Проблемы профессионального выбора студентов многопрофильного колледжа.
статья

Наталья Александровна Матошина

Статья описывает проблемы профессиональной ориентации студентов многопрофильного колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_vybora_spetsialnosti.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональнее образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж»

Автор:  Матошина Наталья Александровна

Проблемы профессионального выбора студентов

многопрофильного колледжа.

Среднее профессиональное образование (СПО) имеет целью подготовку специалистов  среднего звена. Причин  по которым выпускники школ выбирают специальности СПО на мой взгляд  несколько: первая и очень значимая причина - это уход от сложных школьных предметов, и не желание сдавать ЕГЭ. Второй причиной является относительно быстрое, в сравнении с ВУЗами получение профессиональных навыков,  краткосрочная перспектива выхода на работу, и как следствие получение стабильного дохода. Еще одной важной причиной поступления в СПО является  осознание своей социальной роли и  профессионального призвания, но таких студентов не много. За более чем двадцатилетний период преподавания в СПО  я встречалась с такими студентами не более десятка раз. Часто за  своих детей профессиональный выбор делают родители,  опираясь на свой жизненный опыт и свои социальные амбиции.

Сегодня можно наблюдать явление «учебной миграции», когда выпускники школ не поступают в  учебное заведение в своем регионе, а едут за тридевять земель в подобное учебное заведение, потому что тут хорошо кормят, лучше учат или есть возможность зацепиться в наиболее  социально - экономически благоприятном регионе. Не смотря на то, что выпускники  школ поступившие в СУЗы демонстрируют хороший средний балл аттестата, на деле мы сталкиваемся  с большим количеством студентов, обладающих не высокими по сравнению с требованиями ФГОС обще-учебными  знаниями, умениями и навыками.

Находясь в режиме постоянного потока различной информации, студенты зачастую не могут расставить приоритеты, запомнить и применить на практике знания, полученные в ходе посещения лекционных занятий. Отойдя в сторону от школьной диктатуры, многие не способны планово и систематически осваивать профессиональные знания и их процесс обучения начинается в начале и заканчивается в конце сессии даже при очном режиме обучения. Что существенно влияет на качество полученных знаний.

Необходимым считаю отметить то, что в школах сегодня имеется большое количество выпускников, не имеющих мотивации к обучению в СУЗе ввиду своей биологической и социальной незрелости. Говоря другим языком - не дорос ребенок до выбора специальности!

Еще одной важной проблемой является то, что  есть не малая группа студентов, отучившись в колледже значительный период, начинают понимать, что выбрали не ту профессию, и как следствие переводятся не другую или покидают колледж.

Несмотря на наличие в коллеже мероприятий направленных на профессиональную ориентацию рост и становление профессионала (дни открытых дверей, различные мастер классы, кружки по интересам, движение  «Юниорскилс», «Вордскилс», «Абилимпикс») есть большая группа студентов, которая понимает, что они получают специальность, по которой не будут работать ни когда.

В свете выше изложенного, понимая необходимость повышения  качества подготовки специалистов необходимых Р.Ф. для освоения  региона Арктики  предлагаю пересмотреть концепцию  профессиональной ориентации выпускников школ следующим образом:

  1. Выпускников школ, не планирующих получать полное общее образование  и набравших проходной балл колледжа, переводить на единый для всех специальностей первый курс среднего профессионального образовательного учреждения.
  2.  В течение первого года обучения проводить мероприятия профессиональной направленности с привлечением всех студентов первого курса:

- организовать ежемесячные экскурсии на предприятия,

-  разрешить студентам малыми группами  по графику посещать занятия старших курсов,

- дать возможность поработать студентам по выбранной профессии в качестве стажера.  

3. Использовать современные психолого-педагогические методики, в том числе педагогические методики по выявлению профессионально- значимых качеств.

  1. На второй курс студентов переводить по решению медико-педагогической комиссии (МПК) с учетом среднего балла полученного в ходе обучения на первом курсе. Лицам, не получившим положительного заключения МПК рекомендовать получение профессий на базе начального профессионального образования или дать рекомендации по трудоустройству. Предоставить возможность таким студентам получить платное образование на базе СПО.

Интернет источники :

1.ru.m Wikipedia.org>wiki>Вики

2.economy,qov>file «Стратегия социально-экономического развития  Ямало-Ненецкого автономного округа до 2030 года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбор теоретико-методологической стратегии для построения модели формирования информационно-профессиональной культуры студентов колледжа

Для решения любой исследовательской задачи определяющим является выбор теоретико-методологической стратегии, в качестве которой выступают подходы. Эти подходы будут использоваться нами для построения ...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия на тему: «Актуальные проблемы в выборе профессии»» (классный час)

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия направлена на развитие у студентов интереса к выбранной профессии, сформированности позитивное отношение к труду, к профессиональному росту, ...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как механизм развития непрерывного профессионального образования в колледже (из опыта работы Череповецкий химико-технологический колледж")

  В современном мире резко возрос объем знаний, которыми должен владеть современный человек. Сегодня, как  утверждают эксперты, объем знаний удваивается каждые три года, а в ближайшие...

Я И МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР.

В современном мире существует огромное количество разнообразных профессий. Есть профессии популярные, модные, о которых, наверное, мечтают многие, а есть – не современные, давно забытые, но в че...

Правильный профессиональный выбор - залог успеха

В статье рассказывается о правильности выбора профессионального пути и ряде проблем, стоящих перед человеком для овладения профессией....

Проект программы психологического сопровождения "Проблемы курения в медицинском колледже".

Проект программы психологического сопровождения позволяет обеспечить профессиональной профилактической помощью студентов, направленной на предупреждение курения.Формировать здоровый образ жизни и высо...

Проблемы патриотического воспитания студентов колледжей республики Бурятии

Статья в электронном сборнике материалов X Межрегиональной научно-практической  конференции с международным участием....