Преимущества дуального обучения перед традиционными формами подготовки специалистов.
статья на тему

Петрова Ирина Вадимовна

Аннотация

В  эссе  рассматриваются  преимущества  дуальной  системы  обучения перед традиционной.  Выявляются  отличительные  характеристики  дуальной  и  традиционной  системы  подготовки  специалистов. Рассматриваются преимущества для участников дуального обучения (предприятий, системы профессионального образования, государства).

В эссе также уделено внимание советскому периоду  нашей истории, профтехучилищам и наставничеству на производстве. Обращено внимание на выступление президента В.В. Путина на заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России о подготовке молодых специалистов. Уделено внимание на создание нового механизма взаимодействия с работодателями. Рассмотрены сложности внедрения дуального обучения и приведены предложения по внедрению дуальной системы. В заключении сделан вывод о практической составляющей дуальной формы обучения.

.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преимущества дуального обучения перед традиционными формами подготовки специалистов.

Аннотация

В  эссе  рассматриваются  преимущества  дуальной  системы  обучения перед традиционной.  Выявляются  отличительные  характеристики  дуальной  и  традиционной  системы  подготовки  специалистов. Рассматриваются преимущества для участников дуального обучения (предприятий, системы профессионального образования, государства).

В эссе также уделено внимание советскому периоду  нашей истории, профтехучилищам и наставничеству на производстве. Обращено внимание на выступление президента В.В. Путина на заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России о подготовке молодых специалистов. Уделено внимание на создание нового механизма взаимодействия с работодателями. Рассмотрены сложности внедрения дуального обучения и приведены предложения по внедрению дуальной системы. В заключении сделан вывод о практической составляющей дуальной формы обучения.

Ключевые слова:

Дуальная  система, традиционная система, параллельное обучение, принцип взаимосвязи, мотивация студента, теория, практика, механизм взаимодействия с работодателем, функциональный анализ, советский период, наставничество, качество подготовки, кадры точно «под заказ», адаптация  студента, знание производства, законодательный уровень, реализация требований ФГОС СПО.

Эссе

Попробую разобраться, в чем же суть дуальной системы обучения и в чем ее преимущество перед традиционной?

Дуальная система обучения,  по своей сути означает параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве. В основу обучения положен принцип взаимосвязи теории с практикой. Если говорить о дуальной системе обучения, то в ней сочетаются теоретическое обучение в профессиональном образовательном учреждении и практическое на рабочем месте в организации или на предприятии.

Периоды учебы чередуются с периодами работы. Эти периоды могут иметь различную продолжительность с учетом специфики специальности, которую получает студент, и возможностей предприятия, где он работает, но практическая часть обучения во временном измерении должна составлять не менее 50% календарного года. Такой подход к получению профессии имеет неоспоримые преимущества перед классической формой обучения.

Хочется обратить внимание, что при изучении специальных дисциплин, которые обеспечивают профессиональную подготовку студента, нет традиционного для классической формы обучения разрыва между теорией и практикой. У студента есть чёткое понимание того, что он изучает и зачем, как и где эти знания он сможет применить в работе. А это действительно очень серьезная мотивация к получению профессиональных знаний.

Дуальная форма обучения предусматривает трудоустройство студента в организацию или на предприятие, то есть студент к окончанию учебного заведения имеет и стаж, и опыт работы, которые так ценят работодатели. Адаптация к новому месту работы, к кругу обязанностей и к коллективу, которая пугает порой даже состоявших в профессии людей, проходит для студента безболезненно. И это объяснимо: за студентом с первого дня на предприятии закреплен наставник, который и поможет, и подскажет, и опытом поделится. Объем обязанностей у работающего студента увеличивается постепенно, по мере освоения отдельных операций.

