интерес к родному языку.  

Основными направлениями логопедической работы является:

-диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

- диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

- коррекция нарушений чтения и письма;

- расширение представлений об окружающей действительности;

-развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов)

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год с периодичностью занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи, уровнем психического развития, возрастным критерием.

Основные методы работы на занятии:

-игровые,

-наглядно - демонстрационные,

-словесные.

Принципы логопедической работы:

-наглядность,

-доступность,

 -системность,

-комплексность,

-принцип развития.

Основные требования к уровню подготовки учащихся .

Личностные результаты:

- повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

  • Метапредметные результаты:

 Регулятивные УУД:

 -учиться работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя

, героя и т.д).

Познавательные УУД:

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;

 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 Предметными результатами прохождения данной программы является восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи

Планируемые результаты освоения курса

Обучающиеся должны знать:

∙ морфологические признаки частей речи;

 ∙ состав и названия частей слова;

∙ признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;

∙ правописание Ь, Ъ в различных частях речи;

 ∙ синтаксические единицы, знаки препинания при них;

 ∙ структуру текста.

Обучающиеся должны уметь:

 ∙ различать морфологические и грамматические признаки частей речи;

 ∙ проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.); ∙ доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;

∙ дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;

∙ проводить анализ текста, составлять план;

∙ устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.

В результате обучения по данной программе обучащийся По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:

         Планируемые результаты строятся с учётом необходимости определения положительной динамики развития речи обучающегося на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы-зоны ближайшего развития ребёнка и основана на дифференциации требований к усвоению курса обучающихся с ЗПР, имеющих речевые дефекты.

Тематическое планирование.

Название темы

Количество часов

1

Диагностика устной и письменной речи.

1

2

Звуки и буквы.

3

3

Правописание Ь в различных частях речи

4

4

Слово. Слова – синонимы. Антонимы. Фразеологические обороты

23

5

Самостоятельные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение

27

6

Служебные части речи.

1

7

Диагностика устной и письменной речи.

1

Итого

60

Содержание тем учебной программы.

  1. Диагностика. Тестирование

 Обследование неречевых психических функций. Обследование умения концентрировать произвольное слухоречевое и зрительное внимание и память. Обследование состояния устной и письменной речи.

  1. Звуки и буквы.

Формирование активного самостоятельного мышления учащихся путем выполнения заданий, предусматривающих необходимость анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Активизация письменной, устной, опосредованной речи, умение использования знаний о свойствах букв и звуков

  1. Мягкий знак

Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Мягкий знак после шипящих. Разделительные «Ь» и «Ъ» знаки.

  1. Слово

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Омофоны. Синонимы. Антонимы.

  1. Самостоятельные части речи.

Имя существительное как часть речи. Изменение существительных по падежам и числам. Склонение существительных. Глагол как часть речи. Изменение глагола по лицам и числам. Времена глагола. Спряжения глаголов. Имя прилагательное как часть речи. Изменение прилагательных по родам и числам. Согласование прилагательных с существительными. Местоимение как часть речи. Изменение местоимений по лицам и числам. Согласование местоимений с существительными и глаголами.

  1. Служебные части речи.

Предлог. Союз.

  1. Повторение. Проверочные работы.

 Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. Анализ и комментирование орфограмм глагола. Анализ и комментирование орфограмм местоимения.

Литература для учителя

  • Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006.
  • Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова– М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. Шкатова Л. А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение, 1989.
  • ЕфименковаО.В.Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: пособие для логопеда. М.,1991.
  • Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.
  • Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999г.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Диагностика устной и письменной речи.

1

18.09

2

Звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв.

1

20.09

3

Звуки и буквы. Дифференциация согласных по звонкости-глухости.

1

25.09

4

Звуки и буквы. Дифференциация согласных  по твердости-мягкости.

1

27.09

5

Употребление «ь» для обозначения мягкости согласных.

1

02.10

6

 Мягкий знак. Употребление «ь» для обозначения мягкости согласных.

1

04.10

7

Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих.

1

09.10

8

Дифференциация гласных I и II ряда для обозначения мягкости согласных.

1

11.10

9

Развитие речи. Изложение.

