Анализ компетенций педагогических и управленческих работников образовательных организаций по направленности «Использование русского языка как государственного»
методическая разработка

В 2020 году одним из основных направлений опорных стажировочных площадок, получателей субсидии по мероприятию «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка и языков народов Российской Федерации», реализуемому в рамках ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», стало повышение профессионального уровня как педагогических, так и управленческих работников образовательных организаций по вопросам изучения и преподавания русского языка и языков народов Российской Федерации. В текущем году получателями субсидии стали 11 субъектов Российской Федерации – Алтайский край, Ивановская область, Иркутская область, Краснодарский край, Псковская область, Республика Коми, Республика Мордовия, Ростовская область, Свердловская область, Тамбовская область, Чеченская Республика. В обязательства субъектов-получателей субсидии входило повышение квалификации педагогических и управленческих работников образовательных организаций не только из своего субъекта (получателя субсидии), но и других субъектов Российской Федерации (регионов-реципиентов) по вопросам русского языка и языков народов Российской Федерации.

Для проведения системного анализа эффективности деятельности опорных стажировочных площадок в данном направлении, организацией-оператором ООО «Верконт Сервис» была осуществлена диагностика компетенций обучаемых категорий педагогических и управленческих работников образовательных организаций (в субъектах-получателях субсидии и регионах-реципиентах). Процесс диагностики был организован на интернет-сервисе оператора в ходе взаимодействия с опорными стажировочными площадками.

Участниками диагностики стали слушатели курсов повышения квалификации, проводимыми специалистами опорных стажировочных площадок в ходе обучающих мероприятий, а именно:

специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования;

управленческие работники общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций;

педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя начальных классов, русского языка и литературы, родных языков, других учебных предметов), дошкольных образовательных организаций.

Всего в диагностике в 2020 году приняли участие более 15 000 человек из 69 субъектов Российской Федерации. Наибольшую активность по участию в тестировании проявили следующие субъекты: Ростовская область, Республика Дагестан, Иркутская область, Республика Тыва, Свердловская область.

Слушателям предлагалось оценить свою профессиональную компетентность по 4 направленностям:

использование русского языка как государственного;

преподавание русского языка как родного;

преподавание русского языка как неродного;

обучение на языках народов Российской Федерации.

Диагностический инструментарий разработан ведущими специалистами образовательных организаций дополнительного профессионального образования педагогических работников, экспертами-практиками опорных стажировочных площадок с учетом результатов анализа форм контроля освоения программ повышения квалификации субъектов Российской Федерации (программы обучения 2018–2019 года). Диагностический инструментарий размещен на сайте федерального оператора.

Практически все диагностические материалы включали в себя следующие виды заданий:

задания, требующие выбрать один или несколько правильных ответов из предложенного списка;

задания на установление соответствия;

задания на определение последовательности;

задания с кратким ответом.

Одна часть диагностических материалов была универсальной, т.е. была предназначена для всех категорий слушателей, указанных выше, другая – рассчитана только на определенную целевую аудиторию. В зависимости от категории слушателей формировались задания для тестирования.

В данном методическом материале остановимся на результатах диагностического исследования направленности 1 «Использование русского языка как государственного».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_kompetentsiy_pedagogicheskih.docx64.8 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ компетенций педагогических и управленческих работников образовательных организаций по направленности «Использование русского языка как государственного» (методический материал по результатам диагностического исследования, проведенного в рамках организационно-методического сопровождения мероприятий, реализуемых за счет субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации, на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка)

В 2020 году одним из основных направлений опорных стажировочных площадок, получателей субсидии по мероприятию «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка и языков народов Российской Федерации», реализуемому в рамках ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», стало повышение профессионального уровня как педагогических, так и управленческих работников образовательных организаций по вопросам изучения и преподавания русского языка и языков народов Российской Федерации. В текущем году получателями субсидии стали 11 субъектов Российской Федерации – Алтайский край, Ивановская область, Иркутская область, Краснодарский край, Псковская область, Республика Коми, Республика Мордовия, Ростовская область, Свердловская область, Тамбовская область, Чеченская Республика. В обязательства субъектов-получателей субсидии входило повышение квалификации педагогических и управленческих работников образовательных организаций не только из своего субъекта (получателя субсидии), но и других субъектов Российской Федерации (регионов-реципиентов) по вопросам русского языка и языков народов Российской Федерации.

