Игровое занятие для младших школьников "У воспитанных ребят все дела идут на лад»
план-конспект занятия

Данное тренинговое занятие организовано в рамках проекта по подготовек и сопровождению замещающих семей "Берег надежды" при поддержке благотворительного фонда "Ключ". 

Цели: воспитание нравственных качеств и этического сознания у детей младшего школьного возраста; обучение моделированию взаимоотношений с помощью игровых форм деятельности.

Задачи:

  1. Формировать мотивацию школьников на нравственные поступки и действия.
  2. Развивать чувства добра, эмпатии, дружелюбия.
  3. Воспитывать навыки культурного поведения.
  4. Отработать навыки конструктивного взаимодействия.

Сегодня мы с вами, ребята, попробуем стать волшебниками. А что делают волшебники. (волшебники – помогают героям, совершают добрые поступки.) Получается, что добро – это практически синоним волшебства. А значит, и мы с вами можем быть волшебниками, если будем развивать в себе хорошие качества и совершать добрые поступки. Народная мудрость гласит: «Доброта – это солнце».  Пусть оно  коснётся всех вас своими лучами и поможет всем нам быть добрее и творить волшебство в нашем сложном мире. А помогут нам в этом различные игры и упражнения, которые вы будете выполнять на этом занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx127.06 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«У ВОСПИТАННЫХ РЕБЯТ

 ВСЕ ДЕЛА ИДУТ НА ЛАД»

C:\Users\Oksana\Desktop\добро.jpg

        

Цели: воспитание нравственных качеств и этического сознания; обучение моделированию взаимоотношений с помощью игровых форм деятельности.

        

Задачи:

  1. Формировать мотивацию школьников на нравственные поступки и действия.
  2. Развивать чувства добра, эмпатии, дружелюбия.
  3. Воспитывать навыки культурного поведения.
  4. Отработать навыки конструктивного взаимодействия.

Содержание игрового занятия

Введение в тему.

Ведущий: Сегодня мы с вами попробуем стать волшебниками. А что делают волшебники.

(волшебники – помогают героям, совершают добрые поступки.)

Ведущий: Получается, что добро – это практически синоним волшебства. А значит, и мы с вами можем быть волшебниками, если будем развивать в себе хорошие качества и совершать добрые поступки. Народная мудрость гласит: «Доброта – это солнце». Как вы понимаете это выражение?

Терапевтическая сказка «Звёздная страна».


В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки, жили и средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки точь в точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.
Но однажды пролетал над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич и закипела в нем зависть. Как же так, думает: любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо.
И задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что, мол, в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше.
“А что же нужно для этого сделать?” – поинтересовались звездочки.
“Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены”, – учил со знанием дела Пакость Пакостьевич.
Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.
– Эй, ты, – крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. – Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля, какая... Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи... ха-ха-ха...
Кто-то подхватил, кто-то промолчал... Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
– Эй, громадина, – крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась... Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха-ха...
Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.
– Ой, не могу... Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.
От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью. И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну.
Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люська. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. “Что же делать?” – думала Люська. “Может быть подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас, немедленно, иначе может быть поздно. И она на свой страх и риск начала действовать...
Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.
– Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.
И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.
– Ура! Получилось. Добрые слова помогают, – ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.
– Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.
Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.
– Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.
И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за одной как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде.
А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды.

– А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?

Вопросы для обсуждения:

  • Итак, вы прослушали удивительную историю. О чём она?
  • Чему учит эта сказка? Пригодится ли она в жизни?

Основная часть

Ведущий: Мы  вернулись с вами на нашу планету Земля, на которой существует, к сожалению, и добро, и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Сегодня мы поговорим о добре и зле.

Ведущий: А что такое добро? (Ответы детей).

С какими словами ассоциируются слова добро и зло? «Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь».  «Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм».

Ведущий: Есть такое выражение – добрый человек. Как вы его понимаете?

 (Ответы детей)  

Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов прийти им на помощь в трудную минуту. Добрый человек бережет природу. Добрый – это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.  Быть добрым – значит, проявлять заботу обо всем, что есть на земле: в отношениях с людьми, животными, природой.  Быть добрым – значит, заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом.

