Оценка метапредметных результатов обучения учащихся 5-6-х классов в ходе групповой работы и разработка на их основе рекомендаций для формирования определенных метапредметных УУД
статья

Дворовиков Юрий Васильевич

При введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования перед администрацией и учителями школ стоит ряд вопросов:

1. Какие метапредметные УУД формировать и развивать у пятиклассников?

2. Как правильно организовать деятельность учащихся для наиболее результативного формирования и развития у них конкретных метапредметных УУД?

3. Как отслеживать динамику развития/формирования УУД у учащихся? В частности как диагностировать реальный уровень сформированности УУД у учащихся, перешедших в среднее звено школы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenka_uud_v_hode_gruppovoy_raboty.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка метапредметных результатов обучения учащихся 5-6-х классов в ходе групповой работы и разработка на их основе рекомендаций для формирования определенных метапредметных УУД

Яковенко Людмила Евгеньевна, заместитель директора по УВР

Дворовиков Юрий Васильевич, учитель истории

МБОУ «СШ № 18» г. Ачинск Красноярского края

yak_lud@mail.ru

yurij.volc@yandex.ru

При введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования перед администрацией и учителями школ стоит ряд вопросов:

1. Какие метапредметные УУД формировать и развивать у пятиклассников?

2. Как правильно организовать деятельность учащихся для наиболее результативного формирования и развития у них конкретных метапредметных УУД?

3. Как отслеживать динамику развития/формирования УУД у учащихся? В частности как диагностировать реальный уровень сформированности УУД у учащихся, перешедших в среднее звено школы?

Для решения обозначенных вопросов в нашей школе как краевой пилотной площадке по введению ФГОС ООО сформирована рабочая группа в составе психолога, социального работника, завучей начальной и основной школы, учителей-предметников и учителей начальной школы.

Отвечая на поставленные вопросы, пришли к выводу, что требуется комплексный анализ по разным аспектам: характеристика класса и учеников, данные учителем начальной школы, выпускающим будущих пятиклассников; рекомендации психолога, сделанные в ходе тестирования выпускников начальной школы, а так же наблюдения учителей-предметников в ходе адаптационного периода пятиклассников. Необходимый для этого инструментарий только нарабатывается, в частности, для тех метапредметных УУД (универсальных учебных действий), нами предложен в формировании и развитии которых большую роль играют различные формы групповой работы.

Опираясь на полученные данные и наблюдения, рабочая группа определила конкретные УУД применительно к конкретному возрасту учащихся – 5-6 класс, а также наиболее продуктивные приемы групповой работы. При обнаружилось:

1. Пятиклассники демонстрируют низкий уровень по ряду УУД в ходе занятий с использованием работы в группах сменного и произвольного составов.

2. Отсутствие инструментария, позволяющего отслеживать и анализировать конкретные УУД, демонстрируемые учащимися в процессе групповой работы, не позволяет своевременно и адекватно спланировать действия педагогов, родителей, администрации школы по ликвидации дефицитов.

Было решено технологизировать групповую работу: четко определить роль каждого участника, выработать определенные стандарты, предъявляемые к деятельности учащихся в группе и инструментарию, который позволяющему отслеживать умения, необходимые для продуктивной работы. Были организованы пробы групповой работы учащихся, сопровождаемые еженедельным анализом в рабочей группе. Этапы работы были следующими:

– определение круга УУД, которые предпочтительнее и продуктивнее всего формировать и диагностировать в ходе групповой работы учащихся;

– организация работы учащихся в группах;

– разработка единых/базовых стандартов оценивания УУД для разных предметов и форм работ;

– отслеживание сформированности выделенных УУД у учащихся в процессе разных форм их групповой работы;

– анализ полученных результатов завучем, социальным работником и психологом;

– составление рекомендаций учителям-предметникам, родителям и т.д.

