Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста
методическая разработка

     Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

     Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

  • певческую установку;
  • певческое дыхание и опору звука;
  • высокую вокальную позицию;
  • точное интонирование;
  • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
  • использование различных видов звуковедения;
  • дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2024.docx362.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

дополнительного образования «Детская музыкальная  школа» п.г.т. Благоево

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста

(Методическая разработка)

Вакуленко Н.А.

Преподаватель

2024г.

пгт. Благоево

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста

     Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В. А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения».

     Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

     Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

  • певческую установку;
  • певческое дыхание и опору звука;
  • высокую вокальную позицию;
  • точное интонирование;
  • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
  • использование различных видов звуковедения;
  • дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

     Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

     На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

     Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки. Являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей. Сформулированные М. И. Глинкой требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.

     «Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:

Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.

Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.

  • Работать надо постепенно, без торопливости.
  • Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.
  • Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).
  • Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.
  • Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
  • Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

    Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Ведь, как мне кажется, основная задача преподавателя вокала научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Наши ученики далеко не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык правильного использования голосового аппарата поможет им не только в профессиональной деятельности, связанной с большой голосовой нагрузкой, но и в общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной.

     Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Влияние певческой нагрузки на здоровье детей.

     Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса (особенно в мутационный период) способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагируют также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная системы, отвечающие на пение изменением пульса, артериального давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования врачей-отоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением в европейской академической смешанно-прикрытой манере. Нельзя также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой.

     Таким образом, можно сделать вывод, что определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка. Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу, что основная форма охраны голоса – это правильное певческое воспитание.

Вокальная работа с младшими школьниками

     В работе с маленькими необходимо помнить о специфике восприятия ими окружающего мира, об образности мышления, о повышенной подражательной способности. Осознанное отношение к приобретению певческих навыков у детей данной возрастной группы затруднено вследствие недостаточной развитости у них коры головного мозга. Интерес – важнейший стимул при обучении, а игра – лучший прием для его поддержания. В занятиях с дошкольниками и младшими школьниками игровой момент является основным. Игра – важнейший вид деятельности ребенка, способ его существования и познания им мира.

Детская психика неустойчива: ребенок быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому, быстро утомляется, не может долго сохранять внимание на одном предмете или виде деятельности, не умеет еще контролировать свое поведение. Поэтому занятия не должны быть излишне продолжительными и утомительными. Для малышей индивидуальный урок постановки голоса практически ограничивается 20-25 минутами.

Для голосов детей этого возраста характерно преимущественно фальцетное голосообразование, так как вокальная мышца еще не сформировалась (это произойдет к 11-12 годам). Но нельзя исключать и встречающееся природное грудное и микстовое звучание. Размер гортани детей этой возрастной группы в 2-2,5 раза меньше и положение гортани выше, чем у взрослого человека. Хрящи гортани гибкие, мягкие, поэтому детская гортань эластична и весьма подвижна. Голосовые связки короткие, узкие и тонкие. Дыхательная мускулатура развита слабо, объем легких невелик, характерен ключичный тип дыхания. Звуковысотный диапазон в основном не превышает пределов первой октавы (5-6 лет: ре-ля; 7-8 лет: до, ре-си, до), динамический диапазон также невелик (до mf), фонационный выдох короткий, тембр небогат красками, но это компенсируется звонкостью и полетностью, поскольку для детей характерно высокое голосовое звучание голоса.

К 9-10 годам голосовой аппарат развивается и крепнет, формируется микстовое звучание, расширяется динамический и звуковысотный диапазоны, удлиняется фонационный выдох, обогащается тембр, начинается разделение высокие и низкие голоса (высокие голоса: девочки- сопрано, мальчики- дисканты; низкие голоса- альты). Диапазоны высоких голосов примерно до-ре, ми, низких (ля), си-до. Достаточно четко проявляется грудной, смешанный (микст) и головной регистры. Своего расцвета детские голоса достигают, в основном, в период с 9 лет и до мутации.

