Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.03 ЭКСКУРСИОННО-ТРАНСПОРТНО
учебно-методический материал на тему

Методические  рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по  специальности 43.02.11   Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.03 Экскурсионно-транспортное обслуживание

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_k_praktich_ekskurionka.docx168.62 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное  профессиональное образовательное

учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс

имени Виктора Талалихина»

Методические  рекомендации

 к практическим работам

для студентов обучающихся

по  специальности 43.02.11   Гостиничный сервис

по профессиональному модулю

«Организация обслуживания гостей в процессе проживания»

МДК.03.03

ЭКСКУРСИОННО-ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Москва 2014

ВВЕДЕНИЕ

Практические занятия  являются обязательной составной частью процесса обучения. В ходе выполнения практических работ реализуются требования предъявляемых ФГОС по специальности 43.02.11   Гостиничный сервис (углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД).

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности  «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» и «ЭКСКУРСИОННО-ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ» соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • Составление экскурсионной программы
  • проведение инструктажа туристов на русском и иностранных языках;
  • сопровождения туристов на маршруте;
  • проведение  экскурсий для туристов;
  • контроля качества предоставляемых туристу услуг;
  • составления отчета по итогам туристской поездки;

уметь:

  • проверять документы, необходимые для выхода группы на маршрут;
  • определять особые потребности тургруппы или индивидуального туриста;

  • проводить проверку технику безопасности при проведении экскурсий.
  • использовать приёмы эффективного общения и соблюдать культуру межличностных отношений;
  • организовывать движение группы по маршруту;
  • эффективно принимать решения в сложных и экстремальных ситуациях;
  • инструктировать туристов о экскурсионных услугах  
  • организовывать досуг туристов;
  • контролировать качество предоставляемых туристу услуг размещения и питания;
  • контролировать качество предоставляемых экскурсионных и сопутствующих услуг;
  • проводить инструктаж об общепринятых и специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей;
  • контролировать наличие туристов;
  • обращаться за помощью в соответствующие службы при наступлении чрезвычайной ситуации;
  • оформлять отчет о туристской поездке;
  • оценивать качество туристского и гостиничного обслуживания туристов;

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи маловероятно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
При выполнении  практической работы обучающийся приобретает навыки работы с информационными источниками. У студентов  вырабатываются индивидуальные методы по закреплению знаний, развиваются способности к анализу, синтезу и творческому мышлению, активизируются интеллектуальная активность и творческий подход к решению учебных задач, формируются основы самодисциплины и потребность в регулярном пополнении знаний, он приобщается к научно-исследовательской и изобретательской работе.

В результате выполнения практических работ закрепляются полученные теоретические знания. Каждое практическое занятие включает разделы: цель занятия; знания и умения; теоретическую и практическую части; контрольные вопросы к занятию.

Рекомендации по выполнению и оформлению практических занятий.

Перед выполнением практической работы студент должен внимательно ознакомиться с  кратким изложением материала в теоретической части; затем ознакомиться с текстами учебника.

Приступая к практической части необходимо ознакомиться с заданиями и выполнить их по порядку, используя дополнительные источники: интернет или   рекламные каталоги.

Итогом занятия считается оформленная работа в тетради и заполненные бланки документации, которые собираются в отдельную папку. Затем студенты  отвечают на контрольные вопросы. Все документы заполняются разборчивым подчерком и чернилами одного цвета.

Ряд практических работ проводится в учебной гостинице  колледжа и в гостиницах Москвы. По каждому посещению проводится обсуждение, подведение итогов и составляется отчет.

Практическая работа№1

Классификация экскурсий

Цель занятия : Научить определять классификацию экскурсий

Знать: классификацию экскурсий

  Уметь: определять классификацию экскурсий

Теоретическая часть

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются:
а) по содержанию;
б) по составу и количеству участников;
в) по месту проведения;
г) по способу передвижения;
д) по продолжительности;
е) по форме проведения
Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

Практическая часть

Заполнить таблицу

Классификация

Виды экскурсий

Контрольные вопросы

 1. По каким основным признакам классифицируются экскурсии?
2. Как классифицируются экскурсии по содержанию?
3. Что такое обзорная экскурсия? В чем ее особенности?
4. Что такое тематическая экскурсия? На какие группы эти экскурсии подразделяются?
5. На какие группы подразделяются производственные экскурсии?
6. Что такое искусствоведческая экскурсия?
7. Какие виды литературных экскурсий вы знаете?
8. Расскажите об архитектурно-градостроительных экскурсиях.
9. Какова классификация экскурсий по составу участников?
10. Как подразделяются экскурсии по месту проведения и по способу передвижения?
11. В чем значение классификации экскурсий?

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№2

Формы проведения экскурсий

Цель занятия : Научить определять форму проведения экскурсии

Знать:  форму проведения экскурсии

Уметь: определять форму проведения экскурсии

Теоретическая часть

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

- экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;
- экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
- экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
- экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
- экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:

- экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
- экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;
- экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
- учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
- пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
- показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;
- рекламная экскурсия.

Практическая часть

Используя интернет источники  найти экскурсии разные по форме, записать в тетрадь.

1ряд- по Москве

2 ряд по Санкт Петербургу

3 ряд- по Казани

Контрольные вопросы

 1.В чем особенности  учебных экскурсий.

2.Чем различается экскурсия лекция от экскурсии урока.

3. Чем различается экскурсия массовка от экскурсии прогулки.

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№3

Особенности показа на экскурсии

Цель занятия : Научить показывать объекты на экскурсии

Знать: особенности показа на экскурсии

  Уметь: показывать объекты на экскурсии

Теоретическая часть

Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта 

1. 
Определение: экскурсовод определяет, что за предмет (объект) показывается экскурсантам;
2. 
Характеристика: экскурсовод объясняет, что собой представляет объект (характеризует, описывает объект);
3. 
Цель создания: экскурсовод говорит о назначении объекта;
4. 
Экскурсионный анализ, сравнение: экскурсовод рассматривает отдельные части объекта;
5. 
Справка: экскурсовод называет автора памятника, архитектора здания;
6. 
Оценка исторического события: экскурсовод рассказывает о событии, связанном с объектом, его значении.

Первая ступень

Общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода: "Перед вами..."

Происходит усвоение облика объекта "Медный всадник"

Вторая ступень

Более детальный осмотр экскурсантами памятника

Усваиваются особенности после рассказа о событиях объекта

Третья ступень

Повторный осмотр объекта (наблюдение) при его анализе экскурсоводом

Усваиваются отдельные части и детали объекта

Четвертая ступень

Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами. Запоминаются обстановка и место действия

Происходит запоминание объекта и места его расположения

Пятая ступень

Обобщение увиденного и от экскурсовода

Делаются выводы услышанного по теме

Шестая ступень

Заключительный взгляд экскурсантов на объект

Экскурсант убеждается в правильности своего представления об объекте

Использование ступеней в показе обеспечивает нарастание впечатлений, подводит к обобщениям и выводам. Но не на всех экскурсиях можно проводить показ, поднимаясь по названным ступеням.

Практическая часть

Занятие проводится в усадьбе «Царицыно».Студенты получают задания по отдельным объектам и показывают объекты.

