Проект "Путь к успеху"
проект

Наталья Александровна Матошина

Методика повышения мотивации студентов к обучению в СПО  и НПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon put_k_uspehu.doc481.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования ЯНАО

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж»

 Проект индивидуально- коррекционной программы

 по работе с маломотивированными студентами « Путь к успеху»

Автор: преподаватель

Матошина Н.А.

г. Салехард 2014г

Название проекта «Путь к успеху»

Программа проекта

Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов  СПО  и НПО России, знание мотивов, побуждающих к работе в  выбранной профессиональной сфере, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять отбор абитуриентов,  эффективно  обучать студентов, планировать профессиональную карьеру с учетом способностей, и мотивации к тому или иному виду деятельности.

Студенческий возраст представляет особый период жизни человека.   Изучение  самой проблемы  мотивации  студентов к обучению - принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Одними из важнейших компонентов педагогической деятельности является мотивационный комплекс личности: мотивация выбора той или иной профессии, мотивация учебной и профессиональной деятельности, мотивация успеха и боязнь неудачи в профессиональной деятельности.

Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено не поддающееся учёту количество публикаций и среди них – монографии российских авторов: В.Г. Асеева, И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова, В.К. Вилюнаса, И.А. Джидарьяна, Б.И. Додонова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, Л.И. Петражицкого, П.В. Симонова, А.А. Файзуллаева, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: X.Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д.Халла, А.Г. Маслоу.

В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия. Особенно малоизученной оказалась структура профессиональной мотивации студентов СПО  и НПО.

 Не секрет, что часть студентов нашего колледжа  приобретают профессию, не имея профессиональной мотивации,    студенты не только не  имеют представления какими знаниями, умениями и навыками должен обладать выпускник, но и изначально не имеют желания работать по выбранной профессии. Поэтому, изучение проблемы малой мотивированности студентов СПО и НПО в условиях образовательного процесса, сегодня, является чрезвычайно актуальной задачей.

Цель проекта:

Внешняя  цель- повышение престижа профессионального образования

Внутренняя цель - сохранение контингента студентов и учащихся

( ЯМК) с низкой мотивацией к учебе

Ожидаемый результат: повышение качества образования, повышение престижа выбранной профессии, повышение мотивации студентов к обучению, снижение количества лиц отчисленных в результате неуспеваемости.  

Задачи проекта

1. Провести мониторинг мотивации студентов к обучению.  Выделить из общего числа студентов долю    маломотивированных (студентов) на всех отделениях колледжа с помощью специальных методик

2. Исследовать причины малой мотивации студентов.

3. Разработать  индивидуальную,  коррекционную  программу по работе с маломотивированными студентами

Этапы реализации проекта

 ПЕРВЫЙ ЭТАП – Программа 1  «Лаборатория успеха» Подготовка методической базы (освоение тестовых методик, разработка мотивационной карточки)

 ВТОРОЙ ЭТАП - Программа 2 « Первый шаг к успеху» (обучение персонала, педагогические семинары, беседы с воспитателями колледжа)

 ТРЕТИЙ ЭТАП - Программа3 «Второй шаг к успеху» (коррекционная, развивающая и воспитательная работа со студентами колледжа)

Содержание основных программ индивидуально- коррекционной работы  по  психолого- педагогоческому сопровождению студентов с малой мотивацией к обучению.                                                                      

 Таблица 1

 Название и содержание программ

Задействованные кадровые

ресурсы

Контроль и управление

Формы

и методы

Психолого-педагогическая программа №1 «Лаборатория успеха»

 1.Суть программы: ежегодное выявление мало мотивированных студентов и учащихся и причин малой мотивации к обучению

 (после первых 3 месяцев обучения в семестре)

психологи колледжа, классные руководители

Заместитель директора по воспитательной работе

тестирование

анализ классных журналов

собеседование

работа с родителями

 Программа №2  Организационно – обучающая программа « первый шаг к успеху»

1Совместная учебно- воспитательная работа воспитателей общежития, классных руководителей и преподавателей предметников, для формирования полной социально- педагогической характеристики каждого учащегося.

