Методические рекомендации по практическим работам ( Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»)
учебно-методическое пособие

Исаченко Светлана Ивановна

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж № 8»

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по практическим работам

( Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»)

 

МДК 03.01.: «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах»

 

 

 

Преподаватель: Исаченко С.И.

 

 

Санкт – Петербург 

2020

 

 

Практическая работа № 1

Тема: Образовательная деятельность, ее разнообразие и вариативность  содержания в образовательных программах  по дошкольному образованию. Анализ ОП ДО.

 

Пояснительная записка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое образовательная деятельность
  2. Каково ее содержание в ООП ДО.

 

Основные теоретические положения:

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

 

  • Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра»

 

Задачи дошкольного образования:

приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

развитие у детей положительного самоощущения;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

формирование различных знаний об окружающем мире;

стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;

включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

Содержание дошкольного образования представлено следующими направлениями развития:

  • физическое развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое;
  • коммуникативно - личностное развитие;
  • художественно - эстетическое развитие.

Каждая образовательная область (исключение - Здоровье, Безопасность) направлена на развитие детской деятельности:

  • Физическая культура - двигательной;
  • -Игра;
  • Коммуникация;
  • Познание - познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной);
  • Чтение художественной литературы – восприятия худ. литературы;
  • Музыка - музыкально-художественной;
  • Художественное творчество – продуктивной

Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса  от «старой» модели обучения:

  • Исключение учебного блока (но не процесса обучения!) ;
  • Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность;
  • Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
  • Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».

 

Задание: Заполнить таблицу путем сравнения ОП ДО.

Название ОП ДО

Цель

Задачи

Результаты

УМК

От рождения до школы

 

 

 

 

Детство

 

 

 

 

 

Порядок выполнения работы:

  1. Выделить в программах «Предпосылки к учебной деятельности».
  2.   Кратко заполнить таблицу.

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл, помещается в портфолио по предмету

Учебная и специальная литература:

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. М.,«Мозаика-Синтез», 2014.
  2. Программа «Детство» СПб, 2014.

Практическая работа № 2

Тема: Анализ конспекта ОД. Определение методов обучения детей дошкольного возраста, в предложенной для анализа ОД.

Пояснительная записка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое обучение? В чем состоит своеобразие обучения детей дошкольного возраста.
  2. Раскройте содержание понятия - метод обучения?
  3. По каким основаниям классифицируют методы обучения? Какие классификации методов обучения могут быть использованы в дошкольной педагогике?
  4. Как выбрать методы обучения?

 

Основные теоретические положения:

Методы обучения - это упорядоченная система, последовательных, взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, включающая совокупность однородных приемов, средств, способов предъявления изучаемого материала, обеспечивающих его усвоение и преобразование в знания, умения и навыки, а также формирование качеств личности.

Встречаются классификации по одному основанию: если в качестве признака-классификатора выступает

1. источник знания (Н.М. Верзилин), то выделяют наглядные, словесные и практические методы;

2.дидактические цели (М.А. Данилов, М.М. Левина), то методы группируются зависимости от характера задач обучения;

3.если признаком-классификатором является уровень самостоятельной активности обучающихся (по типу, характеру познавательной деятельности) (И.Я. Лернер и др.), то ему соответствуют исследовательский, эвристический, проблемный, репродуктивный и информационно-рецептивный методы;

4.если классификация базируется на структуре учебной деятельности, а именно по целостному подходу к процессу обучения (Ю.К. Бабанский), то выделяют методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности и операций.

И так, основой методической системы обучения являются методы обучения, дающие ответ на вопрос «как учить?».

 

Задание: Используя одну из классификаций методов, проанализируйте конспект ОД.

Порядок выполнения работы:

  1. Ознакомиться с одной из классификацией методов обучения.
  2. Найти в литературных источниках примеры использования данной классификации методов в обучении детей дошкольного возраста.
  3. Докажите целесообразность применения методов с точки зрения решаемых задач обучения.

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл, помещается в портфолио по предмету.

Учебная и специальная литература:

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. - СПБ, Питер, 2017.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., Академия, 2017.
  3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М.: Айрис-пресс, 2012.

Дополнительная литература:

  1. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. - М., Мозаика-Синтез, 2017.

 

Практическая работа № 3

Тема: Конструирование проблемно-игровых ситуаций. Разработка конспекта ОД.