На первых занятиях в вокальном классе следует познакомиться с ребенком и его голосом. Начать лучше всего с беседы – это поможет сразу выявить возможные дефекты речи. К наиболее часто встречающимся недостаткам относятся: дефектные согласные, нечеткие гласные, крикливость, открытое звучание, глубокий звук, зажатие нижней челюсти, заикание (которое в пении не проявляется), короткое и шумное дыхание с поднятием плеч и др. Если ребенок не может чисто спеть звук, взятый на инструменте (например, на фортепиано), то это не значит что у него нет музыкального слуха. Возможно, ему не знаком тембр данного инструмента. Если спеть этот звук голосом, то ученик, скорее всего, повторит его. Неточное интонирование может быть вызвано вялостью дыхательной установки, неразвитостью музыкального слуха или отсутствием координации между слухом и голосом.

Необходимо обратить внимание на то, как ребенок дышит во время пения. Для маленьких детей характерен ключичный тип дыхания, поэтому на первых занятиях достаточно попросить детей не поднимать плечи во время вдоха и стараться производить его бесшумно. Вместе с первыми дыхательными упражнениями надо научить детей правильно стоять и сидеть во время пения: корпус и голову держать свободно и прямо, руки опустить или положить на колени, если дети сидят. Можно рекомендовать следующие дыхательные упражнения:

1) на 2/4 раз – шаг и вдох, два – шаг и вдох и т. д.

2) подъем на носки – вдох, опуститься на всю ступню – выдох.

На первых занятиях на простейших попевках и маленьких вокальных упражнениях еще раз следует прослушать каждого учащегося, выяснить, какие у него есть недостатки. При излишней крикливости попросить петь спокойно, тянуть звук, предложить попевки и произведения спокойного характера, требующие мягкости, нежности при исполнении, нюанс может быть p, mp, тесситура невысокая. При вялой атаке помогут упражнения на стаккато, полезны произведения энергичного, например, маршеобразного характера, нюанс – mf. Гласные надо выравнивать все. У детей часто лучше озвучивается гласная и, т. к. у них сравнительно высокое положение гортани, но бывают и исключения. Поэтому здесь особенно важен принцип индивидуального подхода. У некоторых учеников гласная А может быть излишне открытой, в этом случае следует использовать темные О, У.

     Вокальные упражнения направлены на настройку голоса, на приведение в начале занятий голосового аппарата в рабочее состояние и вокально-техническое развитие голоса, помогающее преодолевать вокальные трудности в произведениях.

1. Самая первая наша распевка – это песенка-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.

2. Упражнение помогающее усвоить широкое интонирование большой секунды и твёрдое, уверенное пение тоники. Можно провести параллель в звучании больших, средних колоколов и совсем маленьких колокольчиков. При переходе во вторую октаву дети показывают рукой движение, имитирующее встряхивание маленького колокольчика. Такое лёгкое мышечное движение передаётся на связки, и звучание голосов становится лёгким и более интонационно точным.

3. Одно из любимейших упражнений моих детей. Перед его исполнением я прошу их представить, что на ладошке у них сидит маленький зайчик (интересно бывает спросить, а какой именно зайчик у каждого – тут и серые с зелёными глазками, и рыжие с голубыми!). Во время исполнения четверти на слог «по» мы показываем, как гладим его, а на последующие восьмые делаем лёгкие движения руками, изображая, как зайчик убегает. Так легко, в игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato.

4. Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и, впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи.

5. Следующее упражнение состоит из 5 звуков. Таким образом, в каждом упражнении мы прибавляем по одному звуку. Когда впервые обращаешь на это внимание детей, они обычно принимают такую закономерность с восторгом. И, впоследствии, любят подсказывать, сколько звуков в том или ином упражнении.

6. Завершаем стандартную распевку упражнением, где сочетается необходимость правильного интонтрования и чёткость исполнения штрихов.

