Олимпиада по психологии
олимпиадные задания

Ольга Александровна Смотрова

Олимпиада по психологии среди студентов педагогических специальностей проводится с целью обобщения и систематизации знаний, способствует формированию умения применять теоретические знания в нестандартной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_psihologii.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБПОУ «СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ В.М.КЛЫКОВА

ПОДГОТОВИЛА:

 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ

О.А.СМОТРОВА

Дидактические цели:

обобщить и систематизировать  знания обучающихся по дисциплине ОП.02 Психология, способствовать формированию умения применять  знания в нестандартной  ситуации.

Развивающие цели:

развивать внимание, память, мышление, творческое воображение; выработать навыки общения и публичного выступления;

Воспитательные цели:

воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, выдержку, чувство ответственности; повысить общую культуру обучающихся.

 Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор.

Предварительная работа: изучение психологической литературы; подготовка оборудования, презентации, раздаточного материала; составление заданий;  инструктаж участников.

Используемая литература:

  1. Дубровина И.В. Психология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под ред. И.В.Дубровиной. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012
  2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебн. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2011
  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий  В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.– М.: ТЦ Сфера, 2013
  4. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2012
  5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2012
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М.: Издательство Юрайт; МГППУ, 2010
  7. Общая психология/Под общей ред. Е.И.Рогова. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ»; Феникс, 2010
  8. Общая психология: в 7 т.: учебник для студентов высших учебных заведений/Под ред. Б.С.Братуся. – М.: Издательский центр «Академия», 2010

Интернет-ресурсы: Курс «Основы психологии», «Возрастная психология», «Педагогическая психология». Форма доступа: http://www.psychology.ru, http://www.nsu.ru/psych/internet/, http://psy.piter.com/, http://www.psycho.all.ru/, http://psychology.net.ru/, http://psy.rin.ru

                                     

Х О Д:

Участники рассаживаются за столы. Вступительное слово ведущего-преподавателя. Представление жюри, участников. Олимпиада объявляется открытой.

  1. Конкурс «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»

Задание: Рассказать о себе /в письменной форме/, используя как можно больше психологических терминов.

В качестве критериев оценки используются следующие показатели: количество используемых психологических терминов и понятий (от 1-5 – 1 балл; от 6-10 – 2 балла; от 11-15 – 3 балла; от 16-20 – 4 балла; от 21-25 – 5 баллов; от 26 и выше –  6 баллов), законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность сюжета – 5 баллов (максимальное количество баллов – 11).

                                               /Время выполнения 15 минут/

  1. Конкурс «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УЛИТКА»

  ЗАДАНИЕ: Необходимо вписать в «улитку» психологические термины так, чтобы конец первого слова был началом второго и так далее (за каждое правильно вписанное слово – 1 балл, максимальное количество баллов - 9)

                         

 

1. О

Б

Ъ

Е

2. М

Е

Л

А

Н

Х

О

Л

И

3. К

Р

И

 

П

Е

Р

А

М

Е

Н

8. Т

Р

У

9. Д

Е

Я

З

 

М

Т

И

 

Е

Е

4. С

 

7. Т

Ь

Т

С

О

Н

Ь

Л

Т

 

К

Р

 

Е

Ф

Ф

6. А

К

Н

Е

Ц

О

О

М

А

5. С

С

Е

  1. Свойство внимания: количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно
  2. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события
  3. Критический период при переходе  от одной возрастной стадии к другой
  4. Состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку
  5. Оценка личность самой себя
  6. Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов
  7. Индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.
  8. Деятельность  человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.
  9. Специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

  1. КОНКУРС «ПСИХОЛОГИЯ В СТИХАХ»

ЗАДАНИЕ: найдите решение психологической задачи, описанной в стихотворении. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимальное количество баллов – 6).

– О каком анализаторе идет речь в стихотворении? Поясните свой ответ.

Глаза – широкие ворота.
Весь мир проходит через них.
Идет без просу и отчета
добро и зло мастей любых.
Все, что вне нас и вокруг нас,
вбирает, поглощает глаз.
Э.Межелайтис

(Зрительный анализатор. Почти 90% всей информации об окружающем мире поставляет нам анализатор, который можно назвать «солнечным органом» – глаз)

– Какой вид памяти описан в данном отрывке?

Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! Уж не бывать!

Прошли восторги и печали,

И легковерные мечты…

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты…

        А.С.Пушкин        

(Эмоциональная память)

– О каком законе восприятия времени пишет автор?

Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его…

Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
С.Я.Маршак

(Временные отрезки, заполненные интересной, эмоционально насыщенной деятельностью, недооцениваются, а время, связанное со скукой или ожиданием, переоцениваются)

– Какое эмоциональное состояние описывается в стихотворении?

Тогда на землю я упал,

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горячею рекой.

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

(Аффект. Теряя власть над собой, человек как бы весь отдается переживанию)

– Какой прием использован для создания образов творческого воображения?

А то свищет Соловей да по-соловьиному,

Он кричит злодей Разбойник по-звериному.

И от его ли-то от посвисту соловьиного,

И от его ли-то от покрику звериного,

То все травушки-муравы уплетаются,

Все лазуревы цветочки осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются,

А что есть людей, то все мертвы лежат…

А.С.Пушкин «Илья Муромец и Соловей разбойник»

(Гиперболизация)

О каком познавательном процессе идет речь?

...Кладовая. Подземелье.

 Жизнь как попало сброшена туда.

Спят на приколе мертвые суда,

Недвижные, не сдвинутые с мели…
Павел Антокольский

(память)

  1. ТЕСТ-ВИКТОРИНА

«ДЕВОЧКИ – НАЛЕВО, МАЛЬЧИКИ – НАПРАВО!»

ЗАДАНИЕ: найти решение ситуации. За каждое правильно выполненное задание – 1 балл (максимальное количество баллов – 10).

Ситуация

Эталон ответа

  1. Мужчина и женщина открывают коробку с шоколадными конфетами, полученную в подарок. Один из них берет конфету и сразу начинает, есть, а другой только осторожно откусывает кусочек, пробуя начинку. Кто надкусывает конфету:

Женщина. Обычно мужчины не так придирчивы. Для женщины такое поведение традиционно.

  1. На вечеринке один из гостей утверждает, что сегодня люди потеряли интерес к полетам на Луну. Хозяин соглашается и приводит в подтверждение данные социологических исследований. Однако другой из присутствующих не соглашается, аргументируя это так: «Не верю в эти исследования, лично я хочу полететь на Луну». Представитель, какого пола рассуждает так?

Женщина. Она убеждена, что ее мнение должны разделять все, потому что оно единственно верное. Мужчины более реалистичны и прагматичны.

  1. Вечером супружеская пара читает книги, в соседней комнате спит их больной ребенок. Один из них поднимает голову от книги и говорит: «Ты беспокоишься? Не надо, врач сказал, что ничего страшного». Кто из них заметил тревогу и обеспокоенность другого?

Мужчина. В результате психологических исследований установлено, что мужчины лучше чувствуют психологическое состояние женщины.

  1. Супруги обедают в ресторане. Один из них заказывает незнакомое, но разрекламированное блюдо, а другой выбирает то, которое заказывает обычно. Кто из них любопытный чревоугодник?

Женщина. По результатам исследований психологов известно, что представительницы прекрасного пола более любопытны, стремятся попробовать что-то новое и незнакомое.

  1. Семья посещает магазин бытовых приборов и инструментов. В одном конце представлены самые современные изделия, а в другом – знакомые, широко и давно используемые. Кто из двоих проявит интерес прежде всего к новым изделиям?

Мужчина. Ученые из Института по изучению проблем мотивации во Флориде утверждают, что мужчины более любопытны, когда речь идет о технических новинках.

  1. Супружеская пара принимает решение обновить свой гардероб и наносит визит в магазин одежды. Один из них сразу же направляется к продавщице и объясняет точно, какой модели и цвета одежда ему необходима. Другой обходит весь магазин и на вопрос продавщицы отвечает, мол, еще не решил, что купить. Кто из них колеблется в выборе?