Пояснительная записка.

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем особенности занятия как формы обучения детей дошкольного возраста?
  2. Как связано обучение на занятиях с разными видами детской деятельности?
  3. Как организуются проблемные и образовательные ситуации в ДОУ?

 

Основные теоретические положения:

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное,  необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

 Проблемная  ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные   представления   детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

 

Задание: Разработайте конспект проблемной и образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста (тема ОД на выбор).

Порядок выполнения работы:

  1. Поставьте образовательные цели.
  2. Подберите материал для организации обучения.
  3. Выполните ход ситуации с учетом, мотива, постановки проблемы и задач деятельности детей.
  4. Подведите итог.

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненная работа оформляется в виде развернутого конспекта или технологической карты,  вкладывается в файл, помещается в портфолио по предмету.

Учебная и специальная литература:

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
  2. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., «Владос», 2013.
  3. Белошистая А.В. Мир вокруг тебя: для занятий с детьми 5-7 лет. - М., «Владос», 2013.
  4. Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Интегрированный подход.  - М., «Скрипторий 2003», 2013.

 

Практическая работа № 4

Тема: Педагогические технологии развития ребенка дошкольника. Оформление сводной таблицы.

Пояснительная записка.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое педагогическая технология.

2. Что такое познавательная деятельность дошкольника.

3. Педагогические технологии их роль в развитии дошкольника.

4. Назовите виды педагогических технологий и дайте краткий комментарий к ним.

 

Основные теоретические положения:

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

 

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

  • Концептуальность
  • Системность
  • Управляемость
  • Эффективность
  • Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

 

 - Системность - технология должна обладать всеми признаками системы:

 

 - логикой процесса,

 

 - взаимосвязью его частей,

 

 - целостностью.

 

Управляемость - возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

 

Эффективность - современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

 

Воспроизводимость - возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

 

Структура образовательной технологии:

 Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть - это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть - это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

Процессуальная часть - совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

 

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ» и др.

Задание:  Изучить педагогические технологии в ДОУ и заполнить таблицу.

Название образовательной технологии

Задачи

Форма организации

Здоровьесберегающие технологии

 

 

Личностно-ориентированные технологии

 

 

Проектная деятельность

 

 

Игровые технологии

 

 

ТРИЗ

 

 

Исследовательская деятельность

 

 

ИКТ

 

 

 

Порядок выполнения работы:

  1. Познакомьтесь с педагогическими технологиями в ДО.
  2. Отберите ведущие.
  3. Дайте подробную характеристику им.
  4. Заполните таблицу.

 

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл, помещается в портфолио по предмету

Учебная и специальная литература:

  1. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПБ, 2007.

 

 

Практическая работа № 5

Тема: «Подбор и анализ тестовых заданий для обучения одаренных детей».

Пояснительная записка

Вопросы для обсуждения:

  1. Кто такие одаренные дети?
  2. Основы обучения одаренных детей.
  3. Как выявить одаренных детей в ДОУ?

 

Основные теоретические положения:

Одарённые де́ти, или вундерки́нды (от нем. Wunderkind, дословно - чудесное дитя) - дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники ещё учатся в школе; одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам - становятся чемпионами.

В течение XX века таких детей обычно классифицировали с помощью тестов коэффициента интеллекта, но недавние разработки в области теории интеллекта подняли проблему ограниченности подобного тестирования. Одарённые дети обладают многими возможностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии реализовать. Поэтому в большинстве школ США и Европы были созданы программы для работы с одарёнными детьми. Стандартным уровнем определения «одарённости» является пребывание выше 2-ой сигмы (верхние 2 %) по стандартному тесту интеллекта.

Задание: Определите методы и приемы взаимодействия педагога с одаренными детьми.

Порядок выполнения работы:

1.Определите понятие «одаренный ребенок».

2. Выделите факторы, влияющие на одаренность. Обоснуйте их.

3. Назовите виды и признаки одаренности.

4. Определите принципы выявления одаренных детей.

5.  Перечислите методики диагностики и обоснуйте их.

6. Выделите принципы взаимодействия педагога с одаренными детьми.

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненные работы оформляются, вкладываются в файл, помещаются в портфолио по предмету.

Учебная и специальная литература:

  1. Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. - СПб., Кристалл, 1996.