Контрольные вопросы

 1.Назовите этапы показа объектов.

2.Перечислите ступени показа.

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№4

Особенности рассказа на экскурсии

Цель занятия : Научить рассказывать об объектах на экскурсии

Знать: особенности рассказа на экскурсии

  Уметь: рассказывать об объектах на экскурсии

Теоретическая часть

Зрительные объекты большинства экскурсий интересны не сами по себе, а в связи с теми событиями, которые происходили на этих объектах или были связаны с ними. Обозначив буквой А экскурсионный объект, а буквой В - события с ними связанные, мы получим простую формулу: А + В. Содержание этой формулы в экскурсионной практике имеет много вариантов. Назовем некоторые из них.

Экскурсионный объект

События, связанные с экскурсионным объектом

Памятник истории и культуры как произведение искусства

Историческое событие или конкретный деятель, в честь которого этот памятник воздвигнут

Здание как архитектурный объект

Исторические события, которые в этом здании или около него происходили

Жилой дом как постройка, характерная для определенной эпохи

Характеристика жизни и деятельности лиц, с ним связанных

Шоссе, канал, мост как инженерные сооружения

События, во время которых эти сооружения использовались
Характеристика отрасли науки, с развитием которой связано данное сооружение

Лес, роща, река, поле, пещера, катакомбы и др. природные объекты

События, которые произошли на данной территории

Рассказ по отношению к показу звучит в разное время: до показав ходе показа и после показа.

Практическая часть

Занятие проводится в усадьбе «Царицыно».Студенты получают задания по отдельным объектам и рассказывают и показывают объекты.

Контрольные вопросы
1. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы.

2. Подчиненность рассказа показу.

3. Использование в рассказе зрительных доказательств.

4. Адресность рассказа
5. Конкретность экскурсионного рассказа.

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№5

Требования экскурсионной методики

Цель занятия : Научить экскурсионной методике

Знать:понятия экскурсионной методики

 Уметь: применять экскурсионную  методику

Теоретическая часть

Методика предъявляет четкие требования ко всему экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Вся многогранная работа по подготовке и проведению экскурсий должна быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Необходимо отбирать для наблюдения объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме; следует оставлять наиболее типичные и удачные для создания маршрута объекты; нужно отказаться от тех объектов, которые, хотя и раскрывают темы, но расположены неудобно (далеко, плохая видимость и т. п.). Методика требует логической последовательности в показе объектов (т. е. в их размещении на маршруте), выделения и использования пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, объектов, не входящих в тему, и др.). При построении маршрута обеспечивается максимальная экономия времени в передвижении экскурсионной группы между объектами. Важно избегать однообразия демонстрируемых объектов, недопустимо, например, всю тему городской обзорной экскурсии раскрывать на памятниках монументальной скульптуры.
Одно из требований методики - обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, т. е. воздействие экскурсионного материала на экскурсантов в течение всех 180 минут, отведенных на ее проведение (четырехчасовая тематическая экскурсия на автобусе). Все время ведения экскурсии (180 минут) заполнено суммой показа, рассказа и пауз между подтемами и основными вопросами темы.

Полное время экскурсии = Время показа + Время рассказа + Паузы

Построение любой экскурсии по этой схеме повышает познавательность и воспитательную роль экскурсионного материала.

Практическая часть

Применить на экскурсии по Красной площади  четыре варианта использования показа и рассказа.
I вариант - показ и рассказ идут одновременно - экскурсанты наблюдают объекты, о которых идет речь.
II вариант - идет только рассказ - излагаются исторические события, дается характеристика города и т. п.
III вариант - идет только показ - происходит наблюдение (изучение, исследование) объектов под руководством экскурсовода.
IV вариант - показа и рассказа нет - экскурсанты самостоятельно работают: наблюдают, усваивают полученные знания и впечатления.

Контрольные вопросы

 1. Сущность методики, требования методики.
2. Предмет и виды экскурсионной методики. 
3. Использование методической литературы.
4. Совершенствование экскурсионной методики.

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№6

Экскурсия как взаимодействие трех компонентов

Цель занятия : Научить составлять схемы экскурсий

Знать:схемы экскурсий

  Уметь: составлять схемы экскурсий

Теоретическая часть

Любая экскурсия представляет собой взаимодействие трех компонентов - экскурсовода, объектов и экскурсантов. Основное в этом взаимодействии - максимальная активность этих компонентов. Важнейшей задачей экскурсионной методики является всемерная активизация экскурсовода, объектов и экскурсантов.

Связь трех компонентов экскурсии можно схематично изобразить в виде треугольника:

связь трех компонентов экскурсии

где А - экскурсанты, Б - экскурсовод, В - экскурсионный объект. 

В экскурсионной практике существуют различные взаимодействия экскурсовода, объектов и экскурсантов. Степень активности каждого из названных компонентов, их возрастающая роль оказывают воздействие на качество экскурсионного мероприятия в целом. Взаимодействие трех компонентов экскурсии является основой показа. Эффективность самого показа следует рассматривать как результат взаимодействия между экскурсоводом, экскурсантами и объектами.

Практическая часть

Используя интернет ресурсы выбрать экскурсию  и составить методику экскурсии по схемам

на этой стадии из трех компонентов в состоянии активности находится только один - экскурсовод как источник устно сообщаемого материала

на этой стадии поставленная перед экскурсией задача несколько усложняется

показывая экскурсантам объекты и сопровождая свои действия пояснениями по теме, экскурсовод использует методические приемы, которые способствуют пониманию и запоминанию экскурсионного материала

Контрольные вопросы

 1. Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии. Их сочетание.
2. Процесс становления экскурсии. Пять уровней этого процесса.
3. Связь трех компонентов экскурсии - основа активности показа и рассказа.
4. Анализ схем, показывающих нарастание экскурсионной ситуации.
5. Активизация экскурсионного объекта.
6. Повышение роли экскурсовода.
7. Рост активности экскурсантов.

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№7

Технология подготовки новой экскурсии

Цель занятия : Научить составлять экскурсии

Знать:особенности составления экскурсии

  Уметь: составлять экскурсии

Теоретическая часть

Проблема активизации экскурсанта - интенсификация процесса восприятия экскурсионного материала. От повышенного или от пониженного интереса участников мероприятия к объектам, рассказу экскурсовода зависят уровень внимания и эффективность усвоения знаний.

Движущей силой активизации компонентов экскурсии является показ, его методика, организация самостоятельного наблюдения объектов экскурсантами.

Разница этих видов знакомства с объектами состоит в том, что самостоятельные аналитические действия экскурсантов нарастают. К концу периода наблюдения объекта экскурсовод перестает быть руководителем экскурсионного процесса: он как бы "уходит в тень".

Эффективность самостоятельного наблюдения экскурсантами находится в прямой зависимости от условий, в которых находятся участники экскурсии. Назовем некоторые из этих условий:

а) избирательность деталей и особенность объекта как основа осознанного, целенаправленного наблюдения и сохранения материала в памяти;
б) выбор точки для наблюдения;
в) содержание конкретных рекомендаций экскурсовода (что и как наблюдать);
г) цель наблюдения;
д) подготовленность экскурсантов к наблюдению; 
е) наличие необходимой информации в рассказе экскурсовода;
з) развитие у экскурсантов такой способности, как наблюдательность, т. е. умение замечать в экскурсионных объектах частности и детали, ускользающие от обычного взгляда людей.

