Определение основ коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения
статья

Матвиец Ирина Анатольевна

Матвиец И.А.

Санкт-Петербург.

Определение основ коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения

Одно из направлений перестройки дошкольного воспитания- гуманизация педагогического процесса, ориентация педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним.

Развитие детей с нарушением зрения обусловлено единством биологических и социальных факторов. Ребенок с первых дней своего существования находится под влиянием окружающей его социальной среды, которая выступает важным условием развития. Развитие сложных психических процессов у слепых и слабовидящих детей зависит от эффективности образовательного процесса, решающего и коррекционные задачи.

Коррекционная направленность обучения и воспитания предусматривает развитие у ребенка процессов компенсации недостаточности, оптимизацию когнитивных ресурсов, поиск потенциальных возможностей в становлении личности. Исходные теоретические положения по вопросам компенсации нарушенных функций, изучению роли ведущей деятельности в развитии аномального ребенка были разработаны Л.С. Выготским, Т.А. Власовой, М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагиным, А.Г. Литваком, В.И. Лубовским, И.С. Маргулисом, Л.И Солнцевой и др.

 При нарушении зрения возникает ряд вторичных отклонений в развитии детей. У них ослабленные познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), происходят изменения в физическом развитии и развитии двигательных функций (нарушается быстрота, точность, координация, темп движения, соразмерность двигательных актов и др.), ограничивается овладение социальным опытом.

У слабовидящих детей наблюдается нарушение различительной способности, глазодвигательной координации, цветоразличение, сужение поля зрения. Эти нарушения приводят к изменениям в процессах восприятия: к фрагментарности, уменьшения объема, замедлению темпа, сокращения содержания, неточности, ошибочности суждений. Почти у всех слабовидящих детей проявляются особенности формирования образов (удлинение стадий и др.). Они зависят от сложности предметов и изображений, опыта ребенка в оперировании ими, характера и степени нарушения зрения. Все это предполагает дифференцированный подход к детям, применение специальных приемов и способов обучения.

Эмоциональные нарушения- одна из наиболее частых причин отклонений в психическом развитии детей.

В исследованиях (Лебединский В.В., Никольская О.С. и др.) описываются различные, часто встречающиеся в детском возрасте нарушения эмоционального развития: трудности общения со взрослыми и сверстниками, тревожность, боязливость, страхи, упрямство и др.

Эмоциональная система является одной из регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (Анохин, 1975); (Вилюнас, 1976,1986); (Изард, 1980); (Раевский, 1979);(Симонов 1970,1985 и др.).

Являясь важнейшей частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки. Психологи, психиатры, физиологи, философы изучали природу эмоций, но так и не пришли к единому мнению о роли эмоций в психическом развитии, их генезисе, структуре.

         Исследования эмоций осложняют и терминологические расхождения исследователей.  Различие теоретических позиций проявлялось и в представлениях об эмоции. Эмоция определялась как « состояние, регулирующее телесные действия» (Б.Спиноза); «особое состояние сознания» (когнитивные теории), «любое переживание сильного чувства, обычно сопровождаемое соматическими изменениями» (Н.Е.Миллер, 1948); «результат взаимодействия потребности и возможности ее удовлетворения» (П.В. Симонов). Практически любое событие вызывает у чело­века эмоциональную реакцию — эмоцию или чувство. В то же вре­мя в ситуации угрозы возникает особое эмоциональное состоя­ние, которое в современной психологии обозначается термином «аффект».

         В данной статье мы определяем термин эмоции как обширный класс процессов внутренней регуляции психической деятельности. Большинство исследователей проблемы эмоций, независимо от теоретического направления, считали, что целостное определение эмоции должно принимать во внимание три аспекта:

                1) переживание ощущения эмоции, которая является относи­тельно субъективным;

2) наличие физиологической активации процессов, происхо­дящих в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организма;

3) фиксацию выразительных комплексов эмоций, поддающихся наблюдению

Во многих теориях (Р.С.Лазарус [40], Ж.П.Сартр [70], П.В.Симонов [69]) эмоция рассматривается как система сигналов о нарушении психической деятельности субъекта, т.е. авторы говорят о сигнальной функции эмоций. Но это назначение эмоций не выполняется само по себе, а осуществляется во взаимосвязи с другими функциями.