Этот комплекс распевок является обязательным для каждого урока. Повторюсь, что упражнения всегда следуют в этом порядке и начинаются в заданных тональностях. Но для формирования других навыков, или с целью разнообразить процесс распевки, после него могут использоваться следующие упражнения.

10. Хочу обратить внимание, что, несмотря на очевидную пользу этого упражнения, его мелодичность и любовь детей, в последние годы я всё реже могу использовать его в групповой работе. К сожалению, всё больше детей воспитывается без мам, поэтому перед тем как приступить к его разучиванию, необходимо выяснить, всё ли благополучно в семьях обучающихся. Обычно это упражнение исполняется с распевом в двух последних тактах слова «мама». Но в своей практике я его не использую, так как, как правило, поступенное движение вниз с распевом в младшем возрасте приводит к детонации.

     В возрасте 10 лет дети переходят к другим упражнениям. Можно проследить преемственность в мелодических оборотах, но поются они, в основном, на классические для вокального исполнительства слоги, что повышает в глазах ребёнка важность и значимость данного этапа урока, помогает ощутить ему свою «взрослость».

1. Упражнение в движении вверх мы поём активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato.

2. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания – всего три ноты, но насколько насыщенным можно сделать пение этого упражнения, если обращать внимание на все детали! Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.

3. Вариант предыдущего упражнения.

4. Отдельное точное звучание каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр целесообразно петь это упражнение на слова «лес весной». А можно предложить (не часто, в виде исключения, для преодоления рутинности распевочного процесса) спеть слово «пылесос» - и полезно для формирования гласной «ы», и вызывает у детей улыбку и радость, а разве не для этого, по большому счёту, мы учим их петь!

5. Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

6. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.

7. Усложнённый вариант предыдущего упражнения.

8. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

9. Усложнённый вариант предыдущего упражнения, требующий более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.

10.Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.

Данной распевкой заканчивается комплекс обязательных упражнений. Следующие упражнения используются для детей с более высокими учебными возможностями.

11. В распевах в 5 и 6 тактах нужно заострить внимание на исполнение второго звука. Я обычно прошу несколько замедлить их и почувствовать насколько широко и свободно, без «заваливания» звучат секунды.

12. Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.

13. Акцент на верхней ноте и staccato.

 14. Высокая позиция звука, активность артикуляции.

14. Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, я использую визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так:

ЛЯ-ли → ЛЕ-ли ← ЛЁ-ли.

В заключении следует отметить, что только те упражнения будут полезны детям, целесообразность которых понятна преподавателю. Вокальных упражнений множество, но для работы мы должны отбирать только те, которые по нашему мнению наиболее отвечают потребностям именно наших учеников. Если понравившееся упражнение не получается у самого преподавателя или если ему не понятно, какие навыки оно формирует, лучше вовсе отказаться от него, как бы оно не нравилось. Приведу пример из личной практики. Многие мои коллеги используют следующее вокальное упражнение:

Я же, при исполнении его, особенно в быстром темпе, чувствовала, что верхняя нота получается плоской, с «завалом» на гортань. Но, как только я его спела на двух соседних нотах, оно превратилось в прекрасное упражнение, не только формирующим дикционные навыки, но и позволяющим успеть без особых усилий приподнять нёбо и поставить верхнюю ноту в высокую позицию.

Таким образом, можно сделать вывод, что выработка вокально-хоровых навыков достигается с помощью упражнений, которые даются в определенной последовательности, по линии постепенного усложнения заданий.

Хоровое пение требует овладения целым комплексом художественно-технических приемов. Правильный подбор упражнений помогает выработать каждый певческий навык в отдельности, а также закрепить комплекс навыков в их совокупности. Упражнения нельзя сводить лишь к работе над отдельными навыками, так как при этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними.

