Воспитательский час
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
КЛАССНОГО ЧАСА
«ОБЩЕНИЕ – ЭТО РОСКОШЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ
ЦЕЛИ:
Образовательные: расширение кругозора
Развивающие: развитие речи, умения аргументировано излагать свою точку зрения
ЗАДАЧИ:
- Выяснить разные точки зрения на актуальность проблемы
- Воспитывать у воспитанников культуру речевого поведения во время спора
- Стимулировать речевую активность
Ход воспитательского часа:
(слайд 1)
Воспитатель. Добрый день, дорогие друзья: воспитанники, уважаемые гости. Мы открываем очередное заседание клуба «Черное и белое». Как и всегда, сегодня мы постараемся наметить некоторые пути решения одной из актуальных проблем современного общества. Какой? Вам предстоит определить. Внимание на слайд.
(слайд 2)
Воспитатель. Совершенно верно, речь пойдёт об общении. Напомню вам,
что мы не просто должны высказаться по предлагаемой проблеме, а подобрать аргументы к двум противоположным точкам зрения.
(слайд 3)
Воспитатель. Условия всем понятны? Пора начинать. И я предлагаю вам для обсуждения первый вопрос.
- Нужно ли человеку общение или вполне может обходиться без него?
(слайд 4)
(команды озвучивают свои аргументы)
Воспитатель. Человек существо социальное, поэтому ему необходимо общение. Робинзон Крузо, известный всем нам по книге Даниеля Дефо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. 28 лет он сражался с дикой природой и победил. Но не было дня, чтобы он не вглядывался в морскую даль. Робинзон мечтал увидеть на горизонте парус корабля, который вернет его в общество. Потому что человек вне общества утрачивает главное – радость общения с другими людьми.
Наверное, у каждого человека бывают такие моменты, когда ему хочется побыть одному, но никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь.
(слайд 5)
Воспитатель. Что же такое общение? Википедия даёт такое определение: «Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность».
Слова Антуана де Сент Экзюпери, французского писателя стали крылатыми:
«Самая большая роскошь в мире – это роскошь человеческого общения».
Воспитатель. Невозможно представить нашу жизнь без общения. Давайте подумаем над вопросом:
- Существует ли в современном мире проблема общения?
(слайд 6)
(команды озвучивают свои аргументы)
Ведущий. Принято считать, что наш современник общителен, открыт миру, что он жаждет новых знакомств. Но, тем не менее, многие считают, что они несчастны, никому не нужны и формальные дружеские отношения их утомляют. Некоторые заявляют, что они опытные мастера кратких и результативных контактов. Затворники убеждают, что у них интересная и насыщенная внутренняя жизнь, им никто не нужен для общения, им и так хорошо.
Итак, мы хорошо понимаем, что в современной мире снижается когнитивное значение процесса непосредственного общения между людьми. В нашем распоряжении огромное количество источников информации о внешнем мире – СМИ, интернет. И часто мы лучше знаем подробности жизни знаменитых, но чужих нам людей, чем то, что в голове у любимого человека. Вместо разговоров с теми, кто рядом с нами, мы читаем-смотрим-слушаем о событиях, не имеющих к нам никакого отношения. Это приводит к безразличию, мы разучиваемся понимать и сопереживать. Нельзя ведь по-настоящему сопереживать всем бедным и несчастным в мире!
А дети? Вспомните, как они любят слушать рассказы старших, сколько вопросов задают и т.д. Так дети познавали мир раньше. Теперь они слушают телевизор и забрасывают вопросами Яндекс и Гугл. Таким образом, обесценивается личность и опыт человека – близкого, реального – в процессе общения с окружающим миром с самого детства. И когда ребенок вырастет, он опять предпочтет компьютер человеку.
Современный мир – это многообразие социальных ролей, которые нам приходится играть. Большинство из них требуют шаблонного поведения – если ты родитель, ты должен воспитывать, босс – приказывать, крестный – дарить подарки на день рождения, друг – выслушивать проблемы и помогать в их решении, жена – заботиться о муже и детях… Наши отношения с людьми становятся все более формальными, в них не хватает непосредственности, искренности, душевности. Формальным становится и общение.
Общение в социальных сетях позволяет нам быть в курсе того, что происходит у наших друзей – чаще всего лишь «друзей». Каков процент «друзей» вконтакте или одноклассниках, с которыми вы реально общаетесь – пишите личные сообщения, например, и регулярно видитесь в реале? Виртуальное общение дает нам бесценную возможность оставаться на связи с теми, кто живет далеко от нас, и легко знакомиться с новыми людьми, однако так же легко и прекращать любой контакт. Из-за этого ценность таких связей снижается в нашем восприятии. Легко пришло, легко ушло.
Также виртуальное общение очень располагает к «ношению масок». Где еще, как не здесь, можно представить себя кем угодно, кем вы не являетесь на самом деле. Вы всего лишь образ, так же как и ваши собеседники по другую сторону монитора.
Ну и наконец, для чего люди общаются? Чтобы похвастаться собой и осудить других, скоротать время, отвлечься от своих проблем, не быть в одиночестве. Общение становится развлечением или средством для других наших целей, в то время как духовное межличностное общение является целью само по себе.