воспитатели общежития, классные руководители и преподаватели предметники

Заместитель директора по воспитательной работе

Наблюдение

Опрос

Создание и

заполнение мотивационной карточки

2.Обучение преподавателей  и воспитателей колледжа  эффективным методам повышения мотивации у студентов, путём проведения педагогических семинаров. Примерные темы семинаров:  « Особенности психологического подхода к детям с различными типами  высшей нервной деятельности», «Особенности обучения  право, лево -  полушарных детей и амбидекстр», «Роль мотивации в профессиональном становлении личности», «  Роль актуализации  в формировании мотивации к обучению у студентов», «Формирование мотивации к обучению -актуальная задача воспитательной работы в Ямальском многопрофильном колледже»

Методисты, психологи.

Заместитель директора по воспитательной работе

Проведение пед. семинаров

Программа3 Индивидуальная коррекционная программа «Второй шаг к успеху».

1.Знакомство студентов с работой других отделений колледжа. Возможность профессиональной переориентации студентов.

Заведующие отделениями. Лица ответственные за проф.ориентационную работу

Заместитель директора по воспитательной работе

Экскурсия

Просмотр фильма о колледже

2. Посещение первокурсниками практических занятий и открытых мероприятий профессиональной направленности, проводимых на старших курсах

Зав. отделения, классные руководители, преподаватели предметники

Заместитель директора по воспитательной работе

Метод подсадной утки

3. Проведение внутриколледжных конкурсов  и соревнований на темы: « Своей профессией горжусь!» « Лучший по профессии»,    конкурс-соревнование  на тему: «Лучшая группа колледжа.

методисты

Заместитель директора по воспитательной работе

 Конкурс талантов

конкурс

сочинений

конкурс чтецов

Фото конкурс

Конкурс рисунков

Конкурс песен

Конкурс проф.мастерства

конкурс-соревнование  

4.Создание на  аудиторных занятиях и занятиях кружка ситуации успеха, постоянное подчеркивание важности осваиваемой профессии (все преподаватели предметники)

Преподаватели предметники,

 руководители кружков

Заместитель директора по воспитательной работе

Типовые уроки

Творческие и открытые уроки

Занятия кружка

Внеаудиторные мероприятия

5. Повышение престижа обучения в Ямальском многопрофильном колледже    ( применять гимн колледжа и  флаг колледжа, стихи прославляющие профессию, обеспечить повсеместную наглядность этой атрибутики).

Методисты

Заместитель директора по воспитательной работе

Творческий конкурс

6. Доведение до студентов информации центра занятости по наличию вакансий по получаемым профессиям (на классных часах) Тема классного часа: «Куда пойти работать?»

классные руководители, зав. практикой,

специалисты центра занятости

Заместитель директора по воспитательной работе

Беседа

Лекция-презентация

7. Проведение классных часов на тему: « секрет моей профессии», встреча с заслуженными учителями, врачами, передовиками производства и их выступление на классном часе по теме: «Мой путь в профессию».

Методисты, классные руководители

Заместитель директора по воспитательной работе

Круглый стол

8. Программа 3 «Второй шаг к успеху» Развитие интереса к профессии   посредством волонтерского движения старшекурсников Классные часы на темы: « Сколько существует медицинских (и др.) профессий?»

Классные руководители старших курсов

Заместитель директора по воспитательной работе

Классные часы

Беседы

 9.Внеаудиторные мероприятия призванные сплотить студентов колледжа,  например:

Дискотеки,  приуроченные к какому либо празднику (билеты давать тем, кто стал лучше учиться)

 Ответственные лица из отделения культуры.

Зам. директора  по воспитательной работе.

Заместитель директора по воспитательной работе

Внеаудиторное мероприятие

10. Празднование профессиональных праздников. (На официальной части  отметить похвальными листами не только отличников, но и тех, кто стал учиться лучше)

11. Использование  всеми преподавателями колледжа в своей педагогической деятельности   заданий  разного уровня сложности (минимальный, базовый,  творческий). Разработка системы поощрений малоуспешных учащихся  при переходе с одного уровня на другой.

Методисты, преподаватели предметники.

