Конспект урока по дисциплине ОП.02 Психология по теме: Подростки "группы риска"
план-конспект урока

Ольга Александровна Смотрова

Наиболее существенная задача данного занятия – получение представления о работе с «трудными» детьми. На этот вопрос не существует однозначного ответа, нет списка мер, которые могут наверняка привести к успеху. В обсуждении вопросов при помощи метода «анализ конкретных ситуаций» сформировать представление о том, что подросток вообще и «трудный» в частности для педагога задает проблемное пространство, каждое педагогическое взаимодействие представляет собой творческую задачу с разными вариантами решений и не гарантированными результатами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podrostki_gruppy_riska.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.02 ПСИХОЛОГИЯ

НА ТЕМУ: ПОДРОСТКИ «ГРУППЫ РИСКА»

Цель урока: способствовать обобщению и актуализации знаний студентов об основных проблемах, возникающих у детей в подростковом возрасте; формированию умения применять некоторые психологические технологии первичной психолого-педагогической профилактики

Задачи урока: 

1) Образовательная: Способствовать умению применять знания на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний. Обеспечить в ходе урока усвоение следующих основных понятий: подростки «группы риска», психические заболевания, акцентуации характера, алкоголизация и наркомания, церебрастенические явления, сексуальное развитие

2) Развивающая: Развивать у обучающихся умение соотносить общие закономерности психической жизни с конкретными явлениями  в практике учебной деятельности, продолжать формирование общих и профессиональных компетенций.

 3) Воспитывающая: Воспитывать интерес к психологии, побуждать к чтению научно-популярной и художественной литературы по  изучаемой теме.

Методы обучения, обеспечивающие решение поставленных задач:

словесный, частично-поисковый

Тип урока:  урок совершенствования знаний, умений и навыков

Вид урока: практическая работа

Продолжительность урока: 45 минут                                                                                                                                                                

Формируемые на уроке ОК (общие компетенции) и ПК (профессиональные компетенции):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

Планируемые  результаты урока:

Предметные: знать основные проблемы, возникающие у детей в подростковом возрасте, уметь применять некоторые психологические технологии первичной психолого-педагогической профилактики

Метапредметные:

регулятивные: самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: обсуждать в рабочей группе  информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.

познавательные:  работать  с лекционным материалом, учебником;   работать с информационными текстами;  объяснять значения новых слов; сравнивать и выделять признаки.

Личностные: проявлять интерес к новым знаниям; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.

Организация деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Информационно-технологические ресурсы:  мультимедиа проектор, ПК, проекционный экран, карточки с примерами, презентация «Подростковый возраст»

Содержательный компонент:

  1. Организационный этап
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
  3. Проверка теоретической подготовленности обучающихся к занятию
  4. Инструктирование студентов по проведению практической работы
  5. Выполнение практических занятий
  6. Обсуждение итогов выполнения работы
  7. Оценка выполненных заданий и степени овладения студентами соответствующих умений
  8. Рефлексия. Подведение итогов урока
  9. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

Организация и методика проведения урока

  1. Организационный этап

Рапорт старосты группы о явке обучающихся. Демонстрация готовности обучающихся к уроку.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Наиболее существенная задача данного занятия – получение представления о работе с «трудными» детьми. На этот вопрос не существует однозначного ответа, нет списка мер, которые могут наверняка привести к успеху. В обсуждении вопросов при помощи метода «анализ конкретных ситуаций» сформировать представление о том, что подросток вообще и «трудный» в частности для педагога задает проблемное пространство, каждое педагогическое взаимодействие представляет собой творческую задачу с разными вариантами решений и не гарантированными результатами.

После вступительного слова преподавателя и мотивации аудитории формулируется проблема: «Для чего в контектсе психологической компетентности нужны знания о «трудных» подростках и умение оказывать им первичную психолого-педагогическую помощь?».

Дискурс по проблеме «групп риска» среди подростков. Ситуации: дебют психических заболеваний; подростки с акцентуациями характера; невротическое развитие личности; алкоголизация и наркомания; церебрастенические явления; подростки из трудных семей; проблемы, связанные с сексуальным развитием.

  1. Проверка теоретической подготовленности обучающихся к занятию. Вопросы для обсуждения

1). Причины отклоняющегося поведения «трудных» подростков как крайние проявления общих закономерностей развития личности в этом возрасте.

2). Ошибки в семейном воспитании и появление отклоняющегося поведения подростков.

3). Биологические предпосылки нарушения поведния у некоторых «трудных» подростков.

4). Учет индивидуально-типологических особенностей при работе с «трудными» подросткми.

  1. Инструктирование студентов по проведению практической работы
  2. Выполнение практических занятий

Практикум «Формирование психологической компетентности педагога: методы и приемы первичной психолого-педагогической помощи в работе педагога с «трудными» подростками. Проведение в микрогруппе (по 4 человека) фрагмента практического занятия.

Обобщить представленные психолого-педагогические технологии по оказанию первичной психолого-педагогической помощи «трудным» подросткам в виде таблицы (таблица «Психолого-педагогические технологии первичной психолого-педагогической помощи «трудным» подросткам»).

Таблица – Психолого-педагогические технологии первичной психолого-педагогической помощи «трудным» подросткам

№ п/п

Типичная трудная ситуация

Психолого-педагогические технологии первичной профилактики

1

дебют психических заболеваний

2

подростки с акцентуациями характера

3

невротическое развитие личности

4

алкоголизация и наркомания

5

церебрастенические явления

6

подростки из трудных семей

7

проблемы, связанные с сексуальным развитием

  1. Обсуждение итогов выполнения работы
  2. Оценка выполненных заданий и степени овладения студентами соответствующих умений
  3. Рефлексия. Подведение итогов урока 

Подводя итоги урока, нам необходимо ответить на вопрос: над формированием каких профессиональных и общих компетенций мы сегодня работали?  Пригодятся ли  знания, полученные на уроке, в вашей профессиональной деятельности? Где именно? (Обучающиеся после непродолжительного обсуждения подводят итог и делают выводы).

  1. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов – М.: Издательство Юрайт; МГППУ, 2019, стр. 284-287

Конспектирование статей (на выбор): И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн «Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста» (Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов  Сост. В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1987, стр.363-369), И.С.Кон «Психология старшеклассника» (Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов  Сост. В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1987,  стр.370-376)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Учет основных средств"

Конспект урока по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Учет основных средств" Рассматривается тема «Организация учета основных средств. Поступление основных средств». Предполагается работа с перв...

Конспект урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Тема: «Защита файлов и управление доступом к ним»

Студенты знакомятся с понятием «защита информации»; что является правом собственности, и на какие категории делится; основные виды преступлений связанные с вмешательством в работу компьютера, меры нап...