Тренинг для подростков «Жизненное кредо достойного человека»
план-конспект занятия

Цель: Закрепить в сознании обучающихся обобщающую характеристику достойного человека; развить стремление к дальнейшему формированию высоких моральных качеств, а так же уважение этих качеств в самом себе.

Задачи:

1) Помочь учащимся организовать осмысление жизненного  опыта.

 2) Вывести учащихся  на уровень осмысления своей  реальной жизни так, чтобы дети могли оценить с позиций ценностей свой последующий жизненный опыт.

Люди издавна придумывали для себя правила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести. К сожалению, сейчас об этом стали забывать. Другие ценности появились в нашем новом обществе. Сегодня мы попытаемся определить, что же нужно, чтобы каждый из вас стал Человеком, Личностью. В ходе нашей встречи мы попробуем вместе с вами создать формулу успеха, определить слагаемые этой формулы. Достойных и жороших качеств, присущих человеку, достаточно много. Но моя задача,  чтобы у каждого из вас, ребята, были эти качества, чтобы каждый из вас их в себе взращивал, растил, проявлял изо дня в день, дарил своим близким. В этом нам помогут упражнения и различные задания, которые вам предстоит выполнить в ходе этого тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для подростков

«Жизненное кредо достойного человека»

Цель: Закрепить в сознании обучающихся обобщающую характеристику достойного человека; развить стремление к дальнейшему формированию высоких моральных качеств, а так же уважение этих качеств в самом себе.

Задачи:

1) Помочь учащимся организовать осмысление жизненного  опыта.

 2) Вывести учащихся  на уровень осмысления своей  реальной жизни так, чтобы дети могли оценить с позиций ценностей свой последующий жизненный опыт.

Ход мероприятия.

Ведущий: Уважаемые ребята. Сегодня на нашей дискуссии мы поговорим о достоинстве и достойных людях. 

Люди издавна придумывали для себя правила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести. К сожалению, сейчас об этом стали забывать. Другие ценности появились в нашем новом обществе. Сегодня мы попытаемся определить, что же нужно, чтобы каждый из вас стал Человеком, Личностью. В ходе нашей встречи мы попробуем вместе с вами создать формулу успеха, определить слагаемые этой формулы.

Ведущий: Но начнем нашу встречу по традиции с упражнений на знакомство

 

Упражнение  на знакомство «Мое имя»

Напишите (назовите) своё имя, а рядом с ним – ассоциации, которые оно у вас вызывает.

Упражнение «Дерево чувств».

Нарисовано дерево. Приготовлены листочки разных цветов:

  • оранжевый – радостное, тёплое;
  • жёлтый – светлое, приятное;
  • зелёный – спокойное;
  • синий – неудовлетворённое, синее;
  • фиолетовый – напряжённое, тревожное;
  • чёрный – упадок, уныние.

 Задача учащихся: с помощью листочков выразить настроение и своё эмоциональное состояние.

Упражнение «Импульс».

Для восстановления сил, мыслей, рабочего состояния.

Встаём в круг. Возьмёмся за руки. Будем друг другу передавать «импульсы» сжатием руки.

«Импульс» буду отправлять я. Итак, начинаем. Я передаю «импульс» тепла. Каждый участник сжимает любой рукой руку рядом стоящего, передавая таким образом «импульс». Когда импульс вернётся к ведущему, он вновь отправляет, но другой «импульс».

Ведущий: На свете много удивительных чудес. Гигантские деревья и статуи, фантастические водопады и причудливые дворцы, невероятные пещеры, вызывающие у каждого изумление, кому посчастливилось увидеть их хотя бы раз.

 – Ребята, назовите, пожалуйста, уникальные творения природы.

Любое живое существо на нашей планете отличается оригинальностью и неповторимостью.

Но ни одно из чудес света несравнимо с тем, что всегда с нами. Это чудо – мы. Все мы вместе с вами. Потому что самым уникальным творением природы является человек.