 

Практическая работа № 6

Тема: Педагогическая диагностика. Педагогические условия подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

Пояснительная записка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое педагогические условия подготовки дошкольников к обучению в школе.
  2. Какие мероприятия необходимо проводить коллективу ДОУ, организуя подготовку детей к школьному обучению.
  3. Почему важно взаимодействие родителей и педагогов на этом этапе.

 

Основные теоретические положения:

Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Образовательной программы является составной частью образовательной программы.

При составлении педагогической диагностики в ДОУ учитываются следующие нормативные документы:

- ФГОС ДО;

- Реализуемая основная образовательная программа дошкольного образования.

Основная задача диагностики: определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребенка.

Как указано в ФГОС, результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования  - итоговые.

Диагностика достижения результатов освоения Программы детьми в ДОУ осуществляется 2 раза в год (сентябрь, май) - это описание динамики освоения Программы по всем направлениям развития детей, заложенных в реализуемой ДОУ основной образовательной программе дошкольного образования или вариативной.

 

Задание:

  • Уметь проводить диагностики и оценку результатов воспитания, обучения и развития дошкольников в различных видах детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • Уметь отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;
  • Знать диагностические методики для определения уровня умственного (интеллектуального) развития дошкольников;

Порядок выполнения работы:

  1. Умение изучать ребенка в образовательном процессе:
  • -отбирать и правильно использовать диагностический материал  развития ребенка, степень освоения образовательной программы в соответствии с возрастными характеристиками (кем разработана используемая методика, четко ли определены цель, задачи ее, соответствует ли показателям ООП ДО, конкретны ли задания и доступны ли они детям данного возраста, определены ли групповые показатели развития ребенка, наличие дифференцированных заданий);
  • -осуществлять диагностические процедуры, направленные на изучение степени развития ребенка (ставить цель, задачи диагностической процедуры, создавать условия для диагностических процедур, подбирать удобное время для проведения диагностических процедур, подбирать необходимый диагностический материал для решения цели и задач диагностики);
  • -отбирать и оформлять диагностическую документацию по результатам изучения достижений и трудностей ребенка (умение заполнять диагностическую карту и аналитическую справку).
  1. Готовность проводить диагностические процедуры в образовательном процессе:
  • реализация умений мониторинга (систематическое отслеживание развития ребенка, анализ диагностической документации).

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненные работы оформляются, вкладываются в файл, помещаются в портфолио по предмету.

Учебная и специальная литература:

  1. Мониторинг в детском саду. – СПБ., Детство-Пресс, 2011.
  2. Александр Черницкий, Виктор Бирюков. Детский сад и подготовка к школе. - М., Эксмо, 2013.
  3. Маврина Л., Васильева И. Подготовка ребенка к школе. - М., Стрекоза, 2011.

Практическая работа № 7

Тема: Анализ педагогической характеристики дошкольника.

Пояснительная записка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Для чего воспитателю необходимы знания по составлению психолого-педагогической характеристики на дошкольника?

 

Основные теоретические положения:

Психолого-педагогическая характеристика

воспитанника _____ группы _____ детского сада.

1. Общие сведения о ребенке:

Ф.И.О.

Дата рождения

Домашний адрес

Дата поступления в детский сад, откуда поступил (из семьи, другого детского сада), были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам.

2. Характеристика семьи:

Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы.

Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.

Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)

Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?

3. Соматическое здоровье: более редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит.

4. Характеристика деятельности: навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застенчивый, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.

5. Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.

6. Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.), лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу)

7. Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; (не) стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

8. Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, люби, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подсинятся требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.

Задание: Проанализировать предложенные психолого-педагогические характеристики.

Порядок выполнения работы:

  1. Типологические особенности,
  2. Характерологические особенности,
  3. Психологические особенности,
  4. Уровень развития мыслительной деятельности,
  5. Развитие сенсорных функций,
  6. Развитие воображения,
  7. Вербальная часть,
  8. Работоспособность на занятиях,
  9. Произвольность деятельности,
  10. Проводимая работа с ребенком.

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненные работы оформляются, вкладываются в файл, помещаются в портфолио по предмету.

Учебная и специальная литература:

  1. Александр Черницкий, Виктор Бирюков.  Детский сад и подготовка к школе. - М., Эксмо, 2013.
  2. Маврина Л., Васильева И. Подготовка ребенка к школе. - М., Стрекоза, 2011.