Для проведения системного анализа эффективности деятельности опорных стажировочных площадок в данном направлении, организацией-оператором ООО «Верконт Сервис» была осуществлена диагностика компетенций обучаемых категорий педагогических и управленческих работников образовательных организаций (в субъектах-получателях субсидии и регионах-реципиентах). Процесс диагностики был организован на интернет-сервисе оператора в ходе взаимодействия с опорными стажировочными площадками.

Участниками диагностики стали слушатели курсов повышения квалификации, проводимыми специалистами опорных стажировочных площадок в ходе обучающих мероприятий, а именно:

специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования;

управленческие работники общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций;

педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя начальных классов, русского языка и литературы, родных языков, других учебных предметов), дошкольных образовательных организаций.

Всего в диагностике в 2020 году приняли участие более 15 000 человек из 69 субъектов Российской Федерации. Наибольшую активность по участию в тестировании проявили следующие субъекты: Ростовская область, Республика Дагестан, Иркутская область, Республика Тыва, Свердловская область.

Слушателям предлагалось оценить свою профессиональную компетентность по 4 направленностям:

использование русского языка как государственного;

преподавание русского языка как родного;

преподавание русского языка как неродного;

обучение на языках народов Российской Федерации.

Диагностический инструментарий разработан ведущими специалистами образовательных организаций дополнительного профессионального образования педагогических работников, экспертами-практиками опорных стажировочных площадок с учетом результатов анализа форм контроля освоения программ повышения квалификации субъектов Российской Федерации (программы обучения 2018–2019 года). Диагностический инструментарий размещен на сайте федерального оператора по ссылке www.region.rus.study/diagnostic.

Практически все диагностические материалы включали в себя следующие виды заданий: 

задания, требующие выбрать один или несколько правильных ответов из предложенного списка;

задания на установление соответствия;

задания на определение последовательности;

задания с кратким ответом. 

Одна часть диагностических материалов была универсальной, т.е. была предназначена для всех категорий слушателей, указанных выше, другая – рассчитана только на определенную целевую аудиторию. В зависимости от категории слушателей формировались задания для тестирования.

В данном методическом материале остановимся на результатах диагностического исследования направленности 1 «Использование русского языка как государственного».

Анкета по направленности 1 «Использование русского языка как государственного» включала 90 заданий и состояла из 4 частей:

владение нормами;

знание норм;

нормативно-правовая база;

методика преподавания.

1. Владение нормами

Диагностические материалы «Владение нормами» содержали 30 тестовых заданий, позволяющих проверить у слушателей степень владения языковыми нормами русского литературного языка – орфоэпическими, лексическими, грамматическими и синтаксическими.

В диагностике (часть 1, задания 1-30) приняли участие 8 категорий слушателей – управленческие работники органов исполнительной власти в сфере образования; управленческие и педагогические работники дошкольных образовательных организаций; управленческие, педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя начальных классов, учителя родных языков, учителя русского языка и литературы, учителя других учебных предметов). Наибольшая доля данного контингента приходится на 2 категории слушателей – педагогических работников дошкольных образовательных организаций (49,6%) и учителей начальных классов общеобразовательных организаций (24,7%). Таким образом, суммарно на эти две категории приходится 74,3% слушателей; на остальные 6 категорий приходится 25,7%, то есть почти в 3 раза меньше (от 0,4 до 10%) (рисунок 1).

  1. – Доля респондентов, участвовавшая в диагностике по направленности 1, часть 1 «Владение нормами»

Результаты тестирования показали, что практически по большинству заданий респонденты продемонстрировали высокие результаты – до 97% правильных ответов (таблица 1). Среднее значение правильных ответов по всей анкете составляет 77%.

Степень сложности заданий для респондентов можно проследить на основе полученных результатов, разделив их на 3 группы. Первая, наиболее многочисленная, включает более половины заданий (17 ед.) и состоит из максимальных результатов (от 81 до 97% правильных ответов); вторая группа содержит средние результаты (54 – 80% правильных результатов) и представлена десятью заданиями; третья группа с минимальными результатами (40, 33, 41% правильных ответов) включает 3 задания.

