«Основы коррекционных психологии и педагогики»
статья

Лаптева Асия Тагировна

В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков.  Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных курсов обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего.  В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом.   Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают занятия неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одногруппниками вне группы. Учителя играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл x_osnovy_korrektsionnyh_psihologii_i_pedagogiki_1.docx93.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

 Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

«Основы коррекционных психологии и педагогики»

Статья

Педагог дополнительного образования

 ГБОУ ДОД ДДЮТ Московского района

 Лаптева А.Т.

преподаватель

 МОБУДОД Пашская ДШИ

Ганиева Т.А.

                       

       

               

Санкт-Петербург 2020 год.

Основы коррекционных психологии и педагогики

«Человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом». 

                                Л. С. Выготский

 Образовательные возможности инвалидов за рубежом и в России.  

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: мэйнстриминг, интеграция, инклюзия.

Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах.

Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них.

Инклюзия, то есть включение, - это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. продемонстрировали преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений. На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные и муниципальные школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Первые инклюзивные образовательные учреждения в нашей стране появились на рубеже 1980 – 1990 гг. так, например, в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.

Необходимо отметить, что для отечественной педагогики понятие инклюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и неприемлемым. Теория и практика проблемного обучения разработана в российской педагогике достаточно широко. Концепция этого направления в отечественной педагогике основывается на исследованиях С.Я. Рубинштейна, теория и практика проблемного обучения изложены в работах А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, М.Н. Скаткина. Практика проблемного обучения в начальной школе очень интересно изложена в работах С. И. Брызгаловой и других авторов. Конечно, этот подход не является единственным в обучении детей, в том числе, учащихся с особенностями развития.

Формирование базовых школьных навыков и умений, таких как читать и понимать прочитанное, грамотно и красиво писать, считать, слушать, пересказывать, держать внимание на рутинной работе, не перебивать, и т.д. чрезвычайно важно и актуально, поскольку это тот фундамент, на котором можно построить и развить прекрасное творческое начало в каждом ученике, в том числе и ученике с особенностями развития. Способы и подходы к формированию таких базовых умений и навыков в инклюзивном классе будут несколько иными. Это, прежде всего, подход, центрированный на ребёнке, а не на взрослом, где самыми важными будут потребности и нужды каждого конкретного ребёнка, с особенностями или без них, а не профессиональные установки и стереотипы учителя. Это использование индивидуальных программ обучения, сотрудничество и работа в команде, как для учителей, так и для учеников. Об этом стоит помнить педагогам, которые хотели бы развить практику включения в образовательный процесс разных и нетипичных детей.         

Интеграция и инклюзия  

В настоящее время терминология, связанная с инклюзивным образованием, находится в стадии разработки. Рассмотрим основные термины, связанные с проблемой инклюзивного образования. Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы удовлетворить нужды и потребности всех детей без исключения, при понимании и уважении их различий. Если требуется, то оказывается специальная помощь и поддержка детям с различными возможностями и на уроках, и за пределами класса.

Некоторые школы и учителя используют термины «интеграция» и «инклюзия» - один вместо другого, считая их синонимами. Инклюзия отличается от интеграции тем, что с самого начала рассматривает всех детей без исключения частью общеобразовательной системы. Таким образом, для детей с особенностями отсутствует необходимость в какой-либо специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются частью школьной системы. Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностями. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе школы, но и изменения во взглядах учителей общего и специального образования, привыкших рассматривать свою работу как обучение только определённых групп детей.

Цели и основные составляющие инклюзивного образования

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

К основным элементам инклюзии можно отнести:

  • включение всех детей с особенностями в такую школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;  
  • естественная пропорция количества детей с особенностями по отношению ко всем детям, обучающимся в школе,
  • отсутствие «сортировки» и «отбраковывания» детей, обучение в смешанных группах;  
  • нахождение детей с особенностями в классах, соответствующих их возрасту;  
  • ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения;  
  • эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели обучения.

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:  

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;  
  • каждый человек способен чувствовать и думать;  
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;  
  • все люди нуждаются друг в друге;  
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;  
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;  
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;  
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.        

В контексте проблемы инклюзивного образования, принято рассматривать медицинскую и социальную модели инвалидности. В рамках медицинского подхода ребенок с инвалидностью – это проблема. В прошлом дети с ограниченными возможностями рассматривались исключительно через призму их нарушения, подвергались обязательному «лечению», институциализации и изоляции от остального общества. Иногда у таких детей даже отнималось их право на жизнь. Сегодня высокотехнологичные решения, лекарства и методы терапии носят куда более конструктивный характер, к примеру, слуховые аппараты для людей с нарушениями слуха. От детей с инвалидностью в рамках модели ожидается приспособление к существующей среде и обществу.

Не следует забывать о том, что у детей-инвалидов также есть их права человека, в частности права быть принятыми такими, какие они есть и право на получение дошкольного и школьного образования. Зачастую их пытаются интегрировать в существующую среду. При такой «интеграции» проблема все еще рассматривается внутри ребенка, а не в школе или детском саду, который этот ребенок посещает.

Социальная модель инвалидности - это образ мышления, рассматривающий барьеры, существующие в обществе и не позволяющие ребенку участвовать в его жизни наравне с другими как основную причину, делающую ребенка инвалидом. Социальная модель основывается на абсолютно разных определениях нарушения и инвалидности.

Как объяснить дошкольнику, который проводил свое время с ровесниками во дворе, что он пойдет не в ту школу, что по соседству, не в ту, где будут учиться все его сверстники, а в специализированную, отличную от других?

Именно поэтому дети с индивидуальными образовательными потребностями нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, но, в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе.