Практическая работа № 8

Тема: Разработка документации образовательной работы в контексте требований ФГОС ДО.

Пояснительная записка.

  1. Определите цель, задачи, принципы планирования в ДОУ.
  2. Назовите основные требования к планированию.
  3. Приведите примеры планирования воспитателя.

Основные теоретические положения:

Введение в действие ФГОС ДО предусматривает комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса предполагает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы». Его назначение уйти от жёсткой предметности, связать содержание образования с жизнью и личным опытом ребёнка.

Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально-значимыми для общества, семьи, государства, кроме того должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение.

Принцип комплексно-тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организованных форм, различных видов детской деятельности.

Опираясь на интеграцию образовательных областей воспитатели, и другие специалисты разрабатывает комплексно - тематическое планирование на год. Это может быть планирование:

- по государственным праздникам

- сезонным изменениям

- лексическим темам (если присутствует в ДОУ логопед)

- направление группы.

Все педагоги ставят задачи развивающего характера, связанные с индивидуализацией, социализацией ребёнка и обусловливающих, таким образом, направления реализации дошкольной общеобразовательной программы.

Система планирования работы в соответствии с ФГОС ДО должна предусматривать:

- реализацию программных целей и задач;

- реализацию содержания образовательной деятельности в адекватных возрасту формах взаимодействия с детьми;

- планирование различных образовательных ситуаций в соответствии с годовым планом образовательного учреждения на основе интеграции;

- конкретизацию работы по всем видам деятельности.

Комплексно-тематическое планирование предусматривает работу с родителями.

В каждой возрастной группе разрабатывается план работы с родителями с учётом проектов, по которым работает ДОУ.

Основные формы и методы работы с родителями:

- родительские собрания;

 

- консультации, папки передвижки;

- совместные развлечения, музыкальные гостиные.

Мероприятия и развлечения в детском саду - важное событие для ребёнка, его родителей и для всего педагогического коллектива, это своего рода итог их совместной деятельности.

В комплексно - тематическом планировании интеграция всех образовательных областей должна отражаться в итоговом мероприятии, развлечении, которое проводится воспитателями, музыкальным руководителем, и всеми специалистами.

Интеграция позволяет сделать образовательный процесс результативным, эффективным - это и определяет его качественный уровень.

Комплексно-тематическое планирование является сегодня одним из действенных средств совершенствования качества образовательного процесса.

Планирование - это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Для создания системы в планировании  в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3

года; 

2. Годовой план ДОУ;

3. Тематические планы (по основным видам деятельности);

4. Индивидуальные планы специалистов;

5. Календарное и перспективное планирование  в конкретной возрастной группе.

Рассмотрим подробнее два вида планирования необходимые воспитателю – перспективное и календарно-тематическое, так как на практике доказано, что воспитатели, используя лишь календарный план, намного чаще допускают ошибки в планировании.

ПРИНЦИПЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО  И  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

  1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям  СанПиН).
  2. Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).
  3. Учет  медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.

Задание: Разработать план-сетку перспективного планирования.

Порядок выполнения работы:

  1. Выберите вид планирования
  2. Определите тему и содержание плана
  3. Спланируйте виды образовательной деятельности в ДОУ.

.

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненные работы оформляются, вкладываются в файл, помещаются в портфолио по предмету.

Учебная и специальная литература:

  1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
  2. «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049 -13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2015 года № 26 г. Москва (с редакцией от 27.08.2015 г.)
  3. Алешина Н.В. Дневник воспитателя группы. - М., УЦ «Перспектива», 2014.
  4. Голицына Н.С. Рабочий журнал воспитателя ДОУ. - М, «Скрипторий 2003», 2014.
  5. Голицына Н.С. Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Деятельность в режиме дня.  - М., «Скрипторий 2003», 2014.
  6. Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие / Научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж № 8»

Методические рекомендации по практическим работам

( Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»)

МДК 03.01.: «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» 

Преподаватель: Исаченко С.И.

Санкт – Петербург  

2020


Практическая работа № 1

Тема: Образовательная деятельность, ее разнообразие и вариативность  содержания в образовательных программах  по дошкольному образованию. Анализ ОП ДО.

Пояснительная записка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое образовательная деятельность
  2. Каково ее содержание в ООП ДО.