1

16.10

10

Значимая часть слова: корень.

1

18.10

11

Значимая часть слова:  приставка.

1

23.10

12

Значимая часть слова:  суффикс.

1

25.10

13

Грамматическая роль окончаний в словах.

1

06.11

14

Грамматическая роль окончаний в   словосочетаниях.

1

08.11

15

Слово и его лексическое значение.

1

13.11

16

Работа по активизации словарного запаса. Нахождение и установление свойственного слову значения. Толковый словарь.

1

15.11

17

Распознавание многозначных и однозначных слов в тексте; их употребление Работа по активизации словарного запаса.

1

20.11

18

Установление прямого и переносного значения слов.

1

22.11

19

Слова-«близнецы».Семантическая дифференциация слов, одинаковых по звучанию и написанию, но разных по значению.  

1

27.11

20

Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от значения.

1

29.11

21

«Слова-приятели» Слова – «приятели». Построение синонимических рядов и выделение в них стержневых слов.

1

04.12

22

«Слова-неприятели» Слова – «неприятели». Выделение в тексте и подбор антонимов.

1

06.12

23

Развитие речи. Сочинение описание.

1

11.12

24

Слово и его лексическое значение.

1

13.12

25

Чередующиеся гласные о и а в корнях –лож- -
-лаг-.

1

18.12

26

Чередующиеся гласные о и а в корнях –гор- -
-гар-.

1

20.12

27

Чередующиеся гласные о и а в корнях -рос- -
-раст-.

1

25.12

28

Приставка. Дифференциация предлогов и приставок.  

1

27.12

29

Приставка. Дифференциация приставок пре-;  при-.

1

15.01

30

Приставка. Дифференциация приставок, оканчивающихся на согласные буквы з ис.

1

17.01

31

Проверочная контрольная работа по итогам темы.

1

22.01

32

Глагол.

1

24.01

33

Времена глагола.

1

29.01

34

Изменение глагола по лицам и числам.

1

31.01

35

Спряжения глаголов.

1

05.02

36

Гласные е, и в корнях глагола.

1

07.02

37

Закрепление темы «Глагол».

1

12.02

38

Развитие речи.

1

14.02

39

Имя существительное.

1

19.02

40

Изменение существительных по числам.

1

21.02

41

Три склонения имен существительных.

1

26.02

42

Развитие речи. Сочинение.

1

28.02

43

Закрепление темы «Имя существительное».

1

04.03

44

Имя прилагательное. Изменение имени прилагательного по родам и числам.

1

06.03

45

Образование относительных прилагательных.

1

11.03

46

Образование притяжательных прилагательных.

1

13.03

47

Развитие речи.

1

18.03

48

Закрепление темы «Имя прилагательное»

1

20.03

49

Местоимение как часть речи.

1

01.04

50

Изменение местоимений по лицам и числам.

1

03.04

51

Изменение местоимений по лицам и числам.

1

08.04

52

Закрепление темы «Местоимение».

1

10.04

53

Служебные части речи.

1

15.04

54

Числительные как часть речи.

1

17.04

55

Согласование имен существительных с количественными числительными.

1

22.04

56

Согласование порядковых числительных с именами существительными.

1

24.04

57

Развитие речи. Употребление времен глагола.

1

29.04

58

Закрепление темы «Морфология».

1

06.05

59

Итоговая  проверочная работы.

1

08.05

60

Работа над ошибками.

1

13.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи с фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся ( ФФНР)

Важность данного курса в системе обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедев...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ «Психокоррекция»

      Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная  рабочая программа  коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федеральн...

Рабочая программа коррекционной работы по логопедии для обучающейся с ЗПР (вариант 7.1.) «Профилактика и коррекция нарушений письменной и устной речи»

Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающейся....

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда: «Коррекция лексико-грамматического строя речи» 5 класс

Пояснительная запискаРабочая программа «Коррекция лексико-грамматичекого строя речи»  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:Федеральным Законом &laq...

Мастер-класс: «STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»

В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников  характеризуется как неудовлетворительный,  эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...

«STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»

В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников  характеризуется как неудовлетворительный,  эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...

«STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»

В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников  характеризуется как неудовлетворительный,  эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...