ПОКАЗ ПРИТЧИ  «Юноша и морские звезды»

Ведущий: Как-то раз на рассвете один старик шел по берегу моря. Вдали он заметил молодого человека, подбиравшего на песке морских звезд и бросавшего их в воду. Поравнявшись, наконец, с юношей, старик спросил его, зачем он это делает. Юноша ответил, что выброшенные на берег морские звезды умрут, если их оставить под лучами солнца. «Но ведь побережье тянется на многие мили, и морских звезд миллионы, – возразил старик. – Что толку в твоих усилиях?». Юноша взглянул на морскую звезду, которую он держал в руке, бросил ее в море и произнес: «Толк есть – для этой звезды и тех, кого я уже бросил». Как бы вы поступили на месте юноши? (Ответы учащихся). Подумайте, когда надо спешить делать добро? (Ответы учащихся).

Ведущий: Ребята, а какие еще добрые поступки вы можете совершить или уже совершали? Здесь нам поможет игра.

ИГРА «ЗАМОРОЧКИ ИЗ МЕШОЧКА»

Ведущий: Сейчас из мешочка добровольцы будут доставать задания, а мы все вместе будем думать, что нужно предпринять в этой ситуации, какой добрый поступок совершить. Какие добрые слова сказать.

1. СИТУАЦИИ:

- Воскресенье. По телевизору должна идти передача «В гостях у сказки», но тебя просят срочно сходить в магазин. Что ты предпримешь? (Ответы учащихся).

- Мальчик в столовой во время полдника выбрал себе самое большое яблоко и положил рядом со своей тарелкой. Что о мальчике можно сказать? (Ответы учащихся).

- У кассы в магазине плакала девочка, потерявшая деньги. Ваши действия. (Ответы учащихся).

- В гостях Кате не понравилось блюдо. Она сказала: «Какая гадость! Ешьте сами!»

- Бабушка нездорова. У нее болит голова. Дети смотрят мультфильм, громко смеются, поют вместе с героем мультфильма.

 -Юра хотел пошутить и подставил ножку Лене. Лена упала. Как Юра может загладить свою вину.

- Приведите примеры своих добрых поступков.

2. ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА

Русская сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми.

Украинская сказка «Рукавичка» – дружить, не ссориться.

Русские сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, бороться со злом.

Русские сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», – наказ слушаться родителей, старших.

Русская сказка «Бобовое зернышко» – поощряется забота о близком.

Сказка народов севера «Айога» учит трудолюбию.

Ненецкая сказка «Кукушка» учит трудолюбию, заботе о старших.

3. КОНКУРС «ПЯТЬ ОРЕШКОВ»

Предложить детям назвать хорошие качества человека. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков.

Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.

4.ШАРИК С ПОЖЕЛАНИЯМИ

Ведущий: Дарить пожелания и комплименты друг другу – это тоже добрые поступки.

Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.

Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

5. ПРАВИЛА ДОБРОТЫ

Ведущий: Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. Записать на флипчарте.

 1) Помогать людям.

2) Защищать слабого.

3) Делиться последним с другом.

4) Не завидовать.

5) Прощать ошибки другим.

ПОМНИ:

• Попробуй не наступить, а уступить.

• Не захватить, а отдать.

• Не кулак показать, а протянуть ладонь.

 • Не спрятать, а поделиться.

• Не кричать, а выслушать.

• Не разорвать, а склеить.

ИГРА «МОЯ НОША»

2 портфеля, 2 мяча (один тяжелый, набивной, другой легкий, воздушный).

Ведущий: Представим себе, что тяжелый мяч – это плохие дела и поступки, плохие слова. Попробуйте передать его друг другу: очень тяжело. Давайте положим этот мяч в портфель и попробуем его унести. Тяжело. Вот так ребята и с поступками плохими? Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует, он может заболеть и даже умереть. Ему тяжело нести этот груз.

Ведущий:  А теперь попробуйте передать другой мяч, он легко передается. С ним приятно даже играть и нести его в портфеле тоже очень легко.

Ведущий:  А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему?

(Ответы учащихся).

Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым. (Выслушать ответы ребят)

ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «Друг без друга нам нельзя»

Педагог ставит несколько препятствий на пути у детей. Дети, повернувшись лицом друг к другу, соприкасаются ладошками и преодолевают препятствия (перешагивают через кубики, пролезают под гимнастическую палку и т.д.). Педагог: «Молодцы! Я вижу, что ничто не может вас разлучить».

ИГРА «ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ»

Педагог с мячом стоит перед детьми, стоящими в ряд. Каждому бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда педагог произносит только хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность и др.). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если ребенок случайно поймал «плохое» качество (жадность, злость), лон делает шаг назад. Побеждает то, кто первым дойдет до педагога.