Пришло понимание, что организация групповой работы требует иной оценки результата. Для объективной оценки демонстрируемых учащихся УУД и их фиксации мы выделили три направлении оценки: «Фиксирование демонстрируемых УУД привлеченными помощниками», «Предметная оценка руководителем» и «Самооценка учащимися работы своей группы».

I. Фиксирование демонстрируемых учащимися УУД, осуществляемое приглашенными помощниками. Это могут быть родители, старшеклассники, представители администрации, психолог, социальный работник, учителя (даже не работающие в этом классе. Их участие является весьма положительным социально-воспитательным моментом. Для них разработан специальный инструментарий, позволяющий фиксировать наличие конкретных УУД – «Памятка для помощника» и «Лист фиксирования демонстрируемых учащимися УУД».

Памятка для помощника

1. Помощник не вмешивается в работу наблюдаемой группы.

2. Фиксирует УУД, которые демонстрируют учащиеся в процессе групповой работы.

Группа УУД №1: умение контролировать свое поведение в группе, ставить групповые интересы выше собственных, выслушать и услышать аргументы противной стороны, признавать свои ошибки:

а) активен – проявляет заинтересованность в работе, старается все делать быстро, выдвигает идеи и предложения;

б) пассивен – в работе не заинтересован, задание не выполняет, занимается посторонними делами;

в) деструктор – действия ученика мешают работе других участников группы, отвлекает их, создаёт ситуации внутреннего конфликта в группе.

Группа УУД №2: включенность учащегося в работу группы:

а) включен – ученик ведет себя как часть команды, выполняя порученное задание, участвует в обсуждении, высказывает свое мнение, помогает другим учащимся, принимает критику в свою сторону или обращается за помощью, демонстрирует умения не отвлекаться на посторонние, второстепенные темы и личностные оценки;

б) отстранен – показывает неумение работать в группе, не принимает участия в обсуждениях и презентации работы группы либо занимает позицию «вне группы», возможно, пытается решить поставленные перед группой задачи  самостоятельно или выполняет лишь ограниченную (четко поставленную перед ним) задачу, после чего устраняется от дальнейшей работы в группе.

Группа УУД №3: помощник отмечает отсутствие или наличие знаний, умений ученика аргументировать свое мнение в процессе обсуждения в группе, приводить контраргументы при несогласии с какой-то высказанной другими позицией, умеет представить выполненную работу с опорой на материал.

На обратной стороне «Листа…» помощнику предоставляется возможность сделать какие-то личностные замечания или наблюдения, которые он считает важными или интересными в отношении группы, за которой он наблюдает или ее отдельных участников.

Лист фиксирования демонстрируемых учащимися УУД

Тема урока ______________________________________________

Задание для групповой работы______________________________

ФИ

учащегося

Группа №1

Группа №2

Группа №3

активен

пассивен

деструктор

включен

отстранен

Оборотная сторона листа

Замечания

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________              

II. Предметная оценка проводится педагогами, ведущими урочные и неурочные занятия с использованием групповых форм работ. Она осуществляется в соответствии с предметными нормами.

III. Структура самооценки учащимися работы группы оформлена в соответствующую памятку, с которой их знакомят учителя (предполагается, что содержание самооценки групповой работы не зависит от предмета и формы).

Самоанализ групповой работы, проводимый фронтально, предназначен для решения нескольких задач: учить школьников  находить ошибки и определять трудности при работе в группе; формировать критическое мышление в отношении своих возможностей, достижений и поступков; развивать умения слышать окружающих и находить компромиссные решения. Это требует полного, развернутого, аргументированного ответа при самоанализе, предполагает развитие у учащихся логически выстроенного анализа, но самое главное – формирует у ребенка восприятие себя как части группы.

Примерный список вопросов для самооценки групповой работы:

  1. Насколько слаженно работала группа?
  2. С какими проблемами и трудностями группа столкнулась в процессе выполнения задания?
  3. Как они были решены (если не решены то почему)?
  4. Что было трудным?