Как мы уже выяснили, навык – это есть умение, доведенное до значительной степени автоматизации путем длительной и регулярной тренировки. Такая тренировка в основе своей должна опираться на сознательное отношение к образованию и укреплению навыка, когда в этом процессе отбрасываются ненужные и лишние движения и отбираются, культивируются только необходимые и целесообразные; продолжительное и систематическое совершенствование приводит навык в его наиболее законченном виде к автоматизации. Достижение такого уровня, пусть даже относительного, очень важно: оно постепенно освобождает певца от скованности и хаотичности, позволяя осуществлять задачи более творческого порядка.

Вокально-хоровые навыки являются средством передачи образа, содержания произведения. Чем лучше учащиеся владеют этими навыками, тем выразительнее может быть исполнение.

Необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение, то есть целенаправленная повторность с целью совершенствования этих навыков. В процессе такой повторности происходит усовершенствование способов выполнения задания, его закрепление, уточнение. Весь процесс выработки вокально-хоровых навыков представляет тонкий отбор наиболее целесообразных для каждого определенного случая приемов исполнения.

При этом целенаправленный, постепенно усложняющийся музыкальный материал упражнений будет способствовать закреплению определенных навыков.

Специальные упражнения и попевки подбираются соответственно уровню певческого развития учащихся и усложняются постепенно в процессе обучения.

Упражнения могут быть самыми различными и преследовать многообразные цели: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, настраивать позиционно высоко, вырабатывать кантилену, ровность голоса, его подвижность, гибкость, чистоту интонации, развивать гармонический слух, четкость дикции, единую манеру звукообразования и т.п., словом, должны помогать певцам овладеть техническими приемами выразительного исполнения. Есть упражнения, которые носят комплексный характер то есть развивают различные навыки одновременно.

В то же время нельзя учить сразу всему, не закрепляя отдельных элементов голосообразования. Поэтому необходим специальный подбор постепенно усложняющегося музыкального материала упражнений, что создает благоприятные условия для овладения каким-либо одним определенным навыком на каждом этапе обучения. Так, предлагая упражнения на кантилену, следует упростить другие элементы музыкальной выразительности: ритм, мелодический рисунок, темп, тесситуру. Выработка вокально-хоровых навыков в процессе упражнений основывается на следующих методических принципах:

1) поддержание у детей интереса, активности и эмоционального тонуса в процессе упражнений, что достигается разнообразием как самих упражнений, так и методических приемов.

2) развития слуха учащихся (воспитание слухового контроля, умения оценить правильность выполнения каждого вокально-технического задания);

3) пение упражнений без сопровождения, что способствует успешному воспитанию вокального слуха учащихся и выработки чистоты интонации; использование гармонической поддержки (особенно в начале обучения);

4) связь вокальных упражнений с музыкальной грамотой, что достигается разучиванием и пением этих упражнений по нотам. Рекомендуется выписывать упражнения в тональности с наименьшим количеством знаков альтерации и удобной в вокальном отношении, а затем давать его секвентно (вверх по полутонам) в нескольких тональностях;

5) личный показ и объяснения педагога в процессе упражнений, демонстрация фотографий и плакатов, отражающих правильные и неправильные приемы голосообразования, с соответствующими пояснениями;

6) сознательное овладение навыками, то есть понимание детьми правил и способов выполнения упражнений;

7) сочетание в процессе вокально-хоровых упражнений коллективного пения с индивидуальным опросом отдельных учеников.

На занятиях хора необходимо использовать вокальные упражнения двух видов:

- специальные упражнения, не связанные с музыкальным материалом разучиваемого репертуара;

- упражнения, построенные на разучиваемом репертуаре (последние не вошли в настоящую брошюру, так как это зависит от репертуара каждого хорового коллектива). Этот вид упражнений представляет отдельные фразы из песен, заключающие в себе отдельные трудности. Отрывки из песен выделяются для специальной работы и поются на слоги, на отдельные гласные, а также различными другими приемами, используемыми в зависимости от трудности той или иной фразы (высокая тесситура, трудный текст и так далее).