«Много есть чудес на свете, человек их всех чудесней!» – так некогда изрёк великий греческий драматург Софокл.

Переход к теме. Знакомство с «Формулой успеха»  (в виде пирамиды)

Суть тренинга:

Каждая ступенька пирамиды заклеена бумажной полоской, под которой написано одно из важных качеств (ценностей) успешного, достойного человека.

В конце тренинга все полоски отклеиваются, зачитываются, и  происходит знакомство и познание  жизненного кредо достойного человека как подведение итогов.

Формула успеха:


Успех =
Упорство +

Смелость +

Трудолюбие +

Уверенность +

Сдержанность +

Общительность +

Целеустремленность +

Доброжелательность +

Ведущий: А теперь давайте перейдем к изобретению нашей формулы.

Упражнение  «Недописанный тезис».

Учащимся предлагается закончить каждый тезис..

  1. Я считаю, что успешный человек это …
  2. Для меня примером достойного человека является…
  3. Качество, которое я ценю в людях…

Упражнение  «Поле ценностей группы»

Цель. Актуализировать проблему личных ценностей каждого и определить общие ценности группы.

Инструкция. На листе написано слово «ценность» по буквам вертикально, все вместе надо истолковать его, подобрав слова или словосочетания на каждую букву слова «ценность».

Ц  – цель, целеустремленность, ценить что-то (кого-то),

Е – единство, естественность,

Н – надежность, настойчивость,

О – общительность, отзывчивость, ответственность,

С  –  семья, справедливость, смелость, совесть, сила воли, самостоятельность, счастье,

Т – терпение, толерантность, трудолюбие, творчество,

Ь - _______

Ведущий: Хороших качеств, присущих человеку, достаточно много.

Но моя задача, для чего мы здесь собрались, чтобы у каждого из вас были эти качества, чтобы каждый из вас их в себе взращивал, растил, проявлял изо дня в день, дарил своим близким.

Упражнение «Мои потребности и окружающий мир»

Цель. Содействовать изучению и формированию у старшеклассников социально оправданных потребностей.

Инструкция. Вообрази, что у тебя ничего и никого нет. Вдруг ты встречаешь волшебника, который говорит: «Проси все, что хочешь, для меня ничего невозможного нет!» Что ты в таком случае попросишь у этого волшебника?

Комментарий.  Дети пишут свои желания на листочке. Ведущий предупреждает, что он эти записи смотреть не будет, если только этого не захочет сам человек. Но эти листочки нам пригодятся в конце занятия.

Ведущий: Как вы считаете, какое качество успешной личности будет формироваться у человека, благодаря этому упражнению? Конечно, я не знаю, что каждый из вас написал, но тем не мене, чему оно нас учит? (Отзывчивость, милосердие, доброжелательность к людям, миру).

Упражнение «Хочу – могу – буду»

Цель: поиск внутренних ресурсов, развитие эмпатии, работа с установкой на готовность действовать.

Инструкция: Всем необходимо разбиться на пары. Подумать, что хотелось бы каждому совершить или в чем добиться успеха. Затем в каждой паре поочередно участники говорят друг другу по три фразы, начинающиеся со слов «я хочу», «я могу», «я буду».

Комментарий: В конце упражнения ведущий спрашивает о том, как менялись настроения, ощущения, эмоции в процессе выполнения данного упражнения и рекомендует участникам проводить это упражнение самостоятельно.

Ведущий: Как вы считаете, какое качество успешной личности будет формироваться у человека, благодаря этому упражнению? (уверенность в себе, настойчивость, упорство, целеустремленность, активность, ответственность).

Упражнение «Мои проблемы»

Цель. Способствовать формированию умения оценивать свои поступки и поступки других людей.

Инструкция. Каждый участник на листочке описывает ситуацию, которая была в его жизни и за поведение в которой он понес серьезное наказание, или  написать свою проблему, за что было стыдно, качества, которые не нравятся в себе, мешают.  Листочек складывается самолетиком, и по команде ведущего все запускают свои самолетики. Поймав самолетик, каждый участник дает свою оценку описанному в полученном листочке поступку, дает совет, как и что можно сделать в этой ситуации.