Большое значение отводится оценочной функции эмоций. С оценочной функцией эмоций связана функция побуждения, направляющая субъекта на освоение полезной деятельности и избегание вредного.

Достаточно изучено влияние эмоций на протикание целенаправленной деятельности. С одной стороны, эмоции могут способствовать концентрации внимания, на­правляя его на эмоционально привлекательный объект или дея­тельность, — организующая функция эмоций; с другой стороны, такое состояние субъекта может нарушать другую организован­ную деятельность, отвлекая субъекта от нее.

Таким образом, эмоция выполняет и дезорганизующую функцию.

Особое внимание отводилось взаимосвязи эмоций с процессами познания. Ряд авторов (П.К Анохин, А.Н.Леонтьев, А. Р. Лурия, П.В.Симонов) показали, что эмоции способствуют сосредоточению познавательных процессов на предметном содержании объекта или деятельности, т.е. выполняют регулятивную функцию. Причем подчеркивается, что эмоция способна оставлять следы в опыте индивида, чем закрепляются действия и воздействия ситуации, — функция закрепления-торможения (П.К.Анохин), следообразования (А.Н.Леонтьев), подкрепления (П.В.Симонов).

В работах А. В Запорожца, Я.З.Неверович говорится о том, что эмоция как сигнал о предстоящем изменении ситуации или возможном ее разрешении выполняет предвосхищающую функцию. Данная функция обеспечена тем, что актуализация следов эмоций обычно опережает развитие событий, что в свою очередь, вызывает определенные эмоциональные состояния, известные субъекту из прошлого опыта. Эвристическая функция эмоций, по мнению О.К.Тихомирова, также обеспечивается данным механизмом: эмоциональное предвосхищение событий существенно сокращает поиск способа выхода из ситуации.

Особое значение исследований роли эмоций в процессе познания уделяется синтезирующей функции. Эмоциональное переживание выступает синтезирующей основой образа. Исследователи физиологических механизмов эмоций (Д.Гассон, М.Б.Арнольд и др.) особое внимание выделяли функции активации: эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы, что, в свою очередь, вызывает мобилизацию органов действия, защитных процессов, энергетических ресурсов организма или их демобилизацию в целях накопления энергии.

         Эмоции имеют значение в процессе социального взаимодействия. Экспрессивная функция эмоций начала изучаться еще в работах Ч.Дарвина, который показал, что особые изменения в мимике и пантомимике, звуковых реакциях используются и закрепляются в эволюции как средства оповещения о состоянии организма в общении. Чем выше уровень эволюционного развития индивида тем более специфичными становятся средства его эмоциональной экспрессии.

В современной психологии столь же неоднозначно рассматри­вается и проблема эмоционального развития детей, по праву признанная одной из самых значимых и дискуссионных. Актуальной остается и проблема коррекции эмоциональных нарушений у детей, и у детей с нарушением зрения, в частности. Опираясь на теорию А.В.Запорожца об амплификации психического развития, основной линией эмоционального разви­тияданной категории детей для нас является  обогащение содержательных (переживания) и инст­рументальных (выражение) компонентов эмоциональной сферы детей в дошкольного детства. Коррекция эмоцио­нального развития с этой позиции выступает как сложный комплексный последовательный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы ребенка с нарушением зрения в контексте его общей социализации. Чем насыщеннее образовательная среда, создаваемая в дошкольном учреждении, различными оттенками положительных эмоциональных переживаний, тем коррекция вторичных эмоциональных нарущений у детей с нарушением зрения будет идти эфективней.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999.-375с.
  2. Арнолд М. Б., Гассон Дж. Чувства и эмоции как динамические факторы интеграции личности. // Психология эмоций./Сост.В. Вилюнас.- СПб.:Питер, 2008.-542с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Матвиец И.А.

Санкт-Петербург.

Определение основ коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения

Одно из направлений перестройки дошкольного воспитания- гуманизация педагогического процесса, ориентация педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним.