При отборе музыкального материала для специальных упражнений, не связанных с репертуаром, необходимо учитывать следующее:

- основным музыкальным материалом считается художественный песенный репертуар;

- целесообразно и полезно использовать в качестве упражнений гаммы, отрезки звукоряда и трезвучия, как материал обычно менее сложный, дающий возможность рельефно выделить определенную техническую задачу;

- в качестве упражнений используются подобранные в определенной системе попевки, которые предлагается петь в нескольких тональностях (секвентно по полутонам вверх).

Вокальные упражнения направлены на настройку голоса, на приведение в начале занятий голосового аппарата в рабочее состояние и вокально-техническое развитие голоса, помогающее преодолевать вокальные трудности в произведениях. Начинать лучше с упражнений, основанных на тонических трезвучиях и звукорядах в нисходящем движении. Практика показывает, что дети лучше поют устойчивые ступени и именно сверху вниз, поскольку верхний звук, обладающий более высокими частотами, физиологически вызывает большее раздражение в слуховой области центральной нервной системы, что содействует лучшей координации слуха с голосом и вырабатывает высокую позицию певческого звука.

Дальнейшее усложнение материала зависит от степени усвоения предыдущего и уровня подготовки детей. Если дети учатся в школе с музыкальным уклоном и проходят такие предметы как сольфеджио и обучение игре на каком-либо инструменте, то развиваться они будут скорее, чем дети, не имеющие музыкальной подготовки.

Главное – чтобы ребенок пел естественно, красиво и с удовольствием, выявляя свою вокальную индивидуальность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Богданова Т.С. Хороведение. – М.: 1998. – С.41.

2. Дмитриевский Г.А. Хороведение и управление хором. – М.: 1957. – С.3.

3. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – М.: 1969. – С.2.

4. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. – М.: Музыка, 1972. – С.5, 8.

5. Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М.: 1939. – С.3.

6. Краснощеков В. Вопросы хороведения. - М.: Музыка, 1969. – С.136.

7. Нижникова А.Б. Вокальная работа с детьми. – М.: Учебно-методическое пособие, 2006. – С.13.

8. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. – М.: Академия, 2003. – С.192.

9. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Академия, 2003. – С.39.

10. Пигров К. Руководство хором / Под ред. К. Птицы.-М.: Музыка, 1964. – С.219.

11. Работа в хоре / Под ред. Д.Л. Локшина. – М.: ВЦСПС Профиздат, 1964. – С.156.

12. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2000. – С.196.

13. Соколов В.Г. Работа с хором. – М.: 1983. С.5.

14. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.: Владос, 2002. – С.41.

15. Стулова Г.П. Хоровой класс. – М.: Просвещение, 1988. – С.120.

16. Чесноков П.Г. Хор и управление им. – М.: Музгиз, 1960. – С.17.

Размещено на Allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста"

Конспект урока МДК 02.05. Теория и методика музыкального развития детей с практикумом...

Голос и вокально-певческие навыки детей 5-6-7 лет.

Методический материал для работы с детьми 5-6-7 лет....

Педагогическая технология развития вокально-певческих навыков у дошкольников

В статье представлена технология по развитию у дошкольников вокально-певческих навыков. Идея данной работы - интеграция деятельности воспитателя и музыкального руководителя....

Формирование самообразовательной компетенции учащихся младшего школьного возраста при изучении английского языка в рамках знакомства с аутентичными сказками Англии посредством организации сетевого взаимодействия

В данном образовательном проекте рассматривается возможность организации сетевого взаимодействия, которое необходимо для индивидуальной поддержки учащихся младшего школьного возраста в зоне их ближайш...

«Формирование мотивации к занятиям спортом у школьников младшего и среднего возраста»

В спорте под мотивацией принято понимать процесс, в результате которого оп­ределенная деятельность приобретает для воспитанника известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней ...

Формирование лексического навыка у младших школьников на уроках английского языка посредством использования упражнений

Рассматривается проблема формирования лексического навыка обучающихся на начальном этапе изучения английского языка, что является одним из важнейших аспектов языковой компетенции, а также необходимым ...