Мотивация студентов к внеаудиторной самостоятельной работе
презентация к уроку

Серов Александр Юрьевич

Доклад на "Школе молодого педагога" предствален в виде презентации с звуковым сопровождением (доклад проводится во время дистанционного обучения). В докладе рассмотрены вопросы форм ВСР, условия для эффективной организации ВСР, факторы мотивирующие на выполнение ВСР, а также причины приводящие к снижению интереса у студентов к выполнению, а иногда и участию во ВСР. Приведен пример личного практического опыта по организации ВСР. Сделаные выводы и заключение обобщает изложенный материал и акцентирует внимание на основных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мотивация студентов к ВСР1.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мотивация студентов к внеаудиторной самостоятельной работе Докладчик: Серов А.Ю. 28.05.2020

Слайд 2

«За один день вы можете преподать студенту урок, но если вы воспитаете в нём любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь» Клэй П. Бедфорд «Главная цель обучения - научить думать, а не научить думать каким-то особым образом. Лучше развивать свой собственный разум и учиться думать самим, чем загружать в свою память множество мыслей других людей» Джон Дьюэй

Слайд 3

Определение Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСР) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия

Слайд 4

Определение Мотивация (от лат. movere ) —динамический процесс психофизического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности

Слайд 5

Определение В применении к образовательному процессу: мотивация - стремление обучающихся к приобретению и закреплению знаний, личностному самосовершенствованию и саморазвитию, выработке нового опыта и закреплению полученных знаний и навыков

Слайд 6

Цель и задачи ВСР Цель: формирование общих и профессиональных компетенций Задачи: закрепление и расширение знаний, умений, полученных студентами во время аудиторных занятий; приобретение дополнительных знаний и навыков по дисциплинам и модулям учебного плана; формирование умений использовать различные информационные источники: нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развитие навыков самоорганизации; формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию , самосовершенствованию и самореализации; выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной теоретической, практической и учебно-исследовательской деятельности .

Слайд 7

Требования и условия эффективной организации ВСР С оответствие объёма заданий ВСР учебному плану изучаемой дисциплины/ПМ; наличие необходимого информационного фонда для ВСР и возможности работы с ним во внеаудиторное время; обоснованность содержания заданий, входящих в самостоятельную работу студентов; связь самостоятельной работы с изучаемыми темами рабочих учебных программ дисциплин/ПМ; развитие у студентов навыков самоорганизации; сопровождение преподавателями всех этапов выполнения самостоятельной работы студентов, текущий и конечный контроль ее результатов.

Слайд 8

Формы ВСР Написание реферата Цель: расширение научного кругозора, овладение методами теоретического исследования, развитие самостоятельности мышления студента. Написание эссе Цель: развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей .

Слайд 9

Формы ВСР Подготовка доклада Цель: расширение научного кругозора, овладение методами теоретического исследования, развитие самостоятельности мышления студента. Подготовка курсовой работы Цель: систематизация теоретических знаний и практических навыков, полученных при изучении дисциплин/ПМ, предусмотренных ФГОС по специальности и направлению. Написание конспекта Цель: выработка умений и навыков грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме в виде конспекта.

Слайд 10

Формы ВСР Составление глоссария Цель: повышение уровня информационной культуры; приобретение новых знаний; отработка необходимых навыков в предметной области учебного курса. Разработка проекта (индивидуального, группового) Цель: развитие способности прогнозировать, проектировать, моделировать. Выполнение кейс-задания Цель: формирование умений анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях недостаточной информации.

Слайд 11

Формы ВСР Составление тематического портфолио работ Цель: развитие способности к систематизации и анализу информации по выбранной теме, работе с эмпирическими данными, со способами и технологиями решения проблем. Информационный поиск Цель: развитие способности к проектированию и преобразованию учебных действий на основе различных видов информационного поиска. Использование инфографики Цель: усвоение отношений между понятиями или отдельными разделами темы с помощью инфографики *. * Инфографика - область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний .

Слайд 12

Формы ВСР Составление тематического портфолио работ Цель: развитие способности к систематизации и анализу информации по выбранной теме, работе с эмпирическими данными, со способами и технологиями решения проблем. Информационный поиск Цель: развитие способности к проектированию и преобразованию учебных действий на основе различных видов информационного поиска. Использование инфографики Цель: усвоение отношений между понятиями или отдельными разделами темы с помощью инфографики *. * Инфографика - область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний .

Слайд 13

Формы ВСР Разработка мультимедийной презентации Цели: освоение учебного материала; формирование специальных компетенций, обеспечивающих возможность работы с информационными технологиями. Составление тематического портфолио работ Построение сводной (обобщающей) таблицы Цель: усвоение отношений между понятиями или отдельными разделами темы с помощью построения таблицы . Использование граф-схемы Цель: усвоение отношений между понятиями или отдельными разделами темы и отражение их с помощью граф-схемы*. * Граф-схема — графическое изображение логических связей между основными субъектами текста .

Слайд 14

Этапы организации ВСР 1 этап - подготовительный : определение целей; составление программы; подготовка методического обеспечения. 2 этап – основной: реализация программы; использование приемов поиска информации; усвоения, переработки, применения, передачи знаний; фиксирование результатов; самоорганизация процесса работы. 3 этап – заключительный: оценка значимости и анализ результатов; систематизация результатов; оценка эффективности программы и приемов работы; выводы по оптимизации программы.

Слайд 15

Методы оценивания ВСР Традиционные формы контроля: з ачёт экзамен Бально -рейтинговая система Тестирование с использованием технических средств Автоматизированные обучающе -контролирующие системы (самоконтроль) Контрольно-оценочные средства

Слайд 16

Виды контроля ВСР К орректирующий : осуществляется во время индивидуальных консультаций по поводу выполнения формы самостоятельной работы. Констатирующий: по результатам выполнения специальных форм самостоятельной работы. Самоконтроль: осуществляется самим студентом. Текущий: ход выполнения форм самостоятельной работы, установленных рабочей программой. П ромежуточный : оценка результата обучения как итога выполнения студентом всех форм самостоятельной работы.

Слайд 17

Факторы мотивации выполнения ВСР ВСР как подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности: преподаватель на всех этапах ВСР должен актуализировать связь видов и форм ВСР, методологию оценивания результатов с будущей практической профессиональной деятельностью. Полезность выполняемой работы: обучающийся должен знать и понимать что выполняемые им работы могут быть использованы в образовательном процессе. Это приводит к повышению качества результата задания. Преподавателю важно психологически на­строить студента, показав ему, как необходима выполняемая им работа.

Слайд 18

Факторы мотивации выполнения ВСР Готовность студента к самостоятельному труду: зависит от уровня личностной мотивации к овладению ОК и ПК, способности преподавателя заинтересовать студента различными формами ВСР. Важно создавать разнообразные формы ВСР, иногда и личностно-ориентированные. Привлекать обучающихся к оцениванию выполняемых заданий (взаимоконтроль), показывать личностную заинтересованность в результативности деятельности студентов. Вовлечение студентов в творческую деятельность: участие в научно-исследовательской или методической работе по изучаемым дисциплинам. Возможность активного и неформального участия в образовательном процессе обучающегося мотивирует к более глубокому овладению компетенциями.

Слайд 19

Факторы мотивации выполнения ВСР Применение методов «интенсивной» педагогики: при разработке заданий - отдавать предпочтение активным методам обучения. Кейс-задания эффективнее развивают ОК и ПК, по сравнению с конспектированием материала. Привлечение к участию в олимпиадах, профессиональных конкурсах: демонстрация на различных уровнях достигнутых результатов повышает интерес к профессии и мотивирует к дальнейшему углубленному освоению компетенций, а также выполнение заданий различных уровней сложностей способствует развитию индивидуальных качеств обучающегося (способность к коммуникации, поиску и систематизации информации, принятию индивидуальных и командных решений).

Слайд 20

Факторы мотивации выполнения ВСР Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры ): эти факторы повышают стремление к состязательно­сти, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента. Поощрение за успехи в учебе и творческой деятельности (стипен­дии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу: за работу, сданную раньше срока, можно поставить повышенную оценку, а в противном случае - ее снизить .

