Статья "Активные методы и формы"
статья

Оксана Александровна Гнедова
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._aktivnye_metody_i_formy.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ  МЕТОДЫ  И  ФОРМЫ

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Выделяют 3 уровня активности:

 

• Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

•  Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов. 

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Формы работы, повышающие уровень активности обучения 

 

  1.  Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.); 
  2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.); 
  3. Использование игровых форм; 
  4. Диалогическое взаимодействие; 
  5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.) 
  6. Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.); 
  7. Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.); 
  8. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.); 
  9. Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.); 
  10. Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.); 
  11. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.); 
  12. Деятельностный подход в обучении. 

К АКТИВНЫМ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

 

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Проблемное обучение  — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Содержание, методы и формы воспитания в детском объединении дополнительного образования (на примере преподавания в хореографическом коллективе)»

Общая характеристика форм,методов и средств воспитательной работы в хореографическом коллективе....

Использование кейс-метода как формы оценки сформированности профессиональных и общих компетенций студентов педагогического колледжа

Через кейс-технологию студенты входят в плоскость субъект-субъектных отношений, т.к. у каждого из них появляется возможность проявить инициативу, активность, самостоятельность, высказать и отстоять со...

Поиск методов и форм осуществления учебного процесса для формирования мотивации познавательной деятельности курсантов.

Урок- это, систематически применяемая для решения задач обучения, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени...

Презентация "Виды, функции, методы и формы контроля знаний и умений"

В презентации представлены: виды, функции, методы и формы контроля. Материал будет полезен для начинающих преподавателей (молодых специалистов), для преподавателей с небольшим опытом работы, для тех, ...

Методы и формы проведения оценки общих компетенций на уроках иностранного языка.

Применяемые технологии для формирования общих компетенций, методы и формы проведения оценки этих компетенций на уроках иностранного языка....

Применение активных и интерактивных методов и форм методической работы для активизации инновационной деятельности педагогов

В статье рассмотрена роль активных и интерактивных методов и форм в работе  по  активизации инновационной деятельности педагогов....

Стаья "Методика подготовки и проведения «мозговой атаки» как метода и формы активного обучения"

Метод «мозговой атаки» возник в 30-е годы XX в. как способ коллективного продуцирования новых идей. Еще в 1938 г. А. Осборн предложил использовать «мозговую атаку», или «мозговой штурм» как групповой ...