«Применение инновационных технологий в воспитательной работе»
материал

Бондаренко Людмила Михайловна

               Термин «инновации» прочно вошёл в нашу жизнь и используется в самых различных направлениях в жизни общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  МОУ Школа  с Аксарка

          ДОКЛАД

По теме: «Применение инновационных технологий в воспитательной работе»

                Воспитатель:Бондаренко Л.М.

п. Аксарка 2015 г.

Применение инновационных технологий в воспитательной работе.

         

               Термин «инновации» прочно вошёл в нашу жизнь и используется в самых различных направлениях в жизни общества. Понятие «инновации» встречается во всевозможных сочетаниях. Не являются исключением образование и педагогика.

Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса, в том числе и в воспитании.

 В Законе об образовании сказано, что «… под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней..».

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

Новые, инновационные подходы к воспитанию заложены в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.

Идеологической основой ФГОС стало:

  • духовно-нравственное воспитание личности;
  • гражданская идентичность;
  • системно-деятельностный подход.

Инновационные технологии воспитания:

  • - национально-образовательные;
  • - создание развернутой системы дополнительного образования внутри интерната;
  • - телевизионные (ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
  • - информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека);
  • - нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
  • - различные варианты школы  полного дня;  
  • - создание детско-родительских объединений внутри школы;
  • - социальное проектирование.  

В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.

Выпускник современной школы должен:

- уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;

- четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;

- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании.

         В этих условиях воспитателю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. И сегодня,  с целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы   воспитатели активно используют информационно-коммуникационные инновационные технологии. А иначе:

  1. Как поддержать интерес воспитанников   к  мероприятиям ?
  2. Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную деятельность?
  3. Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать чему-то ребёнка, когда  современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем мы?

  И сейчас я расскажу немного, о  педагогических и воспитательных технологиях.  

Что же такое педагогическая технология?

Педагогическая технология - это продуманная  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с  обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Педагогический инструментарий воспитательных технологий представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов воспитания. 

           

             В нашей воспитательной работе используем здоровьесберегающие и оздоровительные технологии, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения  навыкам сохранения его. (физкультминутки,  гимнастика для глаз, беседы о правилах здорового питания, и по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: Веселые старты, День оленевода и т.д.).

Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. Место и роль игровой технологии в воспитательном  процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания воспитателем функций и классификации педагогических игр.  

В следующую группу я бы хотела объединить технологию сотрудничества и групповые формы проведения  мероприятий, Часов семьи, собраний семьи,   так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей  самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,  эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе, в роли рабочего инструмента педагога все больше начинает выступать  компьютер, его возможности. ИКТ постепенно становятся главной составляющей работы не только учителя, а также воспитателя, так как позволяют на уроках, мероприятиях пробудить интерес к   изучаемому событию, актуальному вопросу, проблеме. И не ограничивается только демонстрацией презентаций.  Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. К тому же,  воспитанники не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации. (Проектные работы: «Оленеводы Ямала», презентации детей о  Героях Ямала).  В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у  этих ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации.

Использование ИКТ дало толчок к самосовершенствованию воспитателя. Если ранее при подготовке мероприятий, родительских собраний, я в основном использовала печатные материалы и средства ТСО, то сегодня я имею возможность использовать электронные энциклопедии,  Internet-ресурсы, могу заглянуть на форумы и посмотреть, чем занимаются коллеги, над чем работают они. Сегодня, мы  способны свободно, уместно  использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам,  стали намного проще с помощью ИКТ. Одним из главных помощников для учителя  является Интернет. Итак, самое простое применения Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать детям в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов.

      И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

Я знаю, что у каждого воспитателя есть «копилка»  в компьютере, где он собирает материал по  технологиям, педагогические мастерские, презентации и интерактивные игры, ролики по темам, учебные фильмы.

Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в интернате, развить познавательный интерес и у наших воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы.

Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы....

Применение инновационных технологий при обучении математики в техникуме

Применение элементов инновационных технологий при обучении мматематике....

Применение инновационных технологий в образовательном процессе

В исследуемой статье автором описана необходимость применения инновационных технологий в образовательном процессе с целью повышения качества обучения студентов в системе среднего профессионального обр...

Доклад на конференцию. Тема: Применение инновационных технологий в образовательном процессе системы СПО

На современном этапе приоритетными направлениями совершенствования учебно - воспитательного процесса является развитие индивидуальных форм обучения, внедрение интегрированных курсов, развитие информац...

«Применение инновационных технологий в воспитательной работе. Как сделать классное дело интересным и содержательным?»

Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с учащимися и их родителями...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...