Слайд 21

Факторы мотивации выполнения ВСР Л ичность преподавателя : преподаватель может быть примером для студента как профессионал и как творческая личность. Он должен помочь студенту раскрыть свой потенциал, определить перспективы внутреннего роста. Постоянная методическая поддержка обучающегося: графики самостоятельной работы, содержащие перечень форм и видов ВСР, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля за ней; четкие методические указания по ВСР, содержащие мотивационную характеристику изучаемых тем, структурно-логические и графологические схемы по изучаемым темам, списки основной и дополнительной литературы для изучения тем дисциплины/ПМ, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, чек-листы выполняемых манипуляций и др.

Слайд 22

Факторы мотивации выполнения ВСР Создание в коллективе обучающихся атмосферы стремления к активной познавательной деятельности : поощрение к самостоятельной работе не только во внеаудиторное время, но и при проведении аудиторных занятий. Важно выявить среди обучающихся тех, кто заинтересован в углубленном изучении дисциплины/ПМ и опираясь на них создать актив группы, постоянно вовлекая в него новых участников. Это может дополнительно мотивировать членов учебной группы, которые слабо ориентированы на углубленное изучение учебного материала, там самым повышая средний балл учебной группы.

Слайд 23

Факторы мотивации выполнения ВСР Реализация непрерывной индивидуальной работы : постоянно проводить мониторинг учебной атмосферы в группе, поддерживая заинтересованность в изучаемом предмете у всех членов учебной группы. Практика ориентироваться на успехи «сильных» членов группы, не только пагубна, но и может привести к снижению показателей и заинтересованности всех обучающихся в группе. Важно разрабатывать не только индивидуальные задания, но групповые, включая в команду как «сильных» так и «слабых» студентов.

Слайд 24

Факторы, снижающие эффективность ВСР Ощущение « запрограммированности »: студент осуществляет только основной этап ВСР, а ориентировочные и контролирующие функции выполняет преподаватель ; з адействован минимум познавательных возможностей студента и только при условии внешних побуждений. Слишком высокая «цена» активности: самостоятельная работа требует от студентов слишком много усилий по сравнению с достигнутым результатом, поэтому важно ознакомить их с наиболее рациональными способами решения задач или уменьшить объем работы в соответствии с реальными возможностями ее выполнения.

Слайд 25

Факторы, снижающие эффективность ВСР Последствия непризнания результата: если в процессе самостоятельной деятельности студента результаты не оценивались преподавателем (не проверялись конспекты, не предоставлялась возможность для выступления на занятии, не оценивалось практическое задание ), то он может потерять желание работать дальше. Обученная беспомощность: если студент не смог достичь положительного результата , несмотря на усилия , и это повторялось не один раз, то этот факт сдерживает его активность в дальнейшем. Поэтому желательно подбирать посильные задачи , создавать «ситуацию успеха» и отмечать меньшие достижения .

Слайд 26

Факторы, снижающие эффективность ВСР Привычка идти « по пути наименьшего сопротивления »: в процессе выполнения самостоятельных заданий студенты нередко выбирают легкий путь (переписывают или копируют конспекты, на занятия приносят ксерокопию страниц из книги, «скачивают» готовый материал из Интернета). В данной ситуации необходимо формировать задания, для выполнения которых студент будет вынужден использовать свой потенциал, а также не оценивать положительно работы выполнение под «копирку» с обоснованием неудовлетворительной оценки . При создании заданий для нескольких учебных групп - предусмотреть вариабельность форм ВСР по одной теме .

Слайд 27

Факторы, снижающие эффективность ВСР Влияние групповых установок: формирование в студенческой группе определенного общественного мнения относительно отношения к разным видам активности членов группы (одна активность не принимается или осуждается большинством , другая – поддерживается) или негативное отношение к учебно-познавательной деятельности и проявлениям активности. Для решения этой ситуации следует принимать комплексное решение: вовлекать в решение проблемы и классного руководителя, воспитательный и учебный отдел образовательного учреждения, но в первую очередь преподаватель должен стать примером для учебной группы, вовлекая ее в учебно-познавательную деятельность , используя факторы, повышающие мотивацию к ней.

Слайд 28

Факторы, снижающие эффективность ВСР Отсутствие опыта самостоятельности: п ри неумении планировать свое время, самостоятельно организовывать свою работу и т. п., необходимо ориентироваться в выборе заданий на общие характеристики группы, постепенно наращивая сложность заданий и оказывая постоянную методическую поддержку. Для адаптации к новым учебным условиям возможно привлечение психолога или социального педагога образовательного учреждения .

