«Формирование мотивации к занятиям спортом у школьников младшего и среднего возраста»
статья

Кротов Егор Викторович

В спорте под мотивацией принято понимать процесс, в результате которого оп­ределенная деятельность приобретает для воспитанника известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_motivatsii_k_zanyatiyam_sportom.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование мотивации к занятиям спортом

у школьников младшего и среднего возраста»

В спорте под мотивацией принято понимать процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для воспитанника известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности.

Среди занимающихся спортом в той или иной форме основными мотивами, являются: укрепления здоровья, получение удовольствия or занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание родителей.

В структуре мотивации к занятиям спортом важно учитывать и общественные, моральные мотивы и мотивы самоутверждения, самовыражения. Успешное формирование положительной мотивации к занятиям спортом возможны только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Пренебрежение одним из них, игнорирование того либо другого мотива одинаково приводит к негативным результатам (к мотивации избегания неудач).

Для достижения положительной мотивации к занятиям спортом должны учитываться следующие положения:

  • деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат;
  • этот результат должен оцениваться качественно и количественно:
  • требования к оцениваемой деятельности должны быть не слишком высокими, не слишком низкими;
  • для оценки результатов должна быть определенная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным, так что достижение этого уровня может вызвать гордость или, соответственно, разочарование;
  • деятельность должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим.

При исследовании возрастной динамики мотивации к занятиям спортом отмечено, что содержание и структура мотивации существенно изменяется но мере взросления ребенка. Поэтому для педагога существенное значение имеет изучение мотивации к занятиям спортом на разных возрастных этапах становления личности по следующим признакам: по срокам поставленных целей: по методам формирования и поддержания установки на достижение успеха; по видам возможных поощрений; по вилам совместных мероприятий для развития коллектива: но способам придания эхюциональности учебным занятиям: по особенностям присущих личности учителя физической культуры.

Мотивы занятий спортом условно делятся на общие и конкретные. К общим следует отнести желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще. В данном случае ребенку безразлично, чем заниматься конкретно. К конкретным мотивам можно отнести желание выполнять, какие либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим вольная борьба и т. п.

Мотивы посещения тренировок могут иметь различную основу (причинную обусловленность).

Мотивы, связанные с процессом деятельности это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы и т. д.).

Мотивы, связанные с результатом деятельности вызваны удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждения и ее социальных нужд.

Формирование мотивов связано с воздействием определенных внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы - это условия (ситуации), в которых оказывается субъект деятельности.

Внутренние факторы это желания, влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности.

Особую роль играют убеждения. Они характеризуют, мировоззрение школьника, придают его поступкам значимость и направленность. Личностные убеждения связаны с социальными побудителями активности человека.

Для того, чтобы понять как правильно осуществлять формирование стойкой мотивации у воспитанников к занятиям спортом, нам необходимо было выяснить отношение учеников к занятиям вольной борьбой, изучить мотивацию и определить кто и что, по мнению воспитанников, играет наиболее важную роль при формировании интереса к занятиям вольной борьбой.

Для решения этих задач нами проведено анкетирование. В исследовании приняло участие 38 человек в возрасте от 7 до 12 лет. Воспитанникам предлагалось ответить на вопросы (с предлагаемыми вариантами ответов), которые соответствуют их мнению. На первый вопрос предлагалось дать один вариант ответа, на последующие - не более трех.

В результате поведенного исследования было выявлено следующее:

На вопрос: каково ваше отношение к тренировкам по вольной борьбе? Подавляющее большинство опрошенных ответили, что им нравится занятия (соответственно, 96 %, 72 %. (>7 %).

На вопрос: «Почему Вы посещаете занятия по вольной борьбе?» большинство учеников 4-х классов выбрали следующие варианты ответов: удовлетворить свою потребность в движении (70 %); получить положительные эмоции (52 %); укрепить здоровье (47 %); проверить свои силы, испытать себя (42 %); пообщаться с одноклассниками в условиях соревнований, игр. эстафет (41 %).

