Психологическое сопровождение педагогов: профилактика выгорания в условиях дистанционного режима работы
методическая разработка

Лебедева Анна Леонидовна

Синдром психического выгорания (СПВ) – сложный психофизиологический феномен эмоционального, умственного и физического истощения, возникающего из-за длительной эмоциональной нагрузки  на  уровнях – индивидуальном, межличностном и организационном. Синдром выгорания развивается не сразу, на это уходит приличный промежуток времени. У разных людей проявления и период развития  СПВ различаются.  Преподаватели входят в группу риска по СПВ.

В презентации описаны стадии, симптомы и последствия выгорания. Приводятся основные факторы выгорания педагогов в условиях дистанционной работы: - стресс от общего контекста неопределенности, связанного с COVID-19,

- сложные эмоции в работе с другими участниками образовательного процесса,

- высокая степень личной ответственности,

- напряженный рабочий ритм, многозадачность, сжатые сроки,

- технические трудности, ненормированный рабочий день,

- противоречивые требования руководства, неопределенность критериев оценки труда, правил, норм, алгоритмов работы,

- отсутствие обратной связи от учеников,

- низкий контроль над ситуаций, нет возможности влиять на рабочие процессы.


Подробно описаны основные принципы профилактики выгорания:1) актуализация  индивидуальных ресурсов через физические, духовыне, интеллектуальные и социальные источники положительных эмоций; 2) замедление темпа и снижение режима многозаданости через собственное волевое усилие; 3) выявление личных приоритетов и их учет при грамотном распределении времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vygoranie_pedagogov_lebedeva_a.l._nsportal.pptx847.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическое сопровождение педагогов : профилактика выгорания в условиях дистанционного режима работы Лебедева Анна Леонидовна, кандидат психологических наук, педагог-психолог СПб ГАПОУ «Колледж туризма и гостиничного сервиса», Санкт-Петербург 2020 г.

Слайд 2

Симптомы «профессионального выгорания» (Дж. Фрейденберг , 1974) апатия, утрата какой-либо мотивации нервное истощение снижение концентрации внимания

Слайд 3

СПВ – сложный психофизиологический феномен эмоционального, умственного и физического истощения, возникающего из-за длительной эмоциональной нагрузки на уровнях – индивидуальном, межличностном и организационном. (В.Е. Орел, 2005)

Слайд 4

Представители социономических профессий – группа риска. Выгорание как психологическая защита от стресса. Синдром выгорания развивается не сразу, на это уходит приличный промежуток времени. У разных людей проявления и период развития синдром психического выгорания (СПВ) различаются.

Слайд 5

Основные факторы выгорания педагогов в условиях дистанционной работы Стресс от контекста, связанного с COVID-19 Сложные эмоции в работе с другими участниками образовательного процесса Высокая степень личной ответственности Напряженный рабочий ритм, многозадачность, сжатые сроки

Слайд 6

Основные факторы выгорания педагогов в условиях дистанционной работы Технические трудности, ненормированный рабочий день Противоречивые требования руководства, неопределенность критериев оценки труда, правил, норм, алгоритмов работы Отсутствие обратной связи от учеников Низкий контроль над ситуаций, нет возможности влиять на рабочие процессы

Слайд 7

Стадии и симптомы выгорания

Слайд 8

Самооценка степени психического выгорания Проявления Баллы Физические симптомы Постоянная усталость 1 Частые недомогания, заболевания 2 Изменение аппетита, режима сна 3 Злоупотребление ПАВ 4 Эмоциональные симптомы Раздражительность, эмоциональные всплески 1 Потеря мотивации, ощущение бесполезности работы 2 Ощущение беспомощности, опустошенности 3 Снижение самооценки, появление чувства собственной несостоятельности 4 Поведенческие симптомы Прокрастинация , откладывание дел, пропуски, опоздания 1 Срыв дедлайнов , отказ от ответственности 2 Претензии, конфликты с коллегами 3 Негативное, формальное отношение к студентам 4

Слайд 9

Последствия психического выгорания депрессивные расстройства, нарушения сна снижение иммунитета, проблемы с работой сердца, ЖКТ, суставами, резкое снижение или увеличение веса отравление организма никотином, кофеином

Слайд 10

Не все педагоги поддаются синдрому выгорания на работе. Многие справляются с ним благодаря: способности меняться в напряженных условиях и адаптироваться к стрессу уверенности в своих знаниях и профессиональных качествах способности поддерживать позитивный настрой в отношении себя и окружающих

Слайд 11

Основные принципы профилактики выгорания

Слайд 12

Актуализация ресурсов, положительных эмоций Найдите профессиональное сообщество, онлайн-группы поддержки преподавателей Яркие эмоции и юмор: настольные игры с семьей, фильмы, хобби, общение с друзьями по видеосвязи Приятные ощущения: бассейн, массаж, статические спортивные упражнения, дыхательная гимнастика Новые впечатления (книги, онлайн-экскурсии и т.д.)

Слайд 13

Восстановление ресурсного состояния

Слайд 14

Выявление приоритетов и их учет при распределении времени • Что важно для меня в жизни, чего я хочу? • Помогает ли мне мое место работы в достижении целей? • Что я получаю от своей профессиональной деятельности? • Совпадают ли мои ценности и ценности образовательной организации?

Слайд 15

Замедление – как волевое усилие

Слайд 16

Желаем Вам новых сил и своевременного отдыха! С уважением, Анна Леонидовна Лебедева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование психологических притч для профилактики синдрома эмоционального выгорания преподавателей

Истории - вот то, что объединяет всех людей. Истории, сказки и притчи - бесконечный источник, из которого человечество всегда черпало и будет черпать мудрость и утешение. Истории были тем средством на...

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"

Рекомендации педагогам по профилактике синдрома эмоционального выгорания....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено...

Психолого-педагогическое сопровождение студентов педаго-гического колледжа в условиях дистанционного образования

Глобальные изменения, происходящие в условиях пандемии, привели к осознанию особой роли дистанционного  образования и повышению его престижа как для общества в целом, так и для каждого человека в...

Качество профессионального образования в условиях дистанционного режима обучения

В ГБПОУ ЯНАО СПО «ЯМК» активно разрабатывается и внедряется система менеджмента качества, которая проектируется в следующих направлениях:• качество преподавания (образовательного проц...

Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и педагога - психолога как необходимое условие обеспечения результативности работы с детьми с речевыми нарушениями.

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере.  Взаимодополняемость ...