Рабочая программа коррекционной работы по логопедии для обучающейся с ЗПР (вариант 7.1.) «Профилактика и коррекция нарушений письменной и устной речи»
рабочая программа

Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающейся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского района Воронежской области

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

зам.директора по УВР

 ______________________2019 г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________________Фурсова М.Г.

____________________20 19 г.

Рабочая программа коррекционной работы по логопедии

для обучающейся с ЗПР (вариант 7.1.)

«Профилактика и коррекция

нарушений письменной и устной речи»

Разработчик  программы:

Меркулова Анастасия Александровна

учитель-логопед

Пояснительная записка

     На основании заключения территориальной ПМПК ребёнку  рекомендовано обучение по АООП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.1.) и коррекционная работа. Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.

Девочка имеет выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и поведения. Наблюдаются выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У обучающейся отмечаются нарушения пространственной ориентировки, умственной работоспособности, эмоциональной сферы, а так же речевого развития. Отставание в речевом развитии проявляется в бедности словарного запаса, аграмматизмах.

      Таким образом, нарушения речи у данного ребенка носят характер системного недоразвития, т.е. наблюдается общее недоразвитие речи (ОНР), для которого характерно:

 -нарушение произношения;

 - недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза;

-нарушение слоговой структуры слова;

- бедность, ограниченность словарного запаса;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

 - нарушение словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи;

 - нарушение чтения;

- нарушение письма.

Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающейся.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

 - Формирование полноценных фонематических процессов.

 - Коррекция звукопроизношения.

 - Формирование представлений о звуко-буквенном составе слова.

- Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

- Совершенствование пространственно-временных ориентировок.

- Развитие  слухового внимания и памяти.

- Развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.

- Расширение представлений об окружающем мире.

-  Развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).

Решение этих задач осуществляется при проведении коррекционно- развивающих занятий.

 Основными направлениями логопедической работы является:

-диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

- диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

- коррекция нарушений чтения и письма;

- расширение представлений об окружающей действительности;

-развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов)

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год с периодичностью занятий 1 раз в неделю (всего 34 часа). Продолжительность занятия 40 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи, уровнем психического развития, возрастным критерием.

Контроль уровня речевого развития.

    Для диагностики и проведения мониторинга используется «Тестовая методика диагностики устной и письменной речи» Т.А.Фотековой. Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с бально-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия Основным средством оценки эффективности работы по данной программе является диагностика уровня речевого развития ребёнка в начале, середине и в конце года по качественным и количественным показателям. Программа предполагает безоценочную систему проведения логопедических занятий.

Основные методы работы на занятии:

-игровые,

-наглядно - демонстрационные,

-словесные.

Принципы логопедической работы:

-наглядность,

-доступность,

 -системность,

-комплексность,

-принцип развития.

Планируемые результаты освоения курса

В результате обучения по данной программе обучащийся По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:

  • должна различать звуки на слух и в произношении;
  • анализировать слова по звуковому составу;
  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
  • различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;
  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • учащихся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

         Планируемые результаты строятся с учётом необходимости определения положительной динамики развития речи обучающегося на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы-зоны ближайшего развития ребёнка и основана на дифференциации требований к усвоению курса обучающихся с ЗПР, имеющих речевые дефекты.

   Темы коррекционной работы на фонетическом уровне:

 1. Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.

 2. Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.

 3. Звукобуквенный анализ и синтез.

4. Слоговой анализ и синтез.

5. Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-акустическим и графическим признакам.

6. Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-акустическим и графическим признакам.

    Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности: каждый из звуков отрабатывается изолированно, уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, проводится фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком.

   Темы коррекционной работы на лексико-грамматическом уровне:

1. Понятия: слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.

2. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: синонимы, антонимы, многозначность слов.

3. Состав слова.

4. Корень слова и однокоренные слова.

5. Безударные гласные в словах. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.

   Темы коррекционной работы на синтаксическом уровне:

1. Составление предложений. Выделение их из текста.

2. Связь слов в предложении.

3. Согласование существительных, прилагательных, глаголов.

 4. Развитие навыков самостоятельного высказывания.

   Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. При работе над предложением следует учить: выделять предложения из сплошного текста; учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены; формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.

Тематическое планирование.

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

  1. Диагностика учащегося.

2

2

Коррекция устной и письменной речи

32

Итого

34

Содержание тем учебной программы.

1.Диагностика учащихся. 

Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи. Обследование фонематического слуха. Обследование лексического строя речи. Обследование грамматического строя. Обследование процесса письма и чтения.

2. Звуки речи.

 Гласные звуки. Звуки речи и способы их образования. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Гласные звуки и буквы. Согласные звуки. Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю. Звонкие и глухие согласные.

3.Слово.

 Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действия предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета. Деление слов на слоги. Ударение. Однокоренные слова.

4. Предложение.

Речь, предложение. Предложение, слово. Работа с предлогами в, на. Работа с предлогами к, от. Работа с предлогами на – с (со). Составление предложений по опорной схеме. Составление предложений по опорной схеме. Распространение предложений. Выделение предложений из текста.

5. Связная речь.

Составление описание простого предмета. Составление рассказа по опорным словам и схемам. Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

 

Литература для учителя

  • Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006.
  • Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова– М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. Шкатова Л. А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение, 1989.
  • ЕфименковаО.В.Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: пособие для логопеда. М.,1991.
  • Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.
  • Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999г.

Календарно – тематическое планирование.

№/п

Тема занятий

Дата по плану

Дата по факту

Примечание.

1

Диагностика устной и письменной речи.

2

Диагностика устной и письменной речи.

3

«Речь».

4

В мире звуков. Звуки окружающего мира.

5

Комплекс упражнений для развития артикуляционных органов.

6

Упражнения для дыхания.

7

Артикуляционная гимнастика.

8

Гимнастика губ u щек, ротовой полости.

9

Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки.

10

Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

11

Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика.

12

Общая моторика. Речь с движением.

13

Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.

13

Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память.

14

Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление.

15

Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация. Графические упражнения.

16

Предложение

17

Звуки и буквы

18

Гласные и согласные

19

Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение.

20

Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных.

21

Различение звонких - глухих согласных звуков.

22

Различение шипящих – свистящих звуков.

23

Различение аффрикат.

24

Различение соноров.

25

Состав слова. Словообразование.

26

Словоизменение. Согласование слов.

27

Предлоги.

28

Дифференциация предлогов и приставок.

29

Предложение.

30

Предложение

31

Текст

32

Текст

33

Итоговая проверочная работа.

34

Диагностика устной и письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи с фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся ( ФФНР)

Важность данного курса в системе обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедев...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ «Психокоррекция»

      Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная  рабочая программа  коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федеральн...

Рабочая программа коррекционной работы по логопедии для обучающейся с ЗПР «Профилактика и коррекция нарушений письменной и устной речи»

Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для обучающегося определяется с учетом его особ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда: «Коррекция лексико-грамматического строя речи» 5 класс

Пояснительная запискаРабочая программа «Коррекция лексико-грамматичекого строя речи»  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:Федеральным Законом &laq...

Мастер-класс: «STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»

В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников  характеризуется как неудовлетворительный,  эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...

«STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»

В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников  характеризуется как неудовлетворительный,  эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...

«STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»

В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников  характеризуется как неудовлетворительный,  эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...