Обсуждение:

1. Какие чувства вы испытывали, делясь своими проблемами с группой?

2. Испытали ли Вы чувство облегчения, что вашу проблему могут помочь другие люди?

Ведущий: Когда мы с вами оказываемся в одиночестве, многие проблемы кажутся неразрешимыми. Поэтому нужно уметь общаться и в следующих упражнениях мы будем отрабатывать  некоторые навыки позитивного общения.

Ведущий: Как вы считаете, какое качество успешной личности будет формироваться у человека, благодаря этому упражнению? (взаимопомощь, умение признавать свои недостатки, обращаться за помощью, желание их исправить, самостоятельность…)

Игра «Да - нет - может быть»

Инструкция. Ведущий произносит любое суждение для всей группы присутствующих. Тут же играющие откликаются на эти суждения: если они хотят согласиться с высказанным, то направляются в ту сторону, где написано слово «Да»; в том случае, если кто-то не может согласиться с выдвинутым суждением, этот кто-то идет в сторону слова «Нет»; а те, кто хотел бы сказать в ответ на суждение «Может быть», занимают указанное место где-то посредине.

Ведущий:  Следующее упражнение позволит нам чуть-чуть подвигаться и одновременно продолжать двигаться к успеху.

После того, как играющие произвели выбор позиции, можно выслушать мнения избравших позицию, аргументы в пользу суждения или контраргументы против суждения. А затем еще раз предложить участникам продумать свой выбор и сменить позицию, если они изменили своѐ решение.

Веер суждений самый разнообразный и составляется ведущим в соответствии его педагогическому замыслу:

1) Нет прекраснее на земле существа, чем человек.

2) Самое страшное существо на земле — человек.

3) Главное в этой жизни иметь деньги.

4) Главное в этой жизни — быть верным себе.

5) Чтобы иметь друзей, надо уметь их завоевывать.

6) Чтобы иметь друзей, надо уметь быть другом.

7) Счастливый глух к несчастьям другого.

8) Счастливые — самые добрые к окружающим.

9) Если тебе кажется, что человек глупый, надо прямо ему сказать об этом.

10) Если ты видишь, что-то кто-то совершает дурной поступок надо пройти мимо, чтобы тебе не досталось.

11) В жизни надо думать о себе, чтобы тебе было хорошо.

12) Самая лучшая формула дружбы «Ты – мне, я – тебе».

13) «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

14) «После меня, хоть потоп!»

15) «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».

Ведущий: Как вы считаете, какое качество успешной личности будет формироваться у человека, благодаря этому упражнению? (умение делать правильный выбор, иметь свое мнение, )

Упражнение «Найди ключ»

Цель: формирование чувства доверия друг к другу, расширение представлений о себе и товарищах.

Ведущий: Сейчас каждому из вас вам предстоит отыскать свой ключ от счастья ли, от успех ли, от удачи, как вам больше нравится. Главное, что это упражнение нас тоже должно научить еще одному важному качеству достойного человека.

Инструкция. Ребенок с завязанными глазами ищет ключ. Дети помогают ему, указывая направления движения.

Ведущий: Как вы считаете, какое качество успешной личности будет формироваться у человека, благодаря этому упражнению? (доверие, преодоление страха, желание достичь цели, несмотря ни на что).

Упражнение «Стакан»
Цель: Эмоциональное осознание своего поведения.
Инструкция. Возьмите одноразовый стакан и сделайте с ним то, что вы бы сделали в состоянии агрессии, гнева, зла, обиды.
-Теперь верните стакан к первоначальному виду.
-Получается? Нет.
Обсуждение: Можем ли мы после своих агрессивных действий все восстановить? Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях? Сможем мы восстановить что-то, не оставив следов?
Ведущий: Как можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете негативные эмоции?  Примеры детей
-Поговорить, высказаться людям, которые вас поймут и посочувствуют.
-Можно поколотить подушку.
-Выжать мокрое полотенце (это поможет расслабиться, т.к. обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и пальцах).