Заместитель директора по воспитательной работе

Устное поощрение

Выпуск молний и информационных листков (ежемесячная аттестация)

Благодарственные письма родителям

Грамоты

Вручение дипломов, поощрительных призов (ценные подарки, пригласительные билеты,

12 Психологические тренинги для студентов и учащихся, направленные на повышение  уровня мотивации и самооценки тема тренинга: «Я – профессионал»

психологи

Заместитель директора по воспитательной работе

тренинг

Реализация основных этапов индивидуально- коррекционной программы  по работе

с маломотивированными студентами

Этапы реализации программы

Основные направления проекта

Основные  мероприятия программы

1

Организационный

Диагностическое

Анализ литературных данных,

1.Разработка методики по определению доли мало мотивированных из общего числа учащихся, выявление причин малой мотивации, разработка критериев оценки  мотивации, разработка мотивационной карточки.  

2.Тестирование с целью: выявления доли мало мотивированных студентов и учащихся и причин малой мотивации к обучению.

3.Совместная учебно- воспитательная работа воспитателей общежития, классных руководителей и преподавателей предметников, для формирования полной социально- педагогической характеристики каждого учащегося. Заполнение мотивационной карточки

4.Обучение преподавателей  и воспитателей колледжа  эффективным методам повышения мотивации у студентов, путём проведения педагогических семинаров. Примерные темы семинаров:

 « Особенности психологического подхода к детям с различными типами  высшей нервной деятельности», «Дети индиго», «Роль мотивации в профессиональном становлении личности», «  Роль актуализации  в формировании мотивации к обучению у студентов», «Формирование мотивации к обучению -  актуальная задача воспитательной работы в Ямальском многопрофильном колледже».

2

практический

воспитательное

1.Проведение внутриколледжных конкурсов  и соревнований на темы: « Своей профессией горжусь!» « Лучший по профессии»,    конкурс-соревнование  на тему: «Лучшая группа колледжа»

Коррекционное

1.Знакомство студентов с работой других отделений колледжа. Возможность профессиональной переориентации

2.Использование  всеми преподавателями колледжа в своей педагогической деятельности   заданий  разного уровня сложности (минимальный, базовый,  творческий). Разработка системы поощерений малоуспешных учащихся  при переходе с одного уровня на другой.

3.Психологические тренинги для студентов и учащихся, направленные на повышение  уровня мотивации и самооценки тема тренинга: «Я – профессионал»

Развивающее

1.Посещение первокурсниками практических занятий и от  крытых мероприятий профессиональной направленности, проводимых на старших курсах

2.Повышение престижа обучения в Ямальском многопрофильном колледже    (разработать гимн колледжа и  флаг колледжа, стихи прославляющие профессию, обеспечить повсеместную наглядность этой атрибутики).

3.Проведение классных часов на тему: « секрет моей профессии», встреча с заслуженными учителями, врачами, передовиками производства и их выступление на классном часе по теме: «Мой путь в профессию».

4.Проведение классных часов на тему: « секрет моей профессии», встреча с заслуженными учителями, врачами, передовиками производства и их выступление на классном часе по теме: «Мой путь в профессию».

5.Развитие интереса к профессии   посредством волонтерского движения старшекурсников Классные часы на темы: « Сколько существует медицинских ( и др) профессий

6.Доведение до студентов информации центра занятости по наличию вакансий по получаемым профессиям (на классных часах) Тема классного часа: «Куда пойти работать?»

обучающее

1.Создание на  аудиторных занятиях и занятиях кружка ситуации успеха, постоянное подчеркивание важности осваиваемой профессии (все преподаватели предметники)

3

аналитический

Представление результатов

проекта

Отчет

ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК

"Измерение мотивации достижения", (ТМД) А. Мехрабиан, М.Ш. Магомед-Эминов, Д.Я. Райгородский Практическая психология: методики и тесты.

Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы - мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

Инструкция: "Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+3 - полностью согласен; +2 - согласен; +1 - скорее согласен, чем не согласен; 0 - нейтрален; - 1 - скорее не согласен, чем согласен; - 2 - не согласен; - 3 - полностью не согласен

Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте +, соответствия степени вашего согласия.

 Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание.

При обработке результатов производится подсчет баллов по определенной системе, а не анализ содержания отдельных ответов. Результаты теста будут использоваться только для научных целей, и дается полная гарантия о неразглашении полученных данных. Если у вас возникли какие-то вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест. Теперь приступайте к работе!"