Основные теоретические положения:

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

  • Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра»

Задачи дошкольного образования:

приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

развитие у детей положительного самоощущения;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

формирование различных знаний об окружающем мире;

стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;

включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

Содержание дошкольного образования представлено следующими направлениями развития:

  • физическое развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое;
  • коммуникативно - личностное развитие;
  • художественно - эстетическое развитие.

Каждая образовательная область (исключение - Здоровье, Безопасность) направлена на развитие детской деятельности:

  • Физическая культура - двигательной;
  • -Игра;
  • Коммуникация;
  • Познание - познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной);
  • Чтение художественной литературы – восприятия худ. литературы;
  • Музыка - музыкально-художественной;
  • Художественное творчество – продуктивной

Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса  от «старой» модели обучения:

  • Исключение учебного блока (но не процесса обучения!) ;
  • Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность;
  • Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
  • Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».

Задание: Заполнить таблицу путем сравнения ОП ДО.

Название ОП ДО

Цель

Задачи

Результаты

УМК

От рождения до школы

Детство

Порядок выполнения работы:

  1. Выделить в программах «Предпосылки к учебной деятельности».
  2.   Кратко заполнить таблицу.

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл, помещается в портфолио по предмету

Учебная и специальная литература:

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. М.,«Мозаика-Синтез», 2014.
  2. Программа «Детство» СПб, 2014.

Практическая работа № 2

Тема: Анализ конспекта ОД. Определение методов обучения детей дошкольного возраста, в предложенной для анализа ОД.

Пояснительная записка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое обучение? В чем состоит своеобразие обучения детей дошкольного возраста.
  2. Раскройте содержание понятия - метод обучения?
  3. По каким основаниям классифицируют методы обучения? Какие классификации методов обучения могут быть использованы в дошкольной педагогике?
  4. Как выбрать методы обучения?

Основные теоретические положения:

Методы обучения - это упорядоченная система, последовательных, взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, включающая совокупность однородных приемов, средств, способов предъявления изучаемого материала, обеспечивающих его усвоение и преобразование в знания, умения и навыки, а также формирование качеств личности.

Встречаются классификации по одному основанию: если в качестве признака-классификатора выступает

1. источник знания (Н.М. Верзилин), то выделяют наглядные, словесные и практические методы;

2.дидактические цели (М.А. Данилов, М.М. Левина), то методы группируются зависимости от характера задач обучения;

3.если признаком-классификатором является уровень самостоятельной активности обучающихся (по типу, характеру познавательной деятельности) (И.Я. Лернер и др.), то ему соответствуют исследовательский, эвристический, проблемный, репродуктивный и информационно-рецептивный методы;

4.если классификация базируется на структуре учебной деятельности, а именно по целостному подходу к процессу обучения (Ю.К. Бабанский), то выделяют методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности и операций.

И так, основой методической системы обучения являются методы обучения, дающие ответ на вопрос «как учить?».

Задание: Используя одну из классификаций методов, проанализируйте конспект ОД.

Порядок выполнения работы:

  1. Ознакомиться с одной из классификацией методов обучения.
  2. Найти в литературных источниках примеры использования данной классификации методов в обучении детей дошкольного возраста.
  3. Докажите целесообразность применения методов с точки зрения решаемых задач обучения.

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл, помещается в портфолио по предмету.

Учебная и специальная литература:

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. - СПБ, Питер, 2017.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., Академия, 2017.
  3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М.: Айрис-пресс, 2012.

Дополнительная литература:

  1. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. - М., Мозаика-Синтез, 2017.

Практическая работа № 3

Тема: Конструирование проблемно-игровых ситуаций. Разработка конспекта ОД.

Пояснительная записка.

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем особенности занятия как формы обучения детей дошкольного возраста?
  2. Как связано обучение на занятиях с разными видами детской деятельности?
  3. Как организуются проблемные и образовательные ситуации в ДОУ?

Основные теоретические положения:

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное,  необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

 Проблемная  ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные   представления   детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Задание: Разработайте конспект проблемной и образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста (тема ОД на выбор).

Порядок выполнения работы:

  1. Поставьте образовательные цели.
  2. Подберите материал для организации обучения.
  3. Выполните ход ситуации с учетом, мотива, постановки проблемы и задач деятельности детей.
  4. Подведите итог.

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненная работа оформляется в виде развернутого конспекта или технологической карты,  вкладывается в файл, помещается в портфолио по предмету.

