Методическое сообщение “Развитие навыков подбора аккомпанимента”
методическая разработка

 Галина Владимировна Федорова

Основные этапы работы по развитию навыка подбора аккомпанимента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_podbora_akkompanimenta.docx272.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

“ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАШИРА”

                            МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОДБОРА АККОМПАНИМЕНТА

                                                                           Преподаватель Федорова Г.В.

                            г. Кашира

                            2018 год

      Методы формирования и развития навыков подбора по слуху на   начальном  этапе обучения учащихся класса фортепиано

     Музыкант, блестяще играющий по слуху оригинальные аранжировки, тонко чувствующий красоту изысканной гармонии и великолепно владеющий различными фактурными приёмами, всегда вызывает искреннее восхищение окружающих. Отсутствие же таких творческих способностей чаще всего объясняют недостатком таланта. «Не дано», - говорят педагоги и закрывают на проблему глаза.                                                                                                      Однако причина неумения современных музыкантов играть по слуху кроется прежде всего в сложившейся  системе музыкального образования, ориентированной в основном на развитие чисто исполнительских навыков. Музыкальные произведения усваиваются с их готового графического изображения, т.е. с нот, оставляя при этом слух музыканта в пассивном состоянии. Такое обучение особенно опасно при игре на инструменте с фиксированной звуковысотностью, каковым является фортепиано. Непосредственная связь между слуховым предслышанием и движениями рук развивается слабо, и как итог этого – не только неумение
подбирать по слуху, но и недолговременная музыкальная память, непривязанность музыканта к нотному тексту, боязнь забыть его на сцене, невыразительность игры, отсутствие свободы владения инструментом.
     Комплексное разностороннее музыкальное воспитание детей в музыкальной школе, традиционно включающее в себя обучение игре на одном из инструментов, развитие вокально-интонационных и слуховых навыков, освоение музыкальной грамоты и основ элементарной теории музыки, а также изучение музыкальной литературы, очевидно, подразумевает и практическое знакомство с элементами гармонии. Без этого невозможно ни полноценное воспитание внутреннего слуха вообще, ни развитие собственно гармонического слуха и связанного с ним навыка в подборе гармонического сопровождения к мелодии, ни осознанное в музыкально-теоретическом отношении исполнение или изучение музыкальных произведений.
     Знакомство учащихся с элементами классической гармонии осуществляется во многом спонтанно, эпизодически, получение необходимых знаний рассредоточено между разными учебными предметами: специальным курсом фортепиано и сольфеджио. Знакомство с аккордикой на уроках сольфеджио начинается лишь в средних классах, и развитие у учащихся гармонического слуха, таким образом, опаздывает, нередко оказывается наиболее уязвимым местом в их музыкальном воспитании.
В результате, к концу обучения учащиеся далеко не всегда понимают, какие аккорды они встречают при разучивании музыкальных произведений по специальности. К тому же набор аккордов, которым владеет ученик, зачастую слишком узок и не позволяет ему подобрать сопровождение к интересующим его мелодиям.
     Материал по подбору гармонического сопровождения может быть использован не только на уроках сольфеджио, но и в классе фортепиано. Тесное взаимодействие педагогов – теоретика и пианиста – на практике приводит к выработке определённой системы в развитии музыкального мышления, гармонического слуха, пианистических и творческих навыков.В данном докладе разберем основные задачи развития навыка подбора по слуху:
1. Обучение учащихся основным приёмам подбора по слуху мелодий и аккомпанемента к ним;
2. Развитие у учащихся раннего этапа обучения:   а) основы гармонического слуха;  б) навыки подбора гармонического аккомпанемента к мелодиям;
3.Воспитание интереса к музыкальным занятиям посредством творческой работы в виде подбора по слуху мелодий и аккомпанемента к ним.


    
Показ на примере русской песни «У кота-воркота».

