РП по УД.01 Культура речи
рабочая программа

Карагодина Светлана Геннадьевна

Рабочая программа по учебной дисциплине  по выбору У.01 Культура речи социально-экономческого профиля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi_11_pkd.docx58.23 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МАРКСОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УД.01 КУЛЬТУРА РЕЧИ

программы подготовки специалистов среднего звена

для специальности

 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

г. Маркс,

2020г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ СО «МПК»

 _________________/Е. В. Гребнева/

«___» _______________2020  г.

.

Рабочая программа учебной дисциплины УД. 01 Культура речи разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17»  мая 2012 г.и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов по профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

РАССМОТРЕНО на заседании  цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол №__, дата «___»________2020 г.

Председатель __________    /Курилова Н.А./                

СОГЛАСОВАНО  с Методическим советом ГАПОУ СО «Марксовский политехнический колледж»

Протокол №___ от «_____» _________2020 г.

Председатель_____________   /Гостева И.Ю./  

Составитель (автор):

Рецензент

внутренний:

внешний:

Терёхина С. Г., преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «МПК» высшей квалификационной категории.  

Малютина Н. Е, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «МПК» высшей квалификационной категории

Резепова Г. М., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 г. Маркса


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ             4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ          8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ                 13

ДИСЦИПЛИНЫ          



  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УД 01. КУЛЬТУРА РЕЧИ

  1. 1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины (по выбору) общеобразовательного цикла УД. 01 Культура речи является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г. для специальности среднего профессионального образования социально-экономического профиля 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, реализующей образовательную программу на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины (по выбору) УД. 01 Культура речи составлена  в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов по профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от17.03.2015 № 06-259).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

  1. Учебная дисциплина УД. 01 Культура речи является дополнительной  дисциплиной общеобразовательного цикла по выбору обучающегося и направлена на формирование у студентов умения применять полученные знания в практической деятельности и формирование компетенций посредством выполнения практических заданий.

        

1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

Освоение содержания учебной дисциплины УД. 01 Культура речи обеспечивает достижение студентами следующих  результатов:

личностных:

- отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на

протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и

других народов;

- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту  языка как явления национальной культуры;

- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а

также различных форм общественного сознания, осознание своего места в

поликультурном мире;

- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных

высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной

деятельности;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с  общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,

- находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на

протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

- эстетическое отношение к миру;

− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание − чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения

к русской литературе, культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

-владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

- владение языковыми средствами;

- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего

возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах

деятельности;

- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной  деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках

информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение извлекать необходимую информацию из различных источников:

учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения

когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

-  умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять

причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, фор-

мулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной

деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к

самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению

различных методов познания.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;

- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;

- понятие о нормах русского литературного языка;

- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;

- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;

- лексические нормы; использование изобразительно-выразительных средств;

- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;

- основные единицы синтаксиса и русской  пунктуации;

- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;

- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;

- функционально-смысловые типы текстов;

- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;

- сферу функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;

- языковые формулы официальных документов;

- правила оформления документов;

- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Количество часов на освоение учебной дисциплины:

Объем образовательной нагрузки обучающегося -39 часов, в том числе:

во взаимодействии с преподавателем  - 39 часов.    

Промежуточная аттестация в форме итогового контроля  - зачёт (с оценкой).


2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем нагрузки (ч)

Максимальная учебная нагрузка (всего)

39

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:

          теоретических занятий

          практических занятий

21

18

Промежуточная аттестация в форме итогового контроля – зачёт (с оценкой).

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины УД. 01 Культура речи

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение                                                                     2

Тема 1.1.

Национальный русский язык

1

Содержание учебного материала

Русский язык, его составляющие. Язык и речь. Особенности устной и письменной речи. Понятие культуры речи.

Практическое занятие № 1.

Построение, преобразование и анализ речевых структур.

2

2

Раздел 2. Язык и речь                                                                  4

Тема 2.1. Текст. Функционально-смысловые типы речи и функциональные тили речи.

2

Содержание учебного материала

Текст: структурно-смысловые признаки текста. Функционально-смысловые типы речи. Стилистика. Функциональные стили языка.

2

2

3

Практическое занятие № 2.

Составление документов официально-делового стиля речи.

2

2

Раздел 3. Лексика и фразеология                                                        4

Тема 3.1. Лексика.

4

Содержание учебного материала

Лексика. Активный и пассивный словарный запас. Лексические ошибки.

Практическое занятие № 3.

Анализ текста на предупреждение лексических ошибок.

2

2

Тема 3.2. Фразеология.

5

Содержание учебного материала

Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи.

Практическое занятие № 4.

Анализ текста художественного и научного стилей речи.

2

2

Раздел 4. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография                                  6

Тема 4.1. Фонетика.

6

Содержание учебного материала

Звуки речи. Соотношение буквы и звука. Слог, ударение. Орфоэпические нормы.

Практическое занятие № 5.