Женщина. Установлено, что мужчины ходят в магазин с точно определенной целью, зная, что хотят купить, а женщины решают это на месте.

  1. Мужчина и женщина едут на машине. Горючее на исходе, даже начинает гореть сигнальная лампочка. Один из них предлагает остановиться и заправиться на ближайшей бензоколонке, но другой настаивает на том, чтобы продолжить путь и доехать до следующей колонки, потому что там меньше очереди и горючее дешевле. Кто из двоих более расположен к риску?

Мужчина. По мнению заправщиков на бензоколонках, мужчины склонны вести свои машины на пределе, пока не кончится бензин, а женщины от этого сильно нервничают и предпочитают не рисковать.

  1. Семья отправилась на прогулку по незнакомому городу и заблудилась, не может найти обратную дорогу в гостиницу. Один предлагает узнать у кого-то из прохожих о правильной дороге. Другой предлагает искать путь самим и продолжать движение. Кто не желает обращаться за помощью?

 

Мужчина. Мужчины почти всегда уверены, что сами найдут правильный путь, и редко предполагают обратное. Женщинам такая самоуверенность не свойственна.

  1. Машина останавливается у бензоколонки. И заправщик предлагает: «Хотите проверить масло?» Один из супругов отвечает: «Нет, спасибо, мы спешим». Другой склонен принять дополнительную услугу. Кто из двоих не хочет проверять масло?

   

Женщина. Психологи полагают, что по природе женщины интересуются больше людьми, а мужчины – механизмами и вещами.

  1. Перед красным сигналом светофора на трех полосах остановились три машины, и еще не загорелся зеленый свет, как один из трех водителей резко трогается с места. Каков его пол?

Мужчина. Для мужчины машина – символ авторитета, власти и силы. Женщины так не считают и используют другие способы, чтобы проявить свою силу, притом более успешно.

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ

ЗАДАНИЕ: найти решение ситуации. За правильно выполненное задание – 3 балла.

Инспектор Варнике – главный герой криминальных задач, публиковавшихся в 1960-70-х годах в журнале «Наука и жизнь». Эти задачи представляли собой вольный перевод историй из немецкого журнала «Ойленшпигель».

Дело №1. Похищение старинного бокала

– Я совершенно не могу себе представить, господин инспектор, кому мог понадобиться бокал XVII века, тем более что продать его невозможно. – Такими словами встретил инспектора Варнике директор музея. – Вчера вечером бокал был на месте. После меня в комнату никто посторонний не заходил. Я сам ее запер. Уборку в музее производят супруги Цейзиг, они работают у нас очень давно и, конечно, вне всяких подозрений.

– Да, господин инспектор, во время вечерней уборки все было в порядке, – сказал господин Цейзиг.

Инспектор Варнике на мгновение задумался.

– Как давно вы начали коллекционировать музейные редкости? – вдруг спросил он Цейзига.

Что позволило инспектору Варнике заподозрить в краже бокала семью Цейзиг?

Ответ. Семья Цейзиг стала жертвой профессиональной привычки. Супруги, похитив бокал, убрали осколки стекла витрины.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: максимальное количество баллов, которое может набрать участник по итогам конкурсов – 39

ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЛИМПИАДЫ

    НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России....

Контрольная работа по дисциплине «Психология физической культуры и спорта» по разделам: «Психология личности спортсмена» «Психологическое обеспечение спортивной деятельности».

                  Контрольная работа в виде теста по дисциплине «Психология физической культуры и спорта» по разделам: «Психология личности спо...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по психологии"

Методическая разработка  олимпиады  по  психологии для  студентов 2 курсов  колледжей....

Презентация группового тура олимпиады Психология без границ

В данной презентации содержится творческая работа команды "ЛУЧ" средней возрастной группы. В презентации отражена совместная работа обучающихся над заданиями группового тура олимпиады. Выполняя совмес...

Подготовка студентов к VI Олимпиаде по психологии

Подготовка студентов к VI  Олимпиаде по психологии на тему «История психологии» (проведение 1 тура)...

Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"

Методическая разработка  урока  по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного з...

Олимпиада по психологии

Олимпиада по психологии...