Определим удобную ноту, от которой будем подбирать песенку. Для начала пусть это будет нота «До» первой октавы.
.Напевая песенку вслух, определяем направление движения мелодии. Можно воспользоваться графическим изображением (см. Приложение №1), зафиксировать места, где мелодия останавливается на месте, это существенно облегчит задачу. Проигрываем мелодию непосредственно на инструменте, определяем устойчивый звук, от него строим трезвучие и определяем тональность (До мажор).
Для закрепления полученного навыка, изучаем интервальное строение мелодии, подбираем эту песенку от других нот: «Фа», «Соль», «Ре», при этом помним, что музыка мажорная, и, при подборе от других нот она не должна изменить окраску.
Пришло время подобрать аккомпанемент, сопровождение к этой песенке. Начнём с простейшей формы – тонической бурдонной квинты. Это непрерывно звучащее созвучие I и V ступеней лада. Произведём подбор в «До» мажоре (см. Приложение №2). Для закрепления знаний подберём бурдонный аккомпанемент к песне, подобранной от «Фа», «Соль», «Ре».
Дети знают, что каждая ступень имеет номер, а вот три из них называются по именам. Это главные ступени, где
I ступень – ТОНИКА – T (в тоническом трезвучии I, III, Vступени);
IVступень – СУБДОМИНАНТА – S (в трезвучии I,IV,VIступени);
Vступень – ДОМИНАНТА – D (в трезвучии  II,V,VIIступени).
Учащиеся подбирают сопровождение к мелодии в виде басов.
Левая рука в пятипальцевой позиции: 1-й палец играет тонику, 4-й – доминанту, 5-й – субдоминанту (рис.1).

Рис.1

  Подбор сопровождение к мелодии в виде басов на примере другой песенки «Как под горкой».

 Составляем и записываем схему, в которой верхняя строчка для правой руки обозначает ступени мелодии, а нижняя строчка для левой руки обозначает басы (см. Приложение №3). По этой схеме видно, что 1.3.5 ст. соответствуют тонике, 2.5.7 ст. – доминанте, 1,4,6 ст. – субдоминанте. Мелодию, и басы необходимо играть в пятипальцевой позиции, в трех или пяти тональностях, так как это способствует установлению связи между движением и слухом – весь игровой процесс начинает подчиняться музыкально-слуховым представлениям. Исполняем песенку с басовым сопровождением.
Далее эту песенку ученик исполняет с терцовым аккомпанементом от главных ступеней лада.
Большое значение при соединении аккордов в левой руке имеет двигательная сторона процесса, поэтому для того чтобы сделать упражнения удобными для рук, пианистичными, тщательно продумывается аппликатура. Постоянное внимание к аппликатуре приводит к тому, что интервальная структура аккорда и соединения аккордов запоминаются не только головой, слухом, но и пальцами. Это ведет к формированию так называемой "слышащей руки”.
В «До» мажоре подберём детскую песенку «Жили у бабуси» (см.Приложение №4). Настроимся трезвучием «до» мажора, определяем направление мелодии, находим ноту от которой начинается песенка.
Затем учащихся следует познакомить с необходимыми правилами гармонизации: смена аккордов происходит не слишком часто, обычно на сильные доли такта; в очень медленных темпах смена гармонии, возможна на каждую долю; затакт чаще всего не гармонизуется.
Используя полный гармонический оборот подберём аккомпанемент:
- в аккордовом построении;
- в фактурном варианте бас-терция.
Для закрепления полученных навыков подберём песенку в «фа», «соль», «ре» мажоре с использованием фактурных вариантов сопровождения, для продвинутых учащихся.



         ПОДБОР АККОМПАНИМЕНТА К ПЕСНЯМ С                              ПЕРЕМЕННЫМ ЛАДОМ
     Во многих народных песнях и в некоторых музыкальных произведениях встречается особый вид лада, в котором не одна, а две чередующихся тоники. Такой лад называется: переменный. Чаще всего тониками переменного лада являются тоники мажора и параллельного ему минора – переменно-параллельный лад.
На примере песни «Ходила младёшенька» мы продемонстрируем этот лад (см.Приложение №5).
1.Делим песню на фразы. Первая фраза звучит в «фа» мажоре, вторая фраза в параллельном «ре» миноре.
2. Подбираем  аккомпанемент в виде гармонического оборота аккордами.
3. Затем используем фактурный вариант сопровождения в виде арпеджий.).
4. Особую значимость при комплексном подходе обучения детей музыке приобретает пение с аккомпанементом. Можно пользоваться песенниками и сборниками с мелодической нотацией и буквенными обозначениями аккордов, в нашем случае воспользуемся сборником И.Ядовой «Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано». Ученики знакомятся с буквенными обозначениями: мажорные трезвучия обозначаются прописной буквой латинского алфавита, например: A (ля-мажор), C (до-мажор). Минорное – Am (ля-минор), Cm (до-минор). Альтерированные звуки – со знаками диез и бемоль. Септаккорды – цифрой 7, например А7, С7.


При систематическом использовании подобных заданий учащиесясмогут:
1) самостоятельно подбирать мелодии в пройденных тональностях:
2) самостоятельно подбирать аккомпанемент к подобранным мелодиям с использованием трезвучий
3) подбирать аккомпанемент по буквенным обозначениям;
4) в аккомпанементе использовать пройденные фактурные варианты.