Практическая часть

Раздать студентам темы экскурсии.

Выбирают территорию по которой будет проходить экскурсия

Далее подбирают самостоятельно 5 объектов: природный, архитектурный, музейный, исторический, инженерный

Составляют план показа и рассказа.

Готовят текст экскурсии в соответствии со схемой

Схема места и времени наблюдения в экскурсии

Контрольные вопросы


1. Связь трех компонентов экскурсии - основа активности показа и рассказа.
2. Анализ схем, показывающих нарастание экскурсионной ситуации.
3. Активизация экскурсионного объекта.
4. Повышение роли экскурсовода.
5. Рост активности экскурсантов.

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№8

Отбор и изучение экскурсионных объектов

Цель занятия : Научить отбирать  и изучать  экскурсионные объекты

Знать:  принципы отбора и изучения экскурсионных объектов

  Уметь: отбирать  и изучать  экскурсионные объекты

Теоретическая часть

В качестве объектов могут быть:

памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово поле, Бородино, места Курской битвы и др.);
здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;
природные объекты - леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;
экспозиции государственных и народных музеев картинных галерей, постоянных и временных выставок;
памятники археологии - городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;
памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

по содержанию - одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);
по функциональному назначению - основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;
по степени сохранности - полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

Практическая часть

Перед студентами  при создании экскурсии стоит задача - отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.

Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. Следует так организовать это дело, чтобы одни и те же объекты не кочевали из экскурсии в экскурсию. По возможности у каждой темы должны быть "свои" объекты. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.

Смотрим видеофильм «Китай» и в соответствии  с  текстом теоретической части привести примеры на каждый тип объекта

Контрольные вопросы

 1. Принципы отбора экскурсионных объектов для показа в данной экскурсии.
2. Показатели оценки объектов. 
3. Перечень и характеристика основных и дополнительных объектов.

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№9

Составление маршрута экскурсии

Цель занятия : Научить составлять маршрут экскурсии

Знать: особенности составления экскурсии

  Уметь: составлять маршрут экскурсии

Теоретическая часть

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: 
хронологический,тематический и тематико-хронологический.

Практическая часть

Составить пешеходный маршрут по Москве.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

- показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых "петель";
- наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);
- переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;
- наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств.

Контрольные вопросы

 1. Что включает в себя подготовка к экскурсии?
2. Каковы основные этапы подготовки экскурсии?
3. Какие основные направления можно выделить в работе по подготовке новой экскурсии?
4. Кому поручается подготовка новой экскурсии?
5. Какова схема экскурсии?

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№10

Методическая разработка экскурсии

Цель занятия : Научить составлять методическую разработку экскурсии

Знать: особенности составления методической  разработки экскурсии

  Уметь: составлять методическую разработку экскурсии

Теоретическая часть

Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения

Практическая часть

Образец методической разработки экскурсии

Маршрут

Остановка

Объекты показа

Время

Наименование подтем и перечень основных вопросов

Организационные указания

Методические указания

Новая Басманная ул. - М. Разгуляй - Бауманская ул.

Проездом

Новая Басманная ул.; собор св. Павла; 
д. № 16 на Новой Басманной ул., д. № 2 на Спартаковской ул.

 

Подтема I: Пушкинская Москва 
1. Бывшая Немецкая слобода - 
один из аристократических районов Москвы XVIII-XIX вв.
2. Новая Басманная ул. - уголок Пушкинской
Москвы

Рассказ ведется при замедленном движении автобуса

1. Использовать прием репортажа, давая характеристику бывшей Немецкой слободы. Соблюдать синхронность рассказа и показа объектов, расположенных на разных улицах
2. Характеризуя облик Немецкой слободы 
конца XVIII в., когда здесь поселились Пушкины, использовать для показа планировку и застройку Новой Басманной ул. Использовать 
в рассказе названия переулков, по которым проходит маршрут, для характеристики прошлого. Упомянуть о сохранившихся на берегу р. Яузы домах вельмож (Лефортовский дворец, Слободской дворец и т. д.)

Контрольные вопросы

1. Назовите перечень основных документов, необходимых для проведения экскурсии.
2. Что общего и каково различие между контрольным и индивидуальным текстом?
3. Что такое логический переход и какие виды переходов бывают?
4. Каково значение методической разработки?

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№11

Методика проведения экскурсии

Цель занятия : Научить проводить экскурсию

Знать: особенности проведения экскурсии

  Уметь: проводить экскурсию

Теоретическая часть

Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т. д.

Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории. Методические приемы могут быть рассмотрены в нескольких аспектах: как оптимальный способ выполнения определенных действий, как средство превращения пассивного осмотра в активное наблюдение объекта экскурсантами; как основа процесса трансформации устной информации в зрительную; как основа анализа и синтеза на экскурсии и т. д.

Все методические приемы, правильное использование которых составляет одну из основ профессионального мастерства экскурсовода, могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:

- приемы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ);
- приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.

Практическая часть

Студентов разделить на  7 групп и вывезти на экскурсионный объект. Каждая группа студентов использует для ведения экскурсии один прием показа

Прием предварительного осмотра.


Прием панорамного показа 

Прием зрительной реконструкции (воссоздания).

Прием зрительного монтажа 

Прием зрительного сравнения.

Прием зрительной аналогии 

Прием переключения внимания.

Контрольные вопросы

 1. Понятие "методический прием". Назначение методических приемов.
2. Классификация методических приемов.
3. Виды приемов показа.
4. Виды приемов рассказа.
5. Движение как методический прием.
6. Методика использования наглядных пособий.
7. Работа экскурсовода по усвоению методических приемов.

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№12-13

Техника ведения экскурсии

Цель занятия : Научить проводить экскурсию

Знать: особенности проведения экскурсии

  Уметь: проводить экскурсию

Теоретическая часть

Приемы рассказа можно разделить на две большие группы. 

Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание, репортаж, цитирование). Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.

Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей.

Практическая часть

Студентов разделить на  7 групп и вывезти на экскурсионный объект. Каждая группа студентов использует для ведения экскурсии один прием ведения экскурсии

Прием экскурсионной справки 

Прием описания 

Прием характеристики 

Прием объяснения 
Прием комментирования.

Прием репортажа.

Контрольные вопросы

 1. Понятие "техника проведения экскурсий".
2. Содержание графы "Организационные указания".
3. Организация работы экскурсовода с группой.
4. Умелое использование техники проведения экскурсии.
5. Навыки использования техники ведения экскурсии.
6. Темп передвижения группы, его значение.
7. Использование микрофона. Работа при отсутствии микрофона.
8. Установление необходимого порядка в группе.
9. Использование свободного времени в течение экскурсии.
10. Ответы на вопросы экскурсантов.
11. Техника использования наглядных пособий

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№14

Оценка привлекательности транспортных средств.