Анализ текста. Составление фонетической транскрипции текста.

2

2

Тема 4.2. Орфоэпия.

7

Содержание учебного материала

Орфоэпические нормы русского литературного языка.  Нормы произношения в современном русском языке. Основные правила русского литературного произношения.

2

2

8

Практическое занятие № 6.

Анализ текста. Фонетические средства языковой выразительности.  Орфоэпические нормы.

2

2

Раздел 5. Морфемика и словообразование                                                4

Тема 5.1. Морфемика.

9

Содержание учебного материала

Состав слова. Понятие производной и производящей основ. Словообразовательный состав слова. Многозначность, омонимия, синонимия и антонимия морфем.

2

2

10

Практическое занятие № 7.

Морфемный и словообразовательный анализ слов, составление словообразовательных цепочек.

2

2

Раздел 6. Морфология и законы правописания                                           8

Тема 6.1

Морфология. Самостоятельные части речи.

11

Содержание учебного материала

Нормы употребления имён существительных, имен прилагательных.

2

2

12

Содержание учебного материала

Нормы употребления имён числительных, форм глагола.

2

2

13

Практическое занятие № 8.

Анализ текста. Морфологические нормы и типичные ошибки в формообразовании различных частей речи.

2

2

Тема 6.2. Служебные

части речи.

14

Содержание учебного материала

Нормы употребления и правописания служебных частей речи.

2

2

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация                                                       11

Тема 7.1. Синтаксис.

15

Содержание учебного материала

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Практическое занятие № 9.

Анализ текста. Определение синтаксических норм языка.

2

2

16

Содержание учебного материала

Нормы согласования и управления.

Практическое занятие № 10.

Анализ текста. Синтаксические нормы построения предложения.

2

2

Тема 7.2. Пунктуация.

17

Содержание учебного материала

Предложения с причастными и деепричастными оборотами.

Практическое занятие № 11.

Анализ текста. Нормы построения предложений с причастными и деепричастными оборотами.

2

2

18

Практическое занятие № 12.

Анализ текста художественного, публицистического и научного стилей.

2

2

19

Практическое занятие № 13.

Орфографический и пунктуационный тренинг.

2

2

20

Содержание учебного материала

Сложное предложение и его виды. Нормы построения сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных сложных предложений. Зачёт.

1

2

3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет русского языка и литературы, делового общения.

Оборудование кабинета:

парты, стулья, доска, табличный и дидактический материал, учебники, комплект портретов учёных-лингвистов.

Технические средства обучения:

компьютер, электронный словарь русского языка.

3.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Перечень учебных изданий:

Основная:

Для студентов:

1. «Русский язык и культура речи» (учебник). Авторы: Антонова Е.С., Воителева Т.М. - ОИЦ «Академия», 2017 год.

Дополнительная:

1.Розенталь Д.Э. Русский язык. – М., 2002

2. Самсонов Н.Б. Как повысить грамотность. – М., 2010

3. Войлова К.А. 90 основных правил русской орфографии. – М., 2008

4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 2007

5. Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. – М., 2003

6. Словарь современного русского литературного языка: в 17 – М., Л., 2005

Для преподавателя:

1. «Русский язык и культура речи» (учебник). Авторы: Антонова Е.С., Воителева Т.М. - ОИЦ «Академия», 2017 год.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Основные показатели оценки результатов

Формы и методы контроля и оценки

В результате освоения дисциплины студентдолжен уметь:

- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;

- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;

- понятие о нормах русского литературного языка;- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;

- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;

- лексические нормы; использование изобразительно-выразительных средств;

- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;

- основные единицы синтаксиса и русской  пунктуации;

- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;

- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;

- функционально-смысловые типы текстов;

- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;

- сферу функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;

- языковые формулы официальных документов;

- правила оформления документов;

- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

  • оценка результатов при выполнении практических занятий;
  • тестирование;
  • оценка правильности и точности знания основных лексических понятий;
  • оценка устных ответов на практических занятиях;

Промежуточная аттестация – в форме итогового контроля  - зачёт (с оценкой). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульно - рейтинговая система контроля по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Данная методическя разработка представляет собой  опыт работы  по применению модульно-рейтинговой системы контроля знаний обучающихся в процессе преподавания дисциплины "Русский язык и культ...

Дидактические материалы по стилистике и культуре речи.

Дидактические материалы по стилистике и культуре речи предназначены для студентов и старших школьников, также могут использоваться для проведения занятий в предметных кружках....

Практическая направленность в преподавании учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"

В современном обществе вопросы культуры приобретают первостепенное значение. Современные условия общественной  жизни содействуют развитию новых форм речевого общения, развитию публичной общ...

авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .

Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи  для группы 1БС91   по теме  "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...

«Профессиональная направленность дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура»

Диссеминация опыта преподавания дисциплины "Профессиональный язык и культура речи" на специальностях 49.02.01 Физическая культура , 49.02.02 Адаптивная физическая культура в ГПОАУ АО "А...