Заключение

      Развитый навык подбора мелодий по слуху необходим профессиональному музыканту любой специальности. Ещё более необходим этот навык тем учащимся, которых в любой музыкальной школе большинство, они любят музыку, но не ставят своей целью продолжить музыкальное образование.
Постоянный анализ произведений изучаемого репертуара, осознание гармонической вертикали способствует лучшему запоминанию текста, помогает при чтении с листа. Если дети научились подбирать мелодии и сопровождение к ним по слуху, аккомпанировать себе, то эти умения обязательно будут востребованы дома на семейных праздниках или в школьной самодеятельности, при этом развиваются музыкальные способности:
 - мелодический и гармонический слух;
- развивается техника;
- улучшается ориентировка на клавиатуре;
- появляется уверенность в себе;
- удовлетворяется потребность в достижении собственной значительности (ведь человек за инструментом в любой компании чувствует себя нужным, востребованным). Когда подросток видит, что благодаря своим музыкальным достижениям он может доставить удовольствие родным, друзьям, он становится интереснее в их глазах, у него растёт чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность. Эта творческая деятельность развивает такие качества как воображение, мышление, активность, самостоятельность. Итак, занимаясь подбором по слуху, мы выполняем задачу - приблизить обучение игре на фортепиано запросам детей и их родителей, чтобы овладение инструментом нашло практическое применение в жизни. Наша общая цель воспитывать любителей музыки, умеющих играть на музыкальных инструментах.

Приложение №1
Песенка «У кота-воркота»

Приложение №2
Тоническая бурдонная квинта

Приложение №3
Схема песни «Как под горкой»



 

Приложение №4


              T                                                       T

             S                            T                            D                             T
 

              S                             T                            D                             T

Приложение №5

«Ходила младёшенька»

 
           T                                 D                             T                         D —D к d moll
 

          t                s                t                              t              D              t



Список литературы


1. Артемьева, О. Кузнецов, В. Дубинина, С. Подбираю на рояле. Практический курс гармонии для младших классов ДМШ и ДШИ учебное пособие. – С.Пб.: Композитор 2009 – 91с.
2. Калугина, М.  Развитие творческих навыков аккомпанемента вып. 1   М. Калугина, П. Халабузарь. – М.: Музыка, 1989.
3. Мальцев, С.  Раннее обучение гармонии – путь к детскому творчеству  С. Мальцев  Сборник «Музыкальное воспитание в СССР» выпуск 2. – М.: Советский композитор, 1985.
4. Сиротина, Т. Подбираем аккомпанемент, вып. 1  Т. Сиротина. – М.: Музыка, 2009 – 80с.
5. Халабузарь, П. Методика музыкального воспитания  П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. – М.: Музыка, 1990 – 194с.
6. Ядова, И. Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано I часть И. Ядова. – С.Пб.: Композитор 2005 – 35с.



Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

« Детская школа искусств городского округа Кашира»

Методическое сообщение

      Методы формирования и развития навыков подбора по слуху на   начальном  этапе обучения учащихся класса фортепиано

                                         Подготовила: преподаватель фортепиано

                                         Федорова Г.в

г. Кашира

2018 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для развития навыков перевода, лексических и грамматических навыков

В данном материале представлена краткая биография Гарри Аллена Смита - американского журналиста, военного писателя, сатирика; рассказ в оригинале «Один слой белого» для формирования навыков перевода, ...

Самоанализ опыта педагогической деятельности по единой методической теме «Развитие навыков самостоятельной работы – основа качественной подготовки конкурентоспособного специалиста»

В данной работе предоставлен опыт работы преподавателя немецкого языка над единой методической темой техникума "Развитие навыков самостоятельной работы- основа качественной подготовки конкурентоспособ...

Методический доклад "Развитие технических навыков аккордеониста"

Методический доклад на тему: "Развитие технических навыков аккордеониста"; "Культура ведения меха"...

Методическое сообщение "Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"

Основные методы и приемы развития навыков ансамблевой игры...

Развитие навыков чтения с листа у студентов в классе «Аккомпанемента» в педагогическом колледже: Научно-методическая работа

Развитие навыков чтения с листа у студентов в   классе «Аккомпанемента»  в педагогическом колледже: Научно-методическая работаПри подготовке учителя музыки в общеобраз...

Методические рекомендации по формированию и развитию навыков самостоятельности на уроках физической культуры.

Методические рекомендации по формированию и развитию навыков самостоятельности на уроках физической культуры....