Учебная и специальная литература:

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
  2. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., «Владос», 2013.
  3. Белошистая А.В. Мир вокруг тебя: для занятий с детьми 5-7 лет. - М., «Владос», 2013.
  4. Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Интегрированный подход.  - М., «Скрипторий 2003», 2013.

Практическая работа № 4

Тема: Педагогические технологии развития ребенка дошкольника. Оформление сводной таблицы.

Пояснительная записка.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое педагогическая технология.

2. Что такое познавательная деятельность дошкольника.

3. Педагогические технологии их роль в развитии дошкольника.

4. Назовите виды педагогических технологий и дайте краткий комментарий к ним.

Основные теоретические положения:

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий.  

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

  • Концептуальность
  • Системность
  • Управляемость
  • Эффективность
  • Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

 - Системность - технология должна обладать всеми признаками системы:

 - логикой процесса,

 - взаимосвязью его частей,

 - целостностью.

Управляемость - возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность - современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость - возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии:

 Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть - это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть - это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

Процессуальная часть - совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ» и др.

Задание:  Изучить педагогические технологии в ДОУ и заполнить таблицу.

Название образовательной технологии

Задачи

Форма организации

Здоровьесберегающие технологии

Личностно-ориентированные технологии

Проектная деятельность

Игровые технологии

ТРИЗ

Исследовательская деятельность

ИКТ

Порядок выполнения работы:

  1. Познакомьтесь с педагогическими технологиями в ДО.
  2. Отберите ведущие.
  3. Дайте подробную характеристику им.
  4. Заполните таблицу.

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл, помещается в портфолио по предмету

Учебная и специальная литература:

  1. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПБ, 2007.

Практическая работа № 5

Тема: «Подбор и анализ тестовых заданий для обучения одаренных детей».

Пояснительная записка

Вопросы для обсуждения:

  1. Кто такие одаренные дети?
  2. Основы обучения одаренных детей.
  3. Как выявить одаренных детей в ДОУ?

Основные теоретические положения:

Одарённые де́ти, или вундерки́нды (от нем. Wunderkind, дословно - чудесное дитя) - дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники ещё учатся в школе; одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам - становятся чемпионами.

В течение XX века таких детей обычно классифицировали с помощью тестов коэффициента интеллекта, но недавние разработки в области теории интеллекта подняли проблему ограниченности подобного тестирования. Одарённые дети обладают многими возможностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии реализовать. Поэтому в большинстве школ США и Европы были созданы программы для работы с одарёнными детьми. Стандартным уровнем определения «одарённости» является пребывание выше 2-ой сигмы (верхние 2 %) по стандартному тесту интеллекта.

Задание: Определите методы и приемы взаимодействия педагога с одаренными детьми.

Порядок выполнения работы:

1.Определите понятие «одаренный ребенок».

2. Выделите факторы, влияющие на одаренность. Обоснуйте их.

3. Назовите виды и признаки одаренности.

4. Определите принципы выявления одаренных детей.

5.  Перечислите методики диагностики и обоснуйте их.

6. Выделите принципы взаимодействия педагога с одаренными детьми.

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненные работы оформляются, вкладываются в файл, помещаются в портфолио по предмету.

Учебная и специальная литература:

  1. Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. - СПб., Кристалл, 1996.

Практическая работа № 6

Тема: Педагогическая диагностика. Педагогические условия подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

Пояснительная записка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое педагогические условия подготовки дошкольников к обучению в школе.
  2. Какие мероприятия необходимо проводить коллективу ДОУ, организуя подготовку детей к школьному обучению.
  3. Почему важно взаимодействие родителей и педагогов на этом этапе.

 

Основные теоретические положения:

Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Образовательной программы является составной частью образовательной программы.

При составлении педагогической диагностики в ДОУ учитываются следующие нормативные документы:

- ФГОС ДО;

- Реализуемая основная образовательная программа дошкольного образования.

Основная задача диагностики: определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребенка.

Как указано в ФГОС, результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования  - итоговые.

Диагностика достижения результатов освоения Программы детьми в ДОУ осуществляется 2 раза в год (сентябрь, май) - это описание динамики освоения Программы по всем направлениям развития детей, заложенных в реализуемой ДОУ основной образовательной программе дошкольного образования или вариативной.