Рассмотрим преимущества для участников дуального образования

Для предприятий:

  • квалифицированные мобильные специалисты;
  • уменьшение затрат на обучение;
  • дополнительный доход;
  • целевая подготовка адаптированного специалиста;
  • решение кадровой проблемы;

Для системы профессионального образования

  • получение баз практики;
  • трудоустройство выпускников;
  • повышение рейтинга, качества обучения;
  • возможность стажировки педагогических кадров;
  • социальное партнерство;
  • оборудованные рабочие места  с современным оборудованием;
  • гос. задание

Для государства и общества

  • снижение затрат на обучение;
  • решение проблемы дефицита кадров;
  • экономия госбюджета;
  • социализация;
  • целевое использование денежных средств;
  • ускорение инновационных процессов;

Преимущества дуального обучения, видны так как:

  • обучение максимально приближено к запросам производства, высокий процент трудоустройства;
  • увеличение разнообразия образовательных программ;
  • более разностороннее профессиональное развитие студента;
  • стимулирование бизнеса и инвестирование в профессиональное образование

В чем же традиционное обучение уступает дуальному, попробуем разобратья:

  • основная проблема традиционного обучения низкая конкурентоспособность выпускников СПО;
  • несоответствие результатов образования требованиям работодателей;
  • выпускники учреждений СПО испытывают сложности с трудоустройством;

Следовательно, необходим новый механизм взаимодействия с работодателями позволяющий:

  • своевременно выявлять изменения в технологии производства и организации труда;
  • изучать требования работодателей к профессиям, новые трудовые функции;
  • определять необходимые дополнительные компетенции;
  • формировать ОПОП с учетом рынка труда.

То есть нужно производить функциональный анализ профессиональной деятельности.

Хочется  вспомнить советский период нашей истории - профтехучилища, то в то время был принцип сотрудничества образовательных организаций с трудовыми коллективами, было шефство предприятий над образовательными учреждениями. На производстве было развито наставничество, и была поддержка молодых специалистов. В статье  64 закона РСФСР «О народном образовании» 1974 говорилось:  « предприятия, учреждения и организации создают необходимые условия и учебно-производственную базу для проведения профессионального обучения рабочих на производстве, и осуществляют  контроль за их обучением» Другими словами, все новое это хорошо забытое старое!

В выступление В.В. Путина на заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России 23 декабря 2013 года, прозвучало следующее: «Чтобы будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить свою квалификацию, сменить профессию, если нужно - и сферу деятельности». «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях». И дуальная модель обучения, это важнейший компонент этого механизма и хочется ещё раз отметить, что она способствует:

  • освоению выпускниками профессиональных компетенций;
  • формированию активной жизненной позиции;
  • становлению ответственной личности, способной к продуктивному труду.
  • высокому проценту трудоустройства выпускников;
  • высокой мотивации в получении знаний;
  • принцип «от практики к теории», студент больше работает с производственными ситуациями;
  • оценку качества подготовки специалистов самими работодателями;
  • владению преподавателями всеми новшествами на производстве;
  • снижение нагрузки на бюджет.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства.

Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за годы обучения все их сильные и слабые стороны становятся очевидными.

Для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается.

Ни одно среднее профессиональное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.

Но не все так просто, для внедрения дуального обучения, нужно сделать много на законодательном уровне:

  1. закрепить обязательства предприятий в рамках дуального обучения;
  2. обеспечить учебным заведениям максимальную самостоятельность при разработке совместно с работодателями учебных планов, программ;
  3. каждому учебному заведению определить специальность и базовое предприятие, по которым будет внедряться дуальное обучение;
  4. разработать план поэтапного внедрения проекта дуального обучения с указанием сроков реализации;
  5. создать центр повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения, по отраслевому принципу;
  6. В образовательных учреждениях должна быть разработана нормативно-правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения, рассмотрены вопросы обучения персонала предприятия основам педагогического мастерства, а также прохождение производственных стажировок преподавателями колледжа на предприятиях в целях повышения квалификации.

Это лишь некоторые из проблем для внедрения дуального обучения.

