История образования и педагогической мысли
статья

Попович Ксения Дмитриевна

В разные эпохи педагогика и образование развивались в различных направлениях в зависимости от обычаев, мировоззрения людей, определенных ценностей, соответствующих духу времени, даже от условий жизни. К примеру, в эпоху европейского Средневековья философско-педагогическая мысль главную цель воспитания видела в спасении души. Прекрасной страницей в истории мировой культуры, педагогической мысли оказалась эпоха позднего европейского Средневековья (конец XIV - начало XVII вв.), прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения. Лучшие умы Европы этого времени провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности, который был наполнен конкретно-историческим содержанием. Хотелось бы обратиться к идеям и мыслям в педагогике в России, а в частности к педагогической мысли в первой половине XIX в..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_obrazovaniya_i_pedagogicheskoy_mysli.odt26.55 КБ

Предварительный просмотр:

История образования и педагогической мысли

В разные эпохи педагогика и образование развивались в различных направлениях в зависимости от обычаев, мировоззрения людей, определенных ценностей, соответствующих духу времени, даже от условий жизни. К примеру, в эпоху европейского Средневековья философско-педагогическая мысль главную цель воспитания видела в спасении души. Прекрасной страницей в истории мировой культуры, педагогической мысли оказалась эпоха позднего европейского Средневековья (конец XIV - начало XVII вв.), прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения. Лучшие умы Европы этого времени провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности, который был наполнен конкретно-историческим содержанием. Хотелось бы обратиться к идеям и мыслям в педагогике в России, а в частности к педагогической мысли в первой половине XIX в..

В это время в России преобладала идея народности воспитания и образования, распространяются идеи европейского просвещения. Актуальность подобного идейного направления в педагогике первой половины XIX века напрямую связана в происходившими в стране политическими процессами. В частности, это влияние оппозиции, т. е. декабристов, которые предложили проекты широкого образования для народа. Воспитанные на идеях Французской революции и Просвещения, они поставили знак равенства между грамотностью широких слоев населения и приобретением политических прав.

Вопросы воспитания поднимались в трудах философов, писателей, историков, в проектах общественного переустройства, предлагаемых декабристами. Получил известность «Трактат о воспитании» А.Ф. Бестужева, в котором на основе изучения философов античности и Нового времени, а также собственного опыта преподавания в кадетском корпусе раскрывались задачи воспитания и его методика применительно к представителям дворянского сословия.

После восстания декабристов общественное внимание к вопросам просвещения лишь усиливается. Правительство Николая I осознало необходимость воспитания законопослушных верноподданных. Идет поиск идеологии, теоретических основ воспитания, обоснование его национальной специфики и самобытности. В 1830-1850-х гг. в сфере образования и педагогической мысли оформляются две тенденции: одна отражает официальную политику, другая — демократические настроения общества. В 40-е гг. XIX в. интеллигенция в русском обществе разделилась на два лагеря — западников и славянофилов, отстаивавших различные пути развития страны. Полемика, развернувшаяся между ними, затронула и вопросы просвещения. Западники (В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, В.Ф. Одоевский. Н.В. Станкевич), выступавшие за развитие России по западной модели, приветствовали западноевропейскую образованность, заимствование зарубежных педагогических идей, форм и методов обучения и воспитания. Славянофилы (И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.), считавшие, что России предначертан особый путь развития, полагали, что система просвещения должна строиться с учетом национальной самобытности русского народа, опоры на православные традиции воспитания.

На мой взгляд, идеи европейского просвещения благотворно повлияли на педагогическое мышление в России в первой половине XIX века. Идея всенародности образования, несмотря на то, что декабристы связывали ее с непосредственно участием в политической жизни страны, оказала полезное воздействие на дальнейшую реорганизацию системы образования в целом. Так же хочется отметить то, что педагогические идеи были неразрывно и тесно переплетены с политической обстановкой в стране, где и правительство, и оппозиция обращали немалое внимание именно на становление молодых поколений. Всенародность и вседоступность образования как идея сейчас, в наши дни, максимально актуальна. Философы, мыслители первой половины XIX века писали и выступали против пронизывавших школьное воспитание «рабского духа, рабской дисциплины, рабского молчания». Актуальны в наши дни и идеи систематичности и научности. В наши дни система образования так же принимает во внимание эти принципы за одни из самых основных.

Суммируя вышесказанное, в первой половине 1800-х гᴦ. вопросы просвещения и воспитания  в России приобрели заметное общественное звучание. Умы политиков и педагогов особенно занимала идея народности воспитания и образования. Некоторые идеи, возникшие и распространявшиеся в ту эпоху, остаются важными и актуальными. Педагогическая мысль бесконечно развивается, система образования подвергается реорганизациям, собирая  лучшие идеи великих педагогов, просветителей и формируя наиболее эффективную и соответствующую духу времени, а так же духу просвещения структуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Программа учебной дисциплины БД 02 "История" по специальности среднего профессионального образования 380207 «Банковское дело» (на базе основного общего образования)

Программа учебной дисциплины БД 02 "История" по специальности среднего профессионального образования 380207 «Банковское дело» (на базе основного общего образования)...

Современные педагогические методы и технологии в среднем профессиональном образовании: (из опыта работы преподавателя истории)

В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа инф...

Кроссворд по обществознанию по теме "История общественной мысли"

Данный материал может быть использован для проверки знаний по предмету в виде выдачи домашнего задания или материал для выполнения самостоятельной работы студента...

Дополнительное образование детей: история и современность. Описание опыта реализации дополнительного образования художественной направленности в Череповецком Доме пионеров в советский период

Курсовая работа для социально-педагогического колледжа включает глубокое исследование литературы по истории данного вопроса и анализ опыта педагогической деятельности моей наставницы Алексеевой Ангели...