Задание: 

  • Уметь проводить диагностики и оценку результатов воспитания, обучения и развития дошкольников в различных видах детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • Уметь отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;
  • Знать диагностические методики для определения уровня умственного (интеллектуального) развития дошкольников;

Порядок выполнения работы:

  1. Умение изучать ребенка в образовательном процессе:
  • -отбирать и правильно использовать диагностический материал  развития ребенка, степень освоения образовательной программы в соответствии с возрастными характеристиками (кем разработана используемая методика, четко ли определены цель, задачи ее, соответствует ли показателям ООП ДО, конкретны ли задания и доступны ли они детям данного возраста, определены ли групповые показатели развития ребенка, наличие дифференцированных заданий);
  • -осуществлять диагностические процедуры, направленные на изучение степени развития ребенка (ставить цель, задачи диагностической процедуры, создавать условия для диагностических процедур, подбирать удобное время для проведения диагностических процедур, подбирать необходимый диагностический материал для решения цели и задач диагностики);
  • -отбирать и оформлять диагностическую документацию по результатам изучения достижений и трудностей ребенка (умение заполнять диагностическую карту и аналитическую справку).
  1. Готовность проводить диагностические процедуры в образовательном процессе:
  • реализация умений мониторинга (систематическое отслеживание развития ребенка, анализ диагностической документации).

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненные работы оформляются, вкладываются в файл, помещаются в портфолио по предмету.

Учебная и специальная литература:

  1. Мониторинг в детском саду. – СПБ., Детство-Пресс, 2011.
  2. Александр Черницкий, Виктор Бирюков. Детский сад и подготовка к школе. - М., Эксмо, 2013.
  3. Маврина Л., Васильева И. Подготовка ребенка к школе. - М., Стрекоза, 2011.

Практическая работа № 7

Тема: Анализ педагогической характеристики дошкольника.

Пояснительная записка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Для чего воспитателю необходимы знания по составлению психолого-педагогической характеристики на дошкольника?

Основные теоретические положения:

Психолого-педагогическая характеристика

воспитанника _____ группы _____ детского сада.

1. Общие сведения о ребенке:

Ф.И.О.

Дата рождения

Домашний адрес

Дата поступления в детский сад, откуда поступил (из семьи, другого детского сада), были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам.

2. Характеристика семьи:

Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы.

Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.

Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)

Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?

3. Соматическое здоровье: более редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит.

4. Характеристика деятельности: навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застенчивый, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.

5. Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.

6. Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.), лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу)

7. Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; (не) стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

8. Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, люби, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подсинятся требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.

Задание: Проанализировать предложенные психолого-педагогические характеристики.

Порядок выполнения работы:

  1. Типологические особенности,
  2. Характерологические особенности,
  3. Психологические особенности,
  4. Уровень развития мыслительной деятельности,
  5. Развитие сенсорных функций,
  6. Развитие воображения,
  7. Вербальная часть,
  8. Работоспособность на занятиях,
  9. Произвольность деятельности,
  10. Проводимая работа с ребенком.

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненные работы оформляются, вкладываются в файл, помещаются в портфолио по предмету.

Учебная и специальная литература:

  1. Александр Черницкий, Виктор Бирюков.  Детский сад и подготовка к школе. - М., Эксмо, 2013.
  2. Маврина Л., Васильева И. Подготовка ребенка к школе. - М., Стрекоза, 2011.

Практическая работа № 8

Тема: Разработка документации образовательной работы в контексте требований ФГОС ДО.

Пояснительная записка.

  1. Определите цель, задачи, принципы планирования в ДОУ.
  2. Назовите основные требования к планированию.
  3. Приведите примеры планирования воспитателя.

Основные теоретические положения:

Введение в действие ФГОС ДО предусматривает комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса предполагает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы». Его назначение уйти от жёсткой предметности, связать содержание образования с жизнью и личным опытом ребёнка.

Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально-значимыми для общества, семьи, государства, кроме того должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение.

Принцип комплексно-тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организованных форм, различных видов детской деятельности.

Опираясь на интеграцию образовательных областей воспитатели, и другие специалисты разрабатывает комплексно - тематическое планирование на год. Это может быть планирование:

- по государственным праздникам

- сезонным изменениям

- лексическим темам (если присутствует в ДОУ логопед)

- направление группы.

Все педагоги ставят задачи развивающего характера, связанные с индивидуализацией, социализацией ребёнка и обусловливающих, таким образом, направления реализации дошкольной общеобразовательной программы.