- Что-то порвать (бумагу,  газету), скомкать, кинуть.
- Можно потанцевать под музыку.
- Громко спеть свою любимую песню.
- Погулять на природе.

Ведущий: Как вы считаете, какое качество успешной личности будет формироваться у человека, благодаря этому упражнению? (контролировать себя, свои эмоции, сдерживаться, думать о чувствах других).

Игра «Остановите преступление!»

Ведущий: Представьте следующую ситуацию:

-  Вы идёте по делам и встречаете группу подростков, которые занимаются тем, что бросают нож в дерево;

-  Вы идёте по делам и встречаете группу подростков, которые мучают животное (щенка, например);

-  Учитель пытается найти виновного, того, кто разбил, например, окно в школе (или сломал дверь), но только  вы знаете, кто это сделал.

Задача – придумать максимальное количество вариантов вашего поведения, которое может побудить молодых людей перестать бросать нож и найти себе другое занятие.

Чей вариант окажется более убедительным?

Ведущий: Как вы считаете, какое качество успешной личности будет формироваться у человека, благодаря этому упражнению? (честность, смелость, справедливость, доброту).

Кейсы для подростков

1. «Авторитет у друзей»

Сергея в классе не любили: обзывали, прятали и портили его личные вещи, смеялись над ним, когда он отвечал на уроке и.д. Сергею очень хотелось подружиться с авторитетными ребятами в классе, которые делали ему пакости, стать «своим» среди них. И он решил подражать Виталию и Коле, своим главным обидчикам. Они уже были известны всей школе своими «подвигами» и вели себя как настоящие «крутые парни»: свободно выходили из класса во время урока, пинали двери, ломали цветы в коридоре, били одноклассников и младших, откровенно хамили учителям. Сергей присоединился к Виталию и Коле и делал все, что они ему говорили: прогуливал школу, покупал новым «друзьям» сигареты и спиртные напитки, воруя деньги у родителей. Домой он стал приходить поздно, постоянно ссорился с родителями. Через полгода его поставили на учет в полицию за кражу.

Алгоритм анализа ситуации

В какую ситуацию попал Сергей?

Кто были обидчиками Сергея?

Почему Сергей решил стать «другом» Виталия и Коли?

Как вы понимаете слова «стать своим» у друзей?

Какие способы выбрал Сергей, чтобы «стать своим» у друзей? Удалось ли Сергею стать их другом?

Считали ли Виталий и Коля Сергея своим другом?

Попробуй составить прогноз дальнейшего развития их дружбы, предскажи возможные последствия поведения Сергея.

Как нужно было поступить Сергею, чтобы не столкнуться с такими проблемами?

2. Рассказ о проблемах Наташи.

Бабушка и мама считают, что Наташа – самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя к ней придираются и ставят тройки, как и её подружкам Светке и Галке, которых сама Наташа считает глупее себя. Правда, Светка и Галка так не считают и даже сказали Наташе, что она слишком высокого мнения о себе. То же самое Наташе говорил и её бывший друг Сергей, с которым она рассорилась. Наташа считает, что они все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда она всем им докажет, что они ей в подмётки не годятся!

– Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершала, оценивая себя?

◦ Судила о себе по мнению бабушки и мамы.

◦ Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

◦ Сравнивала себя не с сильными, а с более слабыми учениками. Требовательно относилась к другим, а к себе – снисходительно.

◦ Не прислушивалась к критике.  Три человека ей говорили одно и то же, а она вывод не сделала. Поругалась с друзьями, которые ей говорили о её недостатках.

 ◦ Ставила себе нереальные цели.

Ведущий: К сожалению, в подростковой среде такие случаи нередки. Почему так происходит?