Тест проводится в письменной форме без сообщения каких-либо дополнительных сведений испытуемому. Бланк для ответов (форма А)

Фамилия, имя, отчество; образование; п ол, возраст,д ата заполнения

№ П/п

Утверждение

3

2

1

0

-1

-2

-3

1

Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой

2

Если бы я должен был выполнять сложное, незнакомое задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку

3

Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые, знаю, решу

4

Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности

5

Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что может хорошо получиться

6

Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой должен сам определять свою роль

7

Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной

8

Я предпочел бы важное, трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но нетрудному

9

Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим

10

Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого возникают трения с товарищами

11

Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в игру трудную, требующую размышлений

12

Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где силы всех участников приблизительно равны

13

В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь игрой скорее для развития своего умения, чем для отдыха и развлечения

14

Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие

15

Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 1000 у. е. и размер ее может оставаться таким неопределенное время, чем работу, где начальная зарплата равна 500 у. е. и есть гарантия, что не позже чем через 2 года буду получать более 1500 у. е.

16

Я скорее бы стал играть в команде, чем соревноваться один на один

17

Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока меня полностью не удовлетворит полученный результат, чем стремиться закончить дело быстро и с меньшим напряжением

18

На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу вопросам, требующим для ответа высказывания своего мнения

19

Я скорее бы выбрал дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достичь высоких результатов, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится

20

После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну (пронесло!), чем порадуюсь хорошей оценке

21

Если бы я мог вернуться к одному из незавершенных дел, то скорее вернулся бы к делу трудному, чем к легкому

22

При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить

23

Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход

24

После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело

25

Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем приму в нем участие

26

Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь на его успешное завершение

27

Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность

28

Мне больше нравится выполнять сложное, незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверен

29

Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда формулируют задачу лишь в общих чертах

30

Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решить аналогичную ей, чем перешел бы к задаче другого типа

31

Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство

32

Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить

Сумма баллов

Бланк для ответов (форма Б)

Фамилия, имя, отчество

Среднее специальное

Образование

____Ж___ _____21________________________

Пол Возраст

________12.09.09________

Дата заполнения

№ П/п

3

2

1

0

-1

-2

-3

1

Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой

+

6

2

Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые, знаю, решу

+

2

3

Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности

+

2

4

Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что может хорошо получиться

+

6

5

Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, где сама должна определять свою роль

+

1

6

Более сильные переживания у меня вызываются скорее страхом неудачи, чем надеждой на успех

+

6

7

Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра

+

5

8

Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудачи равна 50%, делу достаточно важному, но нетрудному

+

2

9

Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим

+

6

10

Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого возникают трения с товарищами

+

7

11

После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну ("пронесло!"), чем порадуюсь хорошей оценке

+

5

12

Если бы я собралась играть в карты, то скорее бы сыграла в развлекательную игру, чем в игру трудную, требующую размышлений

+

3

13

Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где силы всех участников приблизительно равны

+

5

14

После неудачи я становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело

+

6

15

Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успехи

+

7

16

В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникают волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство

+

5

17

Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо выходило

+

4

18

Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное

+

19

Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить за это же время два-три дела

+

3

20

Если я заболела и вынуждена остаться дома, то использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать

+

5

21

Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате и мы решили устроить вечеринку, то предпочла бы сама организовать ее, вместо того, чтобы это сделала какая-нибудь другая

+

7

22

Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама искать выход

+

5

23

Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникают интерес и азарт, чем тревога и беспокойство

+

4

24

Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь на его успешное завершение

+

4

25

Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность

+

1

26

Мне больше нравится выполнять сложное, незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена

+

2

27

Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа

+

3

28

Я работаю продуктивнее над заданием, когда задачу формулируют лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают, что и как выполнять

+

2

29

Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще теряюсь и впадаю в отчаяние, вместо того, чтобы быстро взять себя в руки и попытаться исправить положение

+

5

30

Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить

+

4

Сумма баллов

124

Обработка результатов.

За каждый ответ испытуемый получает определенное количество баллов. Подсчет баллов производится с помощью ключей простым суммированием. К каждой форме опросника прилагается собственный ключ. Будьте внимательны!