Цель занятия : Научить составлять оценку привлекательности транспортных средств

Знать: оценку привлекательности транспортных средств

 Уметь:  оценивать  привлекательность транспортных средств

Теоретическая часть

При планировании своего путешествия турист учитывает такие факторы как: скорость доставки до цели поездки, комфорт путешествия, стоимость, возможность перевозки багажа и его вес, возможность остановки в пути следования, условия питания, уровень шума, вибрации, условия для сна и отдыха, возможность широкого обзора во время поездки, наличие неблагоприятных экологических факторов и безопасность.

Практическая часть

1.Заполнить таблицу. Поставить баллы от 1 до 10.

Оценка привлекательности транспортных средств.

Критерии оценки

Виды транспортных средств

речные суда

морские суда

Железнодор вагоны

автобусы

легковые автомобили

самолёты

Безопасность движения

Экологическая безопасность

Стоимость перевозки *

Эксплуатационная скорость

Мобильность

Возможность остановки по пути следования по желанию туристов

Возможность длительного жизнеобеспечения в пути

Вместимость

Удельные капитальные затраты *

Уровень комфорта

Всего баллов -

*Наиболее низкий балл соответствует наиболее высокой стоимости

2.Сделать анализ таблицы.

Контрольные вопросы

 1.Распределить факторы в порядке убывания значения для туристов.

2. Чем больше набор положительных факторов, тем ….стоимость транспортного путешествия, однако ……… транспортное средство удовлетворяет всему набору требований.

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№15

Договор о воздушной перевозке пассажиров

Цель занятия : Научить заполнять договор о воздушной перевозке пассажиров

Знать:содержание договора

  Уметь: заполнять договор о воздушной перевозке пассажиров

Теоретическая часть

Воздушная перевозка осуществляется на основе заключения договора перевозки пассажира, груза или почты с перевозчиком.

Перевозчик — это эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа или почты.

По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения.

Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиками правилами воздушных перевозок.

Пассажир воздушного судна обязан оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверхустановленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа — и провоз этого багажа.

Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочными документами, которые выдаются перевозчиком либо его агентами.

Выполнение условий договора на перевозку является обязательным независимо от того, регулярная это перевозка или чартерная. Следует иметь в виду, что заключение договора на перевозку пассажира подразумевает правила:

1. Время отправления, указанное в расписании и билете, не является обязательным условием договора и перевозчиком не гарантируется. В целях обеспечения безопасности полета рейс может быть отменен, перенесен или задержан. Причиной этих изменений могут служить плохие условия погоды в аэропортах вылета, прилета или остановочных пунктах, стихийные бедствия, нарушение состояния взлетно-посадочной полосы и т. п.

2. Перевозчик оставляет за собой право произвести замену воздушного судна, изменить маршрут перевозки и пункты посадки, указанные в расписании и билете. Это право перевозчика также обосновано обеспечением безопасности пассажиров в случае поломки воздушного судна или возникновения форс-мажорных ситуаций по маршруту следования.

Практическая часть

1.Скачать договор о перевозке.

2.Заполнить  договор: выбрав

- Номер рейса,

 Срок тарифа,

-Аэропорт прибытия и назначения

- дата и время прибытия, отпраления

Контрольные вопросы

 1.Между кем заключается  договор о воздушной перевозке пассажиров.

2.Перечислите обязанности перевозчика

3.Перечислите права перевозчика

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№16

Регистрация пассажиров на воздушный рейс

Цель занятия : Научить  проводить в игровой форме регистрацию   пассажиров на воздушный рейс

Знать: регистрацию   пассажиров на воздушный рейс

  Уметь:  проводить регистрацию   пассажиров на воздушный рейс

Теоретическая часть

Под регистрацией понимается сверка пассажиров, пришедших на рейс, со списками забронированных пассажиров, фамилии которых внесены в PNL(PassengerNameList — пофамильный список пассажиров рейса). Эта процедура осуществляется за регистрационной стойкой, снабженной указателем номера и маршрута рейса.

Порядок регистрации пассажиров на рейс осуществляется следующим образом:

- оператор регистрационной стойки берет у пассажира авиабилет и документы, удостоверяющие личность пассажира;

- сверяет соответствие фамилии, указанной в паспорте (или другом документе, удостоверяющем личность пассажира), с фамилией в билете;

- проверяет действительность билета, место и дату выдачи, наличие подписи агента, данные бронирования (код перевозчика, номер рейса, дату вылета, статус бронирования, вид тарифа, норму бесплатного провоза багажа, класс обслуживания), при необходимости — наличие штампа «Передаточная надпись/Ограничения»;

- сверяет фамилию пассажира по списку забронированных пассажиров в PNL и отмечает их в бланке регистрации пассажиров (эти бланки составляются отдельно для каждого класса обслуживания).

Практическая часть

1.Проиграть этапы регистрации   пассажиров на воздушный рейс

2.Прочитать учебник стр 57-62 и выписать этапы дальнейших действий по регистрации на рейс:

Закрепить место пассажиру

Выдать посадочный талон

Оформление багажа

Виды контроля

Контрольные вопросы

 1.Время начала и окончания регистрации на рейс.

2.Этапы регистрации на рейс.

3.Различие между регистрацией на внутренние и международные рейсы

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№17

Виды контроля.

Цель занятия : Выучить особенности каждого вида контроля

Знать: виды контроля

  Уметь: составлять характеристику видам контроля и определять  назначение каждого вида.

Теоретическая часть

Задача таможенного досмотра — не допустить бесконтрольный вывоз из страны валюты, изделий из драгоценных металлов и камней и запрещенных к вывозу предметов и веществ.

Санитарно-эпидемиологический контроль заключается в проверке у пассажиров наличия медицинских сертификатов, необходимых для въезда в страну назначения, трансфера или транзита. Контроль устанавливается в целях предотвращения распространения опасных заболеваний, которыми могут заразиться туристы, отправляясь в зарубежные поездки. К наиболее опасным заболеваниям относятся чума, оспа, желтая лихорадка, малярия, холера, брюшной тиф, гепатит «А» и др. В основном эти болезни распространены в странах Африки, Южной Америки, Юго-Восточной Азии. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ежегодно в своих специальных изданиях публикует перечень стран риска, а также стран, являющихся эндемичными по ряду инфекционных заболеваний.

Паспортно-визовый контрользаключается в проверке наличия у пассажиров действительных паспортов, въездных, выездных, а вслучае необходимости — и транзитных виз.

При внутренней перевозке требуется предъявление паспорта гражданина РФ, который удостоверяет личность человека на территории Российской Федерации. Его обязаны иметь все граждане, достигшие 14 лет и постоянно проживающие на территории России. У детей, не достигших 14 лет, документом, подтверждающим их личность, является свидетельство о рождении.

При международных перевозках пассажиры обязаны предоставлять пограничной службе заграничные паспорта; оформленные определенным образом. Существует несколько видов загранпаспортов, отличающихся цветом,

Специальный контроль безопасности полетов осуществляется службой безопасности аэропорта и перевозчика. Он заключается в проверке наличия у пассажиров и в их ручной клади предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом (огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся, ядовитых, отравляющих, взрывоопасных веществ, сжатых и сжиженных газов), и других веществ и предметов, которые могут быть приняты к перевозке только на особых условиях.

Практическая часть

  1. Посещение аэропорта и знакомство на практике с регистрацией на рейс.
  2. Обсуждение итогов  посещения.