Слайд 29

Факторы, снижающие эффективность ВСР Неразвитость волевой саморегуляции (лень ): н еобходимость выполнить работу, преодолеть трудности, доводить дело до конца - непосильная задача, которая обостряется из-за отсутствия положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности. Ошибочны убеждения в том, что знания студенты должны получать от преподавателя в готовом виде на лекциях или практических занятиях. Но знания - продукт работы человеческого сознания и имеют сугубо индивидуальный характер. Знания должны приобретаться в процессе обучения, учения , самостоятельной исследовательской деятельности. Только в этом случае они приобретают личностный смысл, становятся достоянием студента, формируя его как будущего профессионала. Формировать задания для таких студентов необходимо исходя из их личностных качеств.

Слайд 30

Практический опыт О сновными формами ВСР, используемыми в педагогической деятельности, являются: эссе, доклады, кейс-задания, н аписание курсовых работ, с оздание мультимедийных презентаций, сбор, обработка и анализ информации тематических сайтов сети Internet . Использование данных форм ВСР позволяет не только уложиться в часы отведенные на ВСР по темам, предусмотренным рабочей учебной программой, но и развивать у обучающихся творческий потенциал, углубляя их профессиональные знания и повышая интерес к будущей профессии.

Слайд 31

Практический опыт Нерациональное использование различных форм ВСР приводит: к необоснованному увеличению нагрузки на студента, снижению качества знаний, которыми обучающиеся должны овладеть выполняя ВСР ф ормализации ВСР. Например: составление конспекта по теме, изученной на аудиторном занятии приводит к «копированию» материала у других студентов, снижает интерес к выполнению ВСР, не расширяет кругозор обучающихся.

Слайд 32

Практический опыт Пример ВСР по теме: «Уход за стомами кишечника» Цель: углубление знаний обучающегося по теме Задачи: проанализировать материалы по данной теме на сайте https:// www.coloplast.ru с оставить краткий конспект по предложенному плану р ешить ситуационную задачу, составив план ухода и решения проблем стомированного пациента Выполнение данных задач позволяет: и ндивидуализировать работу студента (при копировании конспекта без изучения материала не возможно эффективное решение конкретной ситуационной задачи) п ровести актуализацию теоретической информации путем практического ее подтверждения (обучающийся анализируя информацию на сайте понимает ее практическую ценность)

Слайд 33

Практический опыт Пример составления плана конспекта « С томы кишечника» № п/п Разделы конспекта 1. Виды и характеристика стом кишечника 2. Ранний послеоперационный уход за стомой : - осмотр; - контроль за выделениями из стомы ; - уход за кожей вокруг стомы ; - рекомендации по питанию 3. Виды калоприемников и методика их применения в соответствии с видом стомы 4. Средства ухода за кожей вокруг стомы 5. Аксессуары 6. Рекомендации по уходу за стомой в домашних условиях: уход за кожей; правильный подбор калоприемника; обучение правилам замены калоприемника; рекомендации по питанию: универсальная диета, особенности диеты при запоре, диарее

Слайд 34

Практический опыт Необходимо еще раз отметить, что при формулировании задания и в процессе его выполнения необходимо: дать четкую инструкцию по его выполнению; о существлять своевременную методическую помощь: обучающийся должен иметь возможность обратной связи с преподавателем до момента сдачи результатов ВСР; о бъем задания должен соответствовать отведенному на его выполнение времени: предусмотреть реальное время с момента выдачи задания до момента сдачи результата с учетом возможных дополнительных консультаций.

Слайд 35

Практический опыт Пример ВСР «Принципы рационального и адекватного питания» Целью ВСР по данной теме являлось проанализировать самостоятельно собранную информацию по пищевым привычкам респондентов, уровню информированности о принципах правильного питания и причинах, приводящих к нарушению данных принципов. На основании собранной информации, группой студентов разрабатывались универсальные рекомендации по мотивации к соблюдению принципов правильного питания. Итогом ВСР являлась мультимедийная презентация и аналитический доклад. Доклад с демонстрацией презентации проводился во внеурочное время для студентов 1-4 курсов. Таким образом знания приобретенные на аудиторных занятиях не только закреплялись, но и расширялись, а также подтверждались практическим опытом. Для части студентов демонстрация результатов ВСР являлась дополнительным мотивационным фактором к участию в ВСР.

