Основные подходы к оцениванию знаний.
статья

Загора Олег

В статье рассматриваются основные функции котроля знаний учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные подходы к оцениванию знаний.

При оценивании студентов необходимо руководствоваться реализацией всех функций контроля.

Реализация диагностической (измерительной) функции. Реализация этой функции возможна, прежде всего, через достижения валидности, точности и надежности контроля. Для решения этой проблемы могут быть различные пути: тесты с закрытыми вопросами, оценивание другими учащимися, самооценки. Основа контроля – тщательно переработанный учебный материал. Контролируется материал, который изучался в колледже или дома. Если материал едва упоминался и не давался для самостоятельной работы дома, он не может проверяться. Цель проверки заключается отнюдь не в том, чтобы запутать, сбить с толку или озадачить учащегося. Одна из целей контроля – определить уровень освоения материала.

Валидность и точность оценивания учащихся зависит от правильности формулирования вопроса. Желательно, чтобы вопрос начинался с вопросительного слова: кто, что, кого, чего, кому, чему, где, когда, как, почему, зачем, при каких условиях и т.п. Терминология должна быть понята учащимися. Это очень важное требование. Вопрос должен содержать одну мысль, четко соотнесен с понятием или проблемой. Он должен быть однозначен, ясен и конкретен.

Обучающая функция. Для того, чтобы обучающая функция реализовывалась, необходимо студенту дать как можно быстрее обратную связь: что сделано правильно, а где есть неточности. Необходимо проверить и вернуть работу как можно скорее. Самый лучший подход, когда вслед за вопросом и ответом на вопрос, предъявляется правильный ответ и происходит проверка. Учащийся должен получить обратную связь о правильности выполнения работы.

Развивающая функция. Во время опроса должно быть развитие речи, памяти, мышления (логического, критического, креативного, интуитивного).

Воспитывающая. Во время контроля желательно, чтобы у учащегося развивались основные  личностные блоки; сотрудничество, позитивность, старательность, ответственность.  Необходимо быть внимательным при проведении контроля, особенно тестирования. Многие учащиеся не пытаются ловчить при выполнении задания. Они возмущаются, когда это удается кому-то в группе из-за беспечности педагога. Негодование объясняется тем, что свои оценки они заслужили честным путем, тогда как другие получают такие же оценки без всякого труда.

Для поддержания своего авторитета, для формирования законопослушания необходимо предотвратить процесс списывания, но обучение в таком случае должно быть посильно каждому учащемуся.

Стимулирующая функция. Контроль должен стимулировать желание заниматься данным предметом. Для этого необходимо разъяснять учащимся свой подход к выставлению оценок; какие критерии оценки будут использоваться; из чего будет складываться итоговая отметка (особенно при устном опросе).

Любая проверка должна начинаться для студента успешно. Желательно начинать с простых вопросов и переходить к более сложным. У студента появляется уверенность, он лучше справляется с работой.

Вселять успех. Педагог формирует убеждение, что с заданием справиться каждый, кто достаточно подготовлен, так как эта работа ему по силам.

Каждый учащийся должен иметь не одну возможность добиться успеха.

При осуществлении обратной связи необходимо определить частоту её проведения. Из кибернетики известно, что чем чаще осуществляется контроль за процессом, тем выше эффективность управления (Н.Ф. Талызина). Однако при механическом переносе этого требования на учебно-воспитательный процесс без учета определенных условий интевнсивная обратная связь может вызвать отрицательные последствия. Если использовать обратную связь как «кнут», то это может иметь негативные последствия. Если же интенсивную обратную связь использовать как предоставление возможности каждому студенту сообщать о своих успехах на каждом уроке, то она носит позитивный, бесконфликтный, стимулирующий характер.

Корректирующая функция. Опрос тогда эффективен, когда в случае необходимости он стимулирует учащихся к изменению своего стиля занятий. Для этой цели регулярно информируйте учащихся об их успеваемости. Эффект: каждый подопечный получает возможность сопоставить свою работу с работой других Учащийся видит в каком положении он находится по сравнению с другими. Это можно делать еженедельно на основании текущего контроля, что явится побудительным стимулом для многих учащихся не отставать от других. Нужно предоставлять им всю информацию, чтобы они не терялись в догадках по поводу собственной успеваемости.

Процесс оценивания тогда соответствует всем требованиям, когда он создает условия для коррекции педагогом своей деятельности. На основании результатов опроса педагог принимает решение, есть ли необходимость изменять свою деятельность. Если студенты работают в меру своих сил и получают хорошие отметки – значит, подход  правильный. Если же студенты работают спустя рукава и получают хорошие отметки, то необходимо усилить требовательность. Если же студенты работают с полной отдачей и не могут получить отличные отметки, то преподаватель должен проанализировать свои критерии оценивания.

Таким образом, благодаря оцениванию в случае необходимости должна осуществляться коррекция деятельности, как учащегося, так и педагога.

Список литературы

1.Колеченко, А.К.. Психолого-педагогические проблемы образовательного процесса/ Актуальные проблемы современного образования – Санкт-Петербург, 2004. – 109 с.

2.Косякин, Ю.В., Адуевская, Л.И. Мотивационная роль преподавателя в управлении самостоятельной познавательной деятельностью студентов / Ю.В. Косякин, Л.И. Адуевская // Среднее профессиональное образование. – 2008. – 9. - С. 42-44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ГБОУ НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЛИЦЕЙ»

Мною разработана  рейтинговая  система оценивания знаний теоретического курса профессиональных  модулей и  ряда дисциплин.Цели и задачи введения рейтинговой системы оценивания учеб...

Техника и методика оценивания знаний студентов при изучении клинических дисциплин

Презентация доклада на методическом совете об оценке знаний студенов (5 балльная система)...

Балльно - рейтинговая система оценивания знаний и умений студентов.

Изменения учебных программ предусматривает разработку оценивания деятельности студентов.  Бально-рейтинговая система позволяет студенту проявлять инициативу, творчески подходить к выполнени...

Коллоквиум как форма проверки и оценивания знаний студентов

Рекомендации по проведению коллоквиума в колледже. Задачи и этапы проведения. Критерии оценивания....

Доклад на объединенном заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин по теме: "Новые подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся в условиях реализации в ФГОС

Сегодня в России в условиях внедрения ФГОСов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся. В докладе  речь иде...

КОНСОЛИДИРОВАННОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Значительные изменения приоритетов в среднем профессиональном образовании за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными те...

Статья "О подходах к оцениванию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения средствами учебной дисциплины"

В статье описывается механизм соотнесения образовательных результатов рабочих программ дисциплин (предметных, метапредметных, личностных) с УУД. Предлагаются типы заданий для оценивания различных резу...