Ключ к форме А

№ П\п

3

2

1

0

 - 1

 - 2

 - 3

1

7

6

5

4

3

2

1

2

1

2

3

4

5

6

7

3

7

6

5

4

3

2

1

4

1

2

3

4

5

6

7

5

7

6

5

4

3

2

1

6

1

2

3

4

5

6

7

7

7

6

5

4

3

2

1

8

7

6

5

4

3

2

1

9

1

2

3

4

5

6

7

10

7

6

5

4

3

2

1

11

1

2

3

4

5

6

7

12

1

2

3

4

5

6

7

13

7

6

5

4

3

2

1

14

7

6

5

4

3

2

1

15

1

2

3

4

5

6

7

16

1

2

3

4

5

6

7

17

7

6

5

4

3

2

1

18

1

2

3

4

5

6

7

19

7

6

5

4

3

2

1

20

1

2

3

4

5

6

7

21

7

6

5

4

3

2

1

22

1

2

3

4

5

6

7

23

1

2

3

4

5

6

7

24

7

6

5

4

3

2

1

25

1

2

3

4

5

6

7

26

1

2

3

4

5

6

7

27

1

2

3

4

5

6

7

28

7

6

5

4

3

2

1

29

1

2

3

4

5

6

7

30

1

2

3

4

5

6

7

31

7

6

5

4

3

2

1

32

1

2

3

4

5

6

7

Ключ к форме Б

№ П\п

3

2

1

0

 - 1

 - 2

 - 3

1

7

6

5

4

3

2

1

2

7

6

5

4

3

2

1

3

1

2

3

4

5

6

7

4

7

6

5

4

3

2

1

5

1

2

3

4

5

6

7

6

1

2

3

4

5

6

7

7

7

6

5

4

3

2

1

8

7

6

5

4

3

2

1

9

1

2

3

4

5

6

7

10

7

6

5

4

3

2

1

11

1

2

3

4

5

6

7

12

1

2

3

4

5

6

7

13

1

2

3

4

5

6

7

14

7

6

5

4

3

2

1

15

1

2

3

4

5

6

7

16

1

2

3

4

5

6

7

17

7

6

5

4

3

2

1

18

1

2

3

4

5

6

7

19

7

6

5

4

3

2

1

20

1

2

3

4

5

6

7

21

7

6

5

4

3

2

1

22

1

2

3

4

5

6

7

23

7

6

5

4

3

2

1

24

1

2

3

4

5

6

7

25

1

2

3

4

5

6

7

26

7

6

5

4

3

2

1

27

1

2

3

4

5

6

7

28

7

6

5

4

3

2

1

29

1

2

3

4

5

6

7

30

1

2

3

4

5

6

7

Интерпретация полученных результатов.

Методика измеряет результирующую тенденцию мотивации, то есть степень преобладания одного из указанных мотивов - стремление к достижению успеха или избегание неудачи. Высокие показатели по тесту означают, что стремление к достижению успеха выражено в большей степени, чем избегание неудачи, низкие - наоборот.

Претенденты с высокими показателями стремления к достижению успеха могут оказаться предпочтительными при подборе на должности, где требуется инициативность, лидерские качества, ориентация на достижение. Те же, у кого преобладает тенденция к избеганию неудач, лучше подойдут для профессий, в которых крайне нежелательны ошибки (или высока цена ошибки).

Сумма баллов

168 - 177  Преобладает мотивация достижения успеха;

149 – 168  Одинаково преобладают обе тенденции;

123 - 149  Преобладает мотивация избегания неудачи.

6. Опросник аффилиации

Под аффилиацией понимается потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой потребностью, не только постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни. Иногда эта потребность становится для человека настолько значимой, что перевешивает остальные. Аффилиация для  специалистов работающих с людьми быть одной из главных потребностей и, по крайней мере, не уступать тем потребностям, удовлетворение которых, напротив, как-то разъединяет людей.

Существует несколько методик для оценки аффилиации. Наиболее валидной, надежной, но вместе с тем и самой трудоемкой является проективная методика. Однако эта потребность такова по своей природе, что для ее диагностики с успехом могут быть использованы и методики опросного типа. Одна из таких методик описывается далее.

Испытуемые, проходящие тестирование по данной методике, перед началом исследования получают инструкцию следующего содержания:

"Вам предлагается несколько десятков суждений, ознакомившись с которыми необходимо выразить степень своего согласия с каждым из этих суждений при помощи следующей шкалы:

+3 - полностью согласен; +2 - согласен; +1 - скорее согласен, чем не согласен; 0 - ни да, ни нет; - 1 - скорее не согласен, чем согласен; - 2 - не согласен; - 3 - полностью не согласен

Меру своего согласия с тем или иным утверждением можно выразить цифрой с соответствующим знаком, проставленной на листе бумаги рядом с номером данного суждения".