Примерный список отправных фраз, предложенный ученикам, для построения правильного, развернутого анализа работы группы учащимися (5-6 класс). Фразы могут отличаться в зависимости от предмета, поставленных задач и форм работы – обязательным является речь от имени группы, а не индивидуума.

Отправные фразы

  1. Мы считаем, что наша работа получилась…
  2. Мы столкнулись в ходе работы с рядом трудностей…
  3. Итогом нашей работы стало …
  4. Для выполнения работы в вовремя мы…
  5. Выполняя работу, мы использовали….

Функционал учителя – руководителя занятий при подготовке и проведении занятий с групповой работой

Предполагается, что учитель/руководитель на уроках (занятиях) с этапом групповой работы выступает в качестве организатора, «стороннего наблюдателя», оценивающего только предметную часть работы учащихся.

Чтобы работа прошла качественно, ему необходимо провести большую подготовку, которую предлагается разбить на следующие этапы:

Первый. Познакомить помощников с содержанием занятия (урока, экспедиции и т.д.), предполагаемым ходом групповой работы учащихся, перечнем УУД, которые должны проявиться в ходе работы у учащихся – предположительно стать результатом групповой работы. Желательно, чтобы количество помощников было равным количеству групп. Это позволяет им полноценно контролировать работу учащихся в группах и в полной мере отслеживать демонстрируемые ими УУД.

Второй этап. В 5-6 классах учитель должен заранее сформировать группы, подобрав в них учащихся различного образовательного и психологического уровня. Оптимальным считается группа, состоящая из 4-5 человек, но в зависимости от формы работы, объёма изучаемого материала, продукта может быть больше или меньше. Это делается для того, чтобы учащиеся формировали (развивали) коммуникативные и личностные УУД в ходе взаимодействия в группах произвольного/смешенного состава.

Необходимость выполнения этого условия тем острее, чем более развитыми становятся средства коммуникации, позволяющие человеку выбрать общение с только с близкими ему группами людей интеллектуально и психологически, избежав сотрудничества с антиподами. Это ведет к формированию личности, не умеющей общаться с представителями других групп (социальных, половых, национальных, интеллектуальных, религиозных, профессиональных и т.д.), делая трудным для человека впоследствии процесс социализации.

Третий этап. Перед непосредственной работой групп, рекомендуется повторить с детьми алгоритм работы группы:

Памятка работы в группе

А. Определиться, в какой форме будет работать группа – с распределением обязанностей или фронтально.

Б. Составление плана действий.

В. Выполнение работы (в заданных рамках занятия).

Г. Сбор материалов.

Д. Подготовка итогов работы к презентации.

Е. Презентация (защита работы).

Ж. Анализ работы группы.

Четвертый этап – постановка задач (занятия, групповой работы, экскурсии и т.д.) учителем/руководителем и учащимися в ходе совместного фронтального обсуждения.

Пятый этап. В ходе групповой работы учитель осуществляет внешний контроль без прямого вмешательства в работу групп, контролируя время работы (обязательное соблюдение регламента работы!).

Шестой этап. Учитель-предметник дает предметную оценку результатам работы групп, контролирует правильность  презентации учащимися работы своей группы или ее итогов, требует от учащихся развернутого анализа работы своей группы.

Седьмой этап. Руководитель занятия собирает листы наблюдения помощников для последующего занесения данных в персональные электронные листы учащихся (на школьном сервере создаются папки классов с персональными электронными листами учащихся в формате Word, в которых происходит накопление данных для последующего анализа классным руководителем, психологом, соцработником, завучем). Анализ проводится один раз в месяц, четверть, триместр и т.д. По его итогам выдаются рекомендации родителям, учителям предметникам и т.д.

Пример персонального электронного листа с занесенными результатами наблюдений

Ф.И. учащегося

Дата, предмет, тема урока

Группа №1

Группа №2

Группа №3

Замечания

Активен

Пассивен

Деструктор

Включен

Отстранен

Демонстрирует умения

Не демонстрирует умения

22.09.20… математика

 +

 +

 +

 +

27.09.20…. история

 +

+

 +

 +

14.10.20…. биология

 +

 +

 +

……..