Система планирования работы в соответствии с ФГОС ДО должна предусматривать:

- реализацию программных целей и задач;

- реализацию содержания образовательной деятельности в адекватных возрасту формах взаимодействия с детьми;

- планирование различных образовательных ситуаций в соответствии с годовым планом образовательного учреждения на основе интеграции;

- конкретизацию работы по всем видам деятельности.

Комплексно-тематическое планирование предусматривает работу с родителями.

В каждой возрастной группе разрабатывается план работы с родителями с учётом проектов, по которым работает ДОУ.

Основные формы и методы работы с родителями:

- родительские собрания;

- консультации, папки передвижки;

- совместные развлечения, музыкальные гостиные.

Мероприятия и развлечения в детском саду - важное событие для ребёнка, его родителей и для всего педагогического коллектива, это своего рода итог их совместной деятельности.

В комплексно - тематическом планировании интеграция всех образовательных областей должна отражаться в итоговом мероприятии, развлечении, которое проводится воспитателями, музыкальным руководителем, и всеми специалистами.

Интеграция позволяет сделать образовательный процесс результативным, эффективным - это и определяет его качественный уровень.

Комплексно-тематическое планирование является сегодня одним из действенных средств совершенствования качества образовательного процесса.

Планирование - это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Для создания системы в планировании  в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3

года;  

2. Годовой план ДОУ;

3. Тематические планы (по основным видам деятельности);

4. Индивидуальные планы специалистов;

5. Календарное и перспективное планирование  в конкретной возрастной группе.

Рассмотрим подробнее два вида планирования необходимые воспитателю – перспективное и календарно-тематическое, так как на практике доказано, что воспитатели, используя лишь календарный план, намного чаще допускают ошибки в планировании.

ПРИНЦИПЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО  И  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

  1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям  СанПиН).
  2. Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).
  3. Учет  медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.

Задание: Разработать план-сетку перспективного планирования.

Порядок выполнения работы:

  1. Выберите вид планирования
  2. Определите тему и содержание плана
  3. Спланируйте виды образовательной деятельности в ДОУ.

.

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненные работы оформляются, вкладываются в файл, помещаются в портфолио по предмету.

Учебная и специальная литература:

  1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
  2. «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049 -13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2015 года № 26 г. Москва (с редакцией от 27.08.2015 г.)
  3. Алешина Н.В. Дневник воспитателя группы. - М., УЦ «Перспектива», 2014.
  4. Голицына Н.С. Рабочий журнал воспитателя ДОУ. - М, «Скрипторий 2003», 2014.
  5. Голицына Н.С. Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Деятельность в режиме дня.  - М., «Скрипторий 2003», 2014.
  6. Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие / Научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.02 «Анимационные услуги»

Методические  рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по  специальности 43.02.11 Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организация обслужив...

Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.03 ЭКСКУРСИОННО-ТРАНСПОРТНО

Методические  рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по  специальности 43.02.11   Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организа...

Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.10 "Туризм" МДК 03.01 Технология и организация туроператорской деятельности

Методические  рекомендации   к практическим работам  для студентов обучающихся по  специальности 43.02.10 "Туризм" МДК 03.01 Технология и организация туроператорской деятельности...

Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.10 "Туризм" МДК 03.02 Маркетинговые технологии в туризме

Методические  рекомендации   к практическим работам  для студентов обучающихся по  специальности 43.02.10 "Туризм" МДК 03.02 Маркетинговые технологии в туризме...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине ОП.01 "Сервисная деятельность" для специальности среднего профессионального образования 43.02.06 "Сервис на транспорте(по видам транспорта)"

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине ОП.01 "Сервисная деятельность" для специальности среднего профессионального образования 43.02.06 "Сервис на транспорте(по ...

Методическое пособие для студентов СПО специальности 44.02.01. «Дошкольное образование» по МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья

Раздел 1. Формирование основ здорового образа жизни ребенка.Тема 1.1 Понятие "здоровый образ жизни". Здоровье как состояние и свойство организма.Образ жизни это система устойчивых...

Сборник методических рекомендаций для обучающихся по специальностям 44.02.01 Дошкольное образование

Сборник материалов  для обучающихся по импользованию ИКТ оборудования на занятиях в детских садах. С приложением конспектов занятий и рекомендациями по их использованию....