Ответы детей

Упражнение «Свеча доверия».

Ведущий:  В заключение нашей встречи, мы выполним упражнение «Свеча доверия», которое еще больше нас подружит, сплотит, в очередной раз предстоит довериться участникам тренинга, мы почувствуем себя расслабленными, мягкими, как свеча.

Инструкция: Все участники становятся в круг плечо к плечу, руки согнуты в локтях, выставлены вперед, ладони подняты вверх. Один из участников становится в центр круга. Руки опущены вдоль тела, глаза закрыты. Он расслабленно опускается на руки стоящих в кругу. Группа подхватывает его и медленно, аккуратно передает по кругу.

В центре должен побывать каждый участник. После упражнения проводится обсуждение.

Дети стоят в кругу

Ведущий: А теперь пришло время открыть наши слагаемые и вывести формулу успеха, которые помогут нам всем быть счастливее и делать счастливыми других, близких людей.

Дети отклеивают полоски бумаг на пирамиде

Вот мы и вывели правила, которые, кажется, легко выполнять. А теперь задумайтесь, как бы мы были все счастливы, если бы мы с вами смогли выполнять хотя бы половину из нашего кодекса достойного человека.

Мне хочется надеяться, что разговор, который мы начали сегодня, для вас на этом не закончится, он продолжится в ваших душах. Будьте открыты истине, добру и красоте! И тогда вы сможете сделать единственно правильный для вас нравственный выбор.

Ведущий: Закончить нашу встречу я  предлагаю «Проблемой на ладошке». У меня в руке свеча (можно фонарик). Она символизирует мою жизнь. Что я понял сегодня на занятии? Каждый берёт в руки свечу и даёт свой ответ на вопрос: «Я принимаю жизнь с (без)…»

Пусть эта свеча (фонарик) освещает ваш жизненный путь, ваше будущее, делая его светлее, чище, ровнее, добрее. В добрый путь вам, мои дорогие друзья!

Раздача памяток

Рефлексия занятия. У участников на столе лежат вырезанные из плотной бумаги градусники. Ребята должны отметить на них свою температуру, которая определяется значением тренинга.

Шкала оценки следующая:  36,6 – нужно, полезно, интересно, необходимо;  38 –  сложно, неинтересно, обременительно; 34 – бесперспективно, безразлично.

Чаепитие

Закрепляем навыки этикета за столом в продолжении темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг-психодрама для подростков по формированию навыка уверенного поведения в опасных ситуациях "Сказка ложь, да в ней намек"

Тренинг для  подростков  формирует навык противостояния давлению, повышению стрессоустойчивости, сплочению коллектива, может использоваться в рамках антинаркотических акций, профилактики нас...

тренинг для подростков "Нет значит нет!" профилактика пав

Цель: обсуждение проблемы употребления ПАВ и  вредных привычек в аспекте  осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся. Формирование  у подростков  осознанной ...

Занятие- тренинг с подростками : «Психологическая природа конфликта. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение».

Цели: дать определение конфликта, его структуру, сферу, динамику; ознакомить с причинами конфликтов; дать представления о видах поведения в конфликте, отработать выбор определенного стиля поведе...

ВАЖНОСТЬ И ЦЕННОСТЬ ЖИЗНЕННОГО КРЕДО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Мы живем в обществе и подчиняемся общественным законам и правилам, обязаны и стараемся их соблюдать. Если бы не было законов, я думаю, что наша жизнь была похожа на беспорядок.Кроме общественных закон...

Конспект занятие с элементами тренинга для подростков «Конфликты в нашей жизни»

Формирование у подростков навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми....

«Педагогическое кредо» ( мои педагогические принципы, девиз, профессиональное кредо как педагога-специалиста в сфере профилактики наркозависимости детей и подростков)

  Как правило, ведущая роль в происхождении аддикции приписывается родителям. В ходе многочисленных исследований была выявлена связь между поведением родителей и последующим зависимым...