Контрольные вопросы

1.Перечислите виды контроля.

2. Какие контроли необходимы и  при перелетах по РФ и за рубеж почему.

3.Какие документы необходимы для полета пассажиру.

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№18

Обслуживание пассажиров в аэропорту назначения

Цель занятия : проиграть этапы обслуживания пассажиров в аэропорту назначения

Знать:этапы обслуживания  в аэропорту назначения

Уметь:  составлять характеристику обслуживания пассажиров в аэропорту назначения

Теоретическая часть

Прочитать стр 99-104

Практическая часть

Прочитать стр 99-104 и заполнить пропуски.

После прилета в порт назначения первыми к выходу приглашаются пассажиры категории …, затем пассажиры ….. и …… пассажиры, а затем все остальные пассажиры …….класса. На автобусах пассажиры доставляются в здание аэровокзала. Если пассажиры прибыли с внутреннего рейса, они сразу проходят в зону выдачи багажа. Если пассажиры прибыли с международного рейса, они проходят ……..и……… контроль, а затем идут в зону выдачи ……………………. .

Если пассажир не получил свой багаж или получил его в неисправном состоянии, представитель службы розыска багажа или авиакомпании обязан …………………………………….Вещи, забытые пассажирами в салоне самолета или автобуса, ………………………………... По предоставлению отрывных талонов багажных бирок или письменному заявлению пассажиров (в случае недокументированных вещей) вещи выдаются их владельцам.

Качеству обслуживания пассажиров в аэропортах уделяется большое внимание, так как этот показатель является одним из элементов, характеризующих работу перевозчика в целом. В мировой практике воздушных перевозок уже давно применяются стандарты по …………. пассажиров, которые разрабатываются самими авиапредприятиями с учетом последних достижений в области сервиса. В связи с этим самая крупная национальная авиакомпания «Аэрофлот—Российские авиалинии» разработала и с февраля 2001 г. приняла Стандарт предприятия по обслуживанию своих пассажиров в аэропортах и на борту самолетов, соответствующий ………….. требованиям. Согласно этому стандарту строго обозначены время работы регистрационных стоек, определены требования к состоянию мест регистрации. Например, время ожидания пассажира у стойки регистрации для первого класса — не более ….мин, для бизнес-класса — не более ….. мин. Документом введен единый порядок перемещения пассажиров по территории аэропорта; строго регламентированы звенья технологической цепочки, по которой пассажир ………. до кресла в салоне самолета и от ……… до стоянки автотранспорта; четко определены …………… авиакомпании при задержке рейсов, нормы ………..провоза багажа, а также порядок ……… пассажиров различных категорий.

Контрольные вопросы

1.Перечислите этапы обслуживания

2.Как оценить качество обслуживания

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№19

Особенности обслуживания отдельных категорий пассажиров

Цель занятия : Научить составлять характеристику обслуживания отдельных категорий пассажиров

Знать:особенности  обслуживания отдельных категорий пассажиров

  Уметь: выделять   категории пассажиров

Теоретическая часть

Категории пассажиров, чье обслуживание отличается от общепринятого. Оно заключается в том, что этим категориям путешественников предоставляются дополнительные удобства и услуги; обеспечивается надлежащий уровень безопасности при перевозке; предъявляются определенные требования государственных органов страны въезда и выезда и др. Некоторые пассажиры перевозятся на особых условиях только по предварительному согласованию с перевозчиком. Кратко остановимся на особенностях авиаперевозки некоторых категорий пассажиров.

Практическая часть

Студентов поделить по командам. Подготовить  сообщения.

1- Обслуживание пассажиров категории VIP

2.Обслуживание пассажиров бизнес-класса

3.Обслуживание трансферных пассажиров

4.Обслуживание пассажиров  и особенности перевозки детей

5.Обслуживание пассажиров:больных и инвалидов

6. Обслуживание пассажиров нестандартной комплекции

Контрольные вопросы

 1.Перечислите этапы обслуживания

2. Обслуживание пассажиров категории VIP

3.Обслуживание пассажиров бизнес-класса

4.Обслуживание трансферных пассажиров

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№20

Перевозочные документы

Цель занятия : Научить оформлять перевозочные документы

Знать:содержание перевозочных  документов        

  Уметь: оформлять перевозочные документы

Теоретическая часть

Транспортные услуги, оказываемые перевозчиками на железных дорогах, представляют собой предмет договора, который заключается между ними и пассажирами или грузоотправителями, и оформляется перевозочными документами. Согласно ст. 82 Устава железнодорожного транспорта РФ по договорам перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом пассажиры должны оплатить свой проезд в соответствии с установленными тарифами, а при сдаче багажа или грузобагажа — их провоз.

Заключение договора на перевозку пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, сдача грузоотправителем грузобагажа — грузобагажной квитанцией.

Договор перевозки пассажира считается заключенным с момента выдачи ему проездного документа (билета). По виду и способу оформления проездные документы бывают: картонные, катушечные, бланковые ручной выписки и бланковые, оформленные через автоматизированную систему резервирования «Экспресс-2».

Практическая часть

Практическая работа с  бланками билетов.  Расшифровка каждой цифры и буквы.

Оформление билета каждым студентом в зависимости от  поставленной задачи.

Для перевозок организованных групп туристов (не менее 10 человек) поездами дальнего и местного следования оформление проездных документов железные дороги осуществляют по предварительным заявкам туроператоров или турагентств, — так называемое бронирование (резервирование) мест .

При путешествии группы от 10 до 24 человек на расстояние не более 2000 км установлена 10 % -ная скидка от общей стоимости проезда; размер скидки увеличивается еще на 5 % при численности группы более 25 человек. В заявке на перевозку группы туристов указываются: наименование юридического лица (туроператора или турагентства)^ количество мест, номер поезда, вагона, дата выезда, станция.отправления и станция назначения.

Оформление билетов

Контрольные вопросы

 1.Виды билетов

2.содержание билетов.

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№21

Правила перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте

Цель занятия:Научить применять правила перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте

Знать: правила перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте

  Уметь: применять правила перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте

Теоретическая часть

Перевозка пассажиров на железных дорогах Российской Федерации осуществляется в соответствии с «Законом о железнодорожном транспорте», «Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» и «Правилами перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам России».

Согласно этим документам каждый пассажир обязан иметь при себе проездной документ (билет); хранить его в течение всего времени поездки и предъявлять по требованию лиц, производящих контроль (за исключением случаев, когда билет хранится у проводника вагона или у сопровождающего группу, если это групповой билет). Безбилетный проезд пассажиров влечет за собой наложение штрафа.

Каждый пассажир имеет правозанимать при проезде одно место. При наличии свободных мест при приобретении проездного документа пассажиру могут быть предоставлены дополнительные места с оплатой их полной стоимости.

