Профессиональное самоопределение: как старшекласснику найти «свое место под солнцем».
статья

Лебедева Анна Леонидовна

Перед окончанием школы старшеклассники оказываются перед достаточно сложным выбором будущей профессии. Выбор профессии является, пожалуй, самым ключевым решением для человека, так как фактически является первым шагом к самостоятельной жизни, а будущая профессия определяет выбор образа жизни, деятельности, круга общения, задач и интересов. Профессиональное самоопределение создает эскиз будущего и тем самым направляет дальнейший ход жизни человека.

В статье описаны основные принципы професиионального самоопределения, важность выявления мотивовов и ценностно-смысловых ориентаций старшеклассника.

В самом общем виде профессиональное самоопределение представляет собой поиск и утверждение своего пути в мире, своих ценностей и смысла существования. Успешность выбора профессиональной деятельности обычно зависит от  того, насколько тщательно и реалистично человеку удается прояснить свои стремления и интересы, оценить собственные способности и возможности. для принятия зрелого, точного решения в таком непростом вопросе как профессиональное самоопределение, необходимо определиться в трех категориях: мотив укажет на ТО, какова Ваша цель, ценности – на приемлемые СПОСОБЫ, которыми эту цель можно достичь, а смысл придаст завершенность выбранному пути, наполнив ясностью картину будущего. 

Прояснить мотивацию помогут такие вопросы:

- Что побуждает меня к  профессиональной деятельности?

- Чем я хотел бы заниматься и почему?

- Что даёт мне работа в психологическом плане?

- Какова основная цель моей жизни?

- Почему конкретная цель так важна для меня?..

Если Вы прояснили для себя собственные задачи и цели, определите для себя и запишите приемлемые и совершенно недопустимые способы их достижения. Важно, чтобы выбираемые Вами способы достижения желаемого были в согласии с Вашими жизненными ценностями. Спросите себя:

- Что я больше всего ценю в людях?

- Каковы три мои самые положительные качества?

- На что я никогда не пойду ради удовлетворения своих желаний?

- Благодаря каким своим личным качествам чаще всего мне удается достичь своих целей?

- Чьи интересы в рабочей ситуации для меня важнее – свои личные или коллектива?..

И наконец, важно определить, каким смыслом может быть наполнена для Вас та или иная деятельность, оценить значимости профессиональной деятельности лично для себя. И если при поиске мотива, в основном приходится отвечать на вопрос «почему?», то нахождение смысла дает нам ответ на вопрос «зачем?». Обнаруженный смысл деятельности создает эскиз будущего, задает жизненную перспективу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnoe_samoopredelenie_starsheklassnikov.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное самоопределение: как старшекласснику найти свое место под солнцем?

Перед окончанием школы старшеклассники оказываются перед достаточно сложным выбором будущей профессии. Возможно ли в наше непростое время выбрать из всего разнообразия ту самую профессию, которая помимо достатка приносила бы еще и удовольствие от процесса решения профессиональных задач, радость от каждого проведенного на работе дня? Сложно, но можно. Для этого молодому человеку необходимо определить собственные способности, интересы и склонности. Разумеется, также важно суметь правильно соотнести индивидуальные особенности с конкретными требованиями определенных профессий. Случается, собственные предпочтения представляются весьма смутно или же, наоборот, ясно, но Вы не уверены, подойдет ли та или иная профессия лично Вам, стоит ли тратить время и силы на получение соответствующего ей образования, на реализацию себя в ней.

Выбор профессии является, пожалуй, самым ключевым решением для человека, так как фактически является первым шагом к самостоятельной жизни, а будущая профессия определяет выбор образа жизни, деятельности, круга общения, задач и интересов. Профессиональное самоопределение создает эскиз будущего и тем самым направляет дальнейший ход жизни человека.

Часто, когда профессия выбрана человеком неверно,  а условия работы не соответствуют его потребностям, интересам или способностям, возникает чувство скуки и неудовлетворенности, теряется смысл деятельности. В то время как правильный выбор профессии проявляется в чувстве внутренней гармонии, удовлетворенности от выполняемой работы, в повышении производительности труда, в желании совершенствоваться в профессиональном плане. Кроме того, чем лучше и точнее представляет человек смысл и суть своей профессии, тем выше успешность деятельности. Соответственно, «к чему душа лежит, к тому и руки приложатся». Поэтому, чтобы не тратить драгоценное время на «бесполезную» работу, юношам и девушкам, стоящим на пороге совершеннолетия, безусловно, желательно воспользоваться возможностями профориентации у педагога-психолога.

Для верного выбора профессии Вам очень важно прислушаться к себе, понять свою «сущность», уловить свой «стиль». Распространенными ошибками в этом процессе являются ориентация на престижность профессии, устаревшие представления о характере труда в конкретной профессиональной деятельности, отождествление школьного учебного предмета с профессией, увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии, перенос отношения к представителю той или иной профессии, на саму профессию. Так, например, иллюзия престижности профессии часто развеивается со временем, материальные ожидания не оправдываются в силу отсутствия способностей к данному виду труда, а знакомство с полным набором профессиональных задач, а не только с «приятными», порой может неожиданно и неприятно удивлять.