Предлагаемый опросник оценивает две мотивационные тенденции, функционально взаимосвязанные и соотносимые с потребностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми. Соответственно, испытуемым предлагаются для ответов два разных опросника, один из которых предназначен для оценки первой мотивационной тенденции, а другой - второй.

Шкала теста для оценки боязни быть отвергнутым.

Фамилия, имя, отчество

Среднее специальное

Образование

Пол Возраст

Дата заполнения

№ П/п

Утверждение

3

2

1

0

-1

-2

-3

1

Я стесняюсь идти в малознакомое общество.

+

1

2

Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

+

5

3

Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при посторонних людях.

+

3

4

Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума.

+

2

5

Обычно я легко схожусь с незнакомыми людьми.

+

7

6

Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.

+

6

7

Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них не согласен.

+

3

8

Если я попрошу кого-то пойти со мной, а он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.

+

3

9

Я осторожен в высказывании своего мнения, пока хорошо не узнаю человека.

+

2

10

Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше промолчу, чем прерву говорящего и попрошу повторить сказанное.

+

3

11

Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.

+

4

12

Мне трудно говорить людям "нет".

+

1

13

Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не по случаю.

+

7

14

Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.

+

3

15

Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.

+

5

16

Я не стесняюсь обращаться к людям за помощью.

+

4

17

Я редко

противоречу людям из боязни их задеть.

+

5

18

Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.

+

6

19

Всякий раз, когда мне предстоит идти в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.

+

5

20

Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику

+

6

21

Я легко осваиваюсь в новом коллективе.

+

7

22

Временами у меня возникает чувство, что я никому не нужен.

+

6

23

Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно высказался в мой адрес.

+

3

24

Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.

+

4

25

Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со стороны.

+

3

26

После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.

+

4

27

Когда мне необходимо за чем-то обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.

+

5

28

Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, то я чувствую себя неловко.

+

3

29

Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.

+

5

30

Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.

+

2

31

Оказавшись в незнакомой компании, я скорее включаюсь в беседу, чем остаюсь в стороне.

+

6

32

Я стесняюсь просить, чтобы мне вернули книгу или какую-либо другую вещь, занятую на время у меня.

+

2

Сумма баллов

131

Шкала теста для оценки силы стремления к людям.

Фамилия, имя, отчество

Среднее специальное

Образование

Ж 21

Пол Возраст

_______13.09.09______

Дата заполнения

№ П/п

3

2

1

0

-1

-2

-3

1

Я легко схожусь с людьми.

+

7

2

Когда я расстроен, то обычно больше предпочитаю быть среди людей, чем оставаться одному.

+

7

3

Если бы мне пришлось выбирать, то я предпочел бы, чтобы меня считали способным и сообразительным, а не дружелюбным и общительным.

+

4

4

Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.

+

6

5

Я часто и охотно говорю с людьми о своих переживаниях.

+

5

6

От хорошего фильма или книги я получаю большее удовольствие, чем от хорошей компании.

+

6

7

Мне нравится иметь как можно больше друзей.

+

3

8

Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.

+

2

9

Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят больше, чем дружбу.

+

5

10

Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.

+

5

11

Излишняя откровенность с друзьями может повредить.

+

2

12

Когда я встречаю на улице знакомого, я всегда стараюсь перекинуться с ним парой слов, а не просто пройти мимо, поздоровавшись.

+

4

13

Независимость и свободу от личных привязанностей я предпочитаю прочным дружеским узам.

+

5

14

Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.

+

4

15

Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.

+

5

16

Я не доверяю слишком открытому проявлению чувств.

+

4

17

У меня много близких друзей.

+

4

18

Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем не важно, нравлюсь я им или нет.

+

5

19

Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым.

+

6

20

Эмоционально открытые люди привлекают меня больше, чем сосредоточенные и серьезные.

+

3

21

Я скорее предпочту интересную книгу или схожу в кино, чем проведу время на вечеринке.

+

6

22

Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами и посещать достопримечательности одному.

+

6

23

Мне легче решить трудную проблему, когда я обдумываю ее один, чем тогда, когда я ее обсуждаю с друзьями.

+

4

24

Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.

+

2

25

Даже в обществе друзей трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.

