Технология развития критического мышления
презентация к уроку

Презентация содержит комплекс приемов, направленных на развитие критического мышления обучающихся. Рекомендована для использования при организации учебно-воспитательного процесса с целью повышения учебной мотивации обучающихся, а также при изучении раздела "Познавательные психические процессы человека" УД "Психология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kriticheskoe_myshlenie.ppt721.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развития критического мышления Шевелева А.Н.

Слайд 2

Критическое мышление это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Слайд 3

Технология «Развитие критического мышления» представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства.

Слайд 4

Основные особенности технологии развития критического мышления Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Слайд 5

Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми. Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Слайд 6

Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов. Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предположения типа «Учителя не понимают детей», «Молодежь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «зачастую».

Слайд 7

Приёмы технологии развития критического мышления

Слайд 8

1. ИНСЕРТ звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

Слайд 9

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: V «галочкой» помечается то, что уже известно студентам; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Слайд 10

II этап: читая текст, студенты помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. III этап: Студентам предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: V + - ?

Слайд 11

IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. Примечание: предложенные значки могут быть изменены по усмотрению учителя. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное - четкие критерии.

Слайд 12

2. Мозговая атака (интенсивное мышление) Как методический прием, мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом. 1 э т а п: Студентам предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме. 2 э т а п: Обмен информацией.

Слайд 13

Рекомендации к эффективному использованию: Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; Оперативная запись высказанных предложений.

Слайд 14

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Слайд 15

3. Групповая дискуссия Дискуссия от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого- либо вопроса. Студентам предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является: А) уважение к различным точкам зрения ее участников; Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Слайд 16

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором - это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Слайд 17

4. Чтение с остановками и Вопросы Блума - условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

Слайд 18

Подготовительная работа: Учитель выбирает текст для чтения . Критерии для отбора: текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема); динамичный, событийный сюжет; неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

Слайд 19

Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д. Преподаватель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у студентов различных мыслительных навыков. Педагог дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «вслух»).

Слайд 20

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления: «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями); память (формальный уровень) - узнавание и вызов полученной информации; оценка - субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений; синтез - логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей; анализ - фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»; применение - использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его. Чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.

Слайд 21

5. Кластеры Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Слайд 22

Последовательность действий проста и логична: Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Слайд 24

Пример В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Слайд 25

6. Стратегия «Вопросительные слова» Учащиеся по просьбе учителя записывают в таблицу, состоящую из двух колонок, слова. В правую колонку пишут понятия, связанные с изучаемой темой, а в левую пишут вопросительные слова. Не менее 8-10. После этого ученикам предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, складывая по смыслу слова из двух колонок. Работа может быть как индивидуальная, так и парная. Лучшие вопросы отмечаются, ученики поощряются.

Слайд 27

7. «Толстый и тонкий вопросы» Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок: Левая колонка — толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «какие факторы повлияли на выбор этого места под строительство столицы?». Правая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например, «Какой ваш любимый праздник?».

Слайд 28

Прием используется в следующих обучающих ситуациях: Для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Учащиеся по изучаемой теме задают друг другу по 2-3 тонких и толстых вопроса, предварительно записанных в таблицу. При анонсе новой темы, можно попросить учащихся сформулировать разные вопросы, возникшие у них и записать их в таблицу. Это даст представление учителю о качестве уже имеющихся знаний по теме и поможет ему сориентироваться с объяснением новой темы. Можно дать детям задание уже после прохождения темы и выяснить, какие толстые и тонкие вопросы остались без ответов. Это даст учителю понять, что тема изучена не досконально и требует более тщательной проработки.

Слайд 29

8. «Ромашка вопросов», или Ромашка Блума»

Слайд 30

9. Прием «Дерево предсказаний» Алгоритм работы с приемом На доске рисуется силуэт дерева: Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений. Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно,…», «Вероятно,…». Количество ветвей не ограничено. Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви). На уроках, построенных по методу РКМ, прием «Дерево предсказаний» применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии

Слайд 32

10. Синквейн Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Слайд 33

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже - как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве: инструмента для синтезирования сложной информации; способа оценки понятийного багажа студентов; средства развития творческой выразителности.

Слайд 34

Правила написания синквейна : первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным; вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными; третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами; четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме; пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Слайд 35

Название: Мама Описание: Любимая, нежная Действия: Воспитывает, слушает, помогает Чувство: Мама - самый главный человек Повторение сути: Жизнь.

Слайд 36

Луна Медовая, круглая. Светит, притягивает, завораживает. Она плывет по небу. Ночь.

Слайд 37

11. Ключевые термины Преподаватель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску. Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом активного мышления дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте. Вариант «б»: Студентам предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

Слайд 38

При знакомстве с исходным содержанием учащиеся сопоставляют «свою» версию и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.

Слайд 39

12. Перепутанные логические цепочки В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность. Вариант «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного).

Слайд 40

Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно- следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

Слайд 42

Например, на уроках литературы изучается биография писателя, и запомнить все ключевые даты и события сложно. Предложите ученикам составить логическую цепочку, зафиксировав все важные моменты. Биография А. С. Пушкина: Москва — Царскосельский лицей — «Старик Державин нас заметил…» — Петербург — Село Михайловское — Ссылка на юг…и т.д. После составления цепочки важно, чтобы ученики могли «расшифровать» каждое звено: привести даты или названия основных произведений, созданных в этот период. Для облегчения каждое звено можно дополнить этими фактами.