В самом общем виде профессиональное самоопределение представляет собой поиск и утверждение своего пути в мире, своих ценностей и смысла существования. Успешность выбора профессиональной деятельности обычно зависит от  того, насколько тщательно и реалистично человеку удается прояснить свои стремления и интересы, оценить собственные способности и возможности.

Если выбор профессии оказался неудачным, то последствия этого могут проявиться в характерных негативных признаках: неудовлетворенность работой, снижение продуктивности труда, отсутствие или угасание желания совершенствоваться в профессиональном плане. А это, в свою очередь, может привести к недовольству собой, неудовлетворенности жизнью и потере ее смысла.

На что же важно обратить внимание, принимая решение о выборе начала или смене профессионального пути, чтобы впоследствии не пережить горечь разочарования или бессмысленности собственной жизни? Спросите себя, каковы Ваши мотивы, интересы, убеждения, идеалы, цели и ценности. Удобнее анализировать свою внутреннюю сущность, вооружившись бумагой и письменными принадлежностями.

Прояснить мотивацию помогут такие вопросы:

- Что побуждает меня к  профессиональной деятельности?

- Чем я хотел бы заниматься и почему?

- Что даёт мне работа в психологическом плане?

- Какова основная цель моей жизни?

- Почему конкретная цель так важна для меня?..

Если Вы прояснили для себя собственные задачи и цели, определите для себя и запишите приемлемые и совершенно недопустимые способы их достижения. Важно, чтобы выбираемые Вами способы достижения желаемого были в согласии с Вашими жизненными ценностями. Спросите себя:

- Что я больше всего ценю в людях?

- Каковы три мои самые положительные качества?

- На что я никогда не пойду ради удовлетворения своих желаний?

- Благодаря каким своим личным качествам чаще всего мне удается достичь своих целей?

- Чьи интересы в рабочей ситуации для меня важнее – свои личные или коллектива?..

И наконец, важно определить, каким смыслом может быть наполнена для Вас та или иная деятельность, оценить значимости профессиональной деятельности лично для себя. И если при поиске мотива, в основном приходится отвечать на вопрос «почему?», то нахождение смысла дает нам ответ на вопрос «зачем?». Обнаруженный смысл деятельности создает эскиз будущего, задает жизненную перспективу. Есть старая притча, хорошо отражающая диапазон различий личностного смысла одной и той же деятельности для разных людей: «Работали как-то три человека, которые что-то строили. Занимались-то все одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы были разные. Один сказал: «Я дроблю камни», другой сказал: «Я зарабатываю себе на жизнь», третий ответил: «Я строю храм».

Таким образом, для принятия зрелого, точного решения в таком непростом вопросе как профессиональное самоопределение, необходимо определиться в трех категориях: мотив укажет на ТО, какова Ваша цель, ценности – на приемлемые СПОСОБЫ, которыми эту цель можно достичь, а смысл придаст завершенность выбранному пути, наполнив ясностью картину будущего. Знание своих жизненных целей и ценностей, проявление внимания и чуткости к собственному внутреннему миру, позволяют не только найти каждому из нас свое место в общем потоке жизни, но и способствуют  нашему гармоничному развитию. Ещё в начале 20-го века выдающийся русский ученый А. Ф. Лазурский писал: «Когда подходящая профессия найдена, то она очень скоро придаёт всему облику человека значительную определённость и законченность».

Своевременная ориентация в мире профессий, определение для себя конкретного  круга профессиональных занятий может помочь старшеклассникам распределить силы, спланировать шаги, направленные на достижение желаемого будущего, приблизиться к исполнению мечты. Чтобы достичь цели, на завершающем этапе школьного обучения важно не «разбрасываться», а уделять больше внимания приоритетным дисциплинам, тем, которые будут необходимы для поступления в соответствующий ВУЗ и дальнейшего обучения, определиться с подготовительными курсами, если планируется получение высшего образования и т.д. Профессиональная ориентация может помочь молодому человеку осмысленно выбрать будущую профессию и найти ответы на многие вопросы, в частности, о своей роли в этом мире, о своем предназначении.

Материал подготовлен педагогом-психологом Колледжа туризма Санкт-Петербурга Лебедевой Анной Леонидовной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение старшеклассников.

Как подростку не ошибиться в выборе профессии? Кем быть? Как суметь собрать всё воедино: и свои способности, и свои возможности......

Статья на тему: Взаимосвязь типов родительских отношений и профессионального самоопределения старшеклассников

Статья на тему: Взаимосвязь типов родительских отношений и профессионального самоопределения старшеклассников...

Статья на тему: «Профессиональная подготовка – путь к профессиональному самоопределению»

Статья на тему:«Профессиональная подготовка – путь к профессиональному самоопределению»...

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся Федерального Государственного бюджетного профессионального образовательного учрежде...

« Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение воспитанников с ОВЗ (опыт ,проблемы, переспективы)»

Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности.Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной ...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА «Место под Солнцем»

В настоящее время подросткам очень важно осознавать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личностной значимостью. Важно помочь подросткам увидеть, каким образом их выбор мо...