Слайд 36

Практический опыт О сновные факторы, снижающие интерес студента к внеаудиторной самостоятельной работе: с тереотип «преподаватель должен материал дать, а студент его выучить» Решение: заинтересовать студента к выполнению ВСР путем разнообразных форм ВСР и мотивация системой оценивания, а также профессиональное ориентирование заданий. л ень обучаемого Решение: мотивация личностью преподавателя и заинтересованностью в будущей успешной практической деятельности

Слайд 37

Практический опыт - формальный подход преподавателя к заданиям ВСР Решение: задания ВСР формируются с ориентацией на практическую деятельность и особенности обучаемой группы и индивидуумов. Оценка результатов проводиться в кратчайшее сроки с разъяснением полученных оценок и ошибок Особенности обучаемой группы (групповые установки) Решение: создание условий, при которых группа будет понимать необходимость выполнения заданий ВСР, мотивация «активных» участников группы, поощрение «слабых» участников группы

Слайд 38

Практический опыт - неэффективная система оценивания результатов ВСР Решение: индивидуализация системы оценивания «сильных» и «слабых» участников учебного процесса Отсутствие или слабая методическая поддержка преподавателя Решение: организация методической поддержки и консультирования во вне аудиторное время (организация очных или дистанционных консультаций)

Слайд 39

Выводы Основные факторы, позволяющие повысить эффективность выполнения ВСР, является: л ичность преподавателя: его ориентация на будущую практическую деятельность, принципиальность и последовательность в обучении, личностная заинтересованность в неформальных успехах студентов и самоотдача вовлекает обучающегося в учебный процесс и, в частности, в ВСР; п оследовательность и преемственность на всех этапах обучения: весь преподавательский коллектив должен создавать единые условия и требования для реализации рабочей учебной программы, в том числе и ВСР.

Слайд 40

Заключение В мотивации обучающихся к ВСР важным является личность преподавателя, как педагога и профессионала в преподаваемой дисциплине/ПМ. Именно личность преподавателя, его умение заинтересовать в своем предмете, используя не только различные педагогическое приемы заданий ВСР, но собственный пример мотивируют к глубокому овладению ОК и ПК. Э ффективность применения метода «погружения» или цикловое обучение: сокращение интервала между занятиями по дисциплине/ПМ приводит к снижению степени «забывания» и, как следствие этого, к закреплению и систематизации знаний и умений. Ориентация педагога и обучающегося только на высокий балл оценки, приводит к фокусировке на результате а не на качестве выполняемой работы. Важно научить студента объективно оценивать свою собственную работу, уметь видеть в ней как положительные моменты, так и недостатки. Эффективная самостоятельная работа студента – это непрерывная индивидуальная самостоятельная учебная деятельность.

Слайд 41

Желаю успехов! Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов-заочников приосвоении профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по рабочей профессии Оператор машинного доения

Рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работ студентами заочной формы обучения по специальности 36.02.02 Зоотехния  разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы...

Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы студентов ПМ. 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 03: «Технология оказания медицинских услуг» по теме: «Организация ухода за стомами»

Предлагаемая рабочая тетрадь по МДК 03: «Технология оказания медицинских услуг» разработана для самостоятельной внеаудиторной работы студентов на основании требований ФГОС и рабочей програ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины ОУД.10 Астрономия для студентов I курса

Комплект методических рекомендаций  по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ОУД.10 Астрономия, разработан на основе Федерального государственного образовательно...

Комплексные задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по МДК 02.02 "Организация физкультурно-спортивной работы" (часть 1)

Подобранный материал призван оказать существенную помощь преподавателям при составлении заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ОФСР...

Комплексные задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по МДК 02.02 "Организация физкультурно-спортивной работы" (часть 2)

Подобранный материал призван оказать существенную помощь преподавателям при составлении заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ОФСР...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ по дисциплине «СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

СОДЕРЖАНИЕ   страницаПояснительная записка4Планирование внеаудиторной самостоятельной работы5Методические рекомендации по подготовке конспекта6Методические рекомендации по подготовке со...