Организация системы дуального обучения в процессе подготовки будущих специалистов Саранского государственного промышленно-экономического колледжа
статья

Кильдюшова Оксана Юрьевна

Важность применения дуального обучения для специалисто Сварочного производства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dualnoe_obuchenie.doc19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Организация системы дуального обучения

в процессе подготовки будущих специалистов

Саранского государственного промышленно-экономического колледжа

Автор: Кильдюшова Оксана Юрьевна, преподаватель ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж»

Подготовка квалифицированных специалистов среднего вена является неотъемлемой частью сферы образования и одним из важнейших компонентов обеспечения устойчивого и эффективного экономического развития России.

Профессиональное образование – это основа научно-технического прогресса, многих сфер жизнедеятельности государства, средство формирования, развития и самоутверждения личности. На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных, предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения.

С каждым годом ощущается нехватка специалистов среднего звена. В связи с этим встал вопрос о возрождении престижности среднего профессионального образования, организации мероприятий, утверждающих значимость специальностей среднего профессионального образования. Работодатели все громче заявляют о необходимости повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Федеральный стандарт предусматривает обучение и выпуск таких специалистов, которые будут способны к самореализации, социально мобильны, легко адаптируемы в современных рыночных условиях экономики региона и страны. Одним из направлений деятельности по реализации этого вопроса является осуществление дуального обучения в условиях реализации федерального государственного образовательного среднего профессионального стандарта.

В основу дуального обучения положена идея, которая позволяет совместить в учебном процессе теоретическую и практическую подготовку. Одновременно с учебой студенты осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах. С одной стороны, получают образование в образовательной организации (она дает теоретические знания), а с другой – на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые компетенции. Обе организации являются партнерами по отношению друг к другу. Это повышает профессиональную мобильность выпускников учебного заведения и успешную профессиональную и социальную адаптацию будущего специалиста. Собственно, дуальное обучение представляет собой сетевую форму, основанную на взаимодействии работодателей и образовательных учреждений СПО. Кроме того, по мнению аналитиков, дуальная система образования является действенным и гибким механизмом, позволяющим готовить высококвалифицированных специалистов,  востребованных в современных условиях рыночной экономики предприятиями разных сфер деятельности.

Для студентов дуальное обучение – это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Оно обеспечивает плавное вхождением в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Так же позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но развивает умение работать в коллективе, формирует профессиональную компетентность и ответственность.

Дуальная система подготовки компетентных, востребованных рынком труда выпускников образовательных организаций СПО обладает следующими преимуществами перед «традиционной» системой подготовки специалистов:

- соответствие содержания образования современному уровню производства;

- сведения к минимуму затрат по социальной и трудовой адаптации выпускника в новом трудовом коллективе;

- использование в обучающем процессе современных технологий в условиях реальных образовательных площадок;

- реализация механизма взаимодействия образовательных организаций и предприятий путем спроса и предложения позволяет повышать качество подготовки кадров, улучшать ситуацию с трудоустройством и занятостью студентов, а также вносит свой вклад в развитие человеческих ресурсов.

Дуальное обучение активно вошло в образовательную деятельность Саранского государственного промышленно-экономического колледжа (далее ГБПОУ РМ «СГПЭК») и осуществляется на специальности 22.02.06 «Сварочное производство». Реализация дуального профессионального обучения в ГБПОУ РМ «СГПЭК» осуществляется с 2016 учебного года. На первом этапе подготовки к проведению дуального обучения ГБПОУ РМ «СГПЭК» разработана нормативно-правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения. На втором этапе – реализация программ дуального обучения, согласно утвержденным графикам осуществляется у студентов 3-4 курсов посредством проведения практических занятий. На третьем этапе – реализация программ учебной и производственной практики. Практика в рамках дуального обучения организуется по профессиональным модулям. По завершению практики проводятся дифференцированные зачеты. Защита результатов практики является составной частью квалификационного экзамена.