+

5

26

Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю новый круг знакомых.

+

7

27

Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем общение с людьми.

+

7

28

Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.

+

4

29

Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать окружающим свои чувства, чем пытаться с кем-нибудь поделиться ими.

+

5

30

Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в хорошей компании.

+

7

Сумма баллов

Обработка результатов

За каждый ответ испытуемый получает определенное количество баллов. Подсчет баллов производится с помощью ключей простым суммированием. К каждой форме опросника прилагается собственный ключ. Будьте внимательны!

Шкала теста для оценки боязни быть отвергнутым

№ П\п

3

2

1

0

 - 1

 - 2

 - 3

1

7

6

5

4

3

2

1

2

7

6

5

4

3

2

1

3

7

6

5

4

3

2

1

4

7

6

5

4

3

2

1

5

1

2

3

4

5

6

7

6

1

2

3

4

5

6

7

7

7

6

5

4

3

2

1

8

7

6

5

4

3

2

1

9

7

6

5

4

3

2

1

10

7

6

5

4

3

2

1

11

1

2

3

4

5

6

7

12

7

6

5

4

3

2

1

13

1

2

3

4

5

6

7

14

7

6

5

4

3

2

1

15

7

6

5

4

3

2

1

16

1

2

3

4

5

6

7

17

7

6

5

4

3

2

1

18

7

6

5

4

3

2

1

19

7

6

5

4

3

2

1

20

1

2

3

4

5

6

7

21

1

2

3

4

5

6

7

22

7

6

5

4

3

2

1

23

7

6

5

4

3

2

1

24

1

2

3

4

5

6

7

25

7

6

5

4

3

2

1

26

1

2

3

4

5

6

7

27

7

6

5

4

3

2

1

28

7

6

5

4

3

2

1

29

1

2

3

4

5

6

7

30

7

6

5

4

3

2

1

31

1

2

3

4

5

6

7

32

7

6

5

4

3

2

1

Шкала теста для оценки силы стремления к людям

№ П\п

3

2

1

0

 - 1

 - 2

 - 3

1

7

6

5

4

3

2

1

2

7

6

5

4

3

2

1

3

1

2

3

4

5

6

7

4

1

2

3

4

5

6

7

5

7

6

5

4

3

2

1

6

1

2

3

4

5

6

7

7

7

6

5

4

3

2

1

8

1

2

3

4

5

6

7

9

1

2

3

4

5

6

7

10

1

2

3

4

5

6

7

11

1

2

3

4

5

6

7

12

7

6

5

4

3

2

1

13

1

2

3

4

5

6

7

14

7

6

5

4

3

2

1

15

7

6

5

4

3

2

1

16

1

2

3

4

5

6

7

17

7

6

5

4

3

2

1

18

1

2

3

4

5

6

7

19

1

2

3

4

5

6

7

20

7

6

5

4

3

2

1

21

1

2

3

4

5

6

7

22

7

6

5

4

3

2

1

23

1

2

3

4

5

6

7

24

1

2

3

4

5

6

7

25

1

2

3

4

5

6

7

26

7

6

5

4

3

2

1

27

1

2

3

4

5

6

7

28

1

2

3

4

5

6

7

29

1

2

3

4

5

6

7

30

7

6

5

4

3

2

1

Выводы об уровне развития.

Для каждого из испытуемых отдельно устанавливаются уровень развития мотива "стремление к людям" и уровень развития мотива "боязнь быть отвергнутым". При этом пользуются следующей суммарной шкалой:

Сумма баллов от 32 до 80 - низкий уровень развития данного мотива.

Сумма баллов от 81 до 176 - средний уровень развития мотива.

Сумма баллов от 177 до 224 - высокий уровень развития мотива.

Возможны следующие типичные сочетания двух обсуждаемых мотивов и способы их интерпретации:

1. Высокий уровень развития мотива "стремление к людям", сочетаемый с высоким уровнем развития мотива "боязнь быть отвергнутым". Индивид, имеющий такое сочетание обоих мотивов, характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми.

2. Высокий уровень развития мотива "стремление к людям", сочетаемый с низким уровнем развития мотива "боязнь быть отвергнутым". Такой человек активно ищет контактов и общения с людьми, испытывая от этого в основном только положительные эмоции.