Практическая часть

Студентов разделить на команды, дать время для подготовки информации по темам

  1. Правила перевозки детей
  2. Правила перевозки багажа
  3. Правила переоформления билетов
  4. Правила возврата билетов
  5. Правила снятия пассажира с поезда ( отказа в проезде)

Обсудить, подвести итоги

Контрольные вопросы

  1. Если по вине железной дороги с пассажиром произошел несчастный случай, то каковы действия железной дороги
  2. Как осуществляется перевозка больных пассажиров
  3. Возврат денежных сумм по неиспользованным проездным документам  как производится при предоставлении  каких документов

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№22

Особенности обслуживания организованных групп туристов на железнодорожном транспорте

Цель занятия : Научить определять особенности обслуживания организованных групп туристов на железнодорожном транспорте

Знать: особенности обслуживания организованных групп туристов на железнодорожном транспорте

  Уметь: определять особенности обслуживания организованных групп туристов на железнодорожном транспорте

Теоретическая часть

Для перевозки туристов на регулярных поездах железнодорожные перевозчики осуществляют продажу проездных документов на группу не менее 10 человек по предварительным заявкам. В заявке указываются: наименование юридического лица, количество мест, номер поезда, тип вагона, дата выезда, станция отправления и станция назначения. К заявке прилагается пофамильный список группы пассажиров в двух экземплярах с указанием реквизитов их документов и руководителя группы. При недостатке мест в поезде и в вагонах, указанных в заявке, с согласия юридического лица могут быть предоставлены места в другом поезде или вагонах. Если в заявке содержится просьба о предоставлении отдельных вагонов, оплате подлежат все места в таких вагонах независимо от количества проезжающих пассажиров.

Прием заказов на оформление билетов по групповым заявкам производится в период от 60 до 10 сут. до отправления поезда. За резервирование мест в поездах для перевозки организованных групп с юридических лиц взимается сбор, установленный в определенном размере. В случае отказа от выделенных мест сбор не возвращается.

Оплата заказанных билетов должна производиться не позднее установленного перевозчиком срока наличными деньгами или по безналичному расчету. Если в установленный срок проездные документы представителем организованной группы не оформлены, заявка аннулируется и билеты передаются в общую продажу. В случае поступления заявки на билеты менее чем за 10 сут. до отправления поезда и при возможности ее оформления стоимость проезда должна быть оплачена в течение суток с момента предъявления заявки.

Оформление проезда группы туристов по заявке производится на одном бланке проездного документа в каждый вагон. При этом в билете указываются фамилия руководителя группы и реквизиты документа, удостоверяющего его личность. На двух экземплярах списка пассажиров ставится отметка пункта оформления документа. Один экземпляр списка остается в пункте оформления билета, а второй предъявляется руководителем группы проводнику вагона при посадке в поезд.

Практическая часть

1.Выбрать в каталогах тур с использованием жд транспорта.

2.Составить его характеристику по плану:

А- название, города и страны через которые проходит маршрут

Б-Экскурсионная программа

В-Услуги в туре

Г- Стоимость тура: основные и доплаты.

Д- Рассчитать с учетом группы 10 человек и выездом поездом из Москвы

Контрольные вопросы

1.Как оформить  и оплатить тур

2.В чем особенности обслуживания в турах в отличии от одиночных туристов

 

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№23

Особенности обслуживания организованных групп туристов  в железнодорожных турах

Цель занятия : Научить определять особенности обслуживания организованных групп туристов  в железнодорожных турах

Знать: особенности обслуживания организованных групп туристов  в железнодорожных турах

  Уметь: определять особенности обслуживания организованных групп туристов  в железнодорожных турах

Теоретическая часть

Если для туристско-экскурсионной поездки предоставляется пригородный поезд, то в арендную плату включается стоимость его аренды за все время использования, но не менее чем за 1 сут., а также стоимость пробега вагонов в размерах, установленных перевозчиком. При этом допускается использование в пригородном сообщении пассажирских поездов, сформированных из вагонов со спальными местами (плацкартных, купейных), что, естественно, отражается на стоимости аренды такого поезда.

При формировании туристско-экскурсионных поездов в их составе должно быть, как правило, от 13 до 17 вагонов (включая вагоны-рестораны и дизель-электростанции) при следовании в пределах двух и более железных дорог. Если маршрут туристско-экскурсионного поезда пролегает в пределах одной железной дороги, то в состав его должно входить не менее 10 вагонов. При организации такого поезда в пригородном сообщении он должен состоять не менее чем из 6 вагонов.

Арендатору поезда выдаются два экземпляра договора на аренду туристско-экскурсионного поезда и два групповых проездных документа: один — на проезд «туда», второй — на проезд «обратно». Копия на аренду туристско-экскурсионного поезда с отметкой перевозчика о получении им всех причитающихся платежей и групповой проездной документ должны храниться у руководителя (директора), сопровождающего туристов, и предъявляться при контроле в пути следования.

Практическая часть

1.Выбрать в каталогах  жд тур

2.Составить его характеристику по плану:

А- название, города и страны через которые проходит маршрут

Б-Экскурсионная программа

В-Услуги в туре

Г- Стоимость тура: основные и доплаты.

Д- Рассчитать с учетом группы 10 человек и выездом поездом из Москвы

Контрольные вопросы

 1.Что такое жд тур

2. Как оформить  и оплатить тур

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№24

Классификация подвижного состава и требования к туристическим автобусам

Цель занятия : Научить составлять классификацию подвижного состава

Знать: требования к туристическим автобусам

  Уметь: составлять классификацию подвижного состава

Теоретическая часть

Согласно «Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», автобус представляет собой автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8. Автобусы предназначены для перевозки пассажиров по установленному маршруту с посадкой и высадкой на предусмотренных остановках или по маршрутам, определяемым заказчиком — юридическим или физическим лицом.

Практическая часть

Заполнить таблицу

Классификация

Автобусы

По территориальному признаку 

В зависимости от назначения

По числу мест

В зависимости от количества этажей

Контрольные вопросы

 1.Какие требования предъявляются к автобусам.

2.Как обеспечивается безопасность переездов

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№25

Организация перевозок пассажиров в автобусах, предоставляемых по договорам или отдельным заказам

Цель занятия :Научить организовывать  перевозки  пассажиров в автобусах, предоставляемых по договорам или отдельным заказам

Знать: особенности организации  перевозок пассажиров в автобусах, предоставляемых по договорам или отдельным заказам

  Уметь: организовывать  перевозки  пассажиров в автобусах, предоставляемых по договорам или отдельным заказам

Теоретическая часть

Для организации различного рода поездок внутри страны автотранспортные предприятия могут предоставлять заинтересованным организациям (турфирмам, учебным заведениям, промышленным предприятиям и т.п.) автобусы как для осуществления перевозок по постоянным маршрутам, так и для разовых рейсов. Очень часто в качестве заказчика автотранспортных средств выступают турфирмы, которые занимаются реализацией автобусных туров, но при этом или совсем не имеют собственного транспорта, или же его количество не может обеспечить все запланированные туристско-экскурсионные программы. В этом случае между заказчиком и владельцем автобуса заключается договор па аренду транспортного средства, как правило, с экипажем.

Договор аренды транспортного средства содержит ряд статей, в которых отражаются: предмет договора, конкретная марка автобуса, предоставляемого автотранспортным предприятием турфирме, порядок оплаты аренды транспортного средства, права и обязанности сторон, условия расторжения договора и рассмотрения споров, срок действия договора, форс-мажорные обстоятельства. Сумма арендной платыоговаривается в целом и по статьям, включаемым в нее, четко устанавливаются сроки и порядок внесения платежей. Договор об аренде может заключаться на различный срок — несколько дней, месяц, сезон.