Слайд 43

Учитель предлагает ряд понятий, терминов, в котором нарушена логическая последовательность. Задача учеников: выявить ошибку и исправить ее, аргументируя свой выбор.

Слайд 44

13. Таблица «Знаю — Хочу знать - Узнал» Это один из способов графической организации и логико- смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 1 шаг: До знакомства с текстом студенты самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного студенты заполняют графу «Узнали». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Дополнительно можно предложить еще 2 графы -«источники информации», «что осталось не раскрыто».

Слайд 45

14. Взаимоопрос Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Слайд 46

15. Бортовые журналы обобщающее название различных приемов, согласно которым, студенты во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте записываются в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: Что я знаю по данной теме? Что я узнал нового из текста по данной теме? Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, слушатели заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.

Слайд 47

16. Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет)

Слайд 48

Схемы Фишбоун дают возможность: организовать работу участников в парах или группах; развивать критическое мышление; визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями; ранжировать факторы по степени их значимости. С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.

Слайд 50

Пример Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей. Голова — легко ли совершить подвиг. Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину; Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине. Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот. После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).

Слайд 51

17. «Кубик Блума» Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано: Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.

Слайд 52

2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. 3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Слайд 53

18. Прием «Интеллект-карта» Прием Интеллект-карта способствует развитию комплексного мышления ребенка. Помогает рассмотреть ситуацию или проблему с разных сторон, предложить интересный вариант решения вопроса. Прием используется для развития аналитических способностей учеников, когда требуется выявить связи между понятиями, темами. Прием можно использовать с детьми любого возраста.

Слайд 54

Этапы создания интеллектуальной карты: Используют доску, лист бумаги, графический редактор планшета или компьютера, цветные карандаши, ручки, фломастеры, наклейки, стоп- сигналы. В центральный круг помещают изучаемое понятие (вписывают тему, слово, личность, объект, систему, явление). От него рисуют расходящиеся лучи (или ветки) разного цвета, длиннее, короче, толще, тоньше. На них вписывают слова — ассоциации, вызванные родительским понятием. Рисуют ветви второго порядка, на которых помещают ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня. Можно и нужно рисовать картинки, использовать наклейки. Смысловые блоки (ветви, образующие деревья) рекомендуется обводить в круги, рамочки разного цвета.

Слайд 55

После того, как ассоциативная карта готова, учителю и учащимся следует выполнить действия: выбрать ключевые моменты темы (основные изучаемые на уроке понятия); расставить приоритеты между ветвями (выделить главное и второстепенное); определить основные задачи и действия (слушать, обсуждать, аргументировать, воспроизводить).

Слайд 56

Интеллект-карты на уроке географии Например, при изучении темы «Гидросфера» на уроке географии лучиками станут такие понятия, как мировой океан (лучами второго порядка станут названия океанов), поверхностные воды (ассоциации — орошение, обводнение) и подземные воды (лучи — почвенные, артезианские, грунтовые). Интеллект-карты на уроке литературы При изучении произведений А.С. Пушкина по литературе лучами первого уровня будут выступать сказки, поэмы, стихи, проза, биография, Пушкин в культуре. Для ветви сказки, ветвями второго порядка станут названия сказок, а ветвями третьего уровня — изображения героев. Интеллект-карты на уроке истории При изучении темы «Петр Первый» по истории главными ветвями могут быть: биография царя, правление, интересные факты, кораблестроение, достижения. Планирование проекта Разработка научного проекта. В центр помещается тема, которую нужно раскрыть. Лучиками расходятся ассоциации, которые впоследствии формулируются в задачи исследования. Подготовка к экзамену Подготовка к экзамену. При изучении вопроса рисуются мысленные образы — ассоциации. На повторение изученного тратится меньше времени, поскольку воспроизведение материала становится более осознанным и осмысленным. Также интеллектуальные карты хорошо применять при подготовке к пересказу текста .

Слайд 57

19. Прием «Корзина идей» Алгоритм работы с «Корзиной идей»: Объявляется тема урока. Индивидуальная работа. Каждый студент тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты. Работа в парах или в группах. Студенты обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты. Работа с группой. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске. В «корзину» скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.

Слайд 58

Предмет: история Тема: Древний Египет В «Корзину идей» могут попасть: «Египет — государство в Африке», «Египтяне использовали иероглифы», «Царь в Египте назывался фараон», «Египтяне строили пирамиды» и т.д. Предмет: Окружающий мир Тема: Почва Один из важнейших понятий, которые должны быть усвоены в ходе этого урока — «Что такое почва?». В корзину могут попасть такие предположения учащихся: это земля, это не вода и не воздух, это вещество, это место обитания животных и растений и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления

Понимая тенденции развития современного общества, я постепенно стала внедрять на занятиях технологию развития критического мышления. На мой взгляд, самое важное в этой технологии – большая самостоятел...

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Данная статья  о работе в технологии развития критического мышления которая приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании общих и профессиональных компетенций выпускника среднего...

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

настоящее время вопрос модернизации системы образования в России волнует очень многих. Это не удивительно, так как от того, как он будет решен, во многом зависит дальнейшая судьба России.Федеральный г...

3 Тема практического занятия: ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

МДК «Теоретические основы обучения  в начальных классах»...

"Современные образовательные технологии.Технология развития критического мышления. Приём ЗИГЗАГ"

Современное образование требует активных форм общения обучающихся с информационным полем.В этом учителям и преподавателям призваны помочь образовательные технологии.Печатный документ содержит краткое ...

Технология развития критического мышления; личностно-ориентированная технология И.С. Якиманская.

Технология развития критического мышления;  личностно-ориентированная технология И.С. Якиманская....