На вопрос: «Кто и что на Ваш взгляд может повлиять на формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом?» большинство воспитанников ответили: родители (72 %); друзья в школе и вне ее (57 %); спортивные мероприятия, проводимые в школе и вне ее (63 %)

При изучении мотивов у воспитанников разного возраста было определено, что для становящейся личности младшего школьника характерна потребность в двигательной, эмоциональной активности, в самовыражении и общении. Поэтому удовлетворяя данные потребности младшего школьника, педагог, тем самым, формирует положительную, устойчивую мотивацию к занятиям спортом.

Основным средством формирования положительной мотивации к занятиям спортом является игра.

Основные методы, используемые при формировании мотивации к занятиям спортом, являются: похвала или порицание; соревнование с другими: проблемность и загадочность, стоящая перед младшим школьником; привлекательность; влияние успеха и неудачи; влияние общественного внимания (т. е. занятия спортом важны); наличие перспективы, конкретной цели.

Главные мотивационные линии подросткового периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься спортом. Формируется система личностных ценностей, которые определяют содержание спортивной деятельности подростка. Резервами формирования мотивации к занятиям спортом являются:

  • «потребность во взрослости»;
  • общая активность подростка, его готовность включаться в спортивную деятельность со взрослыми и сверстниками;
  • стремление подростка к самостоятельности;
  • увеличение интереса, проявляющегося в избирательности заниматься спортом:
  • возрастание определенности и устойчивости интереса к занятиям спортом;

Что же касается угасания мотивации к занятиям спортом, то это бывает в тех случаях, когда мотивы младшего школьника удовлетворены, а на смену им не сложились более зрелые мотивационные установки. Поэтому большое значение имеет уровень сформированности мотивов подростка к готовности в дальнейшем заниматься спортом.

Итак, обобщая изложенное, можно констатировать. что структурные и содержательные изменения в мотивации к занятиям спортом заключаются в следующем:

  • По мере развития личности ребенка появляются новые психологические образования, которые усложняют процесс мотивации, расширяя состав образующих мотивов; это приводит к более обоснованному намерению заниматься спортом.
  • В разные возрастные периоды ведущую роль в объяснении основания занятий спортом играют различные мотивы.
  • Укрепление мотивации к занятиям спортом происходить в результате соотнесения человеком своих потребностей с возможностями и особенностями выполняемой деятельности.
  • Основными методами формирования положительной мотивации к занятиям спортом являются поощрение и соревнование (с учетом возможностей учащихся).
  • Основными условиями формирования положительной мотивации к занятиям спортом являются организация учебно-воспитательного процесса с учетом педагогических требований (принципы, закономерности, возрастные особенности и т.д.).
  • Продолжительные наблюдения за учащимися на тренировках дают основание полагать, что ведущим мотивом в занятиях все больше становится интеллектуальным интерес, который в большей мере развивается под воздействием теоретических знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие скоростно-силовых качеств в многофункциональных тренировках у детей младшего и среднего школьного возраста.

ВведениеВ школьном возрасте можно заниматься любым видом спорта, но этот возраст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать силу, в том числе скоростно-силовые способности. Почему именно си...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях»

Формирование  коммуникативных  умений  младших  школьников  —  чрезвычайно  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности...

"Девиантное поведение детей дошкольников и школьников младшего возраста».

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные ...

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования...

«Методика обучения плавательным упражнениям школьников (младшего, среднего, старшего) возраста»

Характеристика вида спорта плавание. Плавание - как физическое действие обеспечивает умение человека держаться на поверхности воды и передвигаться в нужном направлении, без посторонней помощи. Плавани...

мотивация для занятий спортом

Формирование осознанной мотивации к занятиям физической культурой у студентов колледжа Отсутствие осознанного восприятия спорта  ведет к ограниченности формирования личности, так как физичес...

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста

   Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Сущ...