Развитие детей с нарушением зрения обусловлено единством биологических и социальных факторов. Ребенок с первых дней своего существования находится под влиянием окружающей его социальной среды, которая выступает важным условием развития. Развитие сложных психических процессов у слепых и слабовидящих детей зависит от эффективности образовательного процесса, решающего и коррекционные задачи.

Коррекционная направленность обучения и воспитания предусматривает развитие у ребенка процессов компенсации недостаточности, оптимизацию когнитивных ресурсов, поиск потенциальных возможностей в становлении личности. Исходные теоретические положения по вопросам компенсации нарушенных функций, изучению роли ведущей деятельности в развитии аномального ребенка были разработаны Л.С. Выготским, Т.А. Власовой, М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагиным, А.Г. Литваком, В.И. Лубовским, И.С. Маргулисом, Л.И Солнцевой и др.

 При нарушении зрения возникает ряд вторичных отклонений в развитии детей. У них ослабленные познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), происходят изменения в физическом развитии и развитии двигательных функций (нарушается быстрота, точность, координация, темп движения, соразмерность двигательных актов и др.), ограничивается овладение социальным опытом.

У слабовидящих детей наблюдается нарушение различительной способности, глазодвигательной координации, цветоразличение, сужение поля зрения. Эти нарушения приводят к изменениям в процессах восприятия: к фрагментарности, уменьшения объема, замедлению темпа, сокращения содержания, неточности, ошибочности суждений. Почти у всех слабовидящих детей проявляются особенности формирования образов (удлинение стадий и др.). Они зависят от сложности предметов и изображений, опыта ребенка в оперировании ими, характера и степени нарушения зрения. Все это предполагает дифференцированный подход к детям, применение специальных приемов и способов обучения.

Эмоциональные нарушения- одна из наиболее частых причин отклонений в психическом развитии детей.

В исследованиях (Лебединский В.В., Никольская О.С. и др.) описываются различные, часто встречающиеся в детском возрасте нарушения эмоционального развития: трудности общения со взрослыми и сверстниками, тревожность, боязливость, страхи, упрямство и др.

Эмоциональная система является одной из регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (Анохин, 1975); (Вилюнас, 1976,1986); (Изард, 1980); (Раевский, 1979);(Симонов 1970,1985 и др.).

Являясь важнейшей частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки. Психологи, психиатры, физиологи, философы изучали природу эмоций, но так и не пришли к единому мнению о роли эмоций в психическом развитии, их генезисе, структуре.

        Исследования эмоций осложняют и терминологические расхождения исследователей.        Различие теоретических позиций проявлялось и в представлениях об эмоции. Эмоция определялась как « состояние, регулирующее телесные действия» (Б.Спиноза); «особое состояние сознания» (когнитивные теории), «любое переживание сильного чувства, обычно сопровождаемое соматическими изменениями» (Н.Е.Миллер, 1948); «результат взаимодействия потребности и возможности ее удовлетворения» (П.В. Симонов). Практически любое событие вызывает у человека эмоциональную реакцию — эмоцию или чувство. В то же время в ситуации угрозы возникает особое эмоциональное состояние, которое в современной психологии обозначается термином «аффект».

        В данной статье мы определяем термин эмоции как обширный класс процессов внутренней регуляции психической деятельности. Большинство исследователей проблемы эмоций, независимо от теоретического направления, считали, что целостное определение эмоции должно принимать во внимание три аспекта:

        1) переживание ощущения эмоции, которая является относительно субъективным;

2) наличие физиологической активации процессов, происходящих в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организма;

3) фиксацию выразительных комплексов эмоций, поддающихся наблюдению

Во многих теориях (Р.С.Лазарус [40], Ж.П.Сартр [70], П.В.Симонов [69]) эмоция рассматривается как система сигналов о нарушении психической деятельности субъекта, т.е. авторы говорят о сигнальной функции эмоций. Но это назначение эмоций не выполняется само по себе, а осуществляется во взаимосвязи с другими функциями.

Большое значение отводится оценочной функции эмоций. С оценочной функцией эмоций связана функция побуждения, направляющая субъекта на освоение полезной деятельности и избегание вредного.

Достаточно изучено влияние эмоций на протикание целенаправленной деятельности. С одной стороны, эмоции могут способствовать концентрации внимания, направляя его на эмоционально привлекательный объект или деятельность, — организующая функция эмоций; с другой стороны, такое состояние субъекта может нарушать другую организованную деятельность, отвлекая субъекта от нее.