  1. – Результаты тестирования всех категорий слушателей[1]

Номер

задания

Количество правильных ответов, %

Номер

задания

Количество правильных ответов, %

Номер

задания

Количество правильных ответов, %

1

74

11

83

21

77

2

93

12

91

22

73

3

81

13

93

23

69

4

40

14

94

24

93

5

92

15

90

25

97

6

91

16

82

26

95

7

92

17

86

27

64

8

81

18

33

28

71

9

72

19

41

29

71

10

54

20

62

30

86

Результативнее всего респонденты справились с заданиями на правописание непроверяемых гласных в корне слова, двойных согласных и образование множественного числа существительных, по которым было получено наибольшее количество правильных ответов (таблица 2):

№25 «Укажите, в каких словах пропущена буква «о»? Выберите два варианта ответа: а) андр…гогика; б) дем…нстрация; в) импр…визация; г) пар…дигма; д) проп…ганда» - получено по результатам опроса всех категорий слушателей 97% правильных ответов от общего количества слушателей, участвующих в опросе;

№26 «Укажите, в каких словах пишется удвоенная согласная? Выберите два варианта ответа: а) гум…анизм; б) кавал…ерия; в) дис…ертация; г) эл…итарный; д) дискус…ия» - получено по результатам опроса всех категорий слушателей 95% правильных ответов от общего количества слушателей, участвующих в опросе;

№14 «Укажите словосочетания, в которых неверно образована форма выделенного имени существительного? Выберите два варианта ответа: а) толпа ЦЫГАН; б) пара ТУФЛЕЙ; в) отряд ПАРТИЗАН; г) несколько ПОЛОТЕНЦЕВ; д) ходить без НОСКОВ» - получено 94% правильных ответов от общего количества слушателей, участвующих в опросе.

Если рассматривать полученные результаты в разрезе категорий, то по отмеченным выше заданиям лидирующие позиции занимают учителя русского языка и литературы (98,9; 98,6; 98,0% правильных ответов соответственно), начальных классов общеобразовательных организаций (98,5; 96,0; 95,3% правильных ответов соответственно) (таблица 2).

В целом можно отметить, что респонденты успешно справились практически со всеми заданиями, что свидетельствует о сформированных в процессе обучения (повышения квалификации) профессиональных компетенциях в части умения применять нормы русского литературного языка в речи.

На рисунках 2-4 представлены результаты на самые результативные вопросы, с которыми справились респонденты, в разрезе всех категорий слушателей.

  1. – Количество правильных ответов на задание №25, в разрезе всех категорий слушателей

  1. – Количество правильных ответов на задание №26, в разрезе всех категорий слушателей

  1. – Количество правильных ответов на задание №14, в разрезе всех категорий слушателей
  1. – Количество правильных ответов на задания 25,26,14 в разрезе всех категорий слушателей

Категория слушателей

Кол-во правильных ответов на задание №25, %

Кол-во правильных ответов на задание №26, %

Кол-во правильных ответов на задание №14, %

Педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя др. учебных предметов)

97,4

93,5

91,2

Педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя начальных классов)

98,5

96,0

95,3

Педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя родных языков)

95,2

95,2

85,7

Педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя русского языка)

98,9

98,6

98,0

Специалисты дошкольных образовательных организаций (педагогические работники)

97,1

94,5

93,8

Управленческие и административные работники дошкольных образовательных организаций

91,3

84,5

82,1

Управленческие и административные работники общеобразовательных организаций

95,2

95,2

92,5

Управленческие работники органов исполнительной власти в сфере образования

94,1

91,2

79,4

Как следует из результатов тестирования, наиболее сложными для всех категорий слушателей оказались задания, направленные на овладение орфоэпическими и грамматическими нормами (таблица 3):

№4 («Укажите, в каких словах правильно поставлены ударения? Выберите два варианта ответа: а) грАффити; б) щавЕль; в) кОрысть; г) предложИть; д) плесневЕть») – получено по результатам опроса всех категорий слушателей всего лишь 40% правильных ответов, причем наибольшие затруднения с ответом испытали учителя родных языков (14,4% правильных ответов), учителя начальных классов (26,2% правильных ответов), педагогические работники дошкольных образовательных организаций (37,9% правильных ответов) (таблица 3, в которой проценты правильных ответов рассчитаны, исходя из количества каждой категории слушателей);

№18, 19 («Запишите в предложении числительные словами: В (1995) году он управлял уже (394) компаниями»; «В (2017) году доход его компании составлял не менее (4 742 195) рублей») – получено по результатам опроса всех категорий слушателей 33 и 41% правильных ответов соответственно. Если рассматривать результаты в разрезе конкретных категорий респондентов, то наибольшие затруднения по заданию №18 возникли у управленческих работников органов исполнительной власти (20,6% правильных ответов), педагогических и управленческих работников дошкольных образовательных организаций (22,3 и 23,7% правильных ответов соответственно); по заданию №19 – также у управленческих работников органов исполнительной власти (20,6% правильных ответов), управленческих работников общеобразовательных и дошкольных организаций (26,3 и 27,5% соответственно) (таблица 3).