Практическая часть

Скачать договор аренды.   Заполнить по заданию

Составить характеристику маршрута по плану.

А- название, города и страны через которые проходит маршрут

Б-Экскурсионная программа

В-Услуги в туре

Г- Стоимость тура: основные и доплаты.

Д- Рассчитать с учетом группы 10 человек и выездом автобусом из Москвы

Контрольные вопросы

  1. Основные  обязанности  перевозчика
  2. Основные  обязанности   заказчика

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№26

Организация перевозок туристов автомобильным транспортом на международных маршрутах

Цель занятия: Научить организовывать  перевозки  туристов автомобильным транспортом на международных маршрутах

Знать: особенности организации перевозок туристов автомобильным транспортом на международных маршрутах

  Уметь: организовывать  перевозки туристов автомобильным транспортом на международных маршрутах

Теоретическая часть

Организация перевозок туристов автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами осуществляется на основании двусторонних и многосторонних договоров, о которых говорилось ранее. Перевозки туристов с использованием автобусов в международном сообщении реализуются на регулярной и нерегулярной основе. В любом случае они должны сопровождаться набором целого ряда документов, относящихся к разрешительной системе и непосредственно к водителю и транспортному средству

Практическая часть

Скачать договор аренды.   Заполнить по заданию

Составить характеристику маршрута по плану.

А- название, города и страны через которые проходит маршрут

Б-Экскурсионная программа

В-Услуги в туре

Г- Стоимость тура: основные и доплаты.

Д- Рассчитать с учетом группы 10 человек и выездом автобусом из Москвы

Контрольные вопросы

 1.Какие необходимы документы при организации туров

2.Что такое страховой сертификат

3.Какие требования предъявляются к туристам в туре и к водителю в туре

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№27

Организация перевозок туристов автомобильным транспортом на внутренних маршрутах

Цель занятия : Научить организовывать перевозки туристов автомобильным транспортом на внутренних маршрутах

Знать: особенности организации перевозок туристов автомобильным транспортом на внутренних маршрутах

  Уметь: организовывать перевозки туристов автомобильным транспортом на внутренних маршрутах

Теоретическая часть

Для транспортного обслуживания туристов наиболее важным является «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами». В нем определены основные задачи юридических и физических лиц, ответственных за реализацию автобусных перевозок, касающиеся надежности водителей транспортных средств, а также технического состояния подвижного состава.

Для обеспечения безопасности автобусных перевозок следует четко соблюдать технологические условия перевозочного процесса.Как уже отмечалось, на каждый маршрут должны быть составлены паспорт и схема с указанием опасных участков, график движения на основе определения нормативных значений скоростей и с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей. Помимо этого, при выборе типа и марки автобуса надо учитывать дорожные и погодно-климатические условия на маршруте. Запрещается отклонение от заранее согласованного (утвержденного) маршрута движения автобуса, производство остановок в местах, не предусмотренных графиком движения, превышение установленных скоростных режимов. Нормирование скоростей движения на горных маршрутах производится на основании проведения пробных рейсов с водителями разных возрастных групп в разное время года и при различных погодных условиях.

Практическая часть

Скачать договор аренды.   Заполнить по заданию

Составить характеристику маршрута по плану.

А- название, города и страны через которые проходит маршрут

Б-Экскурсионная программа

В-Услуги в туре

Г- Стоимость тура: основные и доплаты.

Д- Рассчитать с учетом группы 10 человек и выездом автобусом из Москвы

Контрольные вопросы

  1.Какие необходимы документы при организации туров

2.Что такое страховой сертификат

3.Какие требования предъявляются к туристам в туре и к водителю в туре

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№28

Обслуживание туристов на морских, круизных судах

Цель занятия : Научить определять преимущества морских круизов

Знать:характеристику обслуживания в круизах

  Уметь: составлять характеристику круиза

Теоретическая часть

Международные круизы осуществляются в соответствии с положениями Афинской конвенции «О перевозках пассажиров и их багажа по морю» и правилами конкретного перевозчика. Согласно этим правилам в большинстве случаев для участия в круизах не допускаются лица моложе 21 года без сопровождения старших (родителей или опекуна старше 25 лет); не принимаются заявки на бронирование школьных групп; круизные компании имеют право отказать пассажиру в посадке на лайнер по медицинским показаниям. В связи с этим при заключении договора на круиз туристам необходимо внимательно ознакомиться с правилами и условиями его проведения.

Практическая часть

Выбрать каталог и составить характеристику круиза

1.Нанести на карту маршрут круиза, отметив порты и причалы на реках и озерах.

2. Продолжительность  круиза:день- ночь, время года

3.Экскурсионная программа

4. Вид транспортного средства, количество палуб и кают

5.Услуги предоставляемые на корабле.

6.Выбрать один тип каюты, составить его описание.

7.Рассчитать стоимость круиза с выездом из Москвы.

Контрольные вопросы

1.Назвать преимущества морских  круизов.

2.Назвать  характеристику обслуживания  в круизе.

3. Привести примеры круизов

 

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№29

Обслуживание туристов на речных, круизных судах

Цель занятия : Научить определять преимущества речных круизов

Знать:характеристику обслуживания в круизах

  Уметь: составлять характеристику круиза

Теоретическая часть

Круизыосуществляемые по внутренним водным артериям, по сравнению с морскими имеют ряд преимуществ.Они позволяют любоваться постоянно меняющимся пейзажем; изучать архитектуру городов, если маршрут поездки проходит через крупные населенные пункты; причалить к любому понравившемуся живописному местечку, если путешествие совершается на небольшом маневренном судне. Кроме того, гидротехнические сооружения, построенные на реках и озерах (шлюзы, каналы, водохранилища), сами по себе представляют объекты, достойные внимания туристов. Многие путешественники предпочитают речные круизы из-за невысокой населенности речных транспортных средств по сравнению с морскими. Речной круиз для туриста может осуществляться в одном направлении или иметь кольцевой маршрут.

Россия, богатая судоходными реками и озерами, не осталась в стороне от развития данного направления туризма. Правда, для реализации круизов российские компании предлагают в основном теплоходы, построенные еще по заказу СССР на судостроительных верфях Германии, Чехословакии и Финляндии.

Судоходными реками России ,в европейской части являются Волга, Кама, Ока, Дон, Белая, Вятка, Сухона, Вычегда, Северная Двина, Мезень, Печора.

В азиатской части судоходны Обь и ее притоки Иртыш; Тобол и Ишим, реки Енисей, Ангара, Лена с притоками Витим, Олекма, Вилюй и Алдан, а также Амур и судоходные участки на северных реках Яна, Индигирка и Колыма.

Бассейны рек Волга и Дон соединены друг с другом Волго-Донским (протяженностью 101 км), а с Ладожским и Онежским озерами Волго-Балтийским (1100 км) и Беломоро-Бал-тийским (227 км) судоходными каналами.

Протяженность Северо-Двинской системы составляет 130 км, канала Москва-Волга - 128 км, а длина Сайменского канала между Выборгским заливом (Россия) и озером Сайма (Финляндия)  составляет 43 км.