Таким образом, эмоция выполняет и дезорганизующую функцию.

Особое внимание отводилось взаимосвязи эмоций с процессами познания. Ряд авторов (П.К Анохин, А.Н.Леонтьев, А. Р. Лурия, П.В.Симонов) показали, что эмоции способствуют сосредоточению познавательных процессов на предметном содержании объекта или деятельности, т.е. выполняют регулятивную функцию. Причем подчеркивается, что эмоция способна оставлять следы в опыте индивида, чем закрепляются действия и воздействия ситуации, — функция закрепления-торможения (П.К.Анохин), следообразования (А.Н.Леонтьев), подкрепления (П.В.Симонов).

В работах А. В Запорожца, Я.З.Неверович говорится о том, что эмоция как сигнал о предстоящем изменении ситуации или возможном ее разрешении выполняет предвосхищающую функцию. Данная функция обеспечена тем, что актуализация следов эмоций обычно опережает развитие событий, что в свою очередь, вызывает определенные эмоциональные состояния, известные субъекту из прошлого опыта. Эвристическая функция эмоций, по мнению О.К.Тихомирова, также обеспечивается данным механизмом: эмоциональное предвосхищение событий существенно сокращает поиск способа выхода из ситуации.

Особое значение исследований роли эмоций в процессе познания уделяется синтезирующей функции. Эмоциональное переживание выступает синтезирующей основой образа. Исследователи физиологических механизмов эмоций (Д.Гассон, М.Б.Арнольд и др.) особое внимание выделяли функции активации: эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы, что, в свою очередь, вызывает мобилизацию органов действия, защитных процессов, энергетических ресурсов организма или их демобилизацию в целях накопления энергии.

        Эмоции имеют значение в процессе социального взаимодействия. Экспрессивная функция эмоций начала изучаться еще в работах Ч.Дарвина, который показал, что особые изменения в мимике и пантомимике, звуковых реакциях используются и закрепляются в эволюции как средства оповещения о состоянии организма в общении. Чем выше уровень эволюционного развития индивида тем более специфичными становятся средства его эмоциональной экспрессии.

В современной психологии столь же неоднозначно рассматривается и проблема эмоционального развития детей, по праву признанная одной из самых значимых и дискуссионных. Актуальной остается и проблема коррекции эмоциональных нарушений у детей, и у детей с нарушением зрения, в частности. Опираясь на теорию А.В.Запорожца об амплификации психического развития, основной линией эмоционального развитияданной категории детей для нас является  обогащение содержательных (переживания) и инструментальных (выражение) компонентов эмоциональной сферы детей в дошкольного детства. Коррекция эмоционального развития с этой позиции выступает как сложный комплексный последовательный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы ребенка с нарушением зрения в контексте его общей социализации. Чем насыщеннее образовательная среда, создаваемая в дошкольном учреждении, различными оттенками положительных эмоциональных переживаний, тем коррекция вторичных эмоциональных нарущений у детей с нарушением зрения будет идти эфективней.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999.-375с.
  2. Арнолд М. Б., Гассон Дж. Чувства и эмоции как динамические факторы интеграции личности. // Психология эмоций./Сост.В. Вилюнас.- СПб.:Питер, 2008.-542с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).

Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...

Восприятие музыки как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Курсовой проектпо профессиональному модулю организация различных видов детской деятельности  и общения детей...

Рецензия на программу по развитию мелкой моторики "Очумелые ручки" для детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Рецензия на программу   по развитию мелкой моторики учителя - тифлопедагога МАДОУ №3 "Надежда" Казеевой Ларисы Геннадьевны....

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация...

Приемы развития эмоционального интеллекта дошкольника

Приемы развития эмоционального интеллекта дошкольника...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ «ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕАТР»)

В статье описан опыт практического применения методов воспитания, направленных на развитие эмоциональной сферы студента на примере организации и проведения в Чебоксарском экономико-технологическом кол...

Статья "ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА"

В статье приводятся теоритические и методологические аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов с нарушением зрения на территории города Кызыла Республики Тыва.Правильное разв...