На рисунках 5-7 представлены результаты на самые сложные вопросы, с которыми не справились респонденты, в разрезе всех категорий слушателей.

  1. – Количество правильных ответов на задание №4, в разрезе всех категорий слушателей

  1. – Количество правильных ответов на задание №18, в разрезе всех категорий слушателей

  1. – Количество правильных ответов на задание №19, в разрезе всех категорий слушателей
  1. – Количество правильных ответов на задания 4,18,19 в разрезе всех категорий слушателей

Категория

слушателей

Кол-во правильных ответов на задание №4, %

Кол-во правильных ответов на задание №18, %

Кол-во правильных ответов на задание №19, %

Педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя др. учебных предметов)

50,4

38,7

39,4

Педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя начальных классов)

26,2

44,8

43,7

Педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя родных языков)

14,4

33,3

45,2

Педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя русского языка)

68,8

58,3

55,1

Специалисты дошкольных образовательных организаций (педагогические работники)

37,9

22,3

38,0

Управленческие и административные работники дошкольных образовательных организаций

53,6

23,7

27,5

Управленческие и административные работники общеобразовательных организаций

60,7

29,6

26,3

Управленческие работники органов исполнительной власти в сфере образования

44,1

20,6

20,6

Выявленные в процессе диагностики ошибки в ответах на задания являются достаточно типичными и объясняются в первом случае тем, что ударение характеризуется разноместностью и подвижностью, а во втором случае – изменением числительных по падежам в сочетании с существительными, что вызывает, как показали результаты тестирования, определенные трудности в устной и письменной речи респондентов. Особенно наглядно это проявилось у учителей родных языков, учителей начальных классов и педагогических работников дошкольных образовательных организаций. В то же время выявление таких узких мест у респондентов полезно и крайне необходимо, так как позволяет выстроить адресную систему работы со слушателями в дальнейшем как в условиях системы дополнительного профессионального образования при разработке программ повышения квалификации, так и на рабочем месте, в условиях конкретной образовательной организации.

При этом важно отметить, что знание и владение языковыми нормами русского литературного языка – это показатель речевой культуры в целом, а значит формирование такой компетенции необходимо и значимо как для руководящих, так и педагогических работников образовательных организаций.

В заключении следует отметить характерную особенность полученных диагностических данных: значительный вклад в общие результаты данного тестирования вносят 2 категории из 8 – учителя начальных классов общеобразовательных организаций и педагогические работники дошкольных образовательных организаций.


[1] Управленческие работники органов исполнительной власти в сфере образования; управленческие и педагогические работники дошкольных образовательных организаций; управленческие, педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя начальных классов, учителя родных языков, учителя русского языка и литературы, учителя других учебных предметов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по организации самостоятельной работы по русскому языку для обучающихся I II курса по профессии «Управляющий сельской усадьбой»

В данных методических указаниях Вы найдете правила: как работать с учебником, со справочной литературой, как делать тестирование, комплексный анализ текста, разборы по русскому языку, как писать докла...

Инновационная форма повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций

Повышение квалификации педагогических работников в форме стажировки...

Рабочая программа образовательной учебной дисциплины ОУД.01 "Русский язык"

Рабочая программа образовательной учебной дисциплины ОУД.01 "Русский язык" создана для реализации среднего (полного) общего образования в пределах ППССЗ по специальности 09.01.02 «Компьютерные системы...

Педагогический проект на тему: Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе

Цели и задачи проекта.Цель: создание системы организации образовательного процесса, способствующей формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе.Участники проекта. Учи...

19.06.2019 был проведен семинар для педагогических работников на тему "Кодекс профессиональной этики работников образовательной организации"

На семинаре рассматривались следущие вопросы :Педагогическая этика -часть педагогического мастерства, требования педагогической этики, педагогический долг, педагогическая честь, элементы педагогическо...

Отработка практических навыков действий работников образовательной организации, обучающихся при возникновении пожара

Отработка практических навыков действий работников образовательной организации, обучающихся при возникновении пожара...

Примеры заданий профессиональной направленности по русскому языку и литературе для специальности 19.02.12 Технология продуктов питания животного происхождения (молоко и молочные продукты)

В статье приводятся примеры заданий профессиональной направленнности по русскому языку и литературе для специальности 19.02.12 Технология продуктов питания животного происхождения (молоко и молочные п...