На внутренних водных путях расположено около 700 судоходных гидротехнических сооружений, причем, протяженность искусственных судоходных путей составляет 13,8 тыс. км.

Речные круизы относятся к дорогому виду туризма и это я в современных экономических условиях приводит к тому, что происходит сокращение объема пассажирских перевозок на туристских линиях.

Практическая часть

Выбрать каталог и составить характеристику круиза

1.Нанести на карту маршрут круиза, отметив порты и причалы на реках и озерах.

2. Продолжительность  круиза:день- ночь, время года

3.Экскурсионная программа

4. Вид транспортного средства, количество палуб и кают

5.Услуги предоставляемые на корабле.

6.Выбрать один тип каюты, составить его описание.

7.Рассчитать стоимость круиза с выездом из Москвы.

Контрольные вопросы

 1.Назвать преимущества речных круизов.

2.Назвать судоходные реки Европейской и Азиатской частией РФ.

3. Привести примеры круизов

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru

Практическая работа№30

Договорные отношения с туристами

Цель занятия : Научить оформлять договора с туристами

Знать:содержание договоров

  Уметь: заключать договора

Теоретическая часть

Содержание договора о туристском обслуживании является важным элементом взаимоотношений между туроператором и клиентами, так как позволяет:

♦ клиентусудить о благонадежности турфирмы, ее способности учитывать его пожелания на туристическом рынке еще на стадии оформления договора;

♦ туроператорупоказать уровень профессионализма его сотрудников, проявить уважение к клиенту.

Специфика пакета туристских услуг состоит в том, что в стоимость туристской путевки включаются различные составляющие:

- размещение и временное проживание, обеспеченные полным набором бытовых удобств, не только в гостиничных комплексах, но и в транспортных средствах в период круизов или транспортных путешествий;

-питание и оказание по месту размещения туристов сервисных услуг по доставке различной продукции: чая, напитков, продуктов питания, кулинарных и кондитерских изделий и т. п.;

-транспортное обслуживание маршрута перемещения;

-экскурсии, пребывание в природно-заповедных зонах и др.

Туристская путевка (ваучер) оформляется при наличии не менее трех разных туристских услуг в туре и лишь после заключения договоров на предоставление всех услуг с их поставщиками.

Должны оформляться договоры и с перевозчиками, имеющими установленные в законодательном порядке документы, разрешающими занятие перевозочной деятельностью пассажиров.

Подготовленные туроператором правовые документы опираются на законодательные акты, другие общегосударственные и ведомственные нормативные документы, регламентирующие процессы и процедуры оказания туристических услуг в целом.

Размещение, временное проживание туристов и другие услуги регламентируют:

♦ главы «Аренда» (34), «Перевозки» (40), «Хранение» (47), "Страхование" (48), "Обязательства вследствие причиненного вреда "(59) и др. Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ);

♦Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» № 132-ФЗ от 24.11.1996 г.;

♦«Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации " утвержденные постановлением Правительства РФ № 490 от 25.04.1997 г •

♦ ГОСТ 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» и др.

В договоре туроператор должен отразить: собственные банковские реквизиты;

♦ достоверную информацию о потребительских свойствах
тур продукта (программа пребывания и маршрут путешествия,
даты и время начала и окончания путешествия и его продолжительность);

♦ порядок встречи и проводов туристов в начальном и
конечном пунктах маршрута, сопровождения их по маршруту и при экскурсионном обслуживании;

♦ собственные действия или действия туристов по страхованию как одного из элементов обеспечения их безопасности во время тура. В частности, если путешествие проходит по нескольким странам, то страховой полис должен быть переведен на языки всех стран пребывания на маршруте: не переведенный на язык страны временного пребывания, он не имеет юридической силы.

Практическая часть

Прочитать текст учебника, нормативные документы и заполнить

1ряд-. Договорные отношения с автоперевозчиками

2 ряд-Договорные отношения с железной дорогой

3 ряд Договорные отношения с авиаперевозчиками

На основании ст. ……..федерального закона его действие не распространяется на осуществление международных автомобильных перевозок-грузов и пассажиров: лицензирование данного вида деятельности устанавливается действующим законодательством и другими нормативными актами.

Автомобильный транспорт используется для перевозки участников тура:

а)

б)

в)

К месту проведения экскурсии и обратно, автомобильные транспортные средства туроператор арендует у транспортного предприятия или у индивидуальных предпринимателей.

Договором на обслуживание экскурсии предусматривается:

а)

б)

в)

Договор с транспортным предприятием или предпринимателем может быть …….. или ……… и заключается он с тем предприятием (предпринимателем), которое (-ый)имеет лицензии (и сертификаты) на перевозку пассажиров на территории переезда туристов к местам экскурсий, а водители имеют документальные подтверждения об их профессиональных качествах.

В договоре или приложениях к нему должны отражаться и требования туроператора к:

а)

б)

в)

В договоре перечисляются требования к микроклимату в салоне на основе положений стандартов и санитарно-гигиенических условий, в частности:

а)

б)

в)

От транспортного предприятия (предпринимателя) туроператор должен получить сведения:

а)

б)

в)

Если данный маршрут был ранее освоен предприятием (предпринимателем) или проводилась пробная обкатка маршрута без пассажиров, то оно (он) должно (должен)иметь:

а)

б)

в)

Контрольные вопросы

 1.Зачем необходимо заключать договор с туристами

2.В чем состоит специфика турпакета.

3.Перечислите нормативные документы.

Литература

  1. Емельянов В.А. Экскурсоведение. М. С спорт. 2012
  2. Осипова Е.В.Организация обслуживания туристов. М.Академия  2013
  3. Биржаков М.Б., Казаков Н.П.Безопасность в туризме. СПб, 2006
  4. www.hotelnews.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практическое занятие "Организация проведения ежедневной текущей уборки" по профессиональному модулю ПМ-03 "Организация обслуживания гостей в процессе проживания"

Представляю план проведения практического занятия по теме "Организация проведения ежедневной текущей уборки" профессинального модуля ПМ-03 "Организация обслуживания гостей в процессе поживания", прово...

Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.02 «Анимационные услуги»

Методические  рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по  специальности 43.02.11 Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организация обслужив...

Аннотация рабочей программы профессионального модуля 03 «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» специальности 43.02. 11 Гостиничный сервис

Аннотация рабочей программы профессионального модуля 03 «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» специальности 43.02. 11 Гостиничный сервис...

Комплект оценочных средств(КОС). Профессиональный модуль 03. Организация обслуживания гостей в процессе проживания. 3 курс, 5 семестр, специальность 43.02.11. "Гостиничный сервис"

Данный КОС разработан с применением стандартов и регламентов конкурсных заданий по компетенции "Администрирование отеля" движения "Моложые профессионалы. WorkdSkills Россия"За осно...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ПМ.03 Организация обслуживания гостей в процессе проживания

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой производственной практики для студентов специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис»....

ПРОГРАММА промежуточной аттестации обучающихся по профессиональному модулю ПМ 03. Организация обслуживания гостей в процессе проживания

Целью промежуточной аттестации по профессиональному модулю является определение соответствия результатов освоения студентами профессиональных и общих компетенциитребованиям федерального государственно...