Если подвести итог, то дуальная система обучения позволяет готовить кадры, которые на выходе из учебного заведения не просто имеют диплом специалиста в той или иной области, а могут самостоятельно решать любые профессиональные задачи. Причем с учетом специфики организации или предприятия, где они проходили дуальное обучение. Ценность таких специалистов для производства, не идет ни в какое сравнение с обычными выпускниками и именно на них делается ставка,  как на кандидатов в кадровый резерв, из которого вырастают руководители среднего и высшего звена.

Таким образом, дуальная форма обучения позволяет значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО, помогает решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций. Необходимо налаживание реальной связи между производственным сектором и образованием для того, чтобы обеспечить квалифицированными и профессиональными кадрами предприятия. 

Список литературы:

  1. Югфельд Е.А. Дуальная система образования как катализатор успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста // Образование и наука. 2014. №3(112). Стр.49-62.;
  2. Тидеманн Б. Дуальная система – немецкая форма профессионального образования // Образование и наука: Издательство РГППУ. 2011. №6. С.112-123;
  3. Сидакова Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 62-64.
  4. Фаляхов И.И. ВОЗМОЖНОСТИ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(35). – Новосибирск: СибАК, 2014.
  5. Анисимов, П.Ф. Развитие СПО в контексте модернизации российского образования / П.Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. -2004. -№ 2.-С. 10.
  6. Терещенкова Е.В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. – 2014. – №04 (апрель). – ART 14087. – 0,4 п. л. – URL: http://ekoncept. ru/2014/14087.htm.
  7. Полянин В.А. Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога // Образовательные технологии. – 2010. – №2. – С. 68–96.
  8. С.И. Некрасов, Л.В. Захарченко, Ю.А. Некрасова Пилотный проект «Дуальное обучение»: критический взгляд специалистов. URL: http://m-profobr.com/files/---
  9. Григорьева Н.В., Швец Н.А. МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.
  10. Игнатова И.Б., Покровская Е.А. Дуальное обучение: перспективы развития   в России // Образование и общество. № 6 (95). С. 22–25.

Интернет ресурсы:

  1. www.stepinfo.kz (Дуальное образование – начало положено)
  2. http://www.palata.kz (Дуальное обучение для рабочих кадров)

Сведения об авторе:

Петрова Ирина Вадимовна – преподаватель спец. дисциплин

АОУ ВО ЛО «ГИЭФПТ» - технологический факультет.

Образование – высшее, высшая квалификационная категория

Педагогический стаж -40 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 03 Иностранный язык по программе подготовки специалистов среднего звена 22.02.06 "Сварочное производство" (заочная форма обучения)

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 03 Иностранный язык (английский) по программе подготовки специалистов среднего звена 22.02.06 "Сварочное производство" (заочная форма обучения)...

Презентация к докладу на педсовет "Практико-ориентированное обучение как главное условие подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» ( WorldSkills Russia)

Действующие ФГОС СПО нацеливают образовательные организации на практико-ориентированную подготовку выпускников – показатель практико-ориентированности должен составлять 50-60% для ОУ базовой под...

Рабочая программа ЕН.01 Математика для обучающихся очной формы обучения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 15.02.07 « Автоматизация технологических процессов и производств».

рабочая программа ЕН.01 Математикадля обучающихся  очной формы обученияпрограммы подготовки специалистов среднего звенапо специальности:  15.02.07 « Автоматизация технологических проце...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ для студентов заочной формы обучения осваивающих программу подготовки специалистов среднего звена специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ  И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ для студентов заочной формы обучения осваивающих программу подготовки специалистов среднего звена специальности 23.02.03 «Техническое обслуживан...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 02. История программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля заочной формы обучения

Рабочая программа  учебной дисциплины ОГСЭ 02. История программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля заочной формы обучения...

ФОРМЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Характеристика активных форм преподавания: игровых форм и метода анализа конкретной ситуации....