Заключительная часть

ИГРА «ПЕРЕДАЙ ДОБРО ПО КРУГУ»

Ведущий: Ребята, давайте изготовим Смайлики доброты. Перед вами лежат простые кружки, постарайтесь раскрасить их так, чтобы в них отразилась ваша доброта, можете написать, что для вас добро.

Ведущий: Итак, берем в руку Смайлик доброты, становимся в круг в центре и передаем «доброту по кругу». Улыбнитесь, получая каждый Смайлик. Вам сделали добро?! Улыбнитесь! Вы стали звеном цепочки доброты! По сигналу «СТОП» цепочка останавливается, и каждый из вас становится добрее. Продлите цепочку доброты! Поделитесь добротой со своими близкими, друзьями. Сделайте добро другому и передайте ему эту карточку!

РЕФЛЕКСИЯ

Ведущий: У каждого из вас есть картинки с изображением радуги. 

- Вспомните все качества, которые должны присутствовать у воспитанного человека. Заполните каждую цветную полоску радуги тем качеством, которое, по вашему мнению, есть у вас.

Ведущий: Ребята, будьте волшебниками - не забывайте про волшебные слова и добрые поступки. Посмотрите ещё раз на символ нашего занятия – Волшебное солнце. Пусть оно ещё раз коснётся всех вас своими лучами и поможет всем нам быть добрее и творить волшебство в нашем сложном мире.

Ведущий: Я хочу угостить всех вас спелым, вкусным, сочным яблоком. Этот фрукт считается символом и раздора, и мира. Вкусив это яблоко, я желаю вам,  всегда быть добрым, честным, миролюбивым, чтобы вы не проходили мимо зла, не оставались равнодушными к несправедливости, жестокости. Как говорил нам Кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»

«Яблоко мира», каждый участник и гость угощается замечательным «спелым» символом мира.

ЧАЕПИТИЕ

Приложение СИТУАЦИИ:

Воскресенье. По телевизору должна идти передача «В гостях у сказки», но тебя просят срочно сходить в магазин. Что ты предпримешь?

Мальчик в столовой во время полдника выбрал себе самое большое яблоко и положил рядом со своей тарелкой. Что о мальчике можно сказать?

У кассы в магазине плакала девочка, потерявшая деньги. Ваши действия.

В гостях Кате не понравилось блюдо. Она сказала: «Какая гадость! Ешьте сами!»

Бабушка нездорова. У нее болит голова. Дети смотрят мультфильм, громко смеются, поют вместе с героем мультфильма.

Юра хотел пошутить и подставил ножку Лене. Лена упала. Как Юра может загладить свою вину.

Приведите примеры своих добрых поступков.

Приложение Чему учит сказка

Русская сказка «Репка»

Украинская сказка «Рукавичка»

Русские сказки «Теремок», «Зимовье зверей»

Русские сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и

братец Иванушка»

Русская сказка «Бобовое зернышко»

Сказка народов севера «Айога»

Ненецкая сказка «Кукушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия для детей раннего возраста «В гостях у белочки»

· Психологические особенности детей данного возраста: ситуативность поведения (для них важно то, что происходит именно в данную минуту), предметный фетишизм (потрогать, повертеть, полизать и...

Игровое занятие по теме "Овощи" в младшей группе

Занятие в форме игры знакомит детей с овощами.  Развивает  активный словарь детей по теме «Овощи" .Учит детей различать и называть цвета (красный, зелеиксы.ный), понятия «од...

Конспект занятия "Этикет телефонного звонка". Конспект игрового занятия " Прогулка по саду"

Представлен конспект занятия по этикету,которое учит воспитанников культурно общаться по телефону....

Индивидуальная программа саморазвития воспитателя детского сада. "Игровые технологии для младшего дошкольного возраста"

Учитывая результаты самоанализа своей деятельности, целесообразно будет выбрать тему для повышения своей профессиональной самоподготовки (с 2017 г.- по 2021 г.): «Игровые технологии ...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4г. ) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.) Занятие в младшей группе №2

ПРОГРАММА  ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ЗАНЯТИЙС  ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА(3-4г. )  «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»(Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И....

Игровые технологии в содержании процесса воспитания младших школьников средствами музыки

В статье рассматриваются аспекты  процесса воспитания младших школьников средствами музыки  с включением игрового компонента...