Возможности арт-терапевтических методов профилактики буллинга в профессиональном образовательном учреждении
презентация урока для интерактивной доски

Лебедева Анна Леонидовна

Тема буллинга является одной из наиболее актуальных для современных подростков. Согласно исследованиям 2019-го года, жертвами школьной травли в России являются 27,5% обучающихся. В связи с этим крайне важными задачами работы педагога-психолога представляются: формирование психологически безопасной атмосферы в образовательных организациях, в которой шанс на возникновение и закрепление «токсичных» отношений внутри коллектива минимален, предотвращение распространения жестокости и агрессии в молодежной среде, развитие способности к эмпатии у обучающихся. Таким образом, мероприятия, направленные на профилактику буллинга, включены в общую программу социально-психологической адаптации первокурсников Колледжа туризма Санкт-Петербурга. 

Буллинг — это патологическая, дисфункциональная групповая динамика, проявляется в умышленном, систематическом, продолжительном агрессивном поведении в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью. Отношения буллинга обусловлены дисбалансом власти, позволяющим одному подростку подчинить себе другого. И если подросток становится объектом психологического или физического насилия, это может привести к серьезным последствиям, вплоть до суицида или «Колумбайн»-эффекта. 

Отметим, что травля является деструктивным процессом не только для жертв. Помимо наличия жертвы, структура взаимодействия в ситуации буллинга включает еще две основные ролевые позиции – агрессоры и наблюдатели. Исследования показывают, что те подростки, которые сами не являются объектом травли, а просто наблюдают ее, испытывают мучительный внутренний конфликт и часто страх оказаться на месте жертвы. 

На тренингах по профилактике буллинга мы предпочитаем арт-терапевтические методы, например, создание группового рисунка, лепку фигур и композиций из глины или техники сказкотерапии. С помощью арт-терапевтических методов легче обойти сопротивление и психологические защиты, а также в ходе работы у студентов повышается самооценка и открываются творческие способности. Арт-терапевтические техники развивают навыки конструктивного выражения агрессии, с их помощью можно прорабатывать межличностные конфликты и снижать тревогу.

В презентации данного занятия описаны результаты применения рисуночной техники. Все  участники группы делятся на микрогруппы по 4-5 человек, после чего каждая команда получает карточки с тремя заданиями, для обсуждения и изображения на бумаге. После выполнения задания в ходе шеринга участникам группы задаются вопросы: «Что стало понятно?», «Какие чувства были тогда и сейчас?», «Какие конкретные действия лично Вы могли бы предпринять для прекращения буллинга?», «Какие есть варианты развития событий?» и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon nsportal_bulling_a.l._lebedeva.pdf2.28 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.

В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста  в современных условиях,  раскрыта  сущность понятий  «индивидуализация» студ...

Коммуникативно – ситуативный метод обучения иностранному языку в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Одним из актуальных и результативных направлений, содействующих совершенствованию методики преподавания иностранного языка в учебных заведениях начальн...

Урок педагогики по рейтингово - накопительной системе по теме "Методы контроля в процессе обучения" Образовательное учреждение: колледж Бокситогорского института (филиала) АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина» г. Пикалево Л

Урок  педагогики по рейтингово - накопительной системе разработан для студентов СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах. Урок, разработанный по рейтингово - накопительной сис...

Урок педагогики по рейтингово - накопительной системе по теме "Методы контроля в процессе обучения" Образовательное учреждение: колледж Бокситогорского института (филиала) АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина» г. Пикалево Л

Урок  педагогики по рейтингово - накопительной системе разработан для студентов СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах. Урок, разработанный по рейтингово - накопительной сис...

о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум) Департамента физической культ

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее Совет по профилактике) создается в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «...

Статья на тему: ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Основные тенденции роста инвалидности среди молодого поколения в РФ в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением ...

Социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в профессиональном образовательном учреждении.

ВведениеОбразование является основополагающим элементом развития любого общества, и оно должно быть доступным для всех, независимо от физических возможностей. Особую важность приобретает социально-пед...