3. Высокий уровень развития мотива "боязнь быть отвергнутым" в совокупности с низким уровнем развития мотива "стремление к людям" Индивид, обладающий таким сочетанием обоих мотивов, напротив, активно избегает контактов с людьми, ищет одиночества.

4. Низкий уровень развития обоих мотивов. Такое сочетание данных мотивационных тенденций характеризует человека, который, живя среди людей, общаясь с ними, не испытывает от этого ни положительных, ни отрицательных эмоций и хорошо себя чувствует как среди людей, так и без них.

При средних значениях мотивационных тенденций "стремление к людям" и "боязнь быть отвергнутым" ничего определенного о возможном поведении человека и его переживаниях, связанных с человеческими отношениями, сказать нельзя.

В заключение отметим, что наиболее благоприятным для педагога сочетанием обоих мотивационных стремлений является такое, при котором "стремление к людям" развито сильно, а "боязнь быть отвергнутым" - слабо или средне.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. -  Выпуск 2.
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976.
  3. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974. - С.122.
  4. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. – Н., 1996.
  5. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: МГУ, 1988. - С.63.
  6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. – М., 1972.
  7. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972. - С.41-42.
  8. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды. – М., 1973. -Вып. 2.
  9. Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении // Вопросы психологии, 1997. - № 4.
  10.  Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1986.
  11.  Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после 16-ти., 1989.
  12.  Гальперин П.Я. Введение в психологию. Уч. пособие для ВУЗов, 1993.
  13.  Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. – М., 1992. – 376 с.
  14.  Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. – Киев, 1986.
  15.  Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности - М., 1974.
  16.  Додонов Б.И. Эмоции как ценность - М., 1978.
  17.  Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов // Вопросы психологии, 1999. - № 2.
  18.  Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. - № 2.
  19.  Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч.пособие. - М., 1997.
  20.  Кан-Калик В. А. К разработке теории обшего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. - Грозный, 1980. - С. 5 – 13.
  21.  Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Вопросы психологии. 1985 - № 4.
  22.  Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 1996.
  23.  Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. - М., 1970.
  24.  Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. – Л.,  1957-1960. – 264 с.
  25.  Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988. – 191 с.
  26.  Комусова Н.В. «Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе» - Л., 1983.
  27.  Кон И. С. Психология ранней юности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. – М., 1976.
  28.  Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. – М., 1976. – 175 с.
  29.  Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. - Л., 1961.
  30.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – 304 с.
  31.  Леонтьев А.Н. Лекция как общение. - М., 1974. - С.22.
  32.  Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1989. - С.225.
  33.  Леонтьев А.Н. Психология общения. - Тартую, 1974. - С.178.
  34.  Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся.-С.17.
  35.  Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1954.
  36.  Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 432 с.
  37.  Нестерова Н.Б. «Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности» - М., 1984
  38.  Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол. н. - М., 1984.
  39.  Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1986. – 254 с.
  40.  «Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах»  Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л., 1970.
  41.  Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога //  Вопр. психол. - 1965. - № 6. - С. 126-135.
  42.  Рубинштейн С.П. Основы общий психологии. - СПб Питер., 1999.
  43.  Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. - М., 1988. – 136 с.
  44.  Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л., 1990.-256 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Номинация: «Я нацелен на успех» Тема проекта: «IT технологии»

Исследование рынка услуг предоставляемых сервисами обслуживания и ремонта компьютерного оборудования для нахождения и выбора оптимального пути развития собственного дела в этой сфере.Актуальност...

Самообразование - путь к успеху.

Соданная мною презентация является  мотивирующим пособием для учителей внедряющих новые стандарты ФГОС. В ней описаны компетенции ,которыми должен владеть учитель нового времени....

ЧАС ОБЩЕНИЯ "Как добиться успеха"

Классный час для 8-9 класса по профориентации.Помочь воспитанникам лучше понять природу жизненного успеха и проанализировать пути его достижения . Формировать  чувство самодостаточности через опр...

ПУТЬ К УСПЕХУ

Разработка социального проекта "Путь к успеху". Цель проекта – удовлетворение духовных и эстетических потребностей населения,   - реализация творческих способностей  детей в форме концертных...

Факторы успеха в изучении английского языка в средней школе

«..Изучать иностранный язык - не для всех легкая задача, поэтому на уроках я стараюсь использовать разнообразные методы обучения: от просмотра видеофильмов д...

Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности

«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...