Вот так мы подошли к ещё одному вопросу:
- Виртуальное общение – это хорошо или плохо?
(слайд 6)
(команды озвучивают свои аргументы)
Воспитатель. В век компьютерных технологий очень популярно общение по Интернету, с помощью мобильных телефонов и т.д. Живое общение существовало всегда, а интернет – общение находится в своем младенчестве. Активно он начал распространяться в России совсем недавно, но захватил более 30% населения страны, и с каждым днем число пользователей интернетом растет. Существует реальная тенденция того, что виртуальное общение заменит реальное.
Плюсы виртуального общения:
Одной из самых главных причин появления человека в чате можно назвать его психологическую потребность в общении. Не всегда, как это принято считать, личность, общающаяся в интернете, имеет физические недостатки и использует интернет коммуникацию как единственное средство общения. Для многих интернет стал местом развлечения, за которым не надо далеко ходить. Возможность встретить интересного собеседника, старых знакомых, с которыми не видились много лет, получить нужную информацию .
Анонимность общения и многообразность, свобода действий и раскрепощенность выводит наружу тайные желания человека, которые он не может воплотить в реальности.
Театральность действий в чате позволяет личности раскрыться на все 100%, избавиться от комплексов.
Добровольность и желательность контактов дает пользователю возможность добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также прерывать их в любой момент.
Минусы виртуального общения:
В конце остается лишь отметить, что во всем надо знать меру. Каким бы успешным не был образ в интернете, свои возможности и достоинства не стоит проявлять только в чатах.
В интернете сложно передавать эмоции, невозможно передать всю гамму чувств, которыми обладает человеческое общение, не возможны реальные отношения людей, люди становятся более черствыми... и многие навыки живого общения уже потеряны.
В интернете мы подразумеваем общение в основном письменное. Но как мы пишем в интернете……
Страдает культура речи, в особенности русский язык.
Что же человек хочет получить от общения? Все мы ищем друга – человека, с которым можем быть собой, быть открытым, не боясь быть не принятым. Общение с человеком на глубоком уровне позволяет расширить мировоззрение, углубить восприятие, познать самого себя, ощутить полноту жизни. Но, вынужденные постоянно поддерживать пустые, поверхностные отношения, в погоне за имиджем, занятые удовлетворением материальных потребностей, мы все меньше доверяем людям, все меньше стремимся к по-настоящему близкому, открытому общению.
Конечно, проблема общения возникает в самом человеке. Всё зависит от того, хочет он общения с другими людьми или нет. А также от того, хотят ли другие люди общения с ним?
(слайд 8)
Ф. Ларошфуко: «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше».
Воспитатель. Вся наша жизнь состоит из процесса общения с теми, кто нас окружает – от членов семьи до случайного прохожего, спросившего который час. И далеко не всегда мы получаем от этого удовольствие. А порой это так выматывает, что человек сознательно изолирует себя от других в психологическом плане. Что же делать?
- Как победить в себе «дракона»?
(слайд 9)
(команды озвучивают свои аргументы)
Воспитатель. Хочу рассказать вам одну притчу.
(слайд 10)
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Воспитатель. В заключение нашей встречи хочу пожелать вам интересных собеседников. Помните, если вам есть что сказать, говорите. Ведь общение – это необходимая роскошь.
(слайд 11,12)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Общение – это роскошь или необходимость?»
Нужно ли человеку общение или он вполне может обходиться без него?
Единственная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения. (А . де Сент-Экзюпери) Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. ( ВикипедиЯ )
Существует ли в современном мире проблема общения?
Виртуальное общение – это хорошо или плохо?
Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше». Ф. Ларошфуко
Как победить в себе «дракона»?
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь . ПРИТЧА
«Общение – это необходимая роскошь!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательский час по профориентации в 9 классе "Ищу работу"
На воспитательском часе дети знакомятся с правилами поиска работы. Обыгрываю дети ситуации по теме....
Открытый творческий воспитательский час "Путешествие по Китаю"
1.Организационный блок: Приветствие: Здравствуйте уважаемые коллеги и ребята. Звучит китайская музыка. 2.Мотивационный блок: В Китае как Вы знаете и сам император и все его подданные – китайцы. Этими ...
Открытый творческий воспитательский час "Путешествие по Китаю"
1.Организационный блок: Приветствие: Здравствуйте уважаемые коллеги и ребята. Звучит китайская музыка. 2.Мотивационный блок: В Китае как Вы знаете и сам император и все его подданные – китайцы. Этими ...
Воспитательский час "Виды браков"
Занятие предназначено для детей старшего возраста, познакомить учащихся с видами семейных браков....
Конспект воспитательского часа "Дети Войны"
Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы, познакомить воспитанников с боевыми наградами, которыми награждались юные герои...
Конспект воспитательского часа "Самые «Зелёные» профессии."
Показать значение профессии садовника, озеленителя, цветовода в жизни человека....
Конспект воспитательского часа «Безопасность пищевых продуктов»
Формирования здорового образа жизни у воспитанников в процессе знакомства с правилами здорового питания....