Обработка и использование данных из персональных электронных листов учащихся

Предполагается, что в течение учебного года на каждом предмете будет проведено не менее двух занятий с групповой формой работы с присутствием помощников-наблюдателей. Анализ полученных результатов проводится не менее 1 раза в триместр. С персональным электронным листом учащихся работают учитель-предметник, педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог, завуч.

Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель отслеживают вопросы формирования оптимальных или проблемных групп, умения работать в группе, личностные предпочтения, демонстрируемые навыки социализации, умение отстаивать свое мнение, аргументируя его, признавать свои ошибки. Отслеживают индивидуальные изменения в отношении учащегося к предметам в ходе образовательного процесса, внутренний психологический конфликт или социальные проблемы ребенка, вызванные разными причинами.

Социальному педагогу при анализе персональных электронных листов учащихся стоит обращать особое внимание на столбцы «Деструктор» из «группы №1» и «Отстранен» из «группы №2». Появление отметок в столбце «Деструктор» может говорить о конфликте учащегося с одноклассниками или руководителями занятий – в данном случае следует разобраться в причинах и определить возможные пути их решения. Отметки в столбце «Отстранен» могут быть вызваны не только напряженными отношениями учащегося с другими детьми и учителями, но и какими-то внешними причинами, возможно семейными, а соответственно требуют своевременного вмешательства специалиста. Для социального работника, да и психолога данные служат своеобразной сигнальной системой – нужно обратить внимание и разобраться с причинами сложившейся ситуации.

Учителя-предметники получают от психолога и социального работника рекомендации по формированию групп произвольного и переменного состава, по подбору заданий для решения проблемных вопросов формирования метапредметных УУД в 5-6 классах посредством групповой работы, полученные на основе анализа данных персональных электронных листов.

Классный руководитель при работе с персональными листами, опираясь на анализ данных «группы №1», имеет возможности определить формальных, неформальных лидеров, ведомых и изгоев, а, учитывая данные «группы №2», подобрать оптимальные рабочие группы (правда, здесь ему требуется кооперация с психологом и социальным педагогом). Анализируя данные «группы №3», классный руководитель может определить предметные интересы ученика и проследить, как они изменяются (если изменяются) с течением времени, что может поставить вопрос о причинах изменений интересов и попытаться разработать (если это необходимо) действий по коррекции изменений.

Полученные данные могут служить как поводом и материалом для работы или беседы с отдельными учениками и их родителями, так и основой для проведения классных часов и родительских собраний.

Данный «инструментарий», по нашему мнению, должен помочь не только учителю при введении ФГОС ООО в школе, но и конкретизировать проблемные моменты в овладении учащимися метапредметными УУД и простроить предметную работу в данном плане. Своевременно смещать акценты и корректировать индивидуальные программы в соответствии с показываемым уровнем сформированности у учащихся конкретных УУД в ходе занятий с групповой работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию у учащихся умений и навыков в процессе выполнения лабораторных и практических работ на уроках химии

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии  среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, является инстр...

Аттестационная работа "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"

Аттестационная работа "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"...

Особенности оценки метапредметных результатов

Выступление на педагогическом совете....

Метапредметные и предметные результаты обучения иностранному языку

ВведениеОтличительной чертой личности нового типа в современном обществе становится способность решать сложные вопросы межкультурного взаимодействия в эпоху глобализации. Человек оказывается в ситуаци...

Проблема качества образования, новые подходы к диагностике и оценке образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС в СПО

Статья посвящена вопросу : " Как помочь учащимся   в   полной   мере   проявить   свои   способности, развить   инициат...

Статья "О подходах к оцениванию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения средствами учебной дисциплины"

В статье описывается механизм соотнесения образовательных результатов рабочих программ дисциплин (предметных, метапредметных, личностных) с УУД. Предлагаются типы заданий для оценивания различных резу...

Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.

laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...