Классическая система дуального профессионального образования в ГБПОУ РМ «СГПЭК» дополняется за счет создания мест для практического образования на площадке производственного участка. Сформировавшаяся к настоящему времени система дуального образования в ГБПОУ РМ «СГПЭК» на специальности 22.02.06 «Сварочное производство» составляет 2 года. Студенты колледжа в рамках производственной практики, проходящей на 3 курсе, обучаются на учебной площадке колледжа Ресурсный центр (далее РЦ) «Профессионал», которая находится на одном из участков предприятия ООО «Станкостроитель». По итогам прохождения практики у студентов принимается экзамен и присваивается разряд, дающий им право на выполнение производственных заданий самостоятельно. В рамках учебного процесса, на 4 курсе, 50% учебного времени студентами проводится на предприятии (3 дня в неделю), на освоение же теоретической базы отводится 3 дня в неделю. Студенты, выполняя заказы, поступающие непосредственно от самого предприятия или напрямую от РЦ, постепенно набираются опыта работы, становясь профессионалами.

Это действительно полезное и нужное дело – проводить параллельно теоретическую и практическую подготовку обучаемых. Таким образом, решается следующие проблемы:

- студент получает необходимый опыт. После окончания колледжа ему будет проще найти постоянное место работы;

- предприятие при таком подходе к обучению будет обеспеченно постоянным притоком квалифицированного персонала.

Преимуществами дуально обучения являются:

- высокий процент трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя;

- студентами достигается высокая мотивация получения знаний, формируется психология будущего работника.

В заключении следует подчеркнуть, что применение дуальной системы обучения способствует переходу на качественно новый уровень подготовки специалистов производства и формированию профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений, а также развитию эффективной системы социального партнерства в сфере профессионального образования.

Список использованных источников

  1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. С.124.
  2. Бекирова Р. Организация модульного обучения по дисциплинам естественнонаучного цикла Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1998. - 23 с.
  3. 5.Белова А.П. Модульное обучение студентов // Социальнополитический журнал, 1999. - №2, Опыт дуального обучения в Германии, Казахстане, России //Аккредитация в образовании [Электронный ресурс] // HED: международный открытый электронный журнал. Режим доступа: http://www.akvobr.ru/opyt_dualnogo_obuchenia.html.
  4. Сохабеев, В.М. Управление профессиональной подготовкой студентов в условиях социального партнерства «ссуз – предприятие»: дис. канд. пед. наук. / В.М. Сохабеев. – Казань, 2007. – 217 с.
  5. Тешев В.А. Дуальная система образования как фактор модернизации вуза в условиях глобализации [Электронный ресурс]: текстовое научное электронное издание (монография) / В. А. Тешев, В. Н. Нехай, А.В. Нагоев. 2015. Майкоп: ЭлИТ.
  6. Шамрай, Н.Н. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Н.Н. Шамрай; Ин-т РАО. – М., 2000. – 34 с.
  7. Шувалова М.А. Формирование профессиональных компетенций техников высокотехнологичной отрасли в дуальном образовании: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08. 2016. Красноярск.
  8. Шувалова, М.А. Подготовка специалистов в системе дуального образования // Кольга В.В., Шувалова М.А. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева 2014 № 3 (29). С. 66–69.
  9. Шувалова, М.А. Современные модели дуального образования техников высокотехнологичной отрасли // Кольга В.В., Шувалова М.А.
  10. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. - Каунас: Швиеса 1989. - 272 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для подготовки к итоговой государственной аттестации по учебной дисциплине «Организация и методика профессионального обучения»

Учебная дисциплина «Организация и методика профессионального обучения» является одной из основных специальных дисциплин по специальности 050501 Профессиональное обучение (по отраслям). Главная ц...

Организация самостоятельной работы студентов в процессе методико- математической подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности

В презентации представлены формы и виды самостоятельной работы со студентами СПО по методике преподавания начального курса математики с КРТ, условия проведения...

Преимущества дуального обучения перед традиционными формами подготовки специалистов.

АннотацияВ  эссе  рассматриваются  преимущества  дуальной  системы  обучения перед традиционной.  Выявляются  отличительные  характеристики  дуальной...

Доклад: "Дуальное обучение-перспективная система обучения"

     Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практич...

Реализация модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга

Внедрение передовых подходов к подготовке рабочих и инженеров — один из ключевых вопросов для технологического и экономического прорыва страны, а также повышения качества жизни и реальных доходов граж...

Дуальное обучение как форма реализации основных профессиональных образовательных программ в ГАПОУ «Казанский политехнический колледж»

Дуальная система подготовки кадров - это практикоориентированная программа, реализуемая образовательным учреждением и базовым предприятием. Разработка программы в дуальной системе осуществляется в рам...

Применение технологии смешанного обучения в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов

В статье описываются модели смешанного обучения, которые могут использоваться в деятельности преподавателей СПО....