Да, у таких детей есть проблемы со здоровьем, но, когда они общаются с коллективом своих сверстников, их окружение становится судьбоносным фактором социальной интеграции. Инклюзивное образование помогает претворять в жизнь подобные цели не только учащимся с особенностями в развитии, но и детям, которые, в той или иной степени, выделяются из большинства. Это ребята, говорящие на других языках, принадлежащие иным культурным и этническим группам, а также дети, обладающие разными интересами и способностью к обучению.

К сожалению, система нашего образования еще не готова ответить на такие вопросы, особенно когда речь идет с детьми с нарушениями разных степеней, затрагивающими психические нарушения. Наше общество в процессе развития и не готово полностью принять этих детей в школе за одной партой со своим ребенком. А эти дети, как никто нуждаются в общении со своими сверстниками, должны иметь возможность наблюдать за развитием своей и чужой жизни в обществе.

Иметь возможность полноценно интегрироваться в этом обществе для того, чтобы получить все необходимые навыки для жизни, возможности коммуникации и личностном росте, как на бытовом, так и на общественном уровне. И здесь в помощь системе образования и этим детям приходит инклюзивный потенциал современного дополнительного образования.

Инклюзивное образование в сфере дополнительного образования детей строится, развивается на «педагогической интуиции», поскольку педагог не имеет диагностического, методического, психологического инструментария для работы в условиях инклюзии с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Опыт реализации инклюзивного образования выявлен во всех направленностях дополнительного образования детей, но в большей степени - в физкультурно-спортивной и художественной. В инклюзивной среде также улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью.

Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями предполагает создание условий, благоприятных для освоения ими способов   преодоления разноуровневых барьеров, препятствий. Под препятствием понимается то, что отдаляет или отделяет личность от достижения желаемого результата.

Практические наблюдения и теоретические обоснования многих ученых свидетельствуют о том, что различные виды искусства: живопись, скульптура, музыка, танец, театр и др., пробуждая творческую жизненную энергию человека, обладают колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный рост, развитие и являются источником физического и нравственного здоровья человека. Важнейшим компонентом духовности любого общества является народная культура как неотъемлемая часть социально- культурного творчества.  Фольклор, прикладное народное творчество, старинные обряды, обычаи и праздники - это наши корни.

Персонификация в современной педагогике определятся как особая форма организации образовательного процесса, рассматривающего индивидуальные особенности обучающихся как один из векторов обновления и модернизации непрерывного профессионального образования, как процесс, формирования творческого развития и интересов обучающихся; как фактор развития познавательной активности индивида; как средство построения индивидуального или персонифицированного маршрута. Для проектирования образовательного маршрута в процессе дополнительного профессионального образования необходимы специально организованные условия руководством учреждения, его методической службой.

В учреждениях дополнительного образованиях процесс обучения носит более неформальный характер, чем в традиционной школе, акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему.

По мнению А.Г. Асмолова, роль дополнительного образования совершенно уникальна. Во-первых, отмечает он, дополнительное образование - это образование, занятое расширением экологии детства. Во-вторых, дополнительное образование - это «образование возможности быть», возможности быть личностью.

Распознать потенциал ребенка и развить его, действительно сложно, но вполне реально. Для этого требуются, прежде всего, желание и терпение, ну и, конечно же, знания. Необходима система работы по выявлению и развитию способностей, которые развиваются средствами дополнительного образования, и способствуют формированию адекватной самооценки ребенка. Способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но они влияют на легкость, быстроту приобретения этих знаний и навыков. А своевременное выявление и развитие способностей детей является залогом их личностного развития. Детям необходимы внимание, уважение, понимание и участие.  

Это в значительной мере связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.  

В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков.  Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных курсов обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего.  В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом.   Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают занятия неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одногруппниками вне группы. Учителя играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.

Фестиваль "Золотое сердце Приангарья" пройдет 14 декабря

Список используемой литературы и электронных ресурсов

  1. RIA.RU © 2020 МИА «Россия сегодня», Сетевое издание РИА Новости (https://ria.ru/20201207/armata-1587956683.html)
  2. Студенческая библиотека онлайн (inf{aт}studbooks.net) © 2013 – 2020 https://studbooks.net/ https://studbooks.net/1984097/pedagogika/integratsiya_inklyuziya 
  3. «ИНКЛЮЗИЯ В ОБРАЗОВАНИИ», Том 2, № 4 (8), © УВО «Университет управления «ТИСБИ», 2017 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи для проведения дифференцированного зачёта по предмету «Фармацевтическое товароведение» совместно с предметом «Основы общей психологии»

Задачи для проведения дифференцированного зачёта  по предмету «Фармацевтическое товароведение» совместно с предметом «Основы общей психологии»...

Урок по коррекционной и специальной педагогике с использованием технологии проблемного обучения на тему: "Специфические и неспецифические методы коррекции нарушения поведения"

Урок по коррекционной и специальной педагогике с использованием технологии проблемного обучения на тему: "Специфические и неспецифические методы коррекции нарушения поведения" для студентов, обучающих...

Методологические основы коррекционных технологий для детей с ОВЗ

обзор настоящего положения с ростом количества детей с ОВЗ, а также основные положения, которые следует учитывать при составлении коррекционной программы.Практические рекомендации при развитии моторно...

Тесты по МДК.06.01 «Теоретические и методические основы коррекционно - развивающей деятельности»

Тесты по МДК.06.01 «Теоретические и методические основы коррекционно - развивающей  деятельности»...

тесты МДК 06.02 Психолого - педагогические основы коррекционно- развивающей деятельности

тесты МДК 06.02 Психолого - педагогические основы коррекционно- развивающей деятельности...

Взаимосвязь психологии и